Что нужно знать родителям о наркомании. Родителям о наркомании консультация по психологии на тему

Разделы: Работа с родителями

Цель родительского собрания: рассмотреть проблему возникновения наркомании, как угрозу будущему детей и подростков.

Задачи собрания:

  • Довести до сведения родителей достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность.
  • Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в современном обществе; пробудить желание предупредить эту проблему.
  • Организовать среди родителей, неравнодушных к будущему своих детей, группу поддержки наркопоста школы.

Форма проведения собрания:

  • вечер вопросов и ответов;
  • тренинг для родителей;
  • работа в группах.

Вопросы для обсуждения:

  • статистические данные по проблеме наркомании,
  • симптомы и опасности болезни,
  • пути решения проблемы,
  • анализ анкет,
  • тренинг для родителей,
  • памятка для родителей.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Вступительное слово классного руководителя.

– Слово «наркотик» существует в словаре с 21 века как одно из самых употребляемых слов. Готовясь к сегодняшнему разговору, учащимися нашей школы был проведён опрос общественного мнения среди населения нашего посёлка: «Как Вы относитесь к наркотикам»?

Статистика этого опроса такова: из 43 респондентов людей:

  • люди пожилого возраста – 7 человек,
  • люди среднего возраста – 12 человек,
  • молодёжь и школьники – 24 человек.

Реакции пожилых людей:

  • испуг – 1 человек,
  • агрессия и злость – 2 человека,
  • безразличие – 2 человека.

Реакция людей среднего возраста:

  • страдание – 1 человек,
  • недоумение, непонимание – 2 человека,
  • испуг – 2 человека,
  • агрессия – 7 человек.

Молодёжь:

  • интерес к теме разговора – 15 человек,
  • осуждение – все подростки, участвовавшие в опосе,
  • растерянность – 2 человека.

О чём говорит этот опрос? О том, что проблема употребления наркотиков у всех на слуху. Все о ней знают, или слышали. Все существуют с ней параллельно. Все согласны, что проблему наркомании необходимо решать, и как можно быстрее. Что эта проблема является для нашего общества самой актуальной и важной.

Употребление детьми и подростками психоактивных веществ, представляет серьёзную угрозу нации, будущему нашей страны.

Крайне тревожная статистика. Статистические данные наркотизации в Иркутской области:

По темпу роста заболеваемости наркоманией Россия занимает ведущее место. Иркутская область занимает 2 место в стране (после Кемеровской области).
Куйтунский район – 6 место.
Наркоманы есть и у нас в посёлке. Они живут рядом с нами. Но сколько их, на какой стадии болезни они находятся, никто не учитывает. Это боль и страдания только близких родственников наркоманов.
Среди учащихся нашей школы нет состоящих на учёте в наркодиспансере. Но это не значит, что нет надобности вести разговор о наркотиках среди учителей и учащихся. Рассматривая данные по стране, становится ясно, что подрастающее поколение вырождается.

Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманией. Каждый 10-й школьник в стране пробовал наркотики. Один наркоман за год втягивает от 4 до 17 человек. При таких темпах в стране через 5 лет более чем 1/4 населения попробует наркотики.

Очевидна связь роста социально-экономических проблем и роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти процессы происходят параллельно: в состоянии опьянения подростками совершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.). Возраст начала потребления наркотиков совпадает со временем начала учёбы в школе. К подростковому возрасту свыше 10% школьников уже знакомы с действием наркотиков и этот процент растёт.

К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9% мальчиков и 5% девочек. Основной возраст первого знакомства с наркотиками приходится на 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%).

Эти цифры показывают ещё и то, что в подростковой среде распространено ошибочное мнение о том, что «наркотик делает человека свободным» – 21%, 34% считают, что «наркотики бывают всерьёз и невсерьёз», 42% согласны с тем, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Подростки толком не знают, чем грозят наркотики здоровью и личности человека, смутно представляют степень ответственности перед законом за распространение, хранение и приём наркотиков. И плюс к этому недостаточная информированность педагогов, взрослых и родителей, которые сталкиваются с этой проблемой.

Но в тоже время многие считают, что со мной и моими близкими это не произойдёт, эта беда меня и моих близких обойдёт стороной. Но опыт многих семей (благополучных в том числе) показывает, что зло НАРКОМАНИИ достаточно изобретательно в своём стремлении затягивать в своё болото всё большее и большее количество людей.

Что такое наркомания?

Наркомания – это группа заболеваний, которые проявляются патологическим влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических веществ, развитием зависимости от них, а также выраженными медико-социальными последствиями.
В отечественной наркологии принято различать наркоманию и токсикоманию. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые, согласно списку Постоянного комитета по контролю наркотиков, утверждённому Минздравом РФ, отнесены к наркотическим средствам. Различие между наркоманией и токсикоманией не медицинские, а юридические.
Следующее заблуждение: борьба с наркотиками – это дело специалистов.
Действительно, без профессионалов – врачей здесь не обойтись. Но главное в решении этой проблемы не только лечение уже заболевших, а предупреждение и профилактика этой страшной болезни. А предупреждение болезни по силам каждому, кто желает прекратить её распространение. Цель нашего разговора сегодня – это получение достоверной информации о наркотиках, о том, как можно уберечь наших детей от этой беды.
Рассматривая наркоманию как болезнь, мы должны понимать, что это особая болезнь. Говоря о пьянстве, древние подчёркивали, что оно представляет собою упражнение в безумии. Наркомания же представляет собою само безумие, но добровольное. Слово «добровольное» не означает, что человек сам захотел стать наркоманом. Вряд ли среди наркоманов можно найти хотя бы одного, который ставил пред собою цель стать наркоманом. Каждый из них никогда не думал, что станет наркоманом, и тем более не желал этого.
Отношения человека к наркотикам не простые. А именно неопределённость может стать одним из шагов навстречу наркомании. Школьники почти единодушно считают, что наркоманы – это «конченые люди». Их можно лишь пожалеть. Но никто из школьников не считает, что может стать сам наркоманом. Зато многие считаю, что наркоманом может стать человек, постоянно употребляющий наркотики. Действительно, людей, эпизодически использующих наркотики (на вечеринке, дискотеки, просто за компанию) гораздо больше, чем истинно больных наркоманией. Но больные наркоманией люди как раз и появляются из тех, кто употреблял наркотики от случая к случаю. Ещё одним заблуждением служит следующее: подростки уверены, что важно не проворонить, не прозевать момент привыкания к наркотику и при необходимости остановиться. И это в чём-то действительно так. Но в том-то и дело, что процесс формирования зависимости от наркотиков, в отличие от осознания самого факта этой зависимости, протекает скрытно от сознания. И когда человек понимает, что попал в состояние зависимости, бывает уже поздно. Современные наркотические средства способны развивать у человека привыкание к ним быстро, иногда за 1-2 их употребления.

Как и когда появились наркотики?

Наркотики известны с глубокой древности. Начало их появления совпадает с появлением рода человеческого. Известно, что многие цивилизации пользовались наркотическими веществами. Майя и ацтеки клали под язык листья коки – для поддержания сил в дальнем походе. Китайцы тысячелетиями курили опиум – для снятия стресса и как снотворное. Жители древней Аравии употребляли с теми же целями гашиш (от арабского – трава). Воины-исмаилиты пред боем принимали гашиш, а, приняв, становились активными и жестокими. В древнем Египте, Древней Греции и Риме были знакомы с лечебными свойствами (подавления боли при недомогании) опия, индийской конопли и других наркотических веществ. Об употреблении древними египтянами каннабиса упоминает Геродот, а Гиппократ использовал опиаты в медицинской практике.
С развитием торговли – наркотики попали в Европу, где находят применение в медицине. Долгие годы с помощью наркотиков решались множественные проблемы, и опиум, и героин применялись как универсальное обезболивающее. Благодаря египетским походам Наполеона гашиш проник в Европу.
В настоящее время тревогу вызывает как немедицинское, так и медицинское использование психотропных веществ в разных социально-экономических группах. А также появление некоторых наркотических веществ там, где их раньше не знали. Марихуану стали использовать в европейских странах, кокаин – в Северной Америке, алкогольные напитки в Индии, Пакистане, странах юга и востока Средиземноморья. При этом распространение наркотиков в регионы и области, где они не были традиционными, продолжается, затрудняя предупреждение возникновение новых и новых вспышек злоупотребления ими. Возникают и новые виды наркотических веществ.
В России принят Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1997). Он предусматривает запрещение употребления наркотических веществ, их аналогов (ст.1,2 Закона); запрещено использование наркотических средств частнопрактикующими врачами (ст.31); запрещение немедицинского потребление наркотических средств психотропных веществ (ст.40); резкое ограничение сведений, допустимых в антинаркотической пропаганде (ст.46); запрещение лечения наркоманов частнопрактикующими врачами (ст.54); применение мер принудительного характера (ст.54, п.3).

