Иосиф 2 биография. Иосиф II: биография

Избранный императором, он был приобщён матерью к управлению австрийскими владениями. Эпоха их совместного управления ознаменовалась широкой преобразовательной деятельностью, так как необходимость реформ наглядно обнаружилась во время Семилетней войны, поставившей Австрию на край гибели, а из-за границы проникали просветительные идеи французской философии XVIII века.

Партия «просвещения» (Aufkl?rungspartei) все более брала верх в литературе и даже в правительственных кругах Австрии, несмотря на консервативные наклонности императрицы, и наконец во главе сторонников новизны выступил Иосиф, при участии которого правительство Марии Терезии облегчило положение крестьян, укрепило государственную власть, в ущерб клерикальным и феодальным элементам, упразднило орден иезуитов и отменило пытки. Тем не менее, политика Марии Терезии, полная компромиссов, не могла удовлетворить её сына. Несмотря на горячую любовь к матери, Иосиф провёл лучшие годы жизни в глухой борьбе с ней, иногда значительно обострявшейся (например, по вопросу о веротерпимости).

Самостоятельное правление. Просвещённый абсолютизм Иосифа

Только после смерти матери, с 1780 года, у Иосифа были вполне развязаны руки для выполнения широких преобразовательных замыслов. Программа Иосифа II была последовательным выражением системы просвещенного абсолютизма. Современник коронованных философов, Фридриха II Прусского и Екатерины II, Иосиф был одним из самых деятельных людей своего времени, который, не щадя ни себя, ни других, совершенно изнурил себя работой. Его бесчисленные путешествия были не триумфальными прогулками, а тяжелым трудом добросовестного ревизора. Входя во всё самолично, он искренне верил в своё призвание вывести Австрию из отсталого состояния путём реформ, идущих сверху. Для этого нужно было, как он считал, прежде всего, усиление государственной власти, причём Иосиф следовал старой австрийской традиции укрепления внешнего и внутреннего могущества государства, бюрократической централизации, объединения разноплеменного состава монархии, попрания старинных вольностей феодального происхождения и подчинения Церкви государству. В виде корректива произволу он допустил, однако, гласное обсуждение текущих вопросов в печати и открытую критику действий монарха (закон о печати 11 июня 1781 года).

Человеколюбивая деятельность его простиралась на всех обездоленных, начиная с притеснённого крестьянства, и кончая сиротами, больными, глухонемыми, незаконнорожденными. Тем не менее, Иосиф был совершенно чужд сентиментальному и несколько отвлечённому благодушию чувствительного XVIII века. При малейшем сопротивлении он проявлял большую жестокость; во внешней политике он руководствовался только интересами своего государства. В этом смысле он влиял на дипломатию Марии Терезии и несёт ответственность за роль Австрии в первом разделе Польши. Похвалы со стороны модных писателей он не искал; во время наделавшего много шума путешествия во Францию (1777) свидание его с Вольтером не состоялось по его собственной воле.

Религиозная политика

В 1781 году он издал знаменитый указ 13 октября о веротерпимости и упразднил те монастыри и духовные ордена, которые не способствуют делу народного просвещения или призрения больных (20 декабря).

Церковь была поставлена в тесную зависимость от государства и связь её с римской курией значительно ограничена. Народное образование поставлено под надзор государства, причём начальное обучение стало предметом особой заботливости. Католическая церковь осталась господствующей, но православным, лютеранам и кальвинистам дарованы гражданские права, а иудеи получили различные облегчения. С 1782 года отступление от господствующей веры перестало считаться уголовным преступлением, но свободу совести правительство не решилось вводить в фанатической стране: право выбора вероисповедания ограничено было сроками и иными препятствиями, а к сектантам Иосиф относился иногда даже жестоко.

