Дженис джоплин. Дженис Джоплин: Легенда блюза и её бегство от одиночества Дженис лин


Из всех рок-звезд Дженис Джоплин, пожалуй, единственная, судьба которой сложилась особенно трагично. Ее жизнь - это сплошные любовные неудачи, бесчинства, пьянки, наркотики. И за всем этим неприглядным фасадом единственное желание: любить и быть любимой.



Дженис Джоплин родилась в 1943 г. в Техасе. В ее семье и окружении традиции соблюдались в высшей степени строго. И она очень скоро восстанет против них, уже в лицее заявляет о себе, как о непокорной личности.

Техас в то время был расистским штатом, и ее товарищи не понимали, какона осмеливается выступать в защиту негров.

Дженис не была привлекательной, кроме того, у нее были проблемы с весом. Из чувства противоречия, а также потому, что ее внешность не позволяла ей разыгрывать карту женственности, она бросается в другую крайность и строит из себя девицу с мальчишескими замашками: одевается только в брюки и рубашку, не красится, ругается матом и не идет не на какие компромиссы.

"По этим причинам, - вспоминает один ее товарищ, - другие ученики издевались над ней и преследовали. Она вела себя как бунтарь в то время, когда даже у взрослых возникали серьезные неприятности, если они пытались нарушить установленные порядки. А это была девочка".

В 18 лет Дженис отправляется на несколько дней в Лос-Анджелес и попадает в квартал, где обосновалась колония хиппи. Оттуда она возвращается в восторге. "Наконец я встретила таких же людей, как и я", - говорит она своим друзьям.

В то время движение хиппи в Соединенных Штатах все больше и больше набирало вес. Хиппи протестовали против войны во Вьетнаме и отвергали все ценности капиталистического общества.

Дженис немедленно примкнула к этому движению, приняв не только взгляды хиппи, но и их непомерное увлечение наркотиками и сексом. "В течение долгого времени, - вспоминает одна ее подруга, - Дженис очень робела в присутствии мальчиков. Я думаю, она комплексовала из-за своей внешности. Она общалась с ними, но отказывалась от всякого сближения. Затем, начав курить марихуану, она почувствовала себя раскрепощенной и стала отдаваться всякому, кто носил брюки. Мне кажется, что таким образом она мстила другим девушкам, у которых уже давно были парни, тогда как к ней никто даже не приближался".

Ее сексуальные подвиги стали притчей во языцех в маленьком городке, где даже сейчас люди вспоминают об одном вечере, когда Дженис отдалась всем членам местной футбольной команды в честь их победы.

Дженис начала петь с одной местной группой и принимать все больше наркотиков. Она курила марихуану, принимала ЛСД и поглощала огромное количество секонала. "В некоторые вечера, - вспоминает Джули Пол, - под воздействием наркотиков она полностью теряла над собой контроль. Выбегала посреди ночи на улицу и кидалась под машины или билась головой о стены". Когда эйфория проходила, Дженис неизменно впадала в тягчайшие депрессии, так как ничто в мире не могло скрыть правду: она была отвергнута всеми. Она была одна.

Без всякого сожаления она покидает Техас и уезжает в Сан-Франциско. Для Дженис это был рай на земле.

Ведь город переживал культурную социальную революцию. Молодые люди, приехавшие сюда со всего света, старались построить новое общество, девизом которого стало бы "Любовь и мир". Парни носили длинные волосы, девушки - длинные цветастые юбки. Секс и наркотики воспринимались здесь спокойнее, чем в Техасе. Кроме того, это был центр музыки.

Дженис сразу же почувствовала себя, как дома. Она присоединилась к одной группе и стала выступать в местных клубах, пока один менеджер не заметил ее и не записал первый диск.

"Дженис была необычайно талантлива, - вспоминает один из ее гитаристов. - Проблема заключалась только в том, что она рассматривала жизнь как нескончаемый праздник. Она думала только о том, чтобы выпить и заняться любовью. Иногда на сцене она была великолепна, а иногда - совершенный нуль. Публика никогда не знала, сможет Дженис петь или нет".

Но в 1965 г. Дженис внезапно осознает, что физически деградирует. Она решает покинуть этот "рай", вернуться в Техас и выйти замуж. Она познакомилась с одним молодым канадцем, который представился ей фармацевтом (он основал компанию по импорту лекарств только для того, чтобы иметь возможность доставать наркотики). С короткими волосами, в костюме и галстуке, он оказался антиподом длинноволосым хиппи. Поэтому он показался Дженис спасителем, посланным для того, чтобы вытащить ее из ада, в котором она жила. Дженис провела год в Порт-Артуре, готовясь к браку.

Жених навещал ее несколько раз, дата была уже назначена. Мать Дженис сшила ее подвенечное платье, но в день церемонии жених не явился в церковь.

Для Дженис это был страшный удар. Она, которая в глубине души стремилась к нормальной жизни, отреагировала с пугающей злобой самоубийцы. Она решила, что жизнь - это сплошной обман, и с головой окунулась в поиск развлечений. Вернулась в Сан-Франциско, стала постоянной клиенткой заведений для лесбиянок и перешла к сильным наркотикам.

В профессиональном плане ей сопутствовала удача. Она заключила контракт, и ее первый альбом сразу же поставил ее в один ряд с самыми крупными звездами. Мощный, волнующе-хрипловатый голос Дженис завораживал публику.

Деньги, которые ей начали поступать, она тратила на алкоголь и наркотики. На фестивале в Монтерсе, на котором она была звездой, ей повстречался Джимми Хендрикс. "Они мгновенно признали друг друга, - вспоминает ее ударник. - Они одинаково прожигали свои жизни и, кроме того, оба испытывали сексуальный голод". Джимми и Дженис провели вместе ночь и встретились еще несколько раз. У них мог начаться настоящий любовный роман, но через три недели Дженис решила порвать с Хендриксом из-за его жестокости; он любил бить своих партнерш. Джимми мог быть даже опасен и несколько раз вынужден был заплатить крупные суммы своим случайным любовницам, чтобы они не подавали на него в суд. Именно с Джимми Дженис открыла и полюбила героин.