Специалисты убеждены, что профилактика наркомании будет эффективной если:

– детям и взрослым будет представлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека;
– информация должна соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям человека;
– в борьбе с наркотиками ребёнок, родители, педагоги, специалисты должны быть едины, но главное что надо помогать человеку отказаться (или захотеть отказаться) от наркотиков самому.

Что такое наркотики?

Сообщение школьного врача.

Наркотики – ядовитые вещества и соединения. Их виды (классификация):

Яды растительного происхождения в чистом виде:

– марихуана – наркотики, приготовленные из стеблей и листьев конопли с небольшим добавлением цветков («травка», «сено» на языке наркоманов);
– гашиш – получают из смолистого вещества, собранного с верхушек конопли (анаша, банг, план, «дурь»).

Психостимуляторы:

– эфедрин – белый порошок с горьким вкусом, кристаллики которого имеют
продолговатую форму. Может встречаться в виде раствора в ампулах с маркировкой «эфедрин».
– фенамин – амфетамин – международное название – синтетический стимулятор, встречается в виде порошка, в таблетках, капсулах разнообразного вида и цвета.
– «экстази» – название группы производных амфетамина. Встречается в виде разноцветных таблеток различной формы. Употребляют их только внутрь.
– кокаин – белый кристалический порошок, по виду похож на питьевую соду. Обычно разведён сахарной пудрой или тальком. Попав на язык, вызывает ощущение «онемения» (как новокаин).

Галлюциногены:

– LSD – (диэтиломид лизергиновой кислоты). «Кислота», встречающаяся в виде прозрачного порошка; в виде разноцветных марок, напоминающих почтовые (пропитаны раствором наркотика). Принимают внутрь, иногда вводят внутривенно.
– грибы рода Psilotsibum. Содержат псилоцин и псилобицин. Доступны только в конце лета. Выглядят как маленькие коричневые поганки. Шляпка имеет фиолетовый оттенок. Их едят жареными, вареными, сырыми и сухими.
– РСР (он же фенциклидин). Встечается редко, обычно в виде порошка.

Деприссанты:

– снотворные и седативные (успокаивающие, снимающие боль, страх, тревогу, беспокойство) средства. Они изготавливаются фабричным способом. К наркотикам относятся снотворные лекарства, которые могут очень быстро вызвать зависимость.

– «маковая соломка» – мелко размолотая (иногда в пыль) коричнево-жёлтые сухие части растений белого мака.
– «ханка» – застывший тёмно-коричневый сок маковых головок (он же опий-сырец), сформированный в лепестки 1-1,5 см в поперечнике.
– «бинты» или «марля» – пропитанные опием-сырцом хлопчатобумажная ткань. Становится коричневой после пропитки, если была белой. Все необработанные опиаты при попадании на язык имеют лёгкий вяжущий эффект.
– растворы кустарного изготовления (готовятся с использованием органических растворителей и ангидрида уксусной кислоты). Выглядят как крепко заваренный чай, иногда с резким запахом уксуса, а может быть с осадком.
– раствор в ампулах или во флакончиках с маркировкой «морфина гидрохлорид» («морфин» – один из активных алкалоидов опия.
– кодеин (алкалоид, содержащийся в опии) может встречаться в составе таблеток от кашля.

Как человек втягивается в употребление наркотиков?

Как показывает, статистика первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8-10 лет. Но чаще в подростковом возрасте. Подростковый возраст – это переломный период для подростка. Кризис взросления. Переживается он по-разному, создавая различные психологические и социальные трудности. Это может проявиться у подростка в трудновоспитуемости, ухудшении успеваемости, ослабевает интерес к учебной деятельности, падает общая работоспособность или развивается скрытность, появлении тяготения жить в «параллельных мирах», стремление уйти в себя и т. д. Подросток желает ощутить себя взрослым, стремиться утвердить свою взрослость любыми способами. Молодёжь в своём стремлении освободиться от опеки взрослых использует разные средства. Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление взрослых, недостаток уверенности в собственных силах – всё это заставляет подростков объединяться в группы. В них молодёжь пытается получить то, что не может иметь дома – доверие, поддержку, добрые чувства. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремясь выразить себя. В поисках новых, необычных ощущений и переживаний они экспериментируют с алкогольными напитками, ингаляторами, наркотическими веществами. Две трети подростков знакомятся с ними из любопытства, желая получить свой первый опыт, соприкасаясь с запретным. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотические вещества в неформальных группах. Обычно это происходит вдалеке от взрослых в одних и тех же укромных местах: в подвалах, на лестницах и чердаках, в парках и садах. Нередко первую дозу получают обманным путём: в качестве «нового сорта сигареты» или другой необычной «приманки» (напитков, таблеток и даже инъекций).

Кто же подвержен риску, стать наркоманом?

Дети 8-11 лет. Детей этого возраста интересует всё, что связано с наркотиками:
– их действием, способами употребления. Наркотик – это неизвестный и запретный мир, и, как и всё незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли. Либо не восприняли всерьёз. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены, по словам друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики пока ещё нет. Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителя (передаточное звено).

11-14 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления «лёгких» наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием «лёгких» наркотиков. О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания носят недостоверный характер. Отношение к наркотику – как привлекательность. Не оценивается опасность его употребления. Употребление связано с трудной жизненной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. В этом возрасте доступны лекарственные и бытовые средства – бензин, лей, зубная паста, таблетки и т. д. Имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно и эти средства и оказываются тем, с чего начинается пристрастие к психоактивным веществам.

14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любым психоактивным веществом. Возраст часто называют – возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо – опосредованный через близких, знакомых и друзей.

Какие обстоятельства влияют на пристрастие к наркомании?

Эти обстоятельства называют «факторами риска». К таким «факторам риска» относят:

– биологические или медицинские: патология беременности, осложнённые роды, тяжёлые и хронические заболевания, сотрясения головного мозга, алкоголизм или наркоманию у родителей, психические заболевания у кого-либо из близких родственников;
– социально-психологические: семейное неблагополучие, низкий материальный достаток, отсутствие братьев и сестёр, алкоголизм и наркомания у близких родственников, психические расстройства или частые нарушения правил общественного поведения у членов семьи и близких родственников, сильная и постоянная занятость родителей (работа, общественная или личная жизнь), развод родителей, неблагоприятные семейные отношения (гипер- или гипоопёка, нарушенные семейные отношения, лёгкий неконтролируемый доступ к деньгам и т. д.).

Как действует наркотик на человека?

На начальных стадиях интоксикации некоторые люди могут быть интересны для окружающих за счёт временного оживления. Они легки в общении, остроумны. Благодушное настроение сопровождается покладистостью, сговорчивостью и даже предупредительностью. Но это быстро проходит. Больные наркоманией производят впечатления рассеянных или задумчивых людей. Часто они забывают о сигарете, дымящейся в руке, пока она не обожжёт им пальцы или не упадёт на пол. Кстати, курильщики – наркоманы могут курить только в состоянии интоксикации – при отсутствии наркотика (в ломке) они не переносят табачный дым. С нарастанием отравления ускоренная речь становиться замедленнее. Наркоманы растягивают слова, при этом плохо ориентируются в происходящем: могут говорить о том, что не является темой разговора, повторять несколько раз одно и тоже. Это состояние бросается окружающим в глаза. Иногда на этой стадии отравления наркоманы стремясь к общению, становятся навязчивыми. В состоянии отравления, у наркоманов снижена болевая чувствительность. Ожоги или мелкие порезы их не беспокоят. Сонливость может перейти с поверхностный сон, который легко прерывается извне. Эта сонливость выглядит необычно и может проявиться в самое неподходящее время. В таком состоянии он засыпает в любой позе и даже если его не тревожить, периодически просыпается. Чаще всего наркоман стремиться уединиться (по возможности в отдельной комнате). Там он включает магнитофон, телевизор и засыпает.

Что такое «ломка»?

Внезапное прекращение употребления наркотиков вызывает страшное состояние наркотического похмелья. Его проявление зависит от длительности отравления и от дозы наркотика. Начинается ломка, спустя 8-12 часов. Начинающие наркоманы, не имеющие выраженной физической зависимости, могут перенести ломку на ногах. Симптомы ломки напоминают ОРЗ или расстройство желудочно-кишечного тракта. Но поведение наркомана резко меняется. Сонливость и вялость улетучиваются, их сменяет раздражительность и напряжённость. Наркоман становится неусидчив, нервничает без видимых причин, стремиться уйти из дома. На вопросы отвечает грубо. Если раньше он мог «зависать » на телефоне, то теперь говорит отдельными короткими фразами типа: «Ну, что?», «Как, там?», «Мне надо…», «У вас всё готово?» и т. п. Внешне это тоже другой человек. У него легко можно отметить:

– расширенный зрачок, который резко сужается;
– поминутную зевоту, слезящиеся глаза, чихание, «гусиную» кожу, отсутствие сна, отсутствие аппетита, непереносимость табачного дыма – ещё накануне курил, а сейчас нос воротит от табака.

Если человеку не оказать квалифицированную. Помощь, его состояние будет ухудшаться. Примерно к 3-му дню отрыва от наркотиков наркоман находится на пике ломки. Что он переносит в это время, окружающим трудно понять. Сами наркоманы подобрали для себя в ломке подходящее название: живой труп.

Психологи, педагоги, медики советуют: «Неважно, сколько лет вашим детям, неважно, заметили вы что-то странное в их поведении и физическом состоянии или нет – вам следует поговорить с ними о наркотиках». Этот разговор не может быть преждевременным, так же как его некогда не поздно начинать.

Родителям до собрания было предложено ответить на вопросы. (Приложение 1 )

Родительский тренинг

Родители разделяются на группы. Каждая группа готовит ответ на один вопрос. Затем идёт защита родительских мнений.

Подведение итогов собрания начинается в ходе собрания: во время прохождения тренинга для родителей, выступлений классного руководителя, школьного врача, социального педагога.
При подведении итогов родительского собрания, классный руководитель раздаёт памятку родителям. (Приложение 2 )
Делаются выводы, формулируется решение родительского собрания.

Решение:

  • воспитывать у своих детей чувство неприятия употребления наркотиков;
  • осознание чувства опасности, связанной с их употреблением;
  • развивать у детей навыки здорового образа жизни и планировать совместный отдых с ними;
  • быть для детей положительным примером.

Из числа родителей организуется группа родителей – добровольных помощников школьного наркопоста.
Объявляется тема следующего родительского собрания.
Даются индивидуальные консультации для родителей, оставшихся после собрания на личную беседу.

Список литературы :

1. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под научной редакцией Л.М. Шипицыной и Е.И.Казаковой .
2. Проект. «Образование без наркотиков», А.А.Гаврилов
3. Наркозависимость, терминология, клиника. А.Ю.Егоров .
4. Родительские собрания. Н.И. Дереклеева , 2005 год.

Татьяна Пучкова
Консультация «Всё о наркомании родителям»

Всё о наркомании родителям

Составил : педагог- психолог Белоберезковской МБОУ СОШ №1

Пучкова Татьяна Михайловна

Наркомания – заболевание , возникающее в результате злоупотребления наркотическими веществами , смертельный исход неизбежен. Это психическая и физическая зависимость от наркотиков . Это болезнь, которая практически не лечится. Наркоман не может жить без наркотиков . Наркотик становится частью обмена веществ в его организме. Многие переоценивают силу своей воли, думая, что смогут попробовать наркотики , а потом «завязать» .

Как Вы можете распознать признаки наркомании у Ваших детей ? Обратите внимание на неожиданные изменения в поведении подростка :

Резкое снижение или повышение активности;

Потеря интереса к учебе, увлечениям,

Пропуски занятий

Необъяснимая раздражительность, лживость, рассеянность

появление подозрительных приятелей, резкое изменение круга друзей;

Появление скрытости в поведении, отказ сообщать о своем местонахождении;

Позднее возвращение домой в необычном состоянии;

Трудное пробуждение по утрам

Невнятная речь

Потеря аппетита, снижение веса.

Вас должно насторожить :

Исчезновение денег или ценностей из дома;

Увеличение требуемой суммы денег на карманные расходы;

Наличие у подростка медикаментов, шприцев, ампул, тюбиков из-под клея;

Следы на теле подростка.

Папирос;

Кусочков фольги;

Закопченных ложек;

Шприцов;

Игл от шприцов; .

Резинок для внутривенных инъекций;

Пузырьков с марганцовкой

Бутылок с уксусом, ацетоном, пятновыводителем и т. д.

Почему люди принимают наркотики ? Статистика показывает : 45% начинают принимать наркотики из любопытства ; 43%- под влиянием друзей; 12%- из желания убежать от проблем. Основные причины, приводящие подростка к употреблению наркотиков – неадекватная заниженная или завышенная самооценка; отсутствие четкой цели в жизни; отсутствие заботы о себе и о своем здоровье; недостаток любви и поддержки в семье; эмоциональная боль, разочарование в семье от психической (а иногда и физической) травмы, полученной в детстве от родителей ; гиперопека со стороны родителей ; низкая устойчивость к стрессам, неумение справляться с трудностями;неумение получать удовольствие, удовлетворение от повседневной жизни; отсутствие нравственных ценностей, внутреннего стержня.

Что делать родителям , чтобы их ребенок не стал наркоманом ?

Выберите позицию личной ответственности за своего ребенка, свою семью. Не ждите, когда беда постучится к Вам в дом.

Создайте в своей семье атмосферу любви, доверия и безопасности

Интересуйтесь заботами и проблемами ребенка, его внутренним миром.

Развивайте в ребенке навыки самостоятельного приема решений, инициативу, собственный взгляд на происходящее. Лучше, чтобы Ваш ребенок был ведущим, а не ведомым.

Учите получать удовольствие в повседневной жизни (от природы, хорошей книги, общения с интересными людьми и т. д.)

Будьте для ребёнка примером. Сами не пейте, не курите, не употребляйте наркотические вещества .

Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы не плохо показать, что вы сознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему будет необходимо.

Проводите время вместе.

Очень важно, когда родители вместе с детьми занимаются спортом, музыкой, рисованием, устраивают совместный досуг, поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами и т. д. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным способом защиты от табака, алкоголя и наркотиков .

Общайтесь с его друзьями.

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего подростка. Поэтому важно в этот период принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть привлечь их к занятиям спортом и творчеством.

Помните, что ваш ребенок уникален.

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки.

Донесите до Ваших детей, что :

Вслед за удовольствием от принятия наркотиков наступают сильные физические муки;

Сильно портится физическое здоровье;

Резко снижаются умственные способности;

Высокий риск заражения СПИДом, другими инфекционными заболеваниями;

Уменьшается и сходит на нет половая потенция; подросток лишается будущего; те.

Что делать родителям , если ребёнок уже начал принимать наркотики ? Обсудить возникшую проблему на семейном совете. Поговорить с ребенком, избегая угроз и применения физических мер наказания (техники доверительного общения) . Постараться создать доверительную обстановку – помочь ребенку рассказать о своем пристрастии к ПАВ. Объяснить опасность употребления ПАВ. Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и возможные сопутствующие заболевания. 2. Отвести ребенка к специалистам в области наркологии для оказания лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи.

3. Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться убедить его в необходимости быть ответственным за свое состояние здоровья.

4. Переговорить с классным руководителем, стараться найти понимание и поддержку в осуществлении вторичных и третичных профилактических мероприятий (предотвращение повторных случаев употребления ПАВ, срывов и рецидивов заболевания).

5. Привлекать ребенка к различным спортивным и культурно-массовым мероприятиям.

6. Быть внимательным к поведению друзей и знакомых ребенка, понимая их возможное отрицательное или положительное влияние.

Где искать помощь и поддержку?

Центр психолого- медико- социального сопровождения г. Трубчевск

Центр социальной помощи семье и детям Трубчевского района

Что полезно знать родителям школьников, или 15 советов от специалистов наркоконтроля

1.Если выявлено, что ребенок наркоман, то не нужно себя обманывать.

Необходимо осознать и принять тот факт, что в семье появилась серьезная проблема. Семья должна объединиться в борьбе с ней несмотря ни на какие разногласия. Нужно настроиться на долгий и трудный путь помощи ребенку в его борьбе за жизнь. Успех реален, если родители смогут изначально настроиться на то, чтобы: проявлять максимум терпения и веры в успех; быть максимально честными с собой и подростком; обращаться за помощью ко всем, кто может оказать реальную помощь; активизировать собственные силы подростка, давая ему ощущение поддержки с вашей стороны.

2.До того как начать помогать подростку, нужно получить как можно больше достоверной информации по проблеме.

3. Прежде чем спасать ребенка, необходимо оценить свое собственное состояние и, если необходимо, улучшать его.

Зависимость появляется не вдруг, она формируется в продолжение какого-то времени, а нередко является логическим завершением длительных явных или скрытых семейных проблем. Параллельно с зависимостью подростка у родственников развивается расстройство под названием «созависимость». Это означает, что у родственников и близких наркомана в результате психической травмы и попыток приспособиться к ней вырабатывается комплекс особых черт характера, мешающих нормальной и счастливой жизни: неуверенность в своих силах и своей правоте, чувство вины за поведение своего ребенка, забота о нем в ущерб интересам других членов семьи. Как только вы заметили негативные изменения в своем состоянии, обращайтесь к психологу, психотерапевту или в общественные организации.

4. Нужно вырабатывать реалистический взгляд на проблему, избегая иллюзий и мифов.

Родители понимают, что наркозависимый остается несмышленым ребенком, у него детский подход к взрослым проблемам. Он легкомыслен, нетерпелив, самонадеян, не принимает во внимание возможности других и объективные обстоятельства, уверен, что все сойдет ему с рук. В душе он хороший человек и не делает никому зла специально. Он живет своими фантазиями. Нередко в своем поведении родители уподобляются своему ребенку, оторванному от реальности. Ваш ребенок вырос, и он имеет право на собственную жизнь, несмотря на свое безответственное поведение. И отвечать должен сам

5. Постарайтесь, прежде всего, понять причины и степень вовлеченности ребенка в употребление наркотических веществ.

