Валуйский успенский николаевский мужской монастырь. Муниципальном казенном учреждении культуры «Валуйский историко – художественный музей» состоялось заседание клуба «Истоки

О достопримечательности Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь.

В красивейшем месте Валуйской земли, при слиянии рек Оскол и Валуй расположена одна из самых древних обителей Белгородчины – Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь и меловые пещеры с подземным храмом во имя святого Игнатия Богоносца.
Одна из первых загадок, связанных с монастырём – это время его основания. Точной даты, в связи со сложной политической и социальной обстановкой того времени не сохранилось.

Монастырь был основан в конце XVI в., при царе Фёдоре Ивановиче. По преданию, основателем обители считается «престарелый отставной служилый человек по имени Корнилий» с тремя единомышленниками.
Легенда сообщает, что Корнилий после военной службы в глубокой старости в поисках душевного успокоения удалился на уединённый полуостров при стечении рек Оскол и Валуй, где поставил небольшую часовенку. К нему присоединились ещё три монаха из числа его сподвижников в ратных делах. Корнилий своею почтенною старостью и благочестивой жизнью приобрёл всеобщее уважение у жителей крепости и, вероятно, многие посещали его как человека, много знавшего и испытавшего на своём веку.

В Смутное время крепость Валуйка и монастырь были разорены, церкви осквернены и разрушены. В 1613 г., по указу царя Михаила Фёдоровича Романова Валуйский монастырь был восстановлен.
Утрата царских грамот, как исторических первоисточников, привела к тому, что в дальнейшем утвердилось предание об основании монастыря в 1613 г.
Названия монастыря менялись на протяжении его долгой истории: «Валуйскаго города Успения Пресвятыя Богородицы иЧудотворца Николы Пристанский монастырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки» и др.

XIX в. это название не употреблялось. Название «Успенский» связано с главным храмом, а «Николаевский» - с известной чудотворной иконой, якобы обнаруженной в кринице, расположенной поблизости. Несколько раз жители города пытались принести икону в городской храм. Однако, Чудотворная всё время чудесным образом возвращалась на место обретения.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь долгое время был «острогом» (сторожевым пунктом, укреплённым местом). В конце XVI - начале XVII вв. Валуйский край был дикой, опасной местностью. Город и монастырь подвергались в то время постоянным набегам крымских и ногайских татар.

Однако постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность из дикой и пустынной постепенно превращалась в мирный край.Монастырь обустраивает свою территорию и развивает хозяйство в своих вотчинах. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня.
Особую страницу истории Валуйского Успенского монастыря составила деятельность Архимандрита Игнатия (Алексеевского), бывшего настоятелем с 1857 по 1899 гг.
При вступлении Игнатия в управление монастырём все постройки, кроме Успенского храма, находились в полуразрушенном состоянии и за монастырём числился долг в 4 тыс. рублей.

Прежде всего, был уплачен монастырский долг, а затем произведён ряд капитальных построек, ремонт храмов и других зданий. Вокруг монастыря находился огромный сад и прекрасная пасека, которой занимались монахи. При монастыре была иконная лавка и склад книг, имевший более тысячи богослужебных, церковно – исторических и других книг религиозно – нравственного содержания. За годы настоятельства Игнатия обитель была благоустроена, заведено издательское дело, открыты ясли и лазарет в Уразово.

Главное же деяние Игнатия Алексеевского – возведение к трёхсотлетию династии Романовых трёхпрестольного Николаевского собора. Храм в псевдо - византийском стиле построен из кирпича монастырского завода.
В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки.
«Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи. Окончательная стоимость свыше 200 т. рублей, на освящении собора 1 сентября 1913 года присутствовало более 50 тыс. паломников, на берегу Оскола накрыли стол на 3 тыс. человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк» («Воронежская старина» 1914 год вып. 13)
Валуйский Успенский монастырь привлекал не только городское население, но и множество богомольцев из других уездов своими прекрасными службами и святыми иконами. Он являлся религиозным центром и святым местом, хранящим высокие нравственные традиции христианства в нашем крае.
В таком процветающем состоянии Валуйский Успенский монастырь находился вплоть до революции 1917 г. Затем монастырь пришёл в упадок, монахи были репрессированы (многие подверглись страшным пыткам и казням). Судьба последнего настоятеля Архимандрита Игнатия Бирюкова до сих пор не известна. По одним сведениям настоятель был утоплен большевиками, по другим сведениям – сослан в Сибирь.
В 1926 г. монастырь был закрыт официально.
С 1935 г. территория монастыря занята детской воспитательной колонией МВД.

Решение о проведении восстановительных работ было принято в 2002 году, а активная фаза реконструкции началась в 2009 и в 2011 году собор был полностью реконструирован.

А.О. Морозова

Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь. Литография. XIX век.

Валуйский Николопристанский Успенский мужской монастырь относится к числу древнейших монастырей, возникших на белгородской земле. Первоначально он принадлежат Белгородской епархии, но в 1798 г. этот монастырь и еще 80 церквей Белгородской епархии были причислены к Воронежской епархии. Ныне территория, на которой находился монастырь, входит в Белгородскую и Старооскольскую епархию.

Историю Валуйского Николопристанского Успенскою мужского монастыря достаточно подробно рассматривает в своих работах воронежский исследователь начала XX в. Тихон Митрофанович Олейников.

Т.М. Олейников родился 5 августа 1883 г. в сл. Неровной Острогожского уезда Воронежской губернии в семье священника. Образование получил в семье. В Санкт-Петербурге окончил Духовную академию и Археологический институт. В 1908-1910 гг. он начал педагогическую деятельность в Новгородской семинарии, с 1910 г. - преподавал русскую словесность в Воронежской семинарии. В 1914-1918 гг. был инспектором Воронежской семинарии. С 1918 по 1920 гг. - учитель и председатель совета школы № 11 г. Воронежа. Т.М. Олейников был не только педагогом, но и краеведом и журналистом. Он вел активную исследовательскую деятельность, многие его работы были опубликованы в различных воронежских изданиях. С марта 1920 г. он работал научным сотрудником Воронежского губернского архива и хранителем губернского музея, с 1919г. преподавал на рабфаке Воронежского университета. 5 ноября 1930 г. Т.М. Олейников арестован по «делу краеведов». В июне 1931 г. он был приговорен к пяти годам лагерей. После 1935 г. Т.М. Олейников работал в одной из воронежских сельских школ. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Из-под пера Т.М. Олейникова вышло немало интересных работ литературоведческого и историко-церковного характера. Его исследования, а также собранные им документы, посвященные истории Валуйского Николопристанского Успенского монастыря, были опубликованы в 1914-1916 гг. в журнале «Воронежская старина». В статье «Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь» автор освещает следующие вопросы: местоположение и возникновение монастыря, духовное правление и братство, храмы и постройки, святыни, настоятели и братия монастыря, его материальное обеспечение.

Основными источниками своего исследования Т.М. Олейников называет материалы архивов Московского Министерства юстиции (ныне Российский государственный архив древних актов) и монастыря. Также автор пользовался монастырской летописью и печатной литературой конца XIX - начала XX вв.: «Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь»; «Валуйский Успенский монастырь» Димитрия Самбикина, «Успенский Пристанский под Валуйками монастырь» И. Токмакова; «Описание Воронежской губернии» митрополита Евгения Болховитинова. Упоминает автор и о том, что существовали и небольшие издания самого монастыря, посвященные наиболее почитаемым святыням: часовне, чудотворной иконе Святителя Николая.