После Хендрикса у Дженис была еще любовная связь с рок-звездой Джимом Моррисоном. "Джим и Дженис спали вместе, хотя и не переносили друг друга, - рассказывает владелец клуба, в котором они познакомились. - Они без конца скандалили".

Дженис с оркестром на долгие месяцы уезжала в турне. Каждый вечер после концерта она шла в какой-нибудь ночной клуб и искала любовника или любовницу на ночь. Часто ее поиски были безуспешными, и она проникалась завистью к своим товарищам, у которых не было недостатка в выборе. Однажды в одном итальянском ресторане в Нью-Йорке она взорвалась: "Это нечестно, парни! У вас всегда есть девушки, которых вы хотите, а мне нужно таскаться, чтобы найти типа, который бы не боялся меня трахнуть". Она повернулась к своему секретарю и приказала: "Давай, иди на улицу и приведи мне первого симпатичного парнишку, которого встретишь".

Через четверть часа секретарь вернулся с длинноволосым парнем, одетым в африканское пальто и говорящим с британским акцентом. Дженис оглядела его с ног до головы. "Неплох, - одобрила она. - Садись, красавчик. Знаешь, кто я? Дженис Джоплин. А кто ты?" Парень ответил: "Эрик Клептон".

Начиная с 1969 г., окружение Дженис начало серьезно беспокоиться за нее. Она все больше пила и кололась. Нужно было регулярно отменять выступления, так как она была не в состоянии подняться на сцену.

В 1970 г. Дженис встретила человека, который предложил ей руку и сердце. Его звали Сет Морган, он был дилер, и они познакомились, когда он приносил ей кокаин. Дженис влюбилась в него и начала строить планы: они откажутся от наркотиков, поженятся, она порвет с миром рок-н-ролла. Ее интересовало кино, и в этот момент молодой артист, режиссер Джек Николсон предложил ей роль в фильме. Дженис записалась на курсы драматического мастерства, но ни разу там не появилась. Ее связь с Сетом принимала для нее нежелательный оборот. Он все время отсутствовал, и она, наконец, поняла, что он не собирается на ней женится.

4 октября 1970 г. после сеанса записи в Сансет Саунд в Лос-Анджелесе она заперлась в своей комнате и ввела огромную дозу героина. Дженис умерла быстро, но ее нашли только через восемнадцать часов. Следователь заявил, что смерть наступила в результате передозировки. "Доза настолько огромная, чтоэто явное самоубийство", - говорил он.

Цитаты Дженис:
Быть интеллектуалом — значит задавать себе множество вопросов, не находя на них ответа. Ты можешь посвятить всю свою жизнь какой-то идее — и всё равно возвращаться домой в одиночестве…

Быть свободным — сложно, но это стоит того!

Хиппи верят в то, что мир может стать лучше. Битники же знают, что лучше не станет, и говорят: да пошёл бы этот мир к чёрту, будем отрываться и хорошо проводить время

На сцене я занимаюсь любовью с 25 000 человек, а домой возвращаюсь в полном одиночестве…

Зачем я живу? Для чего я? В чем смысл моего существования

По-моему, я думаю слишком много. Вот почему я пью!

Какая я вам звезда! После концерта, разбитая, прихожу в гримерку, волосы всклокочены, одежда запачкана, нижнее белье разорвано... У меня страшная мигрень, я не могу найти второй ботинок. Мне не к кому возвращаться домой, и я, подвыпивши, умоляю своего менеджера подбросить меня в пустую квартиру. Разве так бывает у звезд?..

Дженис Джоплин часто повторяла, что публика любит блюзовых исполнителей только несчастными. И чтобы они умирали молодыми.

Еще в детстве, в родном Техасе, Дженис не чувствовала особой радости по поводу того, что рождена на свет. Природа наделила ее не слишком красивой, мягко говоря, внешностью. Над полноватым прыщавым подростком с непослушными, вечно спутанными волосами смеялись одноклассники. В 1963 году она сбежала из колледжа, после того как« выиграла» местный конкурс на звание« Самого уродливого человека общежития».

Дженис старалась избегать зеркал, чтобы лишний раз не расстраиваться. И уже в старших классах искала спасение от проблем в алкоголе. А еще запиралась в своей комнате, перебирала струны гитары и без конца слушала величайших фолк-, джаз- и блюз-исполнителей ХХ века. По иронии судьбы последний день в колледже стал днем ее первого мини-триумфа. Дженис сидела на крыльце домика в кампусе и напевала под гитару, когда кто-то из проходящих мимо студентов вдруг произнес: «Страшила, да ты отлично поешь!» Дженис подняла глаза и недоумевающе спросила: «Правда? А я не знала».

Просто музыка и просто секс

Автостопом Джоплин добралась до Сан-Франциско и устроилась в ближайший бар певицей. Два года она провела среди битников, ярых борцов с буржуазной моралью. Они были близки ей, ведь еще в Техасе Дженис смело выступала против притеснения чернокожих.

Однако чувство одиночества и собственной ненужности не прошло. Она впервые попробовала наркотики. Дженис понимала, что ей надо вернуться домой, разобраться в себе и решить, что делать дальше. Кто-то в баре дал ей денег на билет. Но и дома найти себя не удалось. Родители поощряли увлечение дочери музыкой, однако совершенно не понимали ее.

Джоплин стало тесно в провинциальном городке. Было ясно, что если она не вернется в Сан-Франциско, то окончательно потеряет себя. Как раз в тот момент она получила письмо от одного из знакомых. В нем между прочим говорилось, что какая-то группа ищет вокалистку. Дженис вернулась в Сан-Франциско. И совершенно не узнала города, заполненного хиппи в яркой одежде с нечесаными волосами. Они курили дурь и без конца слушали музыку. Среди них и была та самая группа — Big Brother And The Holding Company.