Прежде чем начать серьезный разговор с вашим ребенком, основательно подготовьтесь. Начинайте разговор только тогда, когда ребенок не находится под влиянием наркотиков, а вы - спокойны и контролируете себя. Когда разговор пошел, следует, не стесняясь, спрашивать напрямую и досконально обо всех непонятных и беспокоящих вас его поступках и словах. Не начинайте с чтения морали, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка - это может сразу оттолкнуть его от вас. Помните, что именно доброе отношение и любовь способны помочь ребенку в трудный момент. Одной из причин употребления наркотиков служит невнимательное и равнодушное отношение родителей к проблемам своего ребенка, скандалы и ссоры в семье.

Именно своей любовью и объясняйте свою твердую позицию, однозначно дайте понять, что вы будете настойчиво стремиться помочь ему избавиться от этого пристрастия («мы любим тебя и не успокоимся, пока ты не справишься со своей проблемой»). Проводите эту мысль регулярно. Во время разговора выражайте свои чувства спокойным и ровным тоном. Подчеркните, что вы не приемлете не самого ребенка, а именно наркотики, так как они ведут к смерти. Четко выразите свое негативное отношение к наркотикам. Выясните его позицию к ним. Ваша любовь к ребенку и борьба за его жизнь должны стать причинами вашей твердости. И ребенок обязательно должен это знать.

6. Будьте готовы встретить сопротивление вашего ребенка.

Приготовьтесь выслушать типичные заявления. Будьте готовы, что ваш ребенок попытается играть на ваших чувствах. Будьте готовы, что он перестанет употреблять один наркотик (инъекционный), но тайно от вас будет использовать другие.

7. Действуйте совместно.

Если в разговоре участвуют оба родителя, чрезвычайно важно, чтобы они были едины и последовательны в своем подходе. Не позволяйте играть на ваших разногласиях. Протестуйте только против наркотиков, их употребления, поведения, связанного с ними. Не ополчайтесь на ребенка как на личность. Выразите вашу безусловную любовь к нему, веру в его силы. Если ваш ребенок крещен в православную веру, помощь может оказать беседа с православным священником, посещение храма, временное проживание в нем.

8. Подумайте, что можно изменить в условиях жизни ребенка и семьи.

В случае если вы подозреваете, что ваш ребенок продолжает принимать наркотики, изучите ситуацию более подробно. Известны случаи, когда проблема решилась путем перевода в другое учебное заведение, смены места жительства, отрыва от порочной компании. Пристально и внимательно наблюдайте за вашим ребенком. Заведите дневник. Отмечайте факты характерных поступков с указанием дат и времени.

9. Демонстрируйте твердую позицию несогласия с образом жизни его друзей-наркоманов.

Выясните его точку зрения на этот счет. Будьте готовыми встретить сопротивление со стороны ребенка, угрозу покинуть дом. Не меняйте позицию и постоянно разъясняйте ее подростку. Ищите возможность отвлечь его от компании, включить его в другие социальные группы.

10. Обратитесь за помощью к специалистам, если вы убедились, что ваши усилия не дали желаемых результатов.

Помните: чем раньше вы обратитесь за помощью, тем больше шансов, что она будет эффективна. Не прибегайте к самолечению или помощи экстрасенсов, магов. Важно совместно с подростком выбрать ту форму реабилитации, которая наиболее подходит для него и семьи. Не останавливайтесь ни перед чем, пока подросток не пройдет полный курс реабилитации.

11. Постарайтесь избавиться от непродуктивного чувства вины за проступки своего ребенка.

Независимо от того, на какой стадии реабилитации подросток находится, следуйте правилу: перестаньте искать виноватых. Если он достаточно взрослый, чтобы не выполнять ваших требований, значит, взрослый и для того, чтобы отвечать за свое поведение. Вы все равно не сможете прожить его жизнь за него и не корить себя понапрасну. Даже если вы найдете причину его порока в недостатках ваших методов воспитания, вы ничего не сможете изменить.

Не пугайте. Не угрожайте. Не читайте нотаций. Не устраивайте истерик. Если подростку удастся спровоцировать вас на грубость, он получит полное моральное право на употребление наркотиков, заглушая обиду и чувство вины. Не поддавайтесь на провокации, не теряйте контроля над собой. Ни на день не отказывайтесь от борьбы с зависимостью; убеждайте: наркотики - смертельно опасны, тебе это не нужно, ты можешь справиться с этим, если сам захочешь и обратишься за помощью. Ставьте перед подростком конкретные задачи на короткие промежутки времени. Ставьте условия, поддерживайте его только в том, что не связано с наркотиками.

12. Не помогайте подростку поддерживать его аддикцию.

Не потакайте все увеличивающимся капризам и выпрашиванию денег. Добивайте одинакового отношения к этому всей семьи. Не верьте подростку на слово. Не давайте обхитрить себя. Не верьте его обещаниям, верьте только делам. Не покрывайте подростка, не давайте деньги, не отдавайте за него долги, не решайте его проблемы. Не делайте за подростка ничего из того, что он может и должен сделать сам. Он должен столкнуться лицом к лицу с негативными последствиями употребления наркотиков, иначе он не захочет освободиться от зависимости. Отношения с наркозависимым необходимо строить на твердых правилах, не подверженных изменению. Он точно должен знать, как вы относитесь к той или иной его выходке или проступку и что предпримете в ответ. И если он нарушил оговоренное правило, вам лучше следовать своим обещаниям до конца. Вы должны быть исключительно правдивы и принципиальны с подростком. Если он знает, что ему могут солгать, он не будет ни доверять вам, ни выполнять ваши условия.

13. Не стоит скрывать правду о том, что ваш ребенок употребляет наркотики, от родных и друзей.

Он может пользоваться неосведомленностью окружающих, чтобы выманивать деньги на покупку дурмана. Такое ваше поведение он расценивает как неявное согласие с употреблением (по принципу: «если окружающие ни о чем не догадываются - значит, я не так уж сильно отличаюсь от нормальных людей, значит все не так страшно»). Главное же в том, что, скрывая свое несчастье от знакомых, друзей и родных, вы остаетесь с проблемой один на один. Если родители друзей вашего ребенка не будут знать о его проблеме, у него будет больше шансов сделать наркоманами детей, пока еще не знакомых с наркотиками. И вы тогда не сможете простить себе это. Другие родители при подходящем случае не смогут удержать его от преступления, если не будут понимать его мотивы. Стремительное распространение наркотиков во многом связано с молчанием людей.

14. Поддерживаете любые позитивные проявления.

Выражайте веру в его возможности. Убеждайте в необходимости отказа от наркотиков. Загружайте его работой по дому, даче, занятиями спортом, прикладным искусством, контролируйте темпы и качество работы. При этом сохраняйте контакты с подростком и его доверие. Ему нужна ваша поддержка и вера. Больше времени проводите вместе с ним, не выпуская из поля зрения, не давая воссоединиться с друзьями-наркоманами. Чаще посещайте школу, действуйте согласованно с педагогами (факт наркотизации все равно долго не скроешь).

15. Не давайте зависимому командовать в семье и разрушать ее.

Не подчиняйте его желаниям и требованиям интересы семьи. Помните, что подросток - это не вся семья. Семья должна жить нормальной жизнью, иначе она разрушится сама и не сможет помочь подростку. Вы не должны забывать, что у вас есть своя собственная жизнь, за которую отвечаете только вы. Займитесь своей жизнью и жизнью своей семьи.


Типичные ошибки

Типичные ошибки родственников, которые способствуют развитию наркомании. Это анти-правила, т.е. то, чего делать ни в коем случае нельзя:

1. Питать иллюзии, что вы сами сможете справиться с химической зависимостью близкого, что в состоянии его переделать.

2. Никогда не говорить с наркоманом о его зависимости, бояться его расстроить, бояться, что это может привести к скандалу, срыву.

3. Никогда не говорить ни с кем вне дома о наличии в семье наркомана, считая, что это стыдно, устраивать из этого семейную тайну, а людям, столкнувшимся с этим лгать и покрывать перед ними наркомана.

4. Строить семейные отношения так, что наркоман в них - центральное лицо, строить семейные планы, учитывая употребляет он или нет, стараться не приглашать друзей в дом, когда он в употреблении.

5. Опасаться доставить наркоману страдания и неудобства. Если он лежит пластом, испачкал грязью или рвотой свой лучший костюм, наделал долгов, не пошёл на работу или на учебу – приводить все БЕЗ НЕГО в порядок.

6. Решать все проблемы за него, думая, что он не годится для принятия ответственных решений, и что вы сами знаете как сделать лучше. Строить отношения так, что все другие члены семьи (даже младшие дети) должны вести себя более ответственно, потому что в семье наркоман.