Валуйский монастырь в течение своего длительного существования носил различные названия: «Валуйского города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николая Пристанский монастырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь с. Валуйки», «Пристанский монастырь на Валуйке» и т.п. Т.М. Олейников называет монастырь просто Валуйским Успенским и отмечает, что название «Пристанский» в начале XX в. употреблялось крайне редко, хотя, по мнению исследователя, «весьма к нему подходит». Настоятель монастыря в конце XVIII в. так объяснял это название: «Состоящий близ города Валуек Успенский монастырь названной издревле пристанским, потому что от Войска Донского в прошедшие времена ежегодно посылаемы были в Москву для получения на то войско жалования высокопочтенные господа старшины и полковники с командами, следуя туда и обратно, всегда к оному монастырю пристань имели, где, будучи по несколько дней, духовно торжествовали» . Но, вероятнее всего, «пристанским монастырь назывался еще и потому, что был устроен на реке Осколе, усть реки Валуя, на пристани».

Монастырь, окруженный лесом и водой, располагался в трех верстах (более 3 км) от уездного города Валуйки (на юг). В XVIII в. около монастыря был «береженой» лес.

Показателем добросовестности исследователя может служить рассмотрение им вопроса о времени возникновения монастыря. Он считал, что точных данных о времени возникновения монастыря не сохранилось. Чаще всего годом основания монастыря называется 1613 г. и указывается, что основан он по указу царя Михаила Федоровича. По другим источникам, монастырь основан при царе Федоре Ивановиче, т.е. в конце XVI в. В царствование же Михаила Федоровича на г. Валуйки и монастырь напали литовцы и украинские казаки-черкасы. Монастырь был разорен, церкви осквернены и разрушены. Строитель монастыря Кирилл с братией просил на восстановление монастыря помощь книгами, ризами и пр. Вероятно, монастырь при Михаиле Федоровиче был восстановлен после того, как его разорили литовцы, основан же при Федоре Ивановиче, в конце XVI в. Известные в настоящее время документы позволяют достаточно точно определить время основания данного монастыря. Основанием для этого служит челобитная, поданная в Разрядный приказ в 1634 г. настоятелем Валуйского Николопристанского Успенского монастыря Кириллом. В ней он указывал: «…блаженныя памяти при государе царе и великом князе Федоре Ивановиче всея Русии Валуйский город поставлен и монастырь Николы Чудотворца устроен на реке Осколе, усть реки Вагуя, на пристани, а строенья образы местные и деисусы, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье было все блаженные же памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Русии». Учитывая, что Федор Иванович скончался в 1598 г., а строительство городовой крепости на Валуйке относится к 1599/1600 г., по аналогии с Белгородом, где Никольский монастырь возник практически одновременно с постройкой городовых укреплений, логично соотнести появление монастыря в Валуйке с датой 1599 или 1600 г.

Основателем монастыря, по преданию, считается «престарелый отставной служивый человек по имени Корнилий» с тремя своими единомышленниками. Трудным было существование монастыря, не раз его грабили и разоряли «литовские люди», татары, а также просто «воровские люди».

27 января 1624 г. Валуйскому Успенскому монастырю была дарована «несудимая грамота». По этой грамоте монастырю были представлены следующие права:

1)«наместники и воеводы и всякие приказные люди строителя (т.е. настоятеля монастыря) с братией и их монастырских служек и крестьян не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя и тяжбы с поличным, а ведает и судит тех своих монастырских людей и крестьян строитель с братией сами во всем или кому прикажут»;

2)в случае суда «смесного», т.е. у монастырских людей с городскими или волостными (сельскими) людьми, строителю с братией предоставлено участие в разборе дела совместно с воеводами и наместниками;

3)в случае предъявления иска к строителю, братии или монастырскими крестьянами - «судят их в Приказе Большого Дворца бояре и дьяки или кому Государь прикажет судить», и притом только «на три срока: на Рождество Христово да на Троицын день, да на Семен день Летопроводца (т.е. 1 сентября)»;

1)в духовных делах строитель с братией и весь причт церковный подлежал суду не местной епархиальной власти (тогда Белгородской епархии), а самому Московскому Патриарху: «судит великий государь святейший патриарх Филарет Никитич (Московский) и всея Руси, или кому он, великий государь, повелит их судить на его государеве патриаршее дворе»;

2)монастырские крестьяне были освобождены от всяких податей, денежных поборов и казачьих хлебных запасов, кроме только «ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго и острожнаго дела».

О настоятелях и монастырской братии Т.М. Олейников приводит интересные, обширные, но, по его же признанию, неполные, а местами и противоречивые сведения.

Статус лица, возглавлявшего монастырь, был различным в разное время: первоначально он именовался старцев, строителем и лишь во второй половине XIX в. - настоятелем.

Обязанности настоятеля были самыми разнообразными: он ведал и монастырским хозяйством, и внутренним благоустройством: строительством, ремонтом церквей и других монастырских построек, наблюдением за вотчинами и угодьями, на нем же лежали заботы о братии и их поведении. Упоминания о помощниках настоятеля, например, экономе или казначее, в XVII-XVIII в. почти не встречаются. Это можно объяснить небольшим количеством монастырской братии. И лишь с течением времени, когда в монастыре увеличилось число насельников, появились экономы, казначеи, ризничие. Но общее руководство всей монастырской жизнью всегда оставалось в руках настоятеля.

Одной из особенностей Валуйского монастыря всегда являлось то, что в него присылались духовные и светские лица на епитимью. За ними требовался надзор, некоторых предписываюсь «увещевать и вразумлять», все это также было обязанностью настоятеля.

В XVIII в. на настоятеля Валуйского монастыря очень часто возлагались такие обязанности, как наблюдение «за благочинием» в церквях тех приходов, которые расположены недалеко от монастыря, закладка и освящение церквей в разных приходах.

Строитель Валуйского монастыря в XVIII в. был непременным присутствующим в духовном правлении, которое было открыто в Валуйках. В 1782 г. строитель монастыря игумен Орест просил духовную консисторию, чтобы заседания духовного правления проходили в монастыре. В Валуйках, писал игумен Орест, не было «нарочно устроенной каморы» для духовного правления, так что письменные дела отправлялись в доме присутствующего правления «протопопа Иоанна Чекановского» в том же помещении, где он «с семейством своим жительство имеет»; поэтому ему, Оресту, как иноку, «недостойно посещать дом протопопа». В монастыре же напротив настоятельских келий «есть келия с комнатою местоположением и строением к присутствию, и крепостию к положению дел весьма удобная». Консистория нашла просьбу игумена Ореста резонной, так что с этого времени духовное правление стало помещаться в монастыре. Несомненно, это придавало определенный вес Валуйскому монастырю.

Сведения о храмах и монастырских постройках Т.М. Олейникова подробны, он приво­дит выдержки из документов, опираясь, в числе прочих источников, на летопись монастыря и материалы из монастырского архива.

По преданию, основатель монастыря Корнилий или сам устроил небольшую деревянную часовню, или поселился около выстроенной уже часовни на месте явления иконы святителя Николая. Часовня эта со временем была превращена в храм, около которого были построены монашеские кельи. Неизвестно, каким был этот храм, сколько в нем было приделов, но в 1642 г. в монастыре действовал храм во имя Успения Божией Матери с одним приделом во имя святителя Николая. Храм, вероятнее всего, по обычаю того времени, был деревянный, крытый тесом, имел необходимую для богослужения утварь, большая часть которой была прислана правительством по указу царя Федора Ивановича.