Популярное

Не прошло и двух недель, как у Дженис завязался роман с одним из участников группы — Джеймсом Герли. Для обоих это было воплощение свободы хиппи и просто секс. Обоих не остановил тот факт, что у Джеймса уже была жена Нэнси и ребенок. Нэнси же, застукав их в своей постели, выгнала мужа. Две недели он жил у Джоплин, но вскоре бросил ее и вернулся к жене. Инцидент был исчерпан: Нэнси и Дженис подружились, группа начала выступать.


«Публика любит блюзовых исполнителей только несчастными. И чтобы они умирали молодыми»

Сумасшедший идол 60-х

На международном музыкальном фестивале в Монтерее в 1967 году никому не известные Big Brother And The Holding Company произвели фурор. Режущий и одновременно нежный, «какой-то бархатный» голос Дженис, ее безумство на сцене и полная самоотдача сделали свое дело. Звукозаписывающая компания Mainstream заключила с коллективом контракт.

Началась совсем другая жизнь: успех, выпуск альбома, двух синглов, постоянные выступления, деньги, а также попойки и наркотики. Дженис стала идолом молодежи шестидесятых: ей подражали в сумасшедшей манере одеваться. Она надевала на шею и руки столько бус и браслетов, сколько могла выдержать, выступала летом в огромной меховой шапке и зеленых ботах, в красных шароварах и майке.

«Когда я на сцене, то занимаюсь любовью с 25 000 человек»

«Потрясающая женщина. Есть ее номер?»

В этот период Дженис познакомилась с лидером группы The Doors Джимом Моррисоном. Это произошло на голливудской вечеринке в честь Энди Уорхола. На Джоплин было что-то фиолетовое, в волосах торчали перья павлина, в руке была неизменная бутылка ликера. Джим подошел к ней и бесцеремонно обнял за талию. Он спросил Дженис что-то о ее жизни, она начала рассказывать про кошмарные университетские годы, Джим пил свое виски и слушал.

Через какое-то время Дженис рассмеялась над чем-то, что рассказывал Моррисон. Он вдруг оскорбился, схватил ее за волосы и резким движением зажал ее голову между ног. Дженис вскочила, страшно его матеря, хлестнула Джима по лицу и ушла, униженная. Он попытался ее догнать и, когда она уже садилась в свой психоделически разрисованный« порш», стал хватать ее за руки и просить прощения. Дженис ударила его бутылкой по голове. И уехала. На следующий день Джим ходил как сумасшедший, повторяя: «Какая женщина, какая потрясающая женщина. У кого-нибудь есть ее номер телефона?»

«Какая я вам звезда!»

Вскоре« Коламбиа Рекордс» вступила в схватку за права на произведения Big Brother And The Holding Company. Вышел альбом Cheap Thrills, несколько песен из которого взлетели на вершины хит-парадов. Между тем участники группы стали замечать, что публика любит и выделяет только Дженис. На афишах писали« Дженис Джоплин и Ко». В залах скандировали: «Дженис, мы тебя любим!» Газеты кричали о феномене белой певицы с «черным» голосом.


При этом Дженис удалось избежать звездной болезни, она говорила про себя: «Какая я вам звезда! После концерта, разбитая, прихожу в гримерку, волосы всклокочены, одежда заляпана, нижнее белье разорвано. У меня страшная мигрень, я не могу найти второй ботинок. Мне не к кому возвращаться домой, и я, подвыпивши, умоляю своего менеджера подбросить меня в пустую квартиру. Разве так у звезд?»

В плену своего внутреннего мира

На Рождество 1968 года группа сыграла вместе последний концерт. Дженис взялась за набор новых музыкантов. Без музыки она не представляла своей жизни: «Когда я на сцене, то занимаюсь любовью с 25 тысячами человек, а потом возвращаюсь домой одна».


Джоплин создала собственную группу Kozmic Blues Band, которая стала играть классический соул. Тогда же Дженис начала понимать, что у нее серьезные проблемы с наркотиками: «Я в плену своего внутреннего мира, я не знаю, что с этим делать, я ненавижу это чувство. Я уже научилась заставлять его работать на себя на сцене, но в обычной жизни оно меня угнетает». Это говорила и предшественница Дженис, ее любимая джазовая певица Билли Холлидей. Она умерла в 37 лет, и когда перед смертью ей предрекали, что она умрет от алкоголизма, она отвечала: «Нет. Я умру от одиночества».

«Мне не к кому возвращаться домой, и я, подвыпивши, умоляю своего менеджера подбросить меня в пустую квартиру. Разве так у звезд?»

Встреча с мужчиной мечты — на трезвую голову

В июле 1969 года Джоплин пришло известие о ее подруге Нэнси, той самой, у которой она на некоторое время уводила мужа. Нэнси была беременна во второй раз, когда умерла от передозировки. Дженис выкинула из дома все наркотические средства.

Тогда же Джоплин без памяти влюбилась в Сета Моргана. Он, правда, не интересовался ее творчеством и никогда не слушал ее песни, но Дженис это не волновало. Это был первый мужчина, который действительно что-то значил для нее. Все ее предыдущие отношения не складывались. В своем одиночестве Джоплин утешалась высказыванием одной певицы, которая после триумфа на сцене отозвала в гримерку мужчину, желавшего на ней жениться, и сказала: «Видел, что сейчас с публикой? Думаешь, ты способен дать мне то же чувство, что все эти люди?» Вот и Дженис повторяла, что ни один мужчина не сможет хотя бы приблизительно дать ей то, что дает сцена. Повторяла до тех пор, пока не встретила Сета.


Через месяц трезвости она вышла на сцену знаменитого рок-фестиваля Вудстока вместе с Джо Кокером, Карлосом Сантаной и своим другом Джимми Хендриксом. Ее выступление увидело рекордное по тем временам число зрителей — 450 тысяч. Тогда же она исполнила, пожалуй, лучшую свою песню Work Me Lord. Она пела о том, что везде искала, но нигде не могла найти своего мужчину. Просила Бога не покидать ее, ведь она чувствует себя такой ненужной на Земле. Пусть он возьмет ее к себе, она может оказаться полезной.