Иосиф II - римский император (1765-90) и король австрийский (1780-1790). Его управление австр. владениями совместно с Марией-Терезией и эпоха самостоятельного царствования открыли новую эпоху в истории евреев Австрии (в тесном смысле слова), Богемии, Моравии, Галиции и Венгрии (о Венгрии см. ниже). Как яркий представитель просвещенного абсолютизма, И. проводил политически-общественные реформы путем насильственной ломки сложившихся устоев жизни; он был светлым гуманистом и мечтал сделать своих подданных счастливыми; он находился также под сильным влиянием идей физиократов, которые усматривали в земледелии главный нерв народного хозяйства. И. отличался упорством и даже упрямством в проведении своих планов и проявил чрезмерную торопливость и нетерпение в осуществлении их. Все эти моменты определили законодательство И. относительно евреев. Он желал сделать из них полезных подданных; тех из них, кто приобщится к общей культуре, отбрасывая старые обычаи, одежду и занятия, переходя к свободным профессиям или ремесленному и земледельческому труду, он готов был уравнять в правах с прочим нееврейским населением. Насильно принуждая евреев к общему образованию при помощи «просветителя» Гомберга (см.) и др., он надеялся способствовать внедрению евреев в государственный организм, что должно было принести последнему пользу, евреям же - улучшение быта. Этот же план был принят по отношению к галицийским евреям в 1784 г. Раньше этого, после присоединения Галиции к Австрии (1772), еще в качестве сотрудника своей матери, желая поднять благосостояние крестьян, И. лишил евреев права арендовать землю, что разорило треть евр. населения; евреи, лишенные возможности уплатить Toleranzgebühr (см. Галиция), подлежали удалению из страны, и И. строго следил за их выселением; это был, по мнению И., бесполезный элемент. Попытки И. насадить земледелие среди евреев Галиции не увенчались успехом; вообще в этой отсталой в культурном отношении стране планы принудительной реформы И. - особенно на поприще школьного дела - потерпели неудачу; подорвав материальное благосостояние евреев и не дав им новых источников заработка, система Иосифа вызвала то бедственное положение галицийских евреев, которое господствует поныне. Большого успеха И. достиг в других провинциях, как, напр., в Богемии. Если фактически правовое положение почти не изменилось к лучшему, то памятником царствования И. являются вступительные слова знаменитого Toleranzpatent’а 1782 г. - все подданные, без различия религии и происхождения, должны пользоваться свободой и благосостоянием. Toleranzpatent 1782 г. (для галицийских евреев таковой был издан 7 мая 1789 г.) послужил образцом для других государств при улучшении быта евреев, как, напр., для Бадена (см.) и Польши. Балабан пытался доказать, что так наз. проект реформы польского еврейства Станислава-Августа - переделка патента Иосифа для галиц. евреев. См. Австрия, Вена, Богемия, Галиция.

Ср.: кроме указанных в названных статьях источников и работ, A. I. Brawer, Josef ha-Scheni we-Jehude Galizia, Haschiloach, 1910, т. 23, кн. 1, 2, 4 и 5 (ценное исследование об отношении И. к галиц. евреям по архивным данным).

М. В. ‎ 5.

Иосиф II в качестве короля Венгрии. - Стремясь к германизации своих владений, И. естественно должен был обратить особенно сильное внимание на Венгрию, где проникновение немецкой культуры наталкивалось на упорное сопротивление мадьяр. В евреях Венгрии И. видел ту среду, через которую ему легче всего было проводить немецкую культуру в восточной половине своей монархии, и он с необычайной энергией принялся за образование венгерск. евреев; однако как велико ни было его преклонение перед немецкой культурой, он старался обучать евреев и другим, так назыв. местным языкам, не ограничиваясь одним лишь немецким. Еще ранее опубликования знаменитого Toleranzedikt венгерская придворная канцелярия (Ungarische Hofkanzlei) 18 мая 1781 г. отправила в венгерское штатгальтерство королевский рескрипт, в котором говорилось, чтобы рядом с синагогами были устроены еврейские училища (получившие потом название deutsche Schulen), преподавание в которых, однако, отнюдь не должно мешать отправлению богослужения или в чем-либо противоречить евр. религии. Этот рескрипт послужил предметом спора между венгерским штатгальтерством, враждебно относившимся к образованию евреев, и придворной канцелярией, отражавшей взгляды самого И.: канцелярия требовала, чтобы еврейские мальчики, обучавшиеся в христианских школах, не сидели на особых скамьях, были допущены к гимнастическим упражнениям и т. д.; штатгальтерство, наоборот, стремилось выделить евр. детей в особую группу. Хотя венгерские евреи, несмотря на знаменитую брошюру Нафтали-Герца Вессели «Dibre Schalom we-E meth», отнеслись враждебно к просветительным реформам И., однако в Маттерсдорфе (комитат Эденбург) была устроена образцовая школа, куда в преподаватели был приглашен Петр Бер (см.). 31 марта 1783 г. был опубликован знаменитый регламент об евреях «Systematica gentis judaicae regulatio» (см. Венгрия). Отныне стали открываться так называемые Nationalschulen; первая подобная школа была выстроена в августе 1783 г. в Пресбурге и содержалась на счет общины. О других реформах И. см. Австрия и Венгрия. - В Венгрии евреи были недовольны мерами И., которые они считали «безбожными»: так, в Пресбурге евреи не соглашались стричь коротко бороды, многие видели также в военной службе неизбежное нарушение предписаний евр. религии и т. д. Лишь во второй половине 19 в. венгерские евреи стали отдавать должное мероприятиям «философа на троне», и Бертольд Ауэрбах предложил воздвигнуть И. от имени венгерских евреев памятник с надписью: הכרוהו ױכר יוסף את אחיו והם לא ‎ (И узнал Иосиф своих братьев, они же его не узнали). Однако против идеи подобного памятника раздались протесты из лагеря ортодоксов, утверждавших, что осуществление этого плана будет противоречить евр. религии.