В 1633 г. (автор ошибочно указывает 1635 г.) «литовские люди и черкасы» разорили монастырь «и церковь осквернили и престол порушили, а от разорения осталось в церкви: образы местные, царские двери и деисусы». Все остальное - книги богослужебные, ризница, четыре колокола - было разграблено. После этого разгрома монастырская церковь была вновь освящена по благословению патриарха Иоасафа, по повелению которого был прислан антиминс. После того, как строитель монастыря Кирилл с братией просил о помощи паря Михаила Федоровича, в монастырь из Москвы были присланы книги, ризы, сосуды, колокола. Обстановка Успенского храма в 1642 г. описывается так: «…а в церкви церковное строение оброз Николае Чудотворец з житием, местной образ Пресвятые Богородицы Одегитрии, царские двери с сенми деисусы без праздников и без пророков, оброз Николае Чудотворец пристанской поесной оклад серебреной золочен» . Как видно, и в это время главными святынями монастыря были образы Пресвятой Богородицы и святителя Николая.

В 1733 г. строитель монастыря игумен Пахомий вместо обветшавшей церкви построил другую. Через два года, в 1735 г., церковь с одним престолом была освящена во имя Успения Божией Матери. В ведомостях монастыря XVIII в. она называлась «настоящая церковь». Деревянная Успенская церковь требовала частого ремонта, в ней часто образовывалась течь, иногда она даже оставалась без глав, которые падали то от ветхости, то от сильного ветра. В 1760 г. она имела такой вид: «настоящая церковь Успения Пресвятыя Богородицы о трех главах, на них три кресты железныя, позлащенный, покрыты тесом».

В 1816 г. эта деревянная церковь была разобрана и заменена каменной, освященной 31 октября 1826 г. К западной стене церкви была пристроена теплая трапезная, на правой стороне которой находился придел во имя святителя Николая.

В то же время в монастыре существовала и другая церковь, время построения которой неизвестно, но в ведомости монастыря за 1739 г. указывается две церкви: Успенская и Никольская, а «в них два престола».

Т.М. Олейников приводит данные о том, что в 1760 г. игумен монастыря Корнилий и валуйский воевода коллежский асессор Иван Петрович Клементьев подали епископу Иоаса- фу Белгородскому прошение о построении в монастыре «на место обветшалой Николаевской церкви на том же месте в два апартамента внизу во имя Святителя Христова Димитрия Ростовскаго Чудотворца, а вверху во имя Святителя Христова Николая». Последовало разрешение епископа: «того ради благословляем в том монастыре церкви Божии (во имя указанных святых) заложить вам игумену по церковному чиноположению и по заложении велеть строить, а по совершении тех церквей во алтарных стенах устроить иконостасы». По всей видимости, автор указал ошибочно или дату, или имя епископа, так как епископ Иоасаф (Горленко) возглавлял Белгородскую и Обоянскую епархию с 1748 по 1754 г.

Деревянную Николаевскую церковь предполагалось разобрать, не ломая, и на ее месте построить «церковь во имя Святителя Димитрия Ростовского с помещением для ризницы, а сверху этой церкви поставить старую Николаевскую церковь»». В том же 1760 г. к работе приступили белгородские жители Дементий Атрочников и Александр Чечин. «За весь труд взять денег 90 руб., хлеба арженого 25 четв., пшеничного 14 четв., пшена 12 четв., гречаной 2 четв., 50 баранов, сала 5 пудов, сала свиного 4 пуда, масла коровьяго 3 пуда, конопляного 4 ведра».

Иконостас для новой Дмитриевской церкви взялся делать иконописец Гаврило Адамов из слободы Охримовки Нежегольского уезда. За работу ему было определено «денег 100 р. 50 коп., жита 10 четв., пшеницы 5 четв., гречки 5 четв., сала два пуда, соли 3 пуда, масла коровьяго 1 пуд, баранов 6».

Здания храмов были выстроены в том же году, но для окончания работ не хватало средств, а сочувствующий этому святому делу валуйский воевода Клементьев покинул Валуйки. В Никольской церкви в то время «иконостас надлежит поставить и прочим украшением внутрь не окончена», а в Димитриевской церкви «внутрь иконостас хотя зделан, точно к служению сосудов, книг и прочей утвари не имеется, она необшелована и от дождя по стенам в церковь течь бывает». Монастырь к тому же не до конца расплатился с мастерами. В такой ситуации строитель монастыря принял решение просить духовную консисторию разрешить продать эту церковь валуйскому и полатовскому помещику Ивану Шидловскому, чтобы расплатиться с мастерами. Вместо проданной он предлагал построить «небольшую теплую церковь об одном портаменте во имя тех же чудотворцев Димитрия и Николая». Из консистории последовал ответ, что без ведома Коллегии экономии продавать церкви нельзя.

Несмотря на большие денежные затруднения, обустройство церкви было доведено до конца, во многом благодаря денежному пожертвованию черниговского помещика майора Ивана Силича. В течение многих лет в церкви совершались богослужения в зимнее время и в храмовые праздники, в нижнем храме служба совершалась всю зиму, а вверху с начала Великого поста по 9 мая. В 1787 г. эту церковь отремонтировали крестьяне валуйского наместничества, после чего она действовала до 1824 г., когда духовной консисторией было разрешено строителю монастыря Геннадию в связи с ветхостью разобрать эту церковь и построить новую каменную церковь. Иконостасы церкви «с поновлением, а в некоторых местах с переделкою» были перенесены и поставлены в придельную новую каменную церковь.

Кроме каменной церкви при монастыре в 1876 г. была устроена еще одна церковь. Находилась она на втором этаже трапезного каменного корпуса и была освящена во имя Божией Матери «Троеручицы». В 1880 г. настоятелем монастыря архимандритом Игнатием в этой церкви был устроен иконостас.

Немного поодаль, к северу от указанных церквей, был построен величественный, «чудной архитектуры» собор - памятник 300-летнего царствования Дома Романовых и 300- летнего (как тогда считали) существования самого монастыря. Закладка этого храма была

произведена 22 мая 1906 г. Сооружение этого собора потребовало много трудов и денежных средств. Построен он был из кирпича, преимущественно изготовленного собственным монастырским заводом. Высота храма с крестом 78 аршин (более 55 м), крест имеет в высоту 6 аршин (более 4 м). Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми изображениями Спасителя, Богоматери, ангелов и некоторых святых, а внизу между окнами были размещены 12 изображений Святых Апостолов. Кроме этого, храм был украшен и разными текстами из Священного писания. Длина храма от восточной стены до западной 53 аршина (ок. 37,5), ширина - 45 аршин (ок. 32 м). Снаружи храм был покрыт коричневой краской, а «кровля железная в чашку и под чешую, покрыта алюминием и по местам вызлащена». Позолочены были также кресты и главы храма. Стены внутри собора были окрашены краской трех тонов: розовой, светло-голубой и светло-желтой.

Храм имел три придела: первый престол во имя святителя Николая и святой мученицы царицы Александры; второй престол во имя преподобного Михаила Малеина, священному- ченика Игнатия Богоносца и преподобного Серафима Саровского и преподобного Алексия, человека Божия; третий престол во имя святителей Митрофана, Тихона и Димитрия Ростовского. Освящен храм был в 1913 г. архиепископом Тихоном в присутствии многочисленных богомольцев.