Дженис Джоплин - американская рок-певица, считается лучшей белой исполнительницей блюза и одной из величайших вокалисток в истории рок-музыки.

Она родилась в штате Техас и воспитывалась в атмосфере классической музыки и интеллектуальных книг. Ее отец Сет работал в торговой компании, но дома зачитывался книгами и слушал классические оперы. Мама Дороти посвятила жизнь воспитанию детей, хотя ей в молодости неоднократно предлагали начать профессиональную певческую карьеру.

Дженис к школьному возрасту была не по годам интеллектуально развита, из-за чего у нее регулярно случались конфликты с одноклассниками. Еще больше усугубило отношение сверстников к ней то обстоятельство, что Джоплин имела анти-расистские взгляды, что в то время было чем-то экстраординарным.

Рано проявилось и творческое начало девочки. Сначала она увлеклась живописью и часто рисовала картины на библейские сюжеты. Позднее Дженис вошла в полуподпольный кружок молодёжи, который изучал современную литературу, блюз- и фолк-музыку, радикальные виды искусства. Именно там девушка начала впервые петь.


В 1960 году Дженис Джоплин поступила в университет Ламар в Техасе, в котором отучилась только 3 года и в итоге бросила занятия ради того, чтобы всецело уйти в музыкальную среду. Кстати, с первых дней в университете об эпатажной девушке стала идти молва.

А как иначе, если она приходила на лекции в джинсах, что по тем временам шокировало людей? Более того, Дженис частенько ходила по улицам босиком и везде носила с собой струнный инструмент цитру. Как написала о ней студенческая газета:

«Как она смеет быть непохожей?».

Музыка

Петь на сцене она начала еще в вузе, демонстрируя слушателям удивительный вокал с тремя полноформатными октавами. Первой песней, которую Дженис Джоплин записала в студии, был блюз «What Good Can Drinking Do». Позднее при поддержке друзей выпустила пластинку «The Typewriter Tape».


Переехав в Калифорнию, певица выступала в многочисленных клубах и барах. Пела она чаще всего собственные композиции - «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Long Black Train Blues» и другие. В 1966 году Джоплин вошла в состав группы «Big Brother and the Holding Company». Дарование новой вокалистки, а также её харизма вывели группу в число лидеров американской сцены, а сама Дженис впервые поняла, что такое купаться в лучах восхищения.

С группой Дженис Джоплин записала два альбома, второй из которых, «Cheap Thrills», считается одной из лучших пластинок 60-х годов. Но на пике популярности певица покидает коллектив, так как хочет развиваться в творческом плане.

Затем были группы «Kozmic Blues Band» и «Full Tilt Boogie Band». Но как бы не назывались коллективы, всем было понятно, что зрители идут на концерт Дженис Джоплин. Для мировой общественности она находилась на такой же недосягаемой высоте, как и группа «Rolling Stones».


Дженис Джоплин была первой белой певицей, которая вела себя на сцене настолько раскрепощенно. Она полностью погружалась в ту музыку, которую исполняла, и отключалась от реального мира.

Также до нее только чернокожие исполнители блюза позволяли своему вокалу жить собственной жизнью. Выступления Джоплин были не просто экспрессивны, а по-настоящему агрессивны. Как сказал кто-то из коллег певицы – концерты Дженис напоминают боксерский поединок.

За свою жизнь Дженис Джоплин успела записать не так много студийных альбомов, но вошла в историю как легенда рок-музыки поколения битников и хиппи. Последней работой в студии была пластинка «Pearl», вышедшая уже посмертно.

Также позднее были изданы записи живых выступлений «In Concert» и сборник «Janis». Туда попали много ранее неизданных песен, в том числе проникновенные и лиричные композиции «Mercedes Benz» и «Me and Bobby McGee».

Личная жизнь

Несмотря на свою открытость и подчеркнутую сексуальность на сцене, а также наличие множества любовников, Дженис Джоплин всегда чувствовала себя одинокой. Среди мужчин, с которыми у певицы были близкие отношения, хорошо известны легендарные музыканты и Кантри Джо Макдональд, вокалист «The Doors» , а также кантри-певец Крис Кристофферсон.


Многие знакомые Дженис утверждали, что у нее иногда были периоды чрезмерной любвеобильности, когда Джоплин даже становилась би-сексуальной. Одной из ее более-менее постоянных «подруг» была Пегги Кассерта.

Последним возлюбленным Джоплин был местный дебошир Сет Морган, за которого она даже планировала выйти замуж.

Смерть

Дженис Джоплин скончалась 4 октября 1970 года в номере лос-анджелеского отеля «Лэндмарк Мотор». Она уже много лет принимала наркотики разной степени тяжести, в том числе и очищенный героин, который и был обнаружен в ее крови при вскрытии.

По официальной информации, певица скончалась от непредумышленной передозировки наркотиков. Но долгое время среди общественности муссировались слухи о самоубийстве, так как молодая женщина, несмотря на всемирную славу и вроде бы налаживающуюся личную жизнь, была глубоко несчастной и чувствовала себя одинокой и вымотанной.

Также некоторое время рассматривалась версия убийства из-за того, что в номере наркотики обнаружены не были. Кроме того, номер Джоплин был неестественно для нее аккуратно прибран.

Останки рок-музыкантши были кремированы, после чего ее прах рассеяли над водами Тихого океана вдоль калифорнийского побережья. Последней записью голоса Дженис Джоплин было ее аудио поздравление другой легенде рок-музыки - . Кассета была доставлена адресату уже после того, как певица ушла из жизни.

