Созерцание бога есть принцип нравственного закона или конечной цели, а эта последняя есть обнаружение его. О конечной цели бытия Конечной цели а

Цели и средства.

«Начнем с проведения четкой границы между конечными целями, придающими жизни смысл и значение! и средствами их достижения. Так, деньги никогда не будут конечной целью, они ничего не значат сами по себе, а служат средством, помогающим достичь конечной цели, имеющей для нас безоговорочную ценность. Лишь немногие люди размышляют о коренном различии между целями и средствами, но без осознания этой разницы нельзя обрести душевный покой. Средства нужны только для приобретения того, что мы в глубине души по-настоящему уважаем. У жизнерадостного, уравновешенного человека это стремление к самовыражению и желание заслужить любовь и одобрение ближних.

Единственная жизненная установка, при которой средства и конечные цели практически совпадают,- гедонистическая. Для нее нет иных целей, кроме наслаждения (радости изысканной кухни, пассивное наслаждение искусством, путешествиями, природой). Я никого не осуждаю, а только провожу различие между интровертными и экстравертными средствами достижения целей. Восхищаемся ли мы, разделяем ли мы удовольствия гурмана или эстета или остаемся безразличными к ним, их цели всегда интровертны, "замыкаются" в них самих. Совсем другое удовольствие испытывают шеф-повар, музыкант или скульптор: они страстно желают творить и заслужить любовь тех, кому отдают свои творения.» Ганс Селье, Стресс без дистресса, М., «Прогресс», 1979 г., с. 84-85.

Ближайшие и Отдаленные цели.


Ближайшие цели

Отдаленные цели

Ближайшие цели сулят немедленное удовлетворение; связаны с получением сиюминутного удовольствия

Должны честно ответить себе, чего мы хотим от жизни.

Часто движимы стремлением выразить себя.

Философские, религиозные и политические идеалы с давних пор эффективно служили человеку в его поисках отдаленной цели, которой можно посвятить всю жизнь. Она устраняет мучительные, ведущие к стрессу сомнения при выборе и совершении поступков.

Они не накапливаются и не образуют все возрастающего запаса силы и счастья. Вознаграждения такого типа нельзя сберечь. Единственный их след - приятные воспоминания.

Плоды этого труда не должны быть мимолетными, чтобы непрерывно накапливаться в течение жизни (иначе цель не была бы отдаленной).

Как правило, не требуют специальной подготовки

Требует упорного труда (иначе цель не будет способствовать самовыражению)

Отдаленная цель освещает постоянную тропу в течение всей жизни.


Ганс Селье, Стресс без дистресса, М., «Прогресс», 1979 г., с. 85-87.

Сознательная цель человека по Гансу Селье

«Сознательные, цели - истинные и мнимые, можно отнести к четырем группам:

1. Склоняться перед сильным. Умилостивить бога. Преданно служить верховной власти (королю, королеве, князю), воплощающей и символизирующей отечество или родину. Служить своей стране. Верность политической системе, какой бы она пи была (демократическая республики, монархия и т. д.). Стремиться к благу семьи, жертвуя собой ради супруга (супруги) и детей: "Пусть у них будет то, чего не было у нас, или пусть они делают то, что было нам недоступно". Несгибаемая и непоколебимая привер«женность кодексу чести. Сами эти кодексы в разных культурах различны, а порою прямо противоположны. Английский джентльмен старого закала, религиозный фанатик (святой) и член мафии поступают совсем, по-разному, неукоснительно следуя своим кодексам чести.

2. Выть сильным. Сила ради нее самой. Слава, рукоплескания масс, получение общепринятых знаков и символов высокого положения. Безопасность, которой нередко добиваются путем приобретения силы и власти. Это стремление обычно становится доминирующим из-за глубокого и часто болезненного чувства неуверенности. .

3. Дарить радость. Бескорыстная филантропия, дар художественного и научного творчества, забота о детях, доброта к животным, стремление исцелять, короче говоря, желание помогать другим без каких-либо задних мыслей. Пожертвовать миллион долларов на благотворительность или дать горсть орехов обезьяне в зоопарке.