Ср.: кроме общих историй евреев в Австрии и Венгрии, Bernhard Mandl, Das jüd. Schulwesen in Ungarn unter Kaiser Joseph, II, 1903; Moritz Bartmann, Lebensgeschichte des Peter Beer, 1839, Прага; Hamburger, Gesch. der Erziehung und des Unterrichts.

Старший сын имп. Франца Стефана Лотарингского и эрцгерцогини Австрии, кор. Венгрии и Богемии Марии Терезии. С И. связан курс политики т. н. просвещенного абсолютизма (реформы в области гос. религ. политики, гос. управления, юстиции, здравоохранения и др.), называемый иозефинизмом .

Род. в сложный для династии Габсбургов период. После смерти в 1740 г. имп. Карла VI, не оставившего наследников мужского пола, на основании Прагматической санкции власть перешла к его дочери Марии Терезии, в связи с чем Пруссия и ее союзники начали войну за Австрийское наследство (1740-1748). Полученное И. образование не носило систематического характера, большое влияние на формирование его взглядов оказало самостоятельное чтение трудов мыслителей эпохи Просвещения, что вызывало недовольство его матери имп. Марии Терезии, считавшей идеи просветителей крайне опасными. И. дважды вступал в брак: в 1760 г. с целью сближения домов Габсбургов и Бурбонов по воле Марии Терезии и канцлера В. А. Кауница он женился на герцогине Пармской Изабелле († 1763), а в 1765 г.- на герцогине Баварской Марии Жозефе (наследников не осталось). После смерти отца с 18 авг. 1765 г. И. по воле матери являлся ее соправителем, однако почти все сферы гос. управления оставались под контролем Марии Терезии, что препятствовало И. проявлять самостоятельность в правлении. Влияние И. на гос. дела было минимальным, чаще всего он лишь выполнял волю матери. Тем не менее, следуя идеям Просвещения, И. добился в 1776 г. от Марии Терезии отмены пыток в судопроизводстве. Нежелание матери считаться с мнением И. при управлении государством нередко приводило к напряженности в отношениях между ними. Стремясь избежать конфронтации с императрицей, И. инкогнито (под именем гр. Фалькенштейна) совершал длительные путешествия: был в Силезии (1769), в Италии (1769), во Франции (1777), в России (1780), а также в разных частях империи, где знакомился с положением дел, проблемами и потребностями общества. В 1780 г. встречался с российской имп. Екатериной II Алексеевной в Могилёве для выработки общей антитурецкой политики. Принято считать, что эти поездки, во время к-рых И. знакомился с опытом гос. управления в др. странах, повлияли на его дальнейшее правление, определив курс реформ.

После смерти имп. Марии Терезии (1780) И. начал править самостоятельно, продолжив начатые ею преобразования, однако его реформы носили более радикальный и часто противоречивый характер. И. провел реформы в области гос. управления, экономики и социальных отношений. В сфере гос. управления И. столкнулся с проблемами, связанными с устройством империи, в каждой части к-рой сохранялись собственные органы власти при отсутствии централизованной системы управления, единой армии, системы налогообложения, денежной единицы и т. д. Попытки централизации и унификации гос-ва, предпринимавшиеся имп. Карлом VI и Марией Терезией, были завершены проведенными И. реформами королевской канцелярии, палаты суда и управления финансами (в т. ч. через слияние 13 различных региональных учреждений). Наиболее важной из реформ является реорганизация гос. управления Венгрии (1785), Ломбардии и Австрийских Нидерландов (1787). В Венгрии И. стремился поставить под свой контроль сословия, положить конец венг. обособленности и отменить конституцию. Он ликвидировал комитатскую систему (обл. автономию) и разделил страну на 10 адм. округов во главе с комиссарами. Император отказался короноваться венг. короной св. Стефана (Иштвана) и приказал перевезти ее в Вену, за что в Венгрии его называли «король в шляпе».