Дискография

  • 1964 - «The Typewriter Tape»
  • 1967 - «Big Brother & the Holding Company»
  • 1968 - «Cheap Thrills»
  • 1969 - «I Got Dem Ol" Kozmic Blues Again Mama!»
  • 1971 - «Pearl»
  • 1972 - «In Concert»
  • 1975 - «Janis»
    1. Незадолго до смерти Дженис отдала дань уважения исполнительнице, сильно повлиявшей на её творчество.
      Блюзовая певица Бесси Смит (в своё время наречённая ни много ни мало «Императрицей Блюза») в 1937 году умерла в результате травм, полученных в автомобильной аварии. К сожалению, ей не оказали должных почестей и похоронили в безымянной могиле. Такое положение дел сохранялось до августа 1970 года, когда Дженис, высоко оценивавшая творческое наследие Бесси, вместе с Хуанитой Грин (в детские годы служившей домработницей у Смит) заплатила за наддгробие и оформление могилы, приличествующие памяти «Императрицы».
    2. Последней записью Джоплин оказалось поздравление с днём рождения для Джона Леннона.
      Последние записи, которые Дженис успела завершить, были композиция Mercedes-Benz и поздравление для Джона Леннона. 1 октября 1970 года в честь скорого дня рождения бывшего участника The Beatles, певица записала старую ковбойскую мелодию из репертуара Дэйла Эванса, Happy Trails. В песне, в частности, имелись такие строки: «Счастливого пути тебе, пока мы не встретимся снова». Композиция была озаглавлена «Happy Birthday, John (Happy Trails)» и впоследствии выпущена на бокс-сете Дженис в 1993 году. Леннон позже признался ведущему ток-шоу Дику Кэйветту, что поздравление было доставлено к нему домой уже после смерти Дженис.
    3. Прах Дженис был развеян над водами глубокого синего моря.
      Тело Дженис было кремировано в Лос-Анджелесе, затем её прах с самолёта был развеян над Тихим Океаном и вдоль пляжа Стинсон. Имела место небольшая частная панихида, на которой присутствовали только родители певицы и её тётя.
    4. Дженис была вознаграждена за свои неоднократные потери сознания вследствие употребления алкоголя.
      Известно, что певица злоупотребляла выпивкой, и Southern Comfort был её любимым напитком. Виски стал неотъемлемой частью имиджа Дженис, благодаря чему его продажи увеличились до такой степени, что Джоплин сумела получить от компании-производителя пальто из меха рыси в знак благодарности.
    5. Певица делала себе татуировки до того, как это вошло в моду.
      В апреле 1970 года татуировку Дженис сделал легендарный художник Лайл Таттл – это знаменитый знак на внешней стороне запястья Дженис, символ, обозначавший эмансипацию женщин. Также Джоплин имела татуировку в виде маленького сердечка на левой груди. «Я хотела немного украшений. Одно, на моём запястье, для всех; другое, на моей груди, для меня и моих друзей», — сказав это, Дженис усмехнулась и добавила: «Просто немного удовольствия для парней, как глазурь на торте».
    6. Композиция All is Loneliness исходила прямо из сердца певицы.
      Действительно, несмотря на жизнерадостный характер и всех людей, окружавших её, Дженис в целом была несчастной девушкой. Она была любвеобильна, имела нескольких любовников, но во многих отношениях оставалась очень одинокой, ибо настоящей, искренней любви не было. «На сцене я занимаюсь любовью с 25000 людей, а затем иду домой одна».
    7. Вы могли бы увидеть выступление Дженис на Вудстокском фестивале за 8 долларов.
      Картинка из Variety Magazine, опубликованная на JanisJoplin.net, показывает, что Джоплин получила 7500 долларов за выступление на знаменитом Вудстокском фестивале, хотя говорится, что многим из выступающих не заплатили вообще ничего. Знаете, во сколько вам обошлось бы посещения этого эпохального события? Аж за 8 долларов вы могли приобрести билет на один день. А ежели вы большой транжира, то потратили бы целых 18 долларов за трёхдневный абонемент.
    8. Книга-биография Билли Холидэй была для Джоплин чем-то вроде Библии.
      Мы уже упоминали о влиянии Бесси Смит на Дженис. Двумя другими важными исполнителями в её жизни были Билли Холидей и Ледбелли. По признанию Джоплин, первым купленным ею альбомом была запись Ледбелли. Что касается Холидей, то её автобиография «Lady Sings The Blues» была одной из двух книг, которые Дженис взяла с собой в Сан-Франциско. Друг Джоплин, Ричард Хангден, считает, что данная книга была для певицы сродни Библии, и Дженис держала её при себе до конца своих дней.
    9. Альбом Cheap Thrills изначально был озаглавлен несколько по-другому.
      Выпустить Cheap Thrills планировалось под названием Sex, Dope And Cheap Thrills, но руководство Columbia Records наложило вето на 2/3 заглавия. Поскольку пропаганда «дешёвых острых ощущений» не угрожала ни самой компании, ни общественной морали в той же степени, в какой другие два удовольствия, альбом в итоге вышел под названием Cheap Thrills.
    10. Однажды Джоплин довольно жёстко отшила Джима Моррисона.
      Первая встреча двух выдающихся музыкантов в истории рока закончилась для Джима весьма болезненно: Дженис разбила бутылку Southern Comfort о его голову, нокаутировав фронтмена The Doors. Однако Моррисон, любивший физические конфронтации и выяснения отношений с применением насилия, казалось, был покорён решительной девушкой. На следующий день он попросил у продюсера Пола Ротшильда телефон Джоплин. Однако Ротшильд уведомил его, что Дженис не заинтересована в повторной встрече, так что два будущих члена «клуба 27» никогда больше не увиделись. По словам Ротшильда, Моррисон был убит горем.

Дженис Джоплин (Джэнис Джоплин, англ. Janis Lyn Joplin; 19 января 1943, Порт-Артур, штат Техас - 4 октября 1970, Лос-Анджелес) - вокалистка, работавшая с рядом коллективов в жанре блюз-рока и психоделического рока. Многими считается величайшей вокалисткой в истории рок-музыки.

Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943 года в Порт-Артуре, Техас, в семье Сета Джоплина, рабочего компании Texaco (с братом и сестрой, Майклом и Лорой). В школе (Thomas Jefferson High School, Порт-Артур) Дженис была примерной ученицей, выставляла собственные рисунки в местной библиотеке и в целом соответствовала нормам общественных ожиданий. Однако подруг у нее не было: она общалась исключительно с парнями. Один из них, футболист по имени Грант Лайонс, и познакомил ее с творчеством Лидбелли, сделав страстной поклонницей этой музыки. Вскоре Дженис начала и сама исполнять блюз. Психологические проблемы (связанные, основном, с лишним весом) начались в подростковом возрасте: Дженис тяжело переживала издевательства одноклассников и страдала от ненависти к себе и окружающему миру. В эти годы сформировался взрывной характер Дженис Джоплин, которая «стилизовала» себя под своих блюзовых героинь (Бесси Смит, Биг Мама Торнтон, Одетта).

В 1960 году, закончив школу, Дженис поступила в колледж Ламар (Бомон, Техас); лето 1961-го провела в Венеции (районе Лос-Анджелеса) среди битников, а осенью, вернувшись в Техас, поступила в университет, где и вышла впервые к микрофону на сцену, продемонстрировав выразительный вокал с трехоктавным рабочим диапазоном.

Первой группой Дженис Джоплин стала Waller Creek Boys, где играл Р. Пауэлл Сент-Джон, писавший песни для 13th Floor Elevators (и позже основавший Mother Earth). Здесь в её голосе и появилась первая хрипотца, позже разросшаяся до неимоверных масштабов. Разрыв со студенческой средой произошёл в январе 63-го. После того, как одна из университетских газет присвоила ей титул «самого страшного из ребят», Дженис собрала вещи и с приятелем по имени Чет Хелмс на попутках отправилась в Сан-Франциско, где очень скоро стала популярной фигурой на «кофейной» сцене выступая с Йормой Кауконеном (позже - гитаристом Jefferson Airplane).

25 июня 1964 года дуэт записал семь блюзовых стандартов («Typewriter Talk», «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Hesitation Blues», «Nobody Knows You When You’re Down And Out», «Daddy, Daddy, Daddy» и «Long Black Train Blues»), которые позже были выпущены бутлегом («The Typewriter Tape»). В качестве перкуссии здесь была использована пишущая машинка, на которой стучала Маргарита Кауконен.

Первые эксперименты с амфетаминами поначалу помогли певице избавиться - как от депрессии, так и от лишнего веса, но уже через два года она оказалась в реабилитационой клинике, истощенная и опустошенная.

Весной 1966 года старый знакомый Чет Хелмс пригласил Джоплин в Big Brother & the Holding Company - группу, делами которой управлял он сам. Хелмс, один из лидеров хиппи-коммуны Family Dog, владел концертным залом Avalon Ballroom: здесь и обосновался в качестве резидентов ансамбль в составе: Сэм Эндрю (вокал, гитара), Джеймс Герли (гитара), Питер Албин (бас), Дэвид Гетц (ударные) и Дженис Джоплин (вокал).

10 июня 1966 года состоялось первое выступление нового состава группы в «Авалоне». Певица мгновенно установила контакт с аудиторией и тут же сделалась местной звездой. Спустя два месяца Big Brother подписали контракт с независимым лэйблом Mainstream Records и отправилась в студию записывать дебют, который выпущен был лишь год спустя, после того, как Дженис Джоплин произвела фурор на фестивале в Монтерее (июнь 1967 года), где она «привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения». Её выступление с «Ball and Chain» стало центральным эпизодом фильма «Monterey Pop», который и по сей день считается шедевром рок-документалистики.

После фестиваля новый менеджер Алберт Гроссман (который вел также дела Боба Дилана) обеспечил группе котракт с Columbia Records. Mainstream Records все-таки выпустили залежалый (но при этом не вполне доработанный) дебют Big Brother & the Holding Company, который в августе 67-го появился на 60-м месте в списках Биллборда (позже Columbia выкупила права на пластинку и сделала её хитом).

16 февраля 1968 года группа начала свое первое турне по Восточному побережью, которое завершилось 7 апреля большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга, где также выступили Джими Хендрикс, Бадди Гай, Ричи Хэвенс, Пол Баттерфилд и Алвин Бишоп.

Дженис не назовешь красавицей в привычном смысле слова, но она, несомненно, - секс-символ, пусть и в несколько неожиданной „упаковке“. В её голосе соединились душа Бесси Смит, блеск Ареты Фрэнклин, драйв Джеймса Брауна… Взмывая к небесам, этот голос не знает границ и словно бы порождает в себе божественную многоголосицу. - Village Voice, 22 февраля 1968 года о концерте группы в нью-йоркском Anderson Theatre.

В марте 68-го группа приступила к работе над вторым альбомом, Cheap Thrills (первоначальный вариант заголовка: «Dope, Sex and Cheap Thrills» по понятным причинам пришлось сократить). 12 октября того же года пластинка, обложку которой оформил знаменитый в андерграунде карикатурист Роберт Крамб, возглавил списки «Биллборда» и продержался на вершине 8 недель. Способствовал успеху группы в чартах и хит Piece Of My Heart. Live at Winterland ‘68, записанный в зале Winterland Ballroom 12-13 апреля 1968 года также собрал восторженные отзывы прессы.

Едва только альбом уступил место на вершине Джими Хендриксу («Electric Ladyland»), как Джоплин с гитаристом Сэмом Эндрю покинула Big Brother и собрала собственный ансамбль Janis & the Joplinaires, вскоре переименованный в Janis Joplin & Her Kozmic Blues Band. Этот постоянно менявшийся состав просуществовал год, но успел провести европейское турне, завершившееся триумфальным концертом в лондонском Альберт-Холле 21 апреля 1969 года. Летом группа выступила в серии фестивалей (Ньюпорт, Атланта, Новый Орлеан, Вудсток), и её увидели более миллиона зрителей.

В октябре 1969 года I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! вошёл в первую пятерку «Billboard 200» и вскоре стал золотым. В целом, однако, группа была принята хуже, чем Big Brother. Свой последний концерт она дала 21 декабря 1969 года в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден.

Распустив коллектив, Джоплин собрала The Full Tilt Boogie Band - в основом, из канадских музыкантов (бас-гигитарист Джон Кемпбелл, экс-Pauper, гитарист Джон Тилл, пианист Ричард Белл, органист Кен Пирсон, ударник Кларк Пирсон). В апреле группа собралась на первую репетицию, а в мае дала свои первые выступления (в Сан-Рафаэле, Калифорния). Прежде чем начать летнее турне с The Full Tilt Boogie Band, Дженис 4 апреля 1970 года выступила в концерте-реюнионе с Big Brother & The Holding Company в зале Fillmore West в Сан-Франциско.

Летом 1970 года Джоплин и The Full Tilt Boogie Band приняли участие в суперзвездном канадском турне вместе с The Band и The Grateful Dead. Из-за финансовых неурядиц гастроли пришлось приостановить. Документальные кинокадры выступлений Джоплин были обнародованы лишь спустя тридцать лет после её смерти.

В сентябре Дженис Джоплин с группой приступила к работе над альбомом Pearl, пригласив в студию продюсера Пола А. Ротшильда, прославившегося работой с The Doors. К этому времени она уже катилась вниз по наклонной плоскости, подгоняемая героином и алкоголем, которые лишь усугубляли нараставшую депрессию. 4 октября 1970 года после возлияния в «Барниз Бинери» на Бульваре Санта-Моники, Дженис Джоплин была найдена мертвой в номере отеля «Лэндмарк» - в тот самый день, когда должна была записать вокал к последнему треку альбома, «Buried Alive in the Blues» (буквально: «заживо похороненная в блюзе»). Ей было всего 27 лет. На причину смерти недвусмысленно указывали следы от свежих инъекций. Её последними записями стали «Mercedes Benz» и аудиопоздравление Джону Леннону с днем рождения от 1 октября, которое прибыло к нему в день смерти певицы. Останки Дженис были кремированы и пепел рассеян по калифорнийскому побережью.

Вскоре после смерти Дженис Джоплин вышел альбом Pearl. 27 февраля 1971 года пластинка возглавила Billboard 200 и продержалась на вершине 9 недель. Отсюда же вышел и единственный чарт-топпер Дженис Джоплин в Billboard Hot 100 - композиция Криса Кристоферсона «Me and Bobby McGee» (20 марта 1971 года), финальный аккорд стремительной и яркой творческой жизни, оставившей неизгладимый след в истории рок-музыки.

В 1979 г. любимая актриса Джоплин, Бетт Мидлер, сыграла певицу в фильме «Роза» и была представлена за эту роль к премии «Оскар» за лучшую женскую роль. В 1990-х одним из самых популярных бродвейских мюзиклов был «Love, Janis», основанный на биографической книге сестры Дженис. На 2008 год запланирован выход нового боевика о её судьбе - «Евангелие от Дженис».

Дискография:
Janis Joplin & Jorma Kaukonen:
The Typewriter Tape (1964)
Big Brother and the Holding Company:
Big Brother & the Holding Company (1967)
Cheap Thrills (1968)
Live at Winterland ‘68 (1998)
Kozmic Blues Band:
I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! (1969)
Full Tilt Boogie Band
Pearl (1971, посмертно)
In Concert (1972)

Janis Joplin
ДЖОПЛИН, ДЖЭНИС (1943–1970), американская рок-певица, по мнению критиков – воплощение рок-культуры 1960-х годов. Родилась в Техасе 19 января 1943 в благополучной семье. В 17-летнем возрасте ушла из дома и в надежде стать певицей отправилась в Калифорнию. В середине 1960-х годов выступала в маленьких клубах Сан-Франциско, исполняя вещи из репертуара своих кумиров – фолксингеров и блюзовых исполнителей. Привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения. В это время группа «Биг бразер энд холдинг компани» искала вокалистку, и кто-то вспомнил про удивительную певицу из Техаса. Джэнис вернулась в Сан-Франциско и стала солисткой группы. Первый успех пришел к ней в 1967 на рок-фестивале в Монтерее, где она поразила слушателей пронзительно-энергичными рок-версиями блюзов и кантри-баллад. Джоплин не пела, а выкрикивала строчки песен, передавая всю горечь, боль и страдания блюзовых композиций. В начале 1968 состоялись первые гастроли Джэнис Нью-Йорке. Студия «Коламбия» быстро распознала в солистке «Биг бразер» многообещающий талант, и группа получила контракт. Альбом Дешевые страсти (Cheap Thrills, 1968) почти сразу стал бестселлером. Однако Джэнис решила бросить группу ради сольной карьеры. Ее дебютный альбом Опять меня охватила эта вселенская тоска, мама (I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama!), где соединились стили блюз, соул и рок, вышел в 1969 и сразу попал в хит-парады. Осенью 1970 Джэнис отправилась в Лос-Анджелес работать над записями для очередного альбома, но закончить работу не успела. Умерла Джоплин в Лос-Анджелесе 3 октября 1970. Вышедший посмертно альбом Жемчужина (Pearl, 1971) разошелся миллионным тиражом, а сингл Я и Бобби Макги (Me and Bobby McGee) возглавил хит-парад журнала «Биллборд». В 1980-е годы вышли два альбома с ранее не издававшимися записями певицы 1960-х годов – Прощальная песня (Farewell Song, 1982) и Биг бразер энд холдинг компани лайв (Big Brother and Holding Company Live, 1985). О жизни и творчестве Джоплин снят фильм Роза (The Rose) c Бетт Мидлер в главной роли, издано несколько биографий, в частности Заживо погребенная (Buried Alive) Майры Фридмана. Из творческого котла Хэйт-Эшбери вышли также Big Brother and the Holding Company, с которыми выступала самая интересная певица того периода Janis Joplin. Как и многие музыканты, выросшие в районе Калифорнийского залива, она воспитывалась на блюзе и фолке. Но летом ‘67 переработки блюзовых номеров все чаще перемежались солнечными фантазиями мягкого рока, а затем музыка стала более тяжелой, более резкой.Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 4. Эра рока: 1967 - 1970.В музыкальном плане Джэнис дала року совсем немного: она оставила после себя всего лишь несколько пластинок. Ее значение в другом: она доказала, что женщины могут петь рок не хуже мужчин. Это была разбитная девка: много пила, принимала наркотики, о ее сексуальных победах ходит много легенд. На сцене она была неподражаема: мощный голос, абсолютная раскованность, личный магнетизм. Она орала свои блюзы так, как прочувствовала их. Нелегкая жизнь болью и ненавистью ворвалась в ее песни. Публика любила ее, любила страстно и похотливо. На сцене она была счастлива, вне сцены - нет. Однажды она призналась: «На сцене я занимаюсь любовью с 25 тысячами людей, а потом иду домой одна».
Она умерла 4 октября 1970 года в номере одного голливудского отеля. Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 5. Расколотые семидесятые.