По сообщению Тихона Олейникова, в версте (примерно в 1 км) от монастыря за рекой Оскол в меловых горах устроены пещеры, а в них церковь во имя Игнатия Богоносца. Кто положил начало этим пещерам, неизвестно. Но с 1897 г. монашеская братия стала приводить их в порядок и увеличивать. С большими затруднениями шла эта работа, однажды она даже была прервана распоряжением начальства. В 1910 г. пещеры были расчищены, осмотрены архитектором, который признал в пещерах «грунт земли крепким и сами пещеры безопасными». Пещеры были расположены на протяжении более 300 сажень (около 640 м), на высоте приблизительно около 50 сажень (106 м) выше уровня воды в реке. Ширина вырытых пещер 5 четвертей (около 89 см), а высота - 4 аршина (около 3 м). В этих пещерах был устроен храм, который имеет в длину 11 аршин (около 8 м), ширину 9 аршин (около 6,5 м) и высоту 8 аршин (около 5,5 м).

Подземный храм был освящен 4 мая 1914 г. во имя Игнатия Богоносца, святого, принявшего мученическую смерть за веру в 1 в. н.э. При входе в пещеры была устроена часовня, а вверху на горе в 1916 г. строился храм во имя Преображения Господня, так и оставшийся незавершенным. Там, откуда начали рыть пещеры, был устроен скит, где братии бывало летом до 10 чел., а зимою несколько меньше. Пещеры вместе с храмом и часовнями представляли одно из украшений монастыря. «Место это напоминает гору Фавор, - пишет Т.М. Олейников, - почему благочестивая душа наименовала все это место «Фаворским Богоносче-Игнатиевским пещерным скитом»».

Т.М. Олейников отмечает, что главной святыней Валуйского Николаевского монастыря была особо чтимая, чудотворная, явленная икона святителя Николая. Автор указывает, что первое печатное известие о славе этой святой иконы он обнаружил у митрополита Евгения Болховитинова в его «Описании Воронежской епархии» (изданном в 1800 г.), где указано, что Валуйский монастырь известен более всего иконой святителя Николая Чудотворца, и что в монастырской летописи значится, что эта икона была найдена вскоре после основания монастыря одним валуйчанином во время сенокоса около пристани у слияния рек Валуй и Оскол. Икона, по преданию, два раза переносилась в городскую церковь Валуек, но затем вновь оказывалась на лугу на прежнем месте. На месте явления чудотворной иконы была построена часовня имени святителя Николая, ставшая, по-видимому, началом монастыря.

Икона, первоначально помещенная в часовне, затем была перенесена в монастырский храм, а в часовне осталась ее копия. Часовня называлась «Пристанского Николы», так же стал именоваться и монастырь.

Образ святителя Николая, также именуемый «Пристанским», писан на доске длиною 7 вершков (ок. 31 см.), а шириною 6 вершков (ок. 27 см). Святитель изображен без митры, строгим, держащим в левой руке закрытое Евангелие и благословляющим правой. По обе стороны от святителя Николая изображения Спасителя и Божией Матери.

Со второй половины XIX в. настоятелем монастыря архимандритом Игнатием (Алексеевским) стала вестись особая запись совершающихся чудес по молитвам перед образом святителя Николая. Т.М. Олейников пишет, что больные, помолившись перед образом святителя Николая, излечивались от припадков, болезней головы, сердца, глаз, ревматизма и прочих недугов. Изложение данного эпизода показывает автора как человека глубоко верующего и воцерковленного, что, несомненно, отразилось как на отборе им тем для исследования, так и на оценке описываемых событий. Подтверждением может служить изложение автором ряда монастырских преданий без критической оценки их достоверности. Так, по его словам, в Валуйском монастыре имелась и другая икона святителя Николая, пожертвованная в 1848 г. одной «девицею-турчанкою», принявшей в православии имя Мария, которая вела образ жизни странницы. Ей икона досталась от отца, почитавшего святителя Николая и завещавшего дочери передать, после его смерти, почитаемую им икону в какой-либо Николаевский монастырь. Особенно ей понравилось в Валуйском Николаевском монастыре, где она сама на некоторое время остановилась и оставила навсегда образ святителя Николая. По словам жертвовательницы, икона эта привезена в Москву ее отцом из итальянского города Барии, где почивают мощи святителя Николая. С этой иконой отец ее всегда отправлялся на войну и верил, что она охраняла его в битвах. В иконе, с правой стороны лика святителя Николая, имелся сосуд, в котором хранилась часть мощей святителя Николая, запись об этом, со слов жертвовательницы, сделал строитель монастыря Виктор. Икона помещалась в Успенском храме, с левой стороны от иконостаса.

Ежегодно главная святыня монастыря, чудотворная икона святителя Николая, переносилась из Валуйского Успенского Николаевского монастыря в город Валуйки и обратно. Начало совершения таких крестных ходов восходит, вероятно, ко времени обретения чудотворного образа. Этот обычай был одобрен и разрешен высшею духовною властью 6 апреля 1744 г. Чудотворная икона выносилась тогда из монастыря не только в город Валуйки, но в другие селения Валуйского и Бирюченского уездов. В 1846, 1850, 1856 и 1859 г. чудотворная икона святителя Николая переносилась также в город Бирюч, по особому распоряжению епархиального начальства, где пребывала один месяц. Кроме того, в разное время икона выносилась еще в слободы: Ново-Александровку, Ново-Троицкую, Красную, Уразову и прочие селения Валуйского уезда, и в слободу Ливенку Бирюченского уезда - по неоднократной просьбе жителей тех селений для отправления молебнов как в домах, так и на полях о дожде во время засухи в неурожайные годы.

Как отмечает T. М. Олейников, в прежнее время чудотворная икона переносилась из монастыря в город Валуйки в неделю Святых Отцов на восемь дней, до дня Святого Духа. Но по прошению жителей города, поданному в 1870 г., последовал указ Святейшего Синода от 14 ноября 1871 г., которым разрешено было отпускать чудотворную икону святителя Николая из монастыря в Валуйки на три недели. С 1872 г. перенесение иконы в Валуйки совершалось на шестую неделю после Пасхи. Накануне в монастыре совершалось торжественное всенощное бдение с акафистом святителю Николаю. В день крестного хода, после обедни, икона святителя Николая устанавливалась в особый походный киот «меднаго материала и высеребреный». Киот был устроен строителем монастыря архимандритом Игнатием в 1861 г. «при помощи Божией и усердием добрых христиан». Начинался молебен святителю Николаю, и крестный ход отправлялся. Валуйское духовенство встречало его в предместье города, после чего крестный ход направляется в Валуйский Владимирский собор, куда и вносилась чудотворная икона святителя Николая. Здесь совершалась литургия, а по окончании литургии и молебного пения святителю икона в сопровождении множества народа переносилась в часовню, находившуюся в конце города. В часовне совершался молебен с освящением воды. Во время трехнедельного пребывания иконы в городе она переносилась из соборного храма по очереди во все приходские церкви, в которых находилась по несколько дней для совершения молебнов по домам прихожан. По окончании трехнедельного пребывания иконы в Валуйках, в неделю Всех Святых (в день заговенья на Петров пост), чудотворная икона переносилась в соборный храм и из него, но окончании литургии, - обратно из города в монастырь, причем в сопровождении другой валуйской святыни - чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Последняя, по преданию, прислана в Валуйский Владимирский собор из Москвы царем Петром I в 1695 г., вскоре после посещения им города Валуйки. В предместии монастыря икону встречало монастырское духовенство с крестным ходом из монастыря и переносило ее в часовню, устроенную на месте явления иконы святителя Николая, где совершалось освящение воды с молебном святителю Николаю. Отсюда крестный ход направлялся в сам монастырь, икона обносилась вокруг монастырских церквей, с окроплением святой водой и осенением иконой. Затем совершалась поздняя литургия и молебен святителю Николаю. Чудотворная икона Владимирской Божией Матери оставалась в монастыре три дня и затем торжественно возвращалась в Валуйки, где торжественно встречалась духовенством города.