4. Получать радость. Все перечисленные выше виды мотивации взаимно перекрываются и дают радость лишь при их удовлетворении. Но остается еще человек, которому чужды все эти мотивы,-- настоящий гедонист, который ищет только наслаждений. Он живет сегодняшним днем и делает то, что сулит наибольшее удовольствие тотчас же, сию минуту. Ему все равно, получается ли оно от половой близости, нищи, напитков, путешествий, созерцания произведений искусства или демонстрации своей силы и власти, позволяющих оставить за собой последнее слово, доже если он знает, что не прав.

«Склоняться перед сильным или быть сильным - это долговременные цели. Плохо ли, хорошо ли, но ими можно руководствоваться всю жизнь. Дарить радость и получать радость -- такие цели доставляют немедленное удовлетворение. Хотя все эти цели сознательные, некоторые из них опираются не на законы природы, а на традиции и на веру в официальную шкалу ценностей.»

Конечная цель.

«Мне кажется, что конечная цель жизни человека - раскрыть себя наиболее полно, проявить свою "искру божию" и добиться чувства уверенности и надежности. Для этого нужно сперва найти оптимальный для себя уровень стресса и расходовать адаптационную энергию в таком темпе и направлении, которые соответствуют вашим врожденным особенностям и предпочтениям.

Унаследованные внутренние факторы играют важную роль, предопределяя не только оптимальный уровень стресса, но и слабость тех или иных органов, более уязвимых при интенсивном стрессе. Конечно, все рожденные на свет должны иметь равные возможности, но у каждого неповторимые ум и тело. Поэтому биолог не может принять столь часто цитируемое и неверно истолкованное заявление из американской Декларации независимости: "Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными..."

К каким бы целям мы ни стремились, связь между стрессом и достижением цели так несомненна, что едва ли стоит долго говорить о ной. Умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование - это самые вредоносные стрессоры. Они часто служат причиной мигрени, язвенной болезни, сердечных приступов, повышенного кровяного давления, психических расстройств, самоубийств или просто безнадежно несчастливой жизни.

Ни ближайшие, ни отдаленные цели не являются подлинной конечной целью, которая служила бы маяком и мерой всех наших поступков. По-моему, следует стремиться к тому, что мы сами - а не окружающее общество считаем достойным. Но мы должны, во что бы то ни стало избегать краха, унижения или провала. Не нужно заноситься, метить слишком высоко и браться за непосильные задачи. У каждого есть свой потолок. Для одних он близок к максимуму, для других к минимуму человеческих возможностей. Но в рамках своих врожденных данных надо сделать все, на что мы способны, стремиться к высшему мастерству. Не совершенству - ибо оно недостижимо. Делать его своей целью -значит заранее обрекать себя на дистресс и неудачу. Достижение высокого мастерства - прекрасная цель, к тому же она приносит расположение, уважение и даже любовь ближних. Много лет назад я зарифмовал такую философию. Это может звучать банально, но, когда что-нибудь угрожает моему душевному равновесию или возникают сомнения в правильности моего поведения, я припоминаю две строчки, и они мне помогают: Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай, в борьбу из-за безделиц.»

Ганс Селье, Стресс без дистресса, М., «Прогресс», 1979 г., с. 88-90.

На пути духовного поиска одним из первых вырастает вопрос о смысле существования. На этом фоне существует множество учений и религий, пытающихся приоткрыть завесу тайны рождения и смерти, перевоплощений и процесса эволюции сознания. Все чаще становится слышна идея о конечной цели бытия, как о слиянии с Единым Богом и растворении в мирах Абсолюта. Вечное пребывание в раю, блаженный покой или бестелесное парение в высших сферах обещают многие метафизические концепции, что влечет за собой некоторые противоречия с универсальными законами Универсума. Покой – антипод жизни. А жизнь – явление невозможное без извечного взаимодействия дуальностей. Потому сама по себе остановка разума и зависание сознания в сфере пассивного существования противоречит принципам активного творческого и динамического начала, рождающего мир, как таковой.