Ты помнишь Дженис Джоплин?
Ты помнишь, как она просила тебя вернуться? А как она любила? Дженис и любовь подобны электрическому заряду. Ты когда-нибудь видел, как зажигаются на небе звезды? Вот так зажглась одна из них…
Маленькая Дженис Лин родилась в 9-45 19 января 1943 года в Порт Артуре, Техас. Ну разве не начало для доброй сказки? Сказки с грустным концом…
Дженис влюблялась с самого детства. Одним из первых ее мальчиков был парнишка с незатейливым именем Джек Смит. Вместе они читали книги, среди которых было Евангелие. Детство еще шло: однажды Дженис пришла к Джеку, чтобы он пригласил ее на фильм «10 заповедей». У бедного мальчишки не появилось лучшей идеи, чем разбить свинью-копилку и со всей этой мелочью придти в кино. Пока он разбирался с билетершей, Джен стояла в стороне. «Извините, я проиграл деньги в пари с другом», – сказал он. Похлопывая его по плечу, девочка засмеялась: «Не надо врать, если ты идешь посмотреть фильм о боге…»
Ближе к 14 годам она начала меняться. По словам ее сестры Лоры, в доме начинались военные баталии, если матери приходило в голову постирать вещи Дженис («Они же были в недостаточной кондиции загрязнения!»). Она пробовала быть «одной из» среди мальчишечьей компании. Они были старше, но позволили ей стать таким же оборванцем, какими были сами. Вместе они слушали Одетту и Лидбелли, читали Керуака и мечтали о романтике больших дорог.
Дженни и была смешным и милым пацаненком. Когда компания обсуждала кто поведет машину в очередной раз, она кричала: «Ведет тот, у кого самые большие яйца» и, смеясь, садилась за руль. Возможно, ощущение себя девочко-мальчиком и привело Дженис к свободной любви конца 60-х.
После первой поездки в Сан-Франциско компания Дженис устроила вечеринку. Теперь у каждого ее приятеля была девушка или жена. Это давило на нее: «Здесь Джек и Нова, Джим и Рей, Эдриан и Глория, тот и этот, но здесь всегда одна Дженис Джоплин».
Вскоре у нее появился друг Сетт, который просил ее руки и сердца. Свадьба планировалась через несколько месяцев после Рождества. Казалось, маленькая девочка нашла то, что ей было нужно. Однажды вечером Дженни сказала своей сестре: «Я бы хотела, чтобы у меня были длинные, красивые волосы. Днем я бы их убирала, но каждый вечер я бы расплетала волосы перед своим мужем. Прядка за прядкой».
Они вели переписку, но вскоре он перестал писать совсем. О свадьбе больше не говорили.
В своей книге «Заживо погребенная» Мира Фридман говорит о том, что внутренний эмоциональный мир Дженис был слишком маленьким, чтобы переживать за людей, стараться доставлять им радости. Ей больше нравилось, когда кто-то заботился о ней, любил ее…
Еще одним ее пунктиком было то, что она обожала распространять про себя разного рода истории. О начале своей известности она предпочитала рассказывать так: «I was fucked into being in Big Brother» (непереводимая игра слов…). Сейчас уже сложно и, наверное, не нужно узнавать так ли это было или нет.
Говорят, что все «Большие братья» были так или иначе близки с Дженис, говорят, что свидания на одну ночь были обыденным для нее делом (но не главным, уж точно), говорят, что среди ее мужчин были Джим Моррисон и Джими Хендрикс.
Хотите верьте, хотите – нет, но с Джимом Дженис встретилась единственный раз и этот раз был неудачным. Пол Ротшильд (продюсер Дженис и Doors) организовал вечер для прессы. Между глотками своего любимого виски Дженис указала пальцем на Моррисона и сказала: «Я хочу этот кусок мяса». Когда же он попытался залезть к ней в машину и быть максимально ближе, она начала сопротивляться и запустила пустой бутылкой ему в голову. Надо сказать, Джим был без ума от таких женщин. Он любил насилие.
В одном из интервью она сказала: «Я готова бросить все то, что у меня есть, если в моей жизни появится человек, способный любить меня».
Наверное, «тем самым» должен был стать Девид Ниехаус, с которым Дженис познакомилась во время карнавала в Рио, в феврале 1970. Само знакомство было своеобразным:
- Хей, ты напоминаешь мне какую-то рок-звезду. Джоплин что ли…
- Я и есть Дженис Джоплин!
Не смотря на ее известность и тщеславие, Девид увидел человека, а не икону. Им было хорошо, когда они были вместе. А когда им пришлось расстаться на пару дней, к Джен пришла ее старая «подруга» Пегги Казерта.
Что говорить… главным в жизни Дженис Джоплин всегда была музыка. Она сбегала от нее к любовникам, но как-никак «час выступления на сцене это как сто оргазмов сразу», потому что «ты можешь все бросить, бросить дом и друзей, детей и друзей, стариков и друзей, все что угодно что есть в этом мире, за исключением музыки».
Быть Дженис Джоплин и не страдать от камня на шее, прозванного эфемерным словом «любовь» нельзя. Она пропустила все свои пассии через свое творчество и отпустила их.
А ты ушел, хлопнув дверью.
И она ушла, сказав лишь: «I’ve got a secret».