7. Игнорировать проблемы всех остальных в семье, воспринимать их как нечто незначительное или как досадную помеху, относясь к ним в стиле: «Без тебя хватает забот».

8. Свыкаться с агрессией наркомана, а временами и с насилием (моральным или физическим), объяснять младшим членам семьи, что взрослым разрешается иногда вести себя подобным образом, но дети будут наказаны, если начнут копировать взрослых.

9. Позволять хим.зависимому управлять настроением близких: когда он счастлив – счастливы все, когда он в состоянии опьянения, агрессивен или полон жалости к себе – все подавлены и замкнуты.

10. Пытаться отвлечь от наркотиков, придумывать для него полезные и интересные занятия, хобби, развлечения, не расстраивать его, не нервировать, создать "условия" для того, чтобы не употреблял...

11. Питать иллюзии, что главное в семье - удержать химически зависимого от грядущего употребления, останавливать его, препятствовать, а все остальное вторично.


Победить наркоманию можно только вместе

Наркомания, наркоманы…

Большинство из нас уверено, что с этой проблемой нам сталкиваться не придётся, это как бы само собой разумеется. Да, слышали о ликвидации наркопритона в Северном районе Орла, да, знаем о том, что на учёте в наркологическом диспансере состоит несовершеннолетний наркоман. Но это происходит за пределами моего жилища и такая беда просто по определению не может прийти в мою семью. Мои дети - «домашние», послушные, самые лучшие дети на свете. А наркоманы обитают где-то там, на окраинах, за пределами моего мира...

Но к сожалению, статистика и практика работы орловского управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков свидетельствует об обратном. Только за первые десять праздничных дней нового, 2011 года, сотрудники управления выявили в Орле и области 44 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Из зарегистрированных преступлений 31 относится к категории тяжких и особо тяжких, связанных со сбытом запрещенных веществ. 3 преступления совершены в составе организованных преступных групп. Ликвидировано 3 притона, в которых изготавливалось и потреблялось зелье. Из незаконного оборота изъято 2 килограмма 728 граммов наркотических и психотропных веществ, в том числе 2 килограмма 195 граммов марихуаны. Выявлен и пресечён факт оптовой поставки наркотиков на орловщину. При задержании у наркокурьера изъят 1 килограмм 136 граммов наркотика. По классификации ООН, это деяние относится к особо тяжким преступлениям и наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет с выплатой штрафа до 1 миллиона рублей. Эти килограммы - несколько тысяч одноразовых доз - не попали на «черный рынок», не стали причиной вовлечения в наркоманию вашего сына или дочери.

При этом все должны понимать, что действия сотрудников наркополиции и врачей-наркологов - только один из барьеров, защищающих нас и ваших детей от смертельной опасности. Очень многое зависит от каждого из нас с вами, уважаемые родители. Только вы можете предотвратить беду на первоначальном этапе, когда она не стала необратимой. Сотрудники ФСКН России разработали рекомендации, используя которые, моно предотвратить беду.

Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребенка еще важнее. Если такой климат становится непереносимым для подростка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь... Хрупкая неустойчивая психика не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь, наркотики. Поэтому будьте мудры:

- когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать - даже если вы тысячу раз правы;

- в состоянии аффекта подросток крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял по отношению к вам, обернется против него самого. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке - всё станет реально опасным, угрожающим его жизни;

- не кричите, не распускайтесь. Ведь ваш ребенок действительно может подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите;

- похвалите своего сына или дочь с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! Не бойтесь и не скупитесь, даже если собственное настроение - никуда... (кстати, это и средство его улучшить!) Ваше доброе слово, объятия, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудьте!

И на ночь - не отпускайте во тьму без живого знака живой любви...

Что делать, если это произошло - ваш ребенок употребляет наркотики?

Соберите максимум информации. Вот три направления, по которым вам нужно выяснить всё как можно точнее, полнее:

- всё о приеме наркотиков вашим ребёнком: что принимал, сколько, как часто, с какими последствиями, степень тяги, осознание или неосознание опасности;

- всё о том обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в наркотики;

- всё о том, где можно получить совет, консультацию, помощь, поддержку.

Ни в каком случае не ругайте, не угрожайте, не бейте.

Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям.

Меньше говорите - больше делайте. Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу - быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению.

Не допускайте самолечения. Категорически сопротивляйтесь, если подросток захочет заниматься самолечением, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из его окружения.

Если вы предполагаете, что сын или дочь систематически употребляет алкоголь, наркотики, нужно, не теряя времени, обратиться к психиатру-наркологу.

Не усугубляйте ситуацию криком и угрозами. Берегите собственные силы, они вам еще пригодятся. Тем более, что выплеском эмоций добиться чего-то будет сложно. Представьте себе, как вы бы себя вели, заболей ваш ребенок другой тяжелой болезнью. В такой ситуации ведь никому не придет в голову унижать и оскорблять его только за то, что он болен. Не считайте, что сын или дочь стали наркоманами только из-за собственной распущенности , корни болезни могут находиться намного глубже. Если состояние здоровья или поведение ребенка доказывают, что он принимает наркотики регулярно, значит, пришло время решительных действий.

Как распознать симптомы употребления наркотиков? Как помочь ему противостоять давлению со стороны сверстников и подчинению групповым законам в употреблении наркотиков? Насколько вредны наркотики?

Большинство подростков знает, что употребление наркотиков причиняет вред их организму и может привести даже к гибели. Почему же они их употребляют? Может быть, они становятся жертвами негодяев, которые их подталкивают к этому и делают их зависимыми от наркотиков?

Не обязательно. Чаще всего приобщение к наркотикам происходит в кругу друзей, когда в атмосфере приятельского общения подростки делятся своими желаниями или впечатлениями. Марихуану и некоторые другие наркотики нередко предлагают попробовать на вечеринках, когда новичку в этом деле трудно отказаться, чтобы не произвести впечатление человека неискушенного и слишком правильного. Многие подростки готовы в буквальном смысле подвергнуть риску собственную жизнь, если группа сверстников требует от них что-то сделать. Такая потребность в общественном одобрении играет в большинстве случаев ведущую роль в ситуации приобщения подростка к наркотикам.

Какие симптомы могут указывать родителям на то, что их ребенок употребляет наркотики?

Следует обратить внимание на восемь видов симптомов физического и эмоционального характера, которые свидетельствуют об употреблении человеком наркотиков.

1. Типичным признаком является воспаление век и носа. Зрачки или сильно расширены или сильно сужены в зависимости от того, какой вводился наркотик.

2. Могут проявляться отклонения в поведении. Человек бывает заторможенным, угрюмым, отсутствующим или, наоборот, ведет себя истерически, шумно, проявляет чрезмерную подвижность.

3. Аппетит может быть чрезмерно повышенным или совершенно отсутствовать. Может наблюдаться потеря веса.

4. Происходят неожиданные изменения личностных особенностей. Человек может становиться раздражительным, невнимательным, пугливым или, наоборот, агрессивным, подозрительным, готовым взорваться по любому поводу.

5. Появляется неприятный запах от тела и изо рта. Проявляется небрежное отношение к личной гигиене и одежде.

6. Могут возникнуть проблемы в системе пищеварения. Случаются поносы, тошнота и приступы рвоты. Часто болит голова и двоится в глазах. В числе других признаков физического разрушения организма можно назвать также изменение состояния кожного покрова (дряблая кожа) и общего тонуса организма.

7. На теле можно обнаружить следы уколов, обычно они бывают на руках: очень важный симптом! В эти места иногда попадает инфекция, и там появляются нарывы, язвы.

8. Разрушаются представления о моральных ценностях, и они замещаются извращенными идеями.

Можно ли, улучшив систему просвещения, подробно объясняющую вред наркотиков, предотвратить их употребление в среде подростков?

К сожалению, сократить потребление наркотиков с помощью разъяснительных мер невозможно. Большинство подростков знают о последствиях, пожалуй, даже лучше, чем их родители, но употреблять их начинают вопреки этому знанию. Однако необходимо все же усилить разъяснение этих вопросов в среде молодежи. Это является пока нашей единственной надеждой в создавшейся ситуации. Как только употребление наркотиков станет чем-то позорным, не заслуживающим зависти и восхищения, эта эпидемия пройдет.

Как помочь ребенку противостоять давлению со стороны подростков, которое требует от него подчинения групповым законам в вопросах употребления наркотиков и в сексуальных отношениях?

Очень важно, чтобы подросток осознал давление со стороны группы еще до того, как оно достигнет максимума. Может случиться, что однажды он окажется в машине вместе с четырьмя приятелями, которые решат принять какие-то красные таблетки. Надо, чтобы он заранее знал, как себя вести в этой ситуации. Родителям заранее необходимо выяснить, что их сын предпримет в такой момент. Следует научить его манере поведения в подобном случае. Такая подготовка, конечно, не может служить гарантией его мужества, способности устоять в критической ситуации. Однако его осведомленность о силе влияния сверстников друг на друга может помочь ему обрести независимость в своих действиях. Поэтому советуем родителям обсудить со своим ребенком, когда ему будет 10-12 лет, вопросы поведения в среде сверстников, делая акцент на необязательное выполнение требований остальных членов группы.

Какова опасность употребления марихуаны? Иногда говорят, что она не дает эффекта привыкания, поэтому ее употребление не наносит вреда. Однако у специалистов другое мнение - она очень опасна. Какова ситуация на самом деле?

Почти 90 процентов из тех, кто употребляет такие сильные наркотики, как героин, начинали с марихуаны. Пять сигарет с марихуаной обладают той же способностью вызвать заболевание раком, как 112 обычных сигарет. Марихуана остается в организме, откладываясь в жировых клетках, на срок от трех до пяти недель. Она оказывает отрицательное воздействие на умственную деятельность и на физическое состояние организма на протяжении всего этого периода. Человек, который курит марихуану регулярно, страдает от интенсивного образования и накопления токсичных веществ в жировых клетках организма, особенно в клетках мозга. Так что для полного очищения организма курильщика требуется от трех до пяти месяцев после прекращения курения. В подростковом возрасте еще продолжается формирование той части мозга, которая обеспечивает способность человека концентрировать свое внимание, заниматься творчеством, обучаться, формировать понятия на достаточно высоком уровне. Постоянное употребление марихуаны в этом возрасте приводит к замедлению нормального роста клеток мозга.

Исследование, проведенное в Колумбийском университете, выявило, что женщины, курящие марихуану, страдают резким увеличением числа клеток с поврежденными молекулами ДНК, которые являются носителями генетической информации. В другом исследовании, проведенном также в Колумбийском университете, обнаружено, что в контрольной группе, члены которой курили по одной сигарете с марихуаной каждый день на протяжении года, наблюдалось снижение в крови белых кровяных телец на 39 процентов по сравнению с нормой. Это означало повреждение иммунной системы, что повышало подверженность этих людей инфекциям и различным заболеваниям. Выкуривание одной сигареты с марихуаной приводит к снижению двигательных функций на 41 процент, а двух - на 63 процента».

Как распознать симптомы употребления марихуаны?

Существуют следующие симптомы употребления марихуаны:

- пониженная подвижность; снижение целеустремленности;

- значительное ухудшение успеваемости в школе;

- сокращение периода времени, на которое удается сконцентрировать внимание;

- ухудшение коммуникабельности;

- снижение эмоциональной теплоты в социальных контактах; падение уровня сопереживания другим людям;

- бледное лицо, блуждающий взгляд, покрасневшие глаза;

- пренебрежение к впечатлению, которое курильщик производит на других;

- чрезмерная реакция даже на умеренные критические замечания, принимающая порой неадекватное выражение;

- изменение в личностных характеристиках: из активной, заинтересованной в успехе личности - в более пассивную, безразличную;

- общение с друзьями, которые отказываются назвать себя, когда звонят по телефону, или вешают трубку, если слышат голос одного из родителей;

- повышенная склонность держать в секрете вопросы, касающиеся денег;

- исчезновение из дома денег и ценных вещей.

Наркополиция Орловской области ведёт борьбу с распространением наркотиков, вовлечением в их потребление, с их сырьевой базой и наркотрафиком. Однако оградить молодое поколение - будущее России - от наркотиков сможем только все вместе.

О ставших вам известными случаях распространения и потребления наркотических средств и психотропных веществ просим сообщать по телефону доверия управления ФСКН России по Орловской области по номеру 41-25-68. Конфиденциальность информации гарантируется.

Если у вас возникли подозрения по поводу неадекватного поведения ребёнка, если вы заметили у него хоть один из вышеприведённых признаков - незамедлительно обращайтесь за бесплатной анонимной консультацией в ОГУЗ «Орловский наркологический диспансер» (г. Орёл, ул. Карачевская 42 «а»), тел. 77-07-03. Малейшее промедление неизбежно приведёт к необратимым последствиям, к разрушению вашей семьи.

УФСКН России по Орловской области.

Виртуальное родительское собрание

«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О НАРКОМАНИИ»

О современной семье много пишут и говорят. По данным социологических опросов, 78% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радостно оценивают действия педагогов. Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном итоге, к безнравственности. Какую бы информацию нам не давали различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учеников было эффективным.

Слаженные и скоординированные усилия всех работников школы направлены на организацию и осуществление воспитательной работы совместно с родителями.

В нашей школе эта проблема особенно актуальна, так как при МОУ существует структурное подразделение для круглосуточного пребывания детей – спортсменов из других городов и даже регионов России, организация встреч с родителями которых затруднительна.

Возможно ли тогда технологизировать работу классного руководителя? Одним из средств современной информационной технологии, используемых в работе классного руководителя с семьей, является виртуальное родительское собрание.


Одной из новых форм просвещения родителей является (виртуальное) родительское Интернет - собрание. Виртуальное родительское собрание - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить чей-то опыт, познакомится с различными точками зрения

Виртуальные собрания дают возможность родителям получить информацию, задать актуальные вопросы, обсудить интересующую тематику в удобное для них время. Такая форма проведения собраний помогает родителям активно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, заинтересованными родителями других классных коллективов. Это возможность откровенно обсудить различные ситуации воспитания детей, выявить реальное положение дел в классном коллективе, изучить и перенять опыт преодоления конфликтных ситуаций. Основная форма проведения такого собрания в нашей школе - виртуальная лекция.

При организации просветительской работы с родителями мы используем современные технологии. Донести информацию, заинтересовать и привлечь к ней внимание, задействовать в организации данного вида родительского просвещения учащихся, мы тем самым способствуем организации совместной детско-родительской деятельности и здесь нам помогают MS Office , MS Excel , Paint , MS Power Point .

Целью нашего очередного родительского виртуального проекта явилась разработка форм эффективной профилактики вредных привычек в рамках сетевого ресурса школы. Тема такого собрания в 11 классе: «Что нужно знать родителям о наркомании».

Собрание поможет родителям получить достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность, а также сформировать у родителей понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему.


Приложение 1.

Лекция «Об этом с тревогой говорят родители… Наркомания? Что о ней надо знать»

Понятия "наркомания", "наркотики", "наркоман" стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке и даже во второй его половине. Социальный кризис, пришедший в нашу жизнь вслед за экономическим, угрожает прогрессивным ростом наркомании.

Наркоманическая эпидемия охватила и Россию. Наркомания поражает молодых, но в своем росте распространяется в направлении самых маленьких. Находясь в стадии злобного напряжения, многие наркоманы опасны в своей агрессии. Человек, употребляющий психоактивные вещества, потерян для общественной жизни. Сегодня актуально решение социально-педагогической задачи - оградить детей от наркотиков при помощи антинаркотического воспитания в семье, школе, обществе. Сегодня мы будем говорить о:

  • наркотизм и его сущность, последствия. Патологическое влияние наркотиков на организм детей и подростков. Статистика заболеваемости и смертности;
  • об основах антинаркогенной воспитательной работы. Психологические основы антинаркогенной профилактики;
  • современных методах коррекции и реабилитации наркотизма. Современные методы формирования мотивации здорового образа жизни у детей и подростков;
  • первичной профилактике наркотизма. Вопросы изучения основ профилактики наркомании и первая помощь человеку.

Напрашивается вывод о необходимости в целях устранения причин, ведущих к употреблению ПАВ, следует формировать профилактическое пространство. Что значит сформировать профилактическое пространство?:

1.Обогатить знания по данному вопросу.

2.Понять причины, предыстории ранней наркотизации, а чаще они находится в семье.

3.Предпринять все возможное, чтобы предупредить и спасти ребенка и в первую очередь, начать с: «Что я сделал, чтобы защитить ребенка от наркотизации?»


К тому же, данные многочисленных исследований убедительно показывают, что основными потребителями ПАВ являются подростки и молодежь. Профилактика злоупотребления ПАВ в данной возрастной группе неизбежно наталкивается на ряд объективных препятствий: подростки и молодые люди редко получают информацию через традиционные информационные каналы (книги, печатные СМИ, телевидение) предпочитая им современные средства коммуникации, в частности - Интернет. Ещё одно из преимуществ Интернет - собрания: возможность накопления и получения большого объёма материалов, регулярного обновления и перегруппировки содержания, доступность, и главное - ориентированность на родителей молодёжной аудитории и на саму молодежную аудиторию, для которой Интернет является зачастую ведущим каналом поступления информации. Нигде, как в сети, и молодой и взрослый человек не может оперативно получить консультацию специалиста на условиях полной анонимности, что определяет направление дальнейшего развития ресурса в сторону дистанционного консультирования подростков, родителей и педагогов.

Данные ежегодного психолого-педагогического мониторинга, проводимого в гимназии, убедительно показывают эффективность оздоровительной среды, создаваемой таким образом в гимназии.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс школы ставит целью не только сохранение того уровня здоровья, с которым ребенок пришел в школу, но и решение глобальных социальных задач, стоящих в настоящее время перед обществом.

Мы основываем нашу работу на концептуальном тезисе о том, что профилактика - это активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие ребенка. Основными, принципами профилактической работы среди детей и подростков является непрерывность, своевременность, последовательность. И как следствие реализации этого тезиса в гимназии СПслужбой и классными руководителями проводится работа по внедрению здоровьесберегающих технологий и по созданию единого образовательного, оздоровительного и социально реабилитирующего пространства. В гимназии создана и реализуется программа «Здоровье», одним из важных компонентов которой является профилактика ПАВ (психоактивных веществ). Выполнять задачи данного направления в первую очередь призвана социально-психологическая служба гимназии совместно с МО классных руководителей. Ведется систематическая работа с педагогическим, ученическим и родительским коллективами по вопросам организации первичной профилактики употребления психоактивных веществ, включая в себя ряд направлений: В гимназии создан Наркопост, работает телефон доверия.


Пр ичины и последствия пагубной привычки

Страшная беда - наркомания - не обошла и нашу страну. Еще сравнительно недавно мы убаюкивали себя тем, что это зло присуще лишь идеологическим недругам, но сегодня, увы, вынуждены признать: недуг поразил и большую часть населения, и что особенно тревожно -детей и подростков. В чем же причины пристрастия к наркотическому дурману? Исследования, проведенные одним из ведущих отечественных специалистов А. Е. Личко, рисуют такую картину.

Незначительное число (менее 1 процента) пристрастилось к транквилизаторам, назначенным врачом. Такое же число делает это просто «от скуки» или в порядке демонстративного протеста перед старшими. Три процента находят в наркотиках стимулятор творчества, шесть - приобрели пагубную привычку из желания показать сверстникам свою незаурядность, семь - под влиянием старших, восемь - из любопытства, желания новых ощущений, десять - в стремлении «забыться», отключиться от неприятностей, двенадцать - в поиске фантастических видений, девятнадцать - в стремлении пережить приятное ощущение. Ну а самое значительное число - тридцать один процент - пристрастились к дурману, как говорится, за компанию, не желая отстать от сверстников. Пристрастие подростков к наркотикам зависит, по мнению А. Е. Личко, и от системы воспитания в семье. Там, где контроль за поведением сына или дочери со стороны родителей отличается крайним формализмом, где он (она) чувствует, что на самом деле старшим не до него, и в конце концов приспосабливается ловко обходить формальный контроль, живя своей жизнью.

Тяжело переживается подростками и эмоциональное отвержение со стороны родителей, особенно матери, когда при этом есть брат или сестра, которых балуют и любят больше, чем его. В некоторых семьях происходит скрытое эмоциональное отвержение, выражающееся в подчеркнутой заботе, в неестественном внимании. Такая неестественность остро ощущается подростком, и он ищет поддержку у сверстников, в том числе в уличных компаниях. Негативно сказывается на судьбе ребенка мелочная опека, жесткий чрезмерный контроль за каждым шагом, неусыпное наблюдение, достигающее иногда постыдной слежки. Рано или поздно система постоянных запретов у большинства подростков приводит к резкому обострению реакции эмансипации. В какой-то момент подросток «рвет» сразу все запреты, но, не приученный к самостоятельности, оказывается в стрессовой ситуации («отравление свободой»). И именно в этот момент резко возрастает риск пристрастия к наркотикам.


Бывает и так, что родители любыми средствами выгораживают подростка, избавляя его от всякой ответственности, и в то же время в повседневной жизни он остается предоставленным самому себе. Ну а вседозволенность в сочетании с твердой надеждой, что родители всегда «выгородят», освободят от неприятностей, также приводит к дурным последствиям. Существует много веществ, которые используются в настоящее время в качестве наркотиков. В основном все они делятся на три группы: вещества действующие «успокаивающе» (седативные), стимулирующие препараты, галлюциногены. К седативным наркотикам относятся прежде всего вещества, содержащие морфий или его производные. Всем известный героин является синтетическим опийным препаратом, и его производят и распространяют в порошке, что значительно усложняет раннюю диагностику, так как наркотизация производится вдыханием через нос, и никаких следов от инъекций не обнаруживается. Опийное опьянение развивается через 10-30 минут и длится от 2 до 6 часов в зависимости от дозы. Во время опьянения подросток малоподвижен, создается впечатление, что он всем доволен и находится в полном комфорте, но если кто-либо пытается нарушить его покой, то сразу возникает раздражение, переходящее в агрессию. Очень распространено добавление транквилизаторов к алкоголю. Иногда ребенок начинает употреблять большие дозы транквилизаторов для того, чтобы успокоиться перед эмоционально значимым событием (как правило, берутся эти препараты из домашней аптеки). При курении гашиша действие его сказывается через 5-10 минут. Возникает тревога, неопределенное чувство страха, однако чем младше подросток по возрасту, тем менее выражен симптом тревоги. Затем наступает приподнятое веселое настроение, и сознание постепенно начинает нарушаться до сумеречного состояния. Происходит так называемое «заражение эмоциями»: смех, страх и другие эмоциональные расстройства быстро передаются от одного курильщика к другим. При незначительной глубине опьянения у подростка появляется непреодолимое желание высказаться, быть понятым. Очень характерен его внешний вид. Кожные покровы лица, шеи гиперемированы, зрачки расширены. Выход из этого состояния отличается повышенной жаждой и голодом. Довольно часто применяются летучие наркотически действующие вещества. Отмечается, что злоупотребление ими распространено среди детей из несостоятельных социально-экономических слоев. Эти вещества чаще всего являются парами пятновыводителей, ацетона, бензина, нитрокрасок, некоторых сортов клея. Такой способ особенно опасен вероятностью смерти от удушья, при спазме дыхательных путей и внезапной потере сознания. При выходе из интоксикации такими веществами наблюдается чувство утомления, вялости. Характерными внешними признаками являются экземоподобные раздражения налицо.

Дети, потребляющие наркотики, проходят через ряд физических, гормональных и поведенческих изменений. Существует определенный ряд симптомов, позволяющих идентифицировать их. По мнению английского специалиста Д. Полларда, некоторые симптомы могут означать не только употребление наркотиков, а одновременно и что-то другое. Поэтому идентификация наркомана требует большой осторожности и высокого профессионализма. По мнению Полларда, существует примерный список этих симптомов.


1. Физические симптомы - следы инъекций, раздражение вокруг рта, потеря веса, пепельный цвет кожи, интоксикация, похожая на алкогольную, потеря устойчивости к инфекциям, пренебрежение физическим уходом за собой.

2. Психические - личностные и эмоциональные перемены, агрессивность, непредсказуемость, сверхчувствительность, апатичность, потеря сосредоточения, тревога, подавленность, фобия, мания преследования.

3. Поведенческие - нарушение работоспособности, транс, действия украдкой, потеря эмоций, перемена друзей, интересов, трудности в общении. Наркотики никогда не проходят бесследно. За них приходится платить потерей репутации, денег, свободы и прежде всего здоровья. Рано или поздно наступает наркотическая зависимость. Кроме того, существует опасность при неумении делать инъекции: можно заразиться СПИДом, разрушить вену или вызвать закупорку сосудов. Физические недомогания, такие, как головокружения, слабость, тремор, головные боли и др., в сочетании с психологическими нарушениями делают поведение неадаптивным.

Приложение №2.

АНКЕТА

Дорогие ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты.

Инструкция: внимательно прочитайте вопрос, выберите тот вариант ответа, который вы считаете наиболее верным, и подчеркните его номер. Обратите внимание, что при ответе на некоторые вопросы вы можете выбрать несколько вариантов ответа.

/.Укажите, пожалуйста, ваш пол: жен., муж. 2.Обведите номер класса: 8, 9, 10, 11.

З.Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики? (несколько вариантов ответа)

а/это считается престижным, вызывает уважение сверстников;

б/чтобы развлечься, поднять настроение, избавиться от скуки;

в/чтобы избавиться от неприятных переживаний (обиды, страха, чувства одиночества);

г/чтобы снять напряжение при общении с другими людьми;

д/чтобы не выделяться среди других, быть таким как все.

4.Как, по-вашему, большинство подростков оценивают использование наркотиков?

а/престижным;

б/обычным делом;

в/недопустимым;

г/интересным.

5.Как вы считаете, где сегодня чаще всего происходит употребление подростками наркотических или

токсикоманических веществ?

а/в школе;

б/на улице, во дворе;

в/в квартире, где собирается компания;

г/на дискотеке, в клубе.

6.Как вы думаете, сколько среди ваших одноклассников, знакомых тех, кто хотя бы раз употреблял

наркотическое вещество:

а/никто;

б/несколько.

7.Какую информацию о наркотиках вы считаете наиболее интересной и достоверной? Полученную от:

а/от родителей;

б/друзей;

в/учителей;

г/СМИ;

д/сотрудников милиции, наркологов.

&По вашему мнению, подростки, которые используют наркотики и токсикоманические вещества, чаще всего

получают их от:

а/одноклассников;

б/друзей;

в/знакомых взрослых;

г/незнакомых молодых людей;

д/незнакомых взрослых людей.

9. Чье мнение о проблеме использования наркотиков для вас наиболее интересно и важно?

а/родителей;

б/учителей;

в/друзей.

/ЛКак вы считаете, когда происходит знакомство молодых людей с наркотиками или токсикоманическими

веществами?

а/11-13 лет;

б/14-16лет;

в/17-18 лет;

г/старше.

//.Назовите и впишите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова-«наркотики»,
«наркомания», «зависимость». ______________________________________________________________


Приложение 3

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты.

Большинство родителей не хотели бы, чтобы их дети начали употреблять наркотик. Как обезопасить подрастающее поколение, собственных детей? Как свести степень риска к минимуму?

Предлагаемая Вам анкета содержит ряд вопросов, ответы на которые помогут Вам сориентироваться в проблемах Ваших взаимоотношений с Вашими детьми и определить степень риска раннего начала употребления наркотиков. Анкета предусматривает только поиск путей оказания помощи и не используется для учёта. регистрации или иных действий, могущих ущемить Ваши интересы.

БАЛЛЫ . Обнаруживали ли вы у вашего ребёнка:

50 1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года

100 2. Резкое снижение успеваемости

50 3.Неспособность ребёнка рассказать родителям о том. как протекает

общественная жизнь в школе

50 4. Утаивание вызовов родителей в школу

50 5. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным занятиям

50^ 6.Сообщения о прогулах уроков, драках, воровстве

100 7. Задержание в связи с вождением авто-мото-транспорта в состоянии опьянения

100 8.Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках вечерах и т.п.

300 Э.Арест в связи с хранениём, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков

100 10. Совершение краж

100 11.Пропажа из дома денег, ценностей, книг, одежды и т.п.

50 12. Частое выспрашивание денег у родителей и родственников

150 13. Продажу одежды, дисков, кассет, др.

300 14. Наличие значительных сумм денег без понятного источника

50 15.Частую,непредсказуемую,резкую смену настроения

50 16.Снижение настроения. Негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям

50 17.Самоизоляцию$ход от участия в семейных событиях

50 18.Скрытность, уединённость, задумчивость, длительное прослушивание магнитофон, записей

100 19. Нарастающую лживость

50 20. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения

50 21 .Избегание общения с домашним окружением

50 22.Гневливость,агрессивность,вспыльчивость,потерю энтузиазма

100 23.Нарастающее безразличие, безынициативность

100 24. Высказывания о бессмысленности жизни

100 25.Общие психологические изменения: нарушение памяти, неспособность мыслить логически

50 26. Частые простудные заболевания

50 27. Потерю аппетита, похудание

100 28.Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.

300 29. Внешний вид нездорового человека, бледность, отёчность, покраснение

глазных яблок, коричневый налёт на языке, следы от уколов

50 30.Частые синяки, порезы, не находящие удовлетворительного объяснения "Просто упал"

100 31.Появление татуировок. следов ожогов сигаретой, порезов на предплечьях

100 32. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергичностью

300 33. Подросток отстаивает. утверждает своё право на употребление спиртного, наркотиков

300 34. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша на одежде

200 35. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки

300 36. Потеря памяти на события, происходившие в период опьянения

300 37. Наличие шприца, игл, флаконов, закопчённой посуды, марганцовки, растворителей, уксусной

кислоты, ацетона

300 38. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п.

50 39. Пренебрежение к домашним правилам

50 40. Незаинтересованность в домашних делах

50 41. Избегание участия в семейных торжествах

50 42. Нарастающую напряжённость в семейных взаимоотношениях

100 43. Не возвращается ночевать домой

50 44.Скрывает свой круг общения, избегает подробных телефонных разговоров и т.п.

Если Вы нашли основание для констатации более чем 10 признаков, а суммарная их оценка превышает 2000 баллов, существует необходимость Вашего обращения за консультацией. Мы готовы ответить на любой Ваш вопрос, касающийся проблем употребления наркотиков, или организовать консультацию специалистов.

Памятка для родителей.

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ: важность

Профилактика наркомании подразумевает под собой комплекс мероприятий направленных на предупреждение наркомании. Профилактика наркомании важна т.к. наркомания опасное заболевание не только для самого человека, но и для общества. Наркомания наносит катастрофический ущерб личности. Ложь, предательство, преступления, распад семей, смертельные болезни, все это спутники наркомании. Порядка 70% ВИЧ инфицированных больных получили смертельный вирус вследствие употребления наркотиков. Средний возраст наркоманов около 30 лет, т.е. это люди детородного возраста, наркомания - это угроза выживанию нации. Наркоманию легче предупредить, чем потом вылечить. Ведь лечение наркомании часто безрезультатно. Любой реабилитационный центр или наркологическая клиника ставит перед собой цель справиться с наркоманией, но эта цель достигается не всеми.

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ : семья

Профилактика наркомании должна начинаться с семьи. Важнейший момент - пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Важно, чтобы родители понимали, что профилактика наркомании может уберечь их ребенка от наркомании. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Сегодня в России средний возраст, в котором дети уже пробуют наркотики 14 лет. К этому возрасту подростки должны иметь четкую позицию отказа от наркотиков и профилактика наркомании должна начинаться намного раньше. Запретительная, диктаторская тактика в общении и воспитании детей делает для них невозможным получить помощь в семье. Такая тактика делает ребенка не защищенным перед соблазнами. Сегодняшний подросток скорее поверит друзьям, чем родителям. Друзья не осудят, друзья не накажут, друзья не лишат прогулок и т.д.

Профилактика наркомании в семье в виде бесед с ребенком не всегда дает результат. Взрослые часто совершают ошибку, не уважая мнение ребенка, не прислушиваясь к нему. Если ребенок оступился, что-то сделал не правильно, обычно его накажут, а не помогут разобраться и исправить ошибку. К подростковому возрасту, ребенок уже сформулировал для себя принцип общения с родителями: говорить о своих проблемах как можно меньше, дабы избежать нотаций и наказаний. Но проблемы ребенка от этого не решаются, и он идет с ними к друзьям. И благо если они хорошие, а если нет? Поэтому профилактика наркомании должна начинаться с уважения к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания в семье.

ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Существуют определенные признаки, которые указывают на то, что ребенок может употреблять наркотики. Если Вы обнаружили их, следует насторожиться.

Основные признаки:

  1. следы от уколов, порезы, синяки (особенно на руках);
  2. наличие у ребенка (подростка) свернутых в трубочку бумажек, маленьких ложечек, шприцев и/ или игл от них;
  3. наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из под лекарственных или химических препаратов;
  4. тряпочки, пахнущие толуолом; жестяные банки и пустые тюбики из-под клея, бензина, нитрокраски, пустые баллончики из-под лака для волос; бумажные или пластиковые пакеты, пропитанные химическими запахами;
  5. папиросы (особенно «Беломор») в пачках из под сигарет;
  6. расширенные или суженые зрачки;
  7. нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя;

Дополнительные признаки:

1 пропажа из дома ценных вещей одежды и др.;

  1. необычные просьбы дать денег;
  2. лживость, изворотливость;
  3. телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами;
  4. проведение времени в компаниях асоциального типа;
  5. изменение круга друзей или появление «товарищей», которые употребляют наркотики;
  6. снижение успеваемости, увеличение количество прогулов, плохое поведение, снижение интереса к обычным развлечениям, привычному времяпрепровождению, спорту, любимым занятиям;
  7. увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;
  8. изменение аппетита;
  9. нарушение сна (сонливость или бессонница);
  10. утомляемость, погружённость в себя;
  11. плохое настроение или частые беспричинные смены настроения, регулярные депрессии, нервозность, агрессивность;
  12. невнимательность, ухудшение памяти;
  13. внешняя неопрятность;
  14. покрасневшие или мутные глаза.

Советы родителям по снижению риска употребления наркотиков ребенком (подростком)

  1. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это ещё не означает, что теперь ребёнок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением. Постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.
  2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребёнка это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы поговорить с ним на равных, обратиться к взрослой его личности. Возможно, что наркотик для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
  3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я всё же люблю тебя» - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Как бы ни было трудно, очень важно, чтобы родители беседовали с детьми о наркотиках, последствиях их употребления. Родители знают своих детей лучше, чем кто-либо, особая родительская интуиция (ею обладают очень многие) позволяет почувствовать самые незначительные изменения, происходящие с их сыновьями и дочерями. При малейшем подозрении, что ребенок употребляет наркотики, необходимо сразу же поговорить с ним. Поощряйте интересы и увлечения подростка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своём собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств.
  4. Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что подросток не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах ему помочь, обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас доверие.