Мир подобен зацикленному алгоритму рождения, падения, эволюции и нового рождения. Вне динамических процессов эманирования низших сфер из высших; вне последующего восхождения разума в обратном направлении – к Первоисточнику, главенствует сплошное небытие: темная материя и темная энергия, существующие лишь гипотетически, как незримая математическая вселенная, непроявленная и ненаблюдаемая. Лишь зарождение сознания, его констатация о собственном существовании «Я Есть» оживляет своим лучом дуальные противоположности, заставляя их вступать во взаимодействие, порождая таким образом в своих пропорциях бесконечное число форм – отражений Единого. Этот творческий акт – есть действие и проявление духа в материи. Но что есть растворение сознания, как не отказ от высшего дара – способности сознательного созидания посредством осознанного выбора?

В каббалистической системе Древа Сефирот отображено два пути восхождения. Сефира Кетер и Сефира Даат – две возможные условно конечные точки бытия. Растворение – есть слияние индивидуального сознания с Сефирой Кетер, что есть возвращение духа в обитель и источник без сопутствующего созидания. Так энергия, ставшая сырьем для сотворения индивидуального сознания, возвращается в свою колыбель, с последующим расщеплением на кирпичики в целях сотворения новой индивидуальности, не имеющей никакого отношения к прежним воплощениям. Фактически, сознание, вернувшееся из плотных сфер к исходному центру здесь подлежит ликвидации. Это засыпание и сон, в котором не снятся сны.

Другая Сефира на Древе – сфера Даат, что есть Знание. Она скрыта, и ее положение отображается будто в другой мерности. Сефира Даат лежит на краю бездны, охватывая мир эманаций Единого, но и мир проявленного. В реальности исходного древа космология описывает эту сферу, как черную дыру, зияющую на горизонте событий. Этот тот самый метафизический предел, за который невозможно заглянуть существу в обычном состоянии сознания. В иной же мерности, за пределами исходной вселенной черная дыра, из которой ничего не исходит, но все в нее низвергается является новым Первоистоком, из которого все проявляется. За этим пределом бездны лежит иная Сефира Кетер, суть которой – осознающий разум, прошедший по всем ступеням восхождения и накопивший достаточно опыта для организации нового рождения и нового Большого Взрыва, как его называют физики.

Страница 3

Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. Иногда осуществление этой цели совершается в идеальном плане, а не практически. Это бывает, когда, например, человек включен в коллективную деятельность. Выполняя какую-то часть общего дела, он при этом мысленно прослеживает весь процесс до конца, вплоть до завершающего результата. Даже в том случае, когда некоторые звенья этого процесса ускользают от внимания, все равно в поле зрения оказывается результат общего дела, или, по крайней мере, та его часть, на которую человек претендует заранее.

К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения цели конечной. Так, доказательство леммы в математике составляет, несомненно, цель действия; но это еще не конечная, а промежуточная цель; конечную цель образует доказательство теоремы, ради которой лемма доказывалась. Еще примеры: художник, делая эскизы будущей картины, преследует промежуточную цель; парашютист, готовясь к прыжку, тщательно укладывает парашют, в ходе чего достигает ряд промежуточных целей, в то время как его конечная цель это сам прыжок и т.п.

Рассматривая сложные виды деятельности, можно заметить, что достижение конечной цели опосредствуется многими промежуточными, причем в первую очередь выдвигаются конечные цели, а в последнюю очередь - те, которые должны быть достигнуты в первую очередь. Искусство построения деятельности и определяется во многом способностью человека в мысли идти от конечных к первоочередным целям, а в действии - в противоположном направлении: от первоочередных, через цепь промежуточных, к конечным.

Процесс постановки цели обозначается как целеобразование. Особую психологическую проблему образует рождение новой цели, начинающей ряд промежуточных. Такие цели называют “надситуативными”, возвышающимися над исходными требованиями ситуации. Предлагая испытуемому ряд однотипных задач, можно видеть, как некоторые участники эксперимента, вместо того чтобы каждый раз снова решать задачу, пытаются найти общий принцип решения, образуя новую цель. Выдвижение новой цели, однако, еще не означает, что формируется новая мотивация деятельности. Речь идет лишь о расширении или углублении целевой перспективы активности при сохранении общей ее направленности.