В целях унификации И. проводил политику германизации многонационального населения империи, в т. ч. сделал нем. язык обязательным в делопроизводстве (1784) на территории всех подвластных Габсбургам земель, кроме Ломбардии и Австрийских Нидерландов, где итал. и франц. языки признавались «пригодными» в гос. управлении. Эта реформа вызвала недовольство подданных и стала одной из причин восстаний в конце правления И. В экономике важнейшим мероприятием стала отмена крепостного права, давшая возможность крестьянам выбирать место проживания, заключать сделки; помещикам запрещалось сгонять крестьян с их наделов и чинить препятствия их хозяйственной деятельности. Однако перевод крестьян на выкупные платежи зависел от желания помещика. В итоге в Галиции барщина была отменена только в 1786 г., а в Венгрии в 1787 г. Как и имп. Мария Терезия, в экономической сфере И. следовал принципам меркантилизма, ограничивая ввоз иностранных и поощряя экспорт отечественных товаров, поддерживая развитие мануфактур, в т. ч. путем предоставления льгот предпринимателям-протестантам, переселявшимся в Австрию из Рейнской обл. и Нидерландов. Религ. льготы коснулись и православных, игравших важную роль в венской торговле, а также иудеев, в финансовых капиталах к-рых нуждался двор. Реализуя идеи Просвещения, император открывал богоугодные заведения, больницы, приюты для глухонемых. Экономические и социальные реформы И. способствовали модернизации империи Габсбургов.

Наибольший резонанс в империи и за рубежом вызвал проводившийся И. курс религ. политики, основанный на веротерпимости и затронувший католич. Церковь и др. религ. общины в Свящ. Римской империи. 13 окт. 1781 г. И. выпустил «патент о веротерпимости» (Toleranzpatent), согласно к-рому сохранялся привилегированный статус католич. Церкви, но протестантам (прежде всего лютеранам и кальвинистам) и православным предоставлялось право частной религ. практики и свободного совершения богослужений в молитвенных домах, а также устанавливались новые нормы смешанных браков между католиками и лицами др. христ. конфессий. 2 янв. 1782 г. И. издал «патент о веротерпимости» по отношению к евреям, проживавшим в Н. Австрии (с 1789 «патент» распространялся и на др. части империи), предоставив евреям возможность проживать в городах, приобретать земельные участки, создавать национальные школы; в документе отменялось ношение евреями специальной одежды, предписывалось получение ими нем. фамилий. «Патенты о веротерпимости» позволили некатолич. населению монархии Габсбургов занимать гос. должности. Религ. политика И., имевшая основной целью подчинение католич. Церкви нуждам гос-ва, осложнила отношения императора с Папским престолом. В 1782 г. обеспокоенный религ. политикой И. папа Римский Пий VI предпринял поездку в Вену, где безуспешно пытался добиться от императора изменений курса в отношении католич. Церкви. В годы правления И. была проведена секуляризация имущества нек-рых католич. монашеских орденов и мон-рей, изменена система подготовки и обучения клириков, выпущены распоряжения о проведении богослужений, упорядочены границы еп-ств и др. (подробнее см. ст. Иозефинизм).

Внешняя политика императора была не слишком удачна. В союзе с Россией И. вел военные действия против Османской империи. Первые операции в районе Белграда закончились поражением имп. армии и вторжением османских войск в юж. комитаты Венгрии. К военным неудачам императора прибавилась еще и эпидемия малярии, к-рой заболел И.

Первоначально политика И. встретила поддержку среди разных слоев населения, однако политика германизации и унификации способствовала началу борьбы за равенство наций в монархии Габсбургов, появлению антиабсолютистских движений. Конец правления И. совпал с глубоким политическим кризисом. Во многом по причине недовольства религ. политикой И. в 1789 г. в Австрийских Нидерландах началась т. н. Брабантская революция, в результате к-рой было провозглашено создание независимых Соединённых штатов Бельгии. Венгрия оказалась на грани восстания, представители венг. политической элиты и правящие дома Баварии и Пруссии вели активные переговоры о низложении Габсбургов. Начавшаяся в 1789 г. Французская революция способствовала активизации антиабсолютистских выступлений в разных областях империи Габсбургов. Стремясь спасти положение и не допустить революции в своих владениях, И. аннулировал почти все свои декреты (кроме отмены крепостного права и «патентов о веротерпимости»), обещав возобновить работу венг. Государственного собрания и вернуть корону св. Стефана (Иштвана) в Венгрию. Однако ни подготовка к работе Государственного собрания, ни возвращение короны в Буду не смогли восстановить порядок в Венгрии. По всей стране продолжалось формирование вооруженных отрядов, венг. полки, расположенные в др. частях империи, возвращались на родину для ее защиты, продолжались переговоры о приглашении на трон новