План конспект урока на тему измерение информации. Конспект урока "измерение информации"

Технологическая карта урока (ФГОС)

Автор

Малаховская Мария Георгиевна

Предмет, класс

Информатика 7 класс

УМК

УМК «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов, автор Босова Л. Л.

Тема:

«Измерение информации»

Тип урока по целеполаганию:

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Цель урока:

Развитие навыков решения задач на измерение информации, используя алфавитный подход

Задачи урока:

    Обучающая применение алфавитного подхода к измерению количества информации, использование алфавитного подход к измерению информации при решении жизненных задач

    Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие самостоятельности и познавательной активности

    Воспитательная – побудить интерес к изучению информатики, воспитание дисциплинированности, аккуратности, собранности.

Основные термины и понятия т емы:

единицы измерения информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт

формулы для вычисления информационного объема информации.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

личностные:

формирование навыков самоорганизации, концентрации внимания , осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

метапредметные :

    регулятивные:

уметь выполнять учебные задания в соответствии с целью, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

    познавательные:

владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще не известно; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    коммуникативные:

умение работать в группе, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

предметные

знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими; умение измерять информационный объем сообщения, понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения

Решаемые учебные задачи:

1) повторение алфавитного подхода к измерению информации;

2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;

3) определение информационного объѐма сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;

4) применение знаний по измерению информации при нестандартных ситуациях

Организация пространства

Учебный кабинет. Интерактивная доска Smart Board , проектор, компьютеры.

Парты расставлены для работы в группе.

Правила работы на уроке

Правила поведения в кабинете.

Формы работы

Фронтальная, парная, групповая

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы

Компьютеры, учительский компьютер, интерактивная доска Smart Board , проектор.
ОС
Windows XP , MS Office 2007;

Использованные ресурсы:

- литература;

- дидактические материалы

Литература;

    Босова Л. Л. «Информатика-7»,М: Бином. Лаборатория знаний, 2014.

    Босова Л.Л. Босова А.Л. «Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие», М: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

Дидактические материалы:

    «Кроссворд» для работы групп

    Карточки для работы групп

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название

используемых ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих

Слушают

1 мин.

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На экране представлены 2 кроссворда для групп.

У каждой группы печатный вариант кроссворда .

Урок мы начнем с решения кроссворда. Каждая группа, работая со своим кроссвордом, должна отгадать ключевое слово

(Кроссворд приложение 1)

Ребята, какое ключевое слово в разгаданном кроссворде?

Молодцы! Вы сформулировали тему нашего урока.

Работа в группах.

Учащиеся разгадывают кроссворды и называют ключевые слова для определения темы урока.

Кроссворд 1: ИЗМЕРЕНИЕ

Кроссворд 2: ИНФОРМАЦИИ

Определяют тему урока.

7 мин

3.

Актуализация опорных знаний

Ребята, какими знаниями, умениями Вы должны обладать, чтобы решать задачи на измерение информации

Проводит фронтальный опрос:

Слушают, отвечают на вопросы:

уметь переводить единицы измерения информации, определять мощность алфавита, знать формулы для вычисления количества информации

Учащиеся, используя переменные, собирают формулы (для вычисления объема текстового сообщения и мощности алфавита), объясняют назначение данных формул и зависимость величин.

Результат работы

6 мин.

4

Первичное закрепление

Урок сопровождается презентацией

Ребята, достаточно ли только знать формулы, чтобы решить заданную задачу?

    Определите правильный порядок возрастания единиц измерения информации

        1. бит, байт, Гбайт, Кбайт;

          байт, Мбайт, Кбит, Гбайт;

          бит, байт, Кбит, Мбит, Мбайт, Гбайт;

          бит, байт, Мбит, Кбит, Мбайт, Гбайт;

    Правильно ли использован алгоритм. Если нет, то определите ошибку

    4 Мбайт = 4:1024 = ? Кбайт

    1 Кбайт = 1*2014 = ? бит

    2 Гбайт=2*1024 = ? Мбайт

    Ответить на вопрос

    Сообщение записано с помощью алфавита, содержащего 8 символов. Какое количество информации несет один символ этого алфавита?

    Информационный объем одного символа некоторого сообщения равен 6 битам. Сколько символов входит в алфавит, с помощью которого было составлено это сообщение?

    Определить входные и выходные данные в задачах

    Какой объем информации несет в себе сообщение, занимающее три страницы по 25 строк, в каждой строке по 80 символов 32- символьного алфавита?

    Письмо состояло из 30 строк. В каждой строке вместе с пробелами по 48 символов. Письмо содержало 900 байт информации. Какова мощность алфавита, которым было написано письмо?

Отвечают на вопрос:

уметь выражать переменные в формулах, определять данные задачи

Отвечают на вопросы.

    1. Правильный порядок в пункте 3

    1. Алгоритм использован не верно.

      1. Для перевода в Кбайт из Мбайт, необходимо выполнить действие умножение.

        При переводе из Кбайт в биты необходимо коэффициент умножить на 1024 и на 8

Один символ несет 3 бит информации, так как 8=2 3

В алфавите 64 символа, так как 2 6 = 64

Входные: количество символов (К), мощность алфавита(N )

Выходные данные: I

Входные: количество символов (К), информационный объем (I )

Выходные данные: мощность алфавита(N )

5

Физминутка

Выполняем упражнение: «Сова», «Ёжик нахмурился», «Ёжик весёлый», «Весы»

Выполняют упражнения

«Сова» - поворот головы вправо-влево.

«Ёжик нахмурился» - плечи вперёд, подбородок к груди.

«Ёжик весёлый» - плечи назад, голову назад.

«Весы» - левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.

6

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учащиеся получают карточки с заданиями

А теперь, ребята, ваша задача показать, как полученные знания помогут вам решать задачи в конкретных ситуациях. Вам предстоит работа в группах

Учащиеся получают листы с заданиями

( Приложение 2 ).

По окончании работы каждая группа представляет свои результаты.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Творческое домашнее задание оформить на листе на А4

Озвучивает домашнее задание: придумать сюжетный рисунок

  • Конспект урока по информатике и ИКТ в 8 классе

Цель урока:

обучающие:

  • изучить понятия: «измерение информации», «алфавит», «мощность алфавита», «единица информации»;
  • научить вычислять количество информации по формуле;
  • научить учеников решать практические задачи на измерение информации;

развивающие:

  • развивать элементы логического мышления: обобщение, сравнение, аналогия, синтез;
  • учить ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать коммуникативные навыки;
  • навыки самостоятельной работы;
  • развивать образное, критическое мышление.

воспитательная:

  • воспитывать уважительное отношение к мнению других.

Планируемые результаты урока:

Учащиеся должны знать:

  • определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • как определяется единица измерения информации - бит;
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

В каких единицах измеряется скорость передачи информа­ции;

Учащиеся должны уметь:

Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы, техники;

Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

Приводить примеры информативных и неинформативных общений;

Приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;

Измерять информационный объем текста в байтах (при пользовании компьютерного алфавита);

Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах);

Рассчитывать скорость передачи информации по объему времени передачи, а также решать обратные задачи;

Тип урока: изложение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, практическая работа.

Необходимое техническое оборудование: ПК, интерактивный комплекс или проектор с экраном.

Основные содержание темы, понятия и термины: Бит, информационный вес символа, единицы измерения информации, информационный объем сообщения.

Базовый учебник: Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 165 с.

Ход урока:

  • Организационный момент – 2 мин
  • Повторение и закрепление материала, пройденного на прошлом уроке

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

– 6 мин

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что мы живём в мире информации. Мы привыкли к таким словам и фразам как, «информационный процесс», «информационный кризис», «информационное общество» и др. Мы попытались определить, что же такое «информация»? Что есть «информация» для человека, и что есть «информация» для технической системы, в частности для компьютера.

Давайте повторим:

  • Какие свойства информации, представленной в форме сообщений, знаний вы знаете?
  • Каковы должны быть свойства информации, распространяемой СМИ?
  • Каковы должны быть свойства информации, которую вы получаете на уроке?
  • А какими свойствами должна обладать информация, распространяемая через Интернет?
  • Мотивационно-целевой этап – 2 мин
  • Объяснение нового материала – 15 мин
  • Решение задач –15 мин
  • Домашнее задание – 3 мин

Как можно измерить количество информации? Да также, как мы измеряем длину или массу чего нибудь: сравнить с соответствующим эталоном. Сколько раз эталонная единица укладывается в измеряемой величине, таков и результат измерения. Надо только выбрать эталон.

Например, в мультфильме «38 попугаев» эталоном длины служит длина шага попугая.

Каков же эталон для измерения информации? Давайте в этом разберемся.

Итак, тема нашего урока «Измерение информации.

Итак, информация измеряема. А теперь давайте попробуем ответить на вопросы - Как определить информационный объём сообщения? От чего он зависит?

Существуют два подхода к определению количества информации: смысловой и алфавитный (презентация «Единицы измерения информации», слайд 3).

При смысловом подходе количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности при получении информационных сообщений. Например, какая сторона монеты выпадет при бросании, «орел» или «решка»? В данном случае, ответ уменьшает неопределенность ровно в два раза, это и будет минимальная единица измерения информации, которая называется бит (слайд 4).

Итак, при смысловом определении количества информации за единицу измерения количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в сообщении, уменьшающем неопределенность знания в 2 раза. Такая единица называется битом.

Существует несколько способов измерения количества информации. Более привычными для нас с вами понятиями являются - ЯЗЫК и АЛФАВИТ. Итак, рассмотрим АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД к измерению информации (слайд 5).

Самые известные знаковые системы - это языки. Любой язык имеет свой алфавит (набор знаков) и правила работы с ним. Языки делятся на естественные (русский, китайский и т.д.) и формальные (азбука Морзе, языки программирования, язык математики, язык записи музыки- ноты).

Алфавитный подход позволяет измерять количество информации в тексте (символьном сообщении), составленном из символов некоторого алфавита.

Алфавитный подход удобен при подсчете количества информации, хранимого, передаваемого и обрабатываемого техническими устройствами. Устройствам нет дела до содержательной стороны сообщений. Компьютеры, принтеры, модемы работают не с самой информацией а с ее представлением в виде сообщений. Оценить информационные результаты их работы как полезные или бесполезные может только человек.

Алфавит – это набор букв, знаков, цифр, скобок и т.д. Количество символов в алфавите называется его мощностью . (Слайд 4)

Например, мощность алфавита из русских букв и дополнительных символов: 33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания + скобки + пробел = 54.

Какова минимальная мощность алфавита, с помощью которого можно записывать (кодировать) информацию?

Двоичный алфавит (Слайд 5)

Двоичный алфавит состоит из 2 х символов: 0 и 1

Информационный вес символа двоичного алфавита называется 1 бит

Следовательно, 1 бит – это 0 или 1

Информационный вес символа зависит от мощности алфавита.

С увеличением мощности алфавита, увеличивается информационный вес каждого символа.

Для измерения объёма информации необходимо определить сколько раз информация равная 1 биту содержится в определяемом объёме информации.

Достаточно часто в качестве единицы информации используют байт .

Информационные объекты в современном компьютере имеют достаточно большие объемы, поэтому существуют и другие, производные единицы измерения информации (слайд 6).

А какие современные носители информации вы знаете? Какие информационные объемы на них можно записать? (слайды 7-8)

При решении задач нам придется работать с разными единицами измерения информации, давайте посмотрим на соотношения этих единиц (слайд 9).

А теперь, попробуем это на практике! (слайд 10). Нам нужно заполнить пропуски в таблице, где одни и те же объемы информации выражены разными единицами измерения. Все тексты задач у учащихся есть в распечатанном виде на рабочих местах.

Решение задач (слайды 11-13).

Решить задачи в тетради. (слайд 14).

  • Итоги урока – 2 мин

Мы сегодня познакомились с измерением информации.

Итак, давайте подведем итоги урока:

  • Минимальная единица измерения информации это …
  • Какие единицы информации вы еще знаете?
  • Какие носители информации вы знаете?
  • Какие подходы для измерения информации вы сегодня узнали?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал для урока – распечатки с задачами и справочной информацией

ЕДИНИЦЫ ИНФОРМАЦИИ

1 байт = 8 бит

1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта = 2 10 байтов

1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб = 2 20 байтов

1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Мб = 2 30 байтов

1 терабайт = 1 Тб = 1024 Гб = 2 40 байтов

1 петабайт = 1 Пб = 1024 Тб = 2 50 байтов

Заполните таблицу соответствующими значениями:

Задачи:

  • Книга содержит 256 страниц, причем на каждой 32 строки по 64 символа. Какой информационный объем книги в Килобайтах?
  • Объем проекта дизайнера 600 Мбайт. Сколько таких проектов он сможет разместить на флешке объемом 32 Гбайт?
  • Объем курсовой работы 7 Мбайт. Профессор записывает работы студентов на флешку объемом 2 Гбайта. Сколько таких курсовых он сможет записать?

Задачи на дом:

1. В учебнике 512 страниц, на каждой странице 48 строк по 64 символа в каждой. Каков объем данного учебника в килобайтах?

2. Каков объем школьной библиотеки, состоящей из 50 000 таких учебников? Дайте ответ в Мбайтах и Гбайтах

3. Сколько CD-дисков объемом 700 Мбайт понадобится для записи такой школьной библиотеки?

Тема урока: «Измерение информации»

Цель урока: сформировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации.

Задачи:

Образовательная : научить решать задачи на определение информационной емкости сообщения, познакомить с единицами измерения информации.

Развивающая - развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Воспитательная - повышать мотивацию учащегося путем использования интерактивных средств обучения, формировать информационную культуру.

Здоровьесберегающая - соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, исключающие переутомление.

Тип урока : комбинированный урок.

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, игровой

Формы работы на уроке : коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ПК, интерактивная доска

Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прежде чем приступить к уроку, давайте посмотрим, как мы себя чувствуем в начале урока?

Расставили соответствующие смайлики

Ребята, давайте выполним задание



II.
Актуализация и фиксирование затруднений в деятельности.
Вопросы к классу:
Что перед вами изображено? Единицы измерения массы,времени и длины
Как можно их измерить? Линейка, весы, часы
А какие мы рассматривали единицы измерения информации? Бит, байт, КБ, Мб.


III.
Формулирование темы и задач урока.
Оказывается, информацию также можноизмерять и находить её количество.
Сформулируем тему урока. (Какизмерить информацию).
Чему мы сегодня с вами на урокенаучимся и что узнаем нового? (Научимся находить количество информации в сообщении) - учитель конкретизирует задачи урока.
IV. Проблемная ситуация.
Как же оценить количество получаемой информации?

Решить задачу ученику не могут.

Система наводящих вопросов

В каком слове больше информационногообъема и почему? количествосимволов

В каком тексте большеинформационного объема и почему? количество строк

В какой книге больше информационного объема и почему? количество страниц


Примечание (о самой большой книге):

Мэттьюс решил собрать все избранные статьи из Википедии. Сюда вошли только

самые посещаемые страницы Википедии. В результате книга получилась из 5 000страниц . Высота самой толстой книги 0,5 метра . Стоит учесть, чтоэлектронная версия Википедии имеет 3 миллиона страниц.

Вернемся к нашей задаче


Ученики находят информационный объем учебника и самостоятельно выводят формулу для измерения информации.
V. Закрепление изученного материала.
Тренировка работы с единицами измерения(интерактивный тренажер)




Совместное решение задачи фипи ГИА-9 за 2017 год

Цель урока: познакомить с понятиями: “измерение информации”, “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”, научить измерять информационный объём сообщений, с учётом информационного веса символов.

Тип урока: объяснительно-демонстрационный с элементами практикума.

Нагляднось: презентация “Измерение информации” (приложение 1).

Учебная литература: учебник “Информатика”. 8-й класс (базовый курс) И.Г.Семакин, “Информатика” задачник-практикум (1 часть) И.Г.Семакин.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • что такое “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”;
  • как измерить информационный объём;
  • как определяется единица измерения информации бит;
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
  • измерять информационный объем текста;
  • представлять количество полученной информации в различных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах).

План урока

  1. Орг. момент - 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания - 2 мин.
  3. Новый материал. Измерение информации. Алфавитный подход - 25 мин.
  4. Закрепление изученного - 14 мин.
  5. Подведение итогов урока. - 2 мин.
  6. Домашнее задание - 1 мин.

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

Задачник-практикум № 1. с. 11 № 2, 5, 8, 11, 19 *.

III. Новый материал.

1. Введение.

Процесс познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний.

Как же узнать, много получено информации или нет?

Необходимо измерить объём информации. А как это сделать мы сегодня узнаем.

Получение новой информации приводит к расширению знаний или, как иначе можно сказать, к уменьшению неопределённости знания.

Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределённости нашего знания, то можно сказать, что такое знание содержит информацию (рисунок 1).

2. Как можно измерить количество информации.

Для измерения различных величин существуют эталонные единицы измерения.

Например:

  • Расстояние измеряют в миллиметрах, сантиметрах, дециметрах…
  • Массу измеряют в граммах, килограммах, тоннах…
  • Время измеряют в секундах, минутах, сутках, годах…

Следовательно, для измерения информации должна быть введена своя эталонная единица.

Существует два подхода к измерению информации:

б) Алфавитный. Позволяет измерять информационный объём текста на любом языке (естественном или формальном), при использовании данного подхода объём информации не связывают с содержанием текста, в данном случае, объём зависит от информационного веса символов.

3. Алфавитный подход к измерению информации.

Давайте вспомним, что же такое алфавит?

  • Алфавит – весь набор букв, знаков препинания, цифр, скобок и других символов, используемых в тексте.

*Алфавит включают и пробел (пропуск между словами).

Что такое мощность алфавита?

  • Мощность алфавита - полное число символов в алфавите.

Например: мощность алфавита русских букв и используемых символов равна 54:

33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания, скобки, пробел.

Наименьшую мощность имеет алфавит, используемый в компьютере (машинный язык), его называют двоичным алфавитом, т.к. он содержит только два знака “0”, “1”.

Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется 1 бит.

Попробуйте определить объём информационного сообщения:

Информация, записанная на машинном языке, весит:

01110 - … бит

010010 - … бит

010 - … бита

0111111011110 - … бит

При алфавитном подходе считают, что каждый символ текста, имеет информационный вес.

Информационный вес символа зависит от мощности алфавита.

С увеличением мощности алфавита, увеличивается информационный вес каждого символа.

Для измерения объёма информации необходимо определить сколько раз информация равная 1 биту содержится в определяемом объёме информации.

Например:

1) Возьмём четырёхзначный алфавит (придуманный), (рисунок 2).

Все символы исходного алфавита можно закодировать всеми возможными комбинациями, используя цифры двоичного алфавита.

Получим двоичный код каждого символа алфавита. Для того чтобы закодировать символы алфавита мощность которого равна четырём, нам понадобится два символа двоичного кода.

Следовательно, каждый символ четырёхзначного алфавита весит 2 бита.

2) Закодируйте с помощью двоичного кода каждый символ алфавита, мощность которого равна 8 (рисунок 3) .

Вывод. Весь алфавит, мощность которого равна 8 можно закодировать на машинном языке с помощью трёх символов двоичного алфавита (рисунок 4).

Как вы думаете, каков информационный объём каждого символа восьмизначного алфавита?

Каждый символ восьмизначного алфавита весит 3 бита.

3). Закодируйте с помощью двоичного кода каждый символ алфавита, мощность которого равна 16.

Какой можно сделать вывод?

Алфавит из шестнадцати символов можно закодировать с помощью четырёхзначного двоичного кода.

Решите задачу.

Задача: Какой объём информации содержат 3 символа 16 – символьного алфавита?

Так как каждый символ алфавита мощностью 16 знаков можно закодировать с помощью четырёхзначного двоичного кода, каждый символ исходного алфавита весит 4 бита.

Так как всего использовали 3 символа алфавита мощностью 16 символов, следовательно: 4 бит 3 = 12 бит

Ответ: объём информации записанный 3 знаками алфавита мощностью 16 символов равен 12 бит.

Запишем таблицу соответствия мощности алфавита (N) и количеством знаков в коде (b) - разрядностью двоичного кода.

Найдите закономерность (рисунок 5)!

Какой вывод можно сделать?

Информационный вес каждого символа, выраженный в битах (b), и мощность алфавита (N) связаны между собой формулой: N = 2 b

Алфавит, из которого составляется на компьютере текст (документ) состоит из 256 символов.

Этот алфавит содержит символы: строчные и прописные латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания и другие символы.

Узнайте, какой объём информации содержится в одном символе алфавита, мощность которого равна 256.

Решение. Из формулы N = 2 b следует 256 = 2 8 .

Вывод. Значит, каждый символ алфавита используемого в компьютере для печати документов весит 8 бит.

Эту величину приняли так же за единицу измерения информации и дали название байт.

8 бит = 1 байт

Задача. Статья содержит 30 страниц, на каждой странице - 40 строк, в каждой строке 50 символов. Какой объём информации содержит статья?

Ход решения.

1) На каждой странице 50 40 = 2000 символов;

2) во всей статье 2000 30 = 60000 символов;

3) т.к. вес каждого символа равен 1 байту, следовательно, информационный объём всей статьи 60000 1 = 60000 байт или 60000 8 = 480000 бит.

Как видно из задачи байт “мелкая” единица измерения информационного объёма текста, поэтому для измерения больших объёмов информации используются более крупные единицы.

Единицы измерения информационного объёма:

1 килобайт = 1 Кб = 210 байт = 1024 байт

1 мегабайт = 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб

1 гигабайт = 1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб

Попробуйте перевести результат задачи, в более крупные единицы измерения:

    60000 байт 58,59375 Кб

    60000 байт 0,057 Мб

IV. Закрепление изученного.

Задачник-практикум № 1. С. 19 № 19, 20, 22, 23, 25.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Задачник-практикум № 1. с. 20 № 21, 24, 26.