Ни мотивация деятельности, ни ее цели не могли бы быть воплощены в ее результате, если бы человек не использовал определенные инструменты преобразования ситуации, в которой протекает деятельность.

Инструментальная основа активности Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий. Циркуль, кисть, компьютер, слово, сказанное врачом пациенту или учителем ученику, - все это примеры в широком смысле инструментов активности. Органы человеческого тела также относятся к категории таких средств: в конечном счете, все операции, осуществляемые вовне, связаны с двигательной активностью самого индивида.

Едва ли можно переоценить важность процесса овладения средствами осуществления деятельности. В некоторых психологических концепциях развитие “инструментария” отношения человека к миру отождествляется с процессами социализации - превращением индивида как природного существа в существо социальное. Как бы ни относиться к подобному взгляду, очевидно, что развитие личности немыслимо вне овладения человеком социально выработанными средствами осуществления деятельности.

При использовании тех или иных инструментов человек продуманно или автоматически опирается на имеющиеся у него представления о том, как действовать с ними, применять их. Каждое такое представление может рассматриваться как внутренняя образующая действий, совершаемых во внешнем плане. Совокупность таких внутренних образующих характеризует то, что может быть названо инструментальной основой активности. Другим именем для обозначения инструментальной основы активности является часто используемое в последнее время слово “компетентность”; а это понятие, в свою очередь, в большинстве работ педагогической ориентации раскрывается как знания, умения, навыки.

    Проблема, выраженная в известной максиме «Цель оправдывает средства» и связанная с ценностным аспектом отношения Ц. и С. и, соответственно, с выбором и оценкой средств в целесообразной деятельности. Относительно решения этой проблемы в популярной … Философская энциклопедия

    Цель - Цель ♦ But То, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Стоики различали конечную цель (telos) и просто цель (skopos). Цель является чем то внешним по отношению к действию – такова мишень, в… … Философский словарь Спонвиля

    Конечная Причина - Конечная Причина ♦ Finale, Cause Причина – это ответ на вопрос: «Почему?» Конечная причина предполагает ответ на этот же вопрос, но с указанием цели, поэтому конечную причину называют также конечной целью. Например, как поясняет Аристотель,… … Философский словарь Спонвиля

    Толковый словарь Ушакова

    1. ЦЕЛЬ1, цели, род. мн. целей (целей прост.), жен. 1. Предмет, место, в которое стреляют или должны попасть при стрельбе, мишень. Попасть в цель. Бить мимо цели. Бить в цель (срн. бить). Стрельба по закрытым целям. 2. Тоже, что мушка2 (устар.).… … Толковый словарь Ушакова

    Цель ЮП - Конечная цель – общая с целью юридических наук: укрепление законности в государстве и обществе, спобствование построению правового государства. Специальная цель: познание юридико психологической действительности, разработка научно психологической … Энциклопедия современной юридической психологии

    цель - и; ж. см. тж. с целью, в целях, с той целью, чтобы, целевой 1) Объект для попадания при стрельбе или метании. Воздушная цель. Движущаяся цель. Выйти на цель … Словарь многих выражений

    И; ж. 1. Объект для попадания при стрельбе или метании. Воздушная ц. Движущаяся ц. Выйти на ц. Стрелять в ц., по цели. Точно выбрать, поразить ц. Целью поражения служат военные объекты и живая сила противника. Попасть в ц. (также: сказать или… … Энциклопедический словарь

    Один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… … Философская энциклопедия

    цель - высокая (Писемский); заветная (Надсон); лазурная (Ратгауз); лучезарная (Ратгауз, Надсон); лучистая (Ратгауз); сияющая (Ратгауз); светлая (Майков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А … Словарь эпитетов

Книги

  • Закон синархии , Шмаков В. , Великий русский философ-эзотерист Владимир Шмаков более известен как автор монументального труда 171;Священная Книга Тота: Великие Арканы Таро 187;. В 171;Законе синархии 187;он… Серия: Издатель: София ,
  • Йога и религия. Сборник цитат из бесед и книг Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы , Ш.С. Бхагаван , Сатья Саи Баба говорит: "Суть, так же как и цель всех религий есть достижение чистоты ума и сердца" . В книге, состоящей их высказываний Саи Бабы, проводится сравнительный анализ основных… Серия: Учение Сатьи Саи Баба Издатель:

Существует древняя притча: два человека на лошадях одолевают крутой подъём. Лошади устали, измучились и едва передвигают ноги. Наконец, на середине подъёма они останавливаются и уже не могут идти дальше. Одни из всадников, не долго думая, всадил своей лошади в бока шпоры. Животное рванулось вперёд и упало на колени. Второй всадник спешился и приподнял своей лошади голову, чтобы она увидела конец пути. Животное, которое до этого смотрело только на пыль и камни под ногами, увидело чистое небо и лужайку с сочной травой на вершине холма. Эта картина придала лошади силы, и она одолела подъём.

Данная притча в упрощённой и наглядной форме показывает, что преодолеть любые жизненные препятствия можно, лишь имея перед собой конкретную конечную цель . При этом нельзя уподобляться Буриданову ослу. Бедняга умер от голода, так как не мог решить, какой из двух стогов сена ему есть.

Рис. Конечная цель - а у Вас она есть?

Очень часто люди точно так же не могут выбрать что-то одно и мечутся между «кормушками». Человек любит пирожные и в то же время мечтает похудеть. Эти две установки никак не согласуются друг с другом. Если всё время есть пирожные, то о стройности и речи быть не может. Но худеть - это, значит, отказаться от любимого лакомства. Чтобы разрешить подобную ситуацию, нужно поменять одну из установок. Например, полностью отказаться от пирожных. Но чтобы такое желание сработало, необходимо иметь конечную цель. Это . Вот тогда всё должно получиться.

Чёткая и ясная цель необходима во всех областях жизни. Нужно сдать экзамен, а потом забыть материал. Или необходимо запомнить этот материал надолго, так как он пригодится в дальнейшей жизни. В каждом из этих случаев тактика обучения будет иметь характерные отличия.

Если важна лишь сдача и хорошая оценка, то во время подготовки к экзамену можно наметить лишь основные смысловые связи. При этом совсем необязательно утруждать себя мелкими фактами и деталями. Главное иметь лишь общее представление о предмете.

А вот когда сдаваемый материал будет необходим, то, соответственно, весь процесс подготовки станет уже другим. Придётся скрупулёзно вникать в каждую деталь, выяснять все нюансы и мелочи. Ведь только в этом случае можно приобрести полные и глубокие знания.

Если конечная цель далека, но сформирована вполне конкретно, то вся деятельность должна подчиняться ей. В этом случае поступки и побуждения будут осмысленными и логически выверенными. А вот жизнь без цели порождает абсолютно бесполезное существование. Человек «катится» по жизни, как перекати-поле. Месяцы, годы, десятилетия уходят в никуда.

Увы, таких людей очень много. Они живут по принципу, что кривая вывезет. Но очень часто она вывозит не туда, куда надо. Можно вообще оказаться у «разбитого корыта». Но происходит это, как правило, по прошествию многих лет. Поэтому исправить уже ничего нельзя. Упущенные годы вернуть невозможно, и остаётся лишь сожалеть о бесцельно прожитой жизни.

Чтобы такого не случилось, необходимо иметь перед собой какую-то цель. Её достижение всегда подводит итог прожитым годам. Целей может быть несколько, а следовать они должны друг за другом. Но каждая достигнутая обязана прокладывать дорогу к следующей. Только такое целеустремлённое существование способно принести .

Можно многого добиться в жизни, достигая намеченных целей. Тут главное не сворачивать с избранного пути и не сомневаться в благоприятном конце. Людей, живущих по такому принципу, не так уж и мало. В большинстве случаев они не становятся великими. Но рядом с ними даже мнительные и нервные люди успокаиваются и начинают . Происходит это потому, что от целеустремлённых личностей исходит особая аура, дающая не только им, но и окружающим.