Кроме икон святителя Николая в Валуйском Николаевском монастыре была и другая святыня - местночтимая икона Пресвятой Богородицы, именуемой «Троеручица». Эта икона написана в Москве в 1849 г., помещена в серебряный оклад. Автор отмечает, что после того, как валуйский купец Антон Першин получил по молитвам перед этой иконой исцеление от тяжелой болезни, данная икона стала многими почитаться как чудотворная.

Из других святынь Валуйского монастыря Т.М. Олейников называет три креста с частицами святых мощей и древа Животворящего креста Господня.

Т.М. Олейников достаточно подробно рассматривает и хозяйственную деятельность монастыря. Одним из главных источников материального обеспечения Валуйского монастыря он называет вотчины, лесные и другие угодья. Вотчин, т.е. земель с живущими на них крестьянами, у монастыря было четыре: Яблоново, Орехово, Казинка и Казначеевка. Помимо вотчин монастырь владел мельницами, «рыбными ловлями» и пасекой. Мельницы находились на р. Оскол, на р. Валуй (по преданию, эта мельница была подарена монастырю Петром I) и на притоке Скупого Озера. За них монастырь платил оброчные деньги. Монастырь иногда имел возможность продавать излишек хлеба, скота, воска и пр.

Не менее важным источником материального обеспечения Т.М. Олейников называет «исключительно доброхотные пожертвования, которые текут в монастырь от почитателей святителя Николая». Иногда пожертвования «широкой волной притекали в монастырь», например, в 1819 г., когда строилась каменная церковь. Большая сумма - 10125 руб. банковскими билетами поступила в монастырь в 1854 г. Эти деньги были пожертвованы камер- фрейлиною императрицы А.А. Орловой, лейб-гвардии штабс-капитаном и кавалером

Н.П. Вырубовым и другими знатными и богатыми людьми» .

Интересным является тот факт, что в 1913 г. Валуйский монастырь, по случаю своего трехсотлетнего юбилея, получил статус третьеклассного заштатного монастыря.

В заключение Т.М. Олейников делает выводы о значении монастыря в истории валуйского края. Он отмечает важную роль монастыря в процессе колонизации валуйских земель и пишет, что «само правительство признавало такое культурное значение валуйского монастыря», в доказательство приводя тот факт, что ему была дарована «несудимая грамота». И хотя при монастыре «никаких школ никогда не было», как писали в документах XVIII в., тем не менее, благодаря своим святыням, он был важным миссионерским центром. В 1915 г. при монастыре было открыто братство во имя святителя Николая, устраивавшее крестные ходы, миссионерские курсы, издававшее листки религиозно-нравственного содержания и пр. При монастыре находились также библиотека и архив.

Таким образом, краеведческо-журналистские увлечения Т.М. Олейникова дают нам возможность глубже узнать историю Валуйского Николопристанского Успенского монастыря. Для статьи Т.М. Олейникова, как и вообще для публикаций конца XIX - начата XX вв., характерны следующие черты: некритическое отношение к источнику, так как все, что изложено в «древних» документах, воспринималось как истина, представляющая огромную ценность, и отсюда вытекающее стремление максимально точно изложить источник, что, без сомнения, является положительной чертой данного исследования. Особенную ценность представляет изложение тех материалов, которые не сохранились до настоящего времени. Тем более, что проверка утверждений Т.М. Олейникова на основании использования архивных документов показывает его добросовестность. Также важно описание монастырских святынь, т.к. они утрачены в XX в. Не меньшее значение имеет изложение преданий и легенд, т.к. они характеризуют мировоззрение людей того времени, когда они создавались и бытовали.

В Мой Мир

находился близ г. Валуйки Воронежской губ. (ныне Белгородская обл.), при впадении р. Валуй в Оскол. Время основания неизвестно. Согласно составленному Евгением (Болховитиновым) на основе «архивных записок и сказаний» описанию Воронежской епархии (1800), В. м. впервые упоминается в кон. XVI в. как пустынь. К нач. XVII в. в обители был построен Успенский храм, братия особо чтила чудотворную икону свт. Николая, обретенную, по преданию, на месте основания обители во время покоса; образ дважды переносили в церковь в Валуйки, но каждый раз он оказывался на прежнем месте. В Смутное время В. м. был разорен «воинскими литовскими людми и черкасами», в 1613-1614 гг. восстановлен по повелению царя Михаила Феодоровича «отставным служилым человеком» Корнилием († 1625) вместе с неск. сподвижниками; в янв. 1624 г. В. м. получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту «на монастырскую пашню и на всякие угодия». На протяжении XVII в. мон-рь неоднократно подвергался разграблению со стороны литов. отрядов и разбойников.

В. м. был одним из беднейших в Центр. России, а в Воронежской епархии (до 1764) - единственным не имевшим вотчин и крестьян. В 20-30-х гг. XVIII в. обители были пожалованы небольшие участки земли, к сер. XVIII в. она владела слободами Яблоновой, Ореховой, Казинкой. В мон-ре проводилось 5 ярмарок в год, имелись скотный двор, пасека и сад. В 1766 г. В. м. стал заштатным, лишился почти всего имущества. В сер. XVIII в. братия состояла из 3 иеромонахов и иеродиакона, в обитель ссылали для исправления провинившихся иноков, к-рые «чинили пьянство и всякое распутство». Положение мон-ря осложнялось также нападениями разбойников, воровством и частыми поджогами, о чем в 1800 г. писал строитель мон-ря Воронежскому еп. Арсению (Москвину) . По инициативе строителя «для безопасности от лихих людей» рядом с обителью в специально выстроенных на монастырской земле домах поселились неск. десятков семей выходцев с Украины. Однако эта мера не привела к желаемым результатам: соседство мирян, находившиеся близ монастырских стен питейные дома негативно повлияли на внутреннюю жизнь обители. В 1796-1797 гг. по благословению Воронежского еп. Мефодия (Смирнова) строитель В. м. иером. Ермоген упразднил питейные дома близ обители, за что подвергся преследованию от братии и был вынужден удалиться в Толшевский мон-рь .

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда.

Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

К нач. XX в. в В. м. действовали следующие храмы: Успенский, трапезная церковь и Никольский храм с приделами свт. Димитрия Ростовского и мц. Параскевы Пятницы; в Никольском храме хранилась чудотворная икона святителя. Храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в нач. XX в. не упоминается. При В. м. существовал пещерный скит, офиц. открытие к-рого состоялось 4 мая 1914 г. В пещерах был освящен храм во имя сщмч. Игнатия Богоносца. До 1917 г. у входа в пещеры велось строительство храма-часовни, однако он не был освящен. В нач. XX в. в обители жили ок. 100 чел.: 20 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 иеросхимонаха, 2 схимонаха, послушники и трудники.

В марте 1917 г. в В. м. был произведен обыск, настоятеля архим. прмч. Игнатия (Бирюкова) вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения, братия выполнила это требование. В ночь на 26 февр. 1918 г. мон-рь был подвергнут вооруженному ограблению. В 1924 г. В. м. закрыли, архим. Игнатий служил в храмах Воронежа, в 1930 г. был арестован, в 1932 г. погиб.

С 1935 г. в В. м. находилась колония для несовершеннолетних преступников. В 2001 г. была достигнута договоренность между РПЦ и Министерством юстиции РФ, в соответствии с к-рой часть сохранившихся построек В. м. должна быть передана Белгородской и Старооскольской епархии.

В 2005 г. началась реконструкция пещерного комплекса и строительство нового храма во имя св. Игнатия Богоносца. Осенью 2007 г. пещерный комплекс был торжественно освящен. С окт. 2007 г. проводились реставрационные работы по восстановлению Никольского храма. Освящение храма состоялось 13 авг. 2009 г.

Местонахождение чудотворной иконы свт. Николая неизвестно.

Арх.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Ед. хр. 124. Л. 86 об.; Архив УФСБ РФ по Воронежской обл. Арх. № П-24705. Т. 1. Л. 30, 87/а; Т. 2. Л. 171, 174, 175; Т. 3. Л. 350-352; Т. 4. Л. 423-430, 492.

Лит.: Болховитинов Е . Описание Воронежской епархии: Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ., собр. из историй, архивных записок и сказаний. Воронеж, 1800. С. 119-192; Самбикин Д ., свящ . Валуйский Успенский мон-рь // Воронежские ЕВ. 1869. № 20. С. 807-827; № 21. С. 868-886; Токмаков И . Успенский Пристанский под Валуйками мон-рь // Воронежский епарх. вестн. 1883. № 6. С. 162-165; Димитрий (Самбикин), архим . Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884-1886. Вып. 2. С. 39; он же . Хронол. указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886). Воронеж, 1886; он же . Месяцеслов. Вып. 3. С. 287; Багалей Д . И . Мат-лы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губ. в 16-18 ст. Х., 1890. Т. 2. С. 120-122; Ведяевский К . «Валуйская старина», «Валуйский Пристанский мон-рь по разрядной описи 17 в.» // Памятная кн. Воронежской губ. на 1893 г. Воронеж, 1892. С. 35-70; Игнатий (Бирюков), иером . Валуйский Успенский Николаевский мон-рь. Воронеж, 1899; Златоверховников Н . И . Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902; Набивач И . В скиту Валуйской обители // Воронежские ЕВ. 1914. № 34. С. 911; Олейников Т . Н . Мат-лы по истории Валуйского Успенского Николаевского мон-ря // Воронежская старина. 1914. Вып. 13. С. 3-88; 1915-1916. Вып. 14. С. 186-262; Воронежский вестн. церк. единения. Воронеж, 1918. № 18. С. 20, 24; Дамаскин (Орловский), игум . Священноисповедник архим. Игнатий (Бирюков) // Ист. вестн. М.; Воронеж, 1999. № 2. С. 32-37; Долотов Ю . О подземных сооружениях в Белгородской обл. Белгород, 1999. С. 6; Дамаскин . Кн. 4. С. 368-377.

28 сентября н.ст. Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника архимандрита Игнатия (Бирюкова), последнего настоятеля Валуйского Николо-Успенского монастыря, осужденного по делу воронежских иосифлян. 80 лет назад, 27 сентября 1932 года он скончался в ссылке в Казахстане.

Тюремная Пасха

Пасху 1930 года настоятель Николо-Успенского Валуйского монастыря архимандрит Игнатий встретил в Воронежской тюрьме. Отцу Игнатию было 65 лет, он был выходцем из верующей семьи, с детства жил богослужением, не пропускал ни одной службы. Но это была самая необычная и, возможно, самая важная Пасха в его жизни.

На этой Пасхе не было ни привычного отцу Игнатию слаженного епархиального хора, ни нарядных одежд духовенства, ни украшенного цветами иконостаса, ни напрестольного Евангелия в драгоценном окладе…

Зато вместе с отцом Игнатием в камере было много православных людей – священники, монахи и миряне и, в частности, протоиерей Александр Архангельский и священник Феодор Яковлев. Начиная с Великого Четверга вместе они совершали богослужения по тем немногим книгам, которые были с ними в тюрьме, и по памяти.

Священнический крест из кипариса был только у протоиерея Александра Архангельского. Священники служили по очереди, передавая крест друг другу. Епитрахилью служило полотенце.

Затем, в Великую Субботу с воли передали парчовую епитрахиль. Был отслужен водосвятный молебен, в конце которого один из священников, обращаясь к узникам камеры, сказал:

– Поздравляю вас с наступающим праздником Пасхи и желаю всем вам встретить его в добром здравии. Вам, братья-иереи, желаю и в дальнейшем быть твердыми защитниками веры православной, а вы, – обратился он к заключенным крестьянам, – должны приобщиться Святых Таин, потому что никто из нас не знает, когда наступит наша смерть; здесь есть много священников, у которых вы можете исповедаться.

Вечером в субботу были освящены куличи, и затем до двенадцати часов ночи узники читали по очереди Деяния апостолов. Удалось достать масло и устроить лампаду. В двенадцать часов ночи пропели “Христос воскресе” и стали укладываться спать. Пасхальную службу отслужили в воскресенье утром после поверки. Вся камера причащалась.

После службы прикладывались ко кресту, который держал архимандрит Игнатий, христосовались и получали кусочек освященного кулича.

«Одет, обут и накормлен»

За плечами у архимандрита Игнатия было светлое, спокойное и, в общем-то, благополучное дореволюционное прошлое. С 14 лет он жил в крупнейшем монашеском центре южной России – Николо-Успенском монастыре города Валуйки. Выходец из крестьянской семьи, он прошел все «ступени» иерархической лестницы – от послушника до настоятеля монастыря.

Стержнем жизни его была любовь к церковному пению. С детства он пел в церковном хоре Успенского собора г. Бирюча, где регентом был его старший брат Михаил. Только придя в монастырь, он получил клиросное послушание – читал и пел в храме каждый день. Затем стал монастырским регентом. Уже после революции, когда монастырь был разграблен и закрыт, руководил епархиальным народным хором.

Известно, что, будучи невысокого роста, он регентовал, стоя на табуретке. На досуге же – играл на скрипке и фисгармонии, и даже увлекался сочинением музыки (сохранились рукописи с несколькими произведениями отца Игнатия).

В 1912 году архимандрит Игнатий стал настоятелем Николо-Успенского монастыря. Обитель его, казалось, являла собой символ «торжества Православия» на Руси. Чудотворная икона святителя Николая привлекала сюда монахов и трудников со всей страны.

В монастыре было около ста человек братии. Сапожная, портняжная, столярная, кузнечная, слесарная мастерские. Водяная и паровая мельницы. Два сада. Свечной восковой завод. Хлебная, поварная, трапезная. Восемь лошадей, двадцать дойных коров, огороды, пасека. Художественная мастерская, иконная лавка. Были даже свой монастырский фельдшер, своя аптека и приемный покой для больных.

Каждый монах, как писал сам о. Игнатий в своих воспоминаниях, был «одет, обут и накормлен». Братские трапезы – строго по расписанию. Обед из трех блюд по будням, из четырех – по воскресеньям, после обеда – отдых до двух часов пополудни… Благополучная, сытая, размеренная жизнь, – такая и сегодня далеко не в каждом монастыре!

А еще – путешествия по святым местам, в которые братья отправляли друг друга «для поправки здоровья». Так, будущий архимандрит Игнатий в 1894 году, еще будучи послушником обители, заболел туберкулезом и был отправлен в паломничество на Святую землю. Вместе с другими паломниками от Императорского Палестинского общества он увидел Иерусалим, Гефсиманский сад, Маврийский дуб, Голгофу…

А в 1913 году – к 300-летию царствующей династии Романовых – в обители был освящен огромный белокаменный Николаевский собор. На праздник прибыло более 50 тысяч паломников, на берегу реки Оскол монахи накрыли стол на 3 тысячи человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк.

Монастырь активно занимался просвещением и благотворительностью.Братия содержала школу для детей-сирот. Монастырь бесплатно одевал, кормил и обучал детей. Учительствовал в школе, еще в бытность послушником, и сам архимандрит Игнатий.

«Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, отец Игнатий предложил взять на монастырское обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны, и эти семьи не чувствовали ни в чем недостатка. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, архимандрит Игнатий предложил их принять в монастырских гостиницах и обеспечить бесплатной трапезой», - пишет игумен Дамаскин (Орловский).

«Всякая душа властем да повинуется»

Первый «тревожный звонок» прозвучал для архимандрита Игнатия в дни февральской революции. В монастыре был произведен обыск, а настоятель арестован. Под арестом отца Игнатия продержали неделю, но поскольку ничего предосудительного в монастыре не нашли, он был отпущен на свободу.

После захвата власти в стране большевиками, в марте 1918 года архимандрит Игнатий был вызван в Валуйский исполком. Председатель Рындин потребовал, чтобы наутро была доставлена на нужды советской власти вся монастырская наличность. Отцу архимандриту был вручен мандат для объявления братии решения советской власти. Вместе с ним в монастырь был отправлен представитель власти, который должен был повсюду сопровождать настоятеля и участвовать в подсчете всех монастырских сумм.

Архимандрит Игнатий подчинился. По возвращении в обитель он вызвал братию в настоятельские покои, объявил о решении советской власти и сказал: «Боголюбивые мои братия! Слово Божие учит нас: всякая душа властем да повинуется; несть власти не от Бога, и противящиеся власти – Божию велению противятся. Посему, во исполнение приказа власти, мы должны сию же минуту приступить к учету всей монастырской наличности, также и нашей братской суммы при участии здесь перед нами предстоящего представителя власти и, поучете суммы, должны доставить ее полностью в исполнительный комитет».

Монахи выразили свое согласие, после чего избранные от братии вместе с архимандритом Игнатием и представителем власти приступили к учету монастырских средств. На утро настоятель доставил в исполком 10 тысяч 105 рублей.

Но даже проявленная лояльность не спасла Валуйскую обитель: в 1924 году власти закрыли монастырь. Отец Игнатий уехал в город Бирюч, где некоторое время жил у родственников. В 1925 году в Воронеж прибыл новый владыка – святитель Петр (Зверев). Он дал отцу Игнатию послушание как специалисту по церковным песнопениям – руководить епархиальным народным хором. Однако вскоре здоровье отца Игнатия пошатнулось – обострился туберкулез. В 1929 году он взял отпуск и отправился в паломничество по окрестным святыням.

Как пишет в житии отца Игнатия игумен Дамаскин (Орловский), «словно предчувствуя свой близкий арест, он сперва задумал посетить все те места, с которыми была связана его жизнь». Он поехал в Валуйки, где остановился у своего племянника. В Валуйках отец Игнатий провел два дня. Оба дня он подолгу стоял у стен своего закрытого монастыря, – монастыря, в котором он провел без малого полвека и без которого не мыслил, казалось раньше, своей жизни.

«Восстановление монархии путем вооруженного восстания»

Решающую роль в судьбе архимандрита Игнатия, как и многих тысяч русских священников того времени, сыграла печально знаменитая «Декларация 1927 года» («Послание к пастырям и пастве» патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года). Центрально-Черноземная область стала вторым после Ленинграда очагом иосифлянского движения, наиболее сильным сопротивление сергианству оказалось в Воронежской епархии.

Во главе местных «несогласных» – так называемой Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) – был викарий Воронежской епархии епископ Козловский Алексий (Буй) (расстрелян в 1937 году, канонизирован в 1981 году Русской Православной Церкви За Границей). Поэтому в документах НКВД движение воронежских иосифлян именуется «буевщиной». «Буевцы» активно выступали против соглашательства с большевиками, поддерживали крестьян в их борьбе против насильственной коллективизации. По мнению историка М.В. Шкаровского, среди духовенства области в числе сторонников епископа Алексия было более 400 человек.

Архимандрит Игнатий оказался в рядах «буевцев», в материалах следствия по делу «Воронежского филиала ИПЦ» 1930 года он упоминается как «пропагандист-связист».

В частности, обвиняемый Муровщик показал:

«Будучи сторожем в Алексиевском монастыре при церкви, я неоднократно видел, как священники ЯК0ВЛЕВ Федор, ГОРТИНСКИЙ Сергей, МАРЧЕВСКИЙ Евгений, архимандрит Тихон КРЕЧКОВ и изредка архимандрит Игнатий БИРЮКОВ после церковных служб оставались в церкви, запирались от всех и проводили какие-то совещания, на которых посторонних никого не пускали. Что на этих совещаниях было, какие вопросы разбирались, я точно не могу сказать, но знаю, что в результате этих совещаний стали чаще к нам приезжать в Алексиевский монастырь крестьяне и спрашивать, где живут священники ЯКОВЛЕВ, ГОРТИНСКИЙ и др.

В беседе с крестьянами я узнал, что свящ. ЯКОВЛЕВ, ГОРТИНСКИЙ, МАРЧЕВСКИЙ, БИРЮКОВ и КРЕЧКОВ в глазах крестьян являются борцами за старую «веру и порядок», что они дают крестьянам советы - не вступать в колхоз, как антихристову выдумку, что Советская власть - есть антихристово наследие, а коммунисты - слуги антихриста».

В ходе следствия НКВД «установило», что «под прикрытием религиозной пропаганды» окружение владыки Алексия готовит «восстановление монархии путем вооруженного восстания крестьянства против Советской власти». Согласно обвинительному заключению, «активная контрреволюционная деятельность руководящего центра организации «буевцев» привела к тому, что под руководством опорных пунктов «буевцев» в округах Острогожском, Усманском, Елецком, Борисоглебском, Козловском, Белгородском и других имели место массовые выступления населения против Советской власти».

Всего по «буевскому» делу проходил 31 человек. На допросах в конце февраля отец Игнатий отвечал: «Я являюсь епархиальным духовником Воронежской епархии. В письмах я подписываюсь обыкновенно или «странник», или «касатик», или «пролетарий»».

По результатам следствия отец Игнатий был объявлен «фактическим руководителем монашества Центральной Черноземной области, через которое вел среди верующей массы антиколхозную и антисоветскую агитацию». В ходе допросов архимандрит Игнатий представил следователю рассказ о своем жизненном пути, поведал о давней истории своего монастыря, изложил чинопоследование основных церковных служб и этим ограничился, не сказав более ничего.Виновным он себя не признал.

28 июля 1930года Коллегией ОГПУ архимандрит Игнатий был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 30 апреля 1931 года наказание, ввиду слабости здоровья священника (обострение туберкулеза), было заменено ссылкой на оставшийся срок. 66-летний тяжелобольной священник был доставлен этапом в Казахстан. Вскоре после прибытия, 27 сентября, он скончался.

Память современников

В 1989 году архимандрит Игнатий был реабилитирован советской властью как полностью невиновный. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви онбыл причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских как преподобноисповедник. Точное место погребения архимандрита Игнатия до сих пор неизвестно.

Постепенно идет восстановление Валуйского монастыря. В 1935 году на территории обители была размещена колония для несовершеннолетних преступников. Николаевский собор переоборудовали в литейный цех. К концу советского периода он был заброшен и пребывал в руинах.

В 2001 году начался процесс передачи монастырского комплекса Белгородской и Старооскольской епархии. 4 сентября 2011 года епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном вновь освящен восстановленный Свято-Николаевский собор.

Успенский Пристанический (или Валуйский Успенско-Никольский) Мужской монастырь - был расположен в трех верстах к югу от . «Пристаннчсский» от слова «пристань» - линия обрывистого берега реки. В XVII в на месте явления иконы св. Николая Чудотворца на , в живописном месте, соорудив часовню поселился монах Корнилии с тремя иноками На том месте в 1613 г и был основан Успснско-Пристанический мужской монастырь.

Открытие монастыря поддержал царь Михаил Федорович пожаловавший значительные средства на его строительство. По городу Валуйки ежегодно совершался крестный ход в седьмую неделю по Пасхе. При монастыре была открыта школа и странноприимным дом принимавший бездомных странников, обездоленных людей. В 1913 г. было завершено строительство Никольского храма в честь 300-летия династи и Романовых. Начал его строить настоятель монастыря о. Игнатий, который находился в должности 55 лет. За время его настоятельства монастырь преобразился. О. Игнатий умер в 1911 г., два года не дожив до окончания строительства Никольского храма. В монастыре до его закрытия жил иеромонах Филипп, известный своей святой жизнью, прозорливостью и заботой о людях. После революции монастырь был закрыт (на его месте находится колония для несовершеннолетних преступников). Из всех строений сохранился только один храм - Никольский (в полуразрушенном состоянии). Верующие предпринимают усилия для восстановления храма и верят, что чудотворная икона святителя Николая будет найдена.

Важное место занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь в социально-экономических и общественно-политических отношениях порубежного края. Долгое время он служил острогом (сторожевым пунктом), при котором действовала посольская размена: здесь останавливались послы из Крымского ханства во время следования дипломатических миссий в Москву и обратно. Монахи выступали в качестве переводчиков. Непростые это были времена: в начале XVII в. здешняя местность считалась очень опасной, сюда посылали на службу по очереди - желающих не было. И город, и монастырь подвергались набегам крымских и ногайских татар. Помимо внешней опасности, жизнь монастыря осложнялась и другими обстоятельствами. С момента своего основания он обладал самостоятельностью, закрепленной царем Михаилом Федоровичем в «несудимой грамоте», дававшей такие привилегии и права, которые делали из монастыря и его вотчин самостоятельное поселение, подчинявшееся только московской власти.

Такое положение ограждало обитель от вмешательства со стороны местных представителей светской власти. Кроме того, монастырю были пожалованы земли, покосы и крестьяне. Несмотря на благосклонное отношение московских властей, наличие земель и рабочей силы, монастырь в первые свои десятилетия влачил жалкое существование. По описным книгам 1641 г. в нем была всего одна икона в серебряной ризе, оловянная утварь, холщовые и миткалевые священные облачения. «А монастырския денежные казны въ томъ Пристанском монастыре нет в сборе ничего». Очень мало было и скота: «...конь гнедой да конь саврасъ, одна корова дадвое телятъ».

Такое плачевное состояние объяснялось положением Валуек как «украинного» города на южной границе Руси. Постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность превращалась в мирный край. Монастырь обустраивает территорию и развивает хозяйство в своих вотчинах. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня. Такие сведения сохранились в описи вотчин Валуйского Успенского монастыря, составленной в 1762 г. К этому году монастырь владел землей, угодья ми и крестьянами в пяти вотчинах: слободе Казначеевке, слободе Казинке, слободе Ореховой, деревне Яблоновой,деревне Симоновке.

Следует отметить, что названия монастыря на протяжении долгого времени менялись: Валуйскаго города Успения Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки и др. Название Пристанский историки объясняют тем, что около монастыря при слиянии рек и Валуй была пристань. Однако уже в конце XIX в. это наименование не употреблялось. Название Успенский связано с главным храмом, а Николаевский - с известной чудотворной иконой Николая Угодника, которую, по преданию, обнаружил крестьянин на лугу во время покоса. Несколько раз он пытался принести икону в городской храм, но она все время чудесным образом возвращалась на место обретения и, только будучи переданной в монастырь, осталась в его стенах и составила духовное сокровище обители.

Особо почитаемая за исцеление душевных и физических ран, икона привлекала в монастырь множество паломников. В начале XVII в. на месте ее чудесного обретения была построена часовня с колодцем внутри, где осуществлялись водосвятия в дни православных праздников. Кроме того, среди святынь монастыря особо почиталась икона Божией Матери Троеручицы,также исцелявшая людей.

Благополучие храма подверглось серьезным испытаниям в 1764 году,когда вышла известная секуляризационная реформа , предписывающая изъятие церковных владений, упразднение части монастырей и определение содержания для епархий и некоторыхобителей.

Выделенное штатами содержание для монастырей было настолько мизерно, что его едва хватало на братию, поэтому монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели остерегались доносить об этом Синоду из-за боязни упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение обителей, настоятели зачастую стремились сократить предусмотренное штатами число монашествующих. Многие монастыри обеднели и обезлюдели. Однако в новых условиях появился и стимул для переустройства монашеской жизни на аскетических основах.

Валуйскому Успенскому Николаевскому монастырю были оставлены земли и покосы вокруг него в размере 162 десятин 1450 кв. саженей. С 1767 по 1868 год монастырь содержался трехсотрублевым годовым государственным окладом, и братия его составляла четыре человека: три иеромонаха, включая настоятеля, и один иеродьякон. Лишенный своих прежних вотчин, монастырь был в упадническом состоянии, не имея средств даже на покрытие самых необходимых. Вплоть до начала XIX в. монастырь существовал во многом благодаря чудотворной иконе Святителя Николая. Слава о чудесных исцелениях от нее привлекала не только богомольцев из самых отдаленных мест, но и крупные пожертвования богатых людей, которые поддерживали полуразрушенное хозяйство обители.Так, благодаря пожертвованиям, к 1826 году вместо ветхого деревянного было отстроено новое каменное здание церкви Успения Пресвятой Богородицы

Лит.:Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.2. Средне-русская черноземная область.С.-Петербург, 1902. - С. 519 Белгородская и Старооскольская епархия. Свято-Николаевский собор Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря: памятный альбом, посвященный завершению реконструкции. Сентябрь 2011года: для широкого круга читателей/сост.: С. В. Баранова, Н. М. Борисенко, И. А. Кошель; благотворительный фонд «Созидание» - Белгород: Бел.Ру, 2011. - 160 с.: ил. - (К 100-летию прославления Святителя Иоасафа Белгородского). - Библиогр.: с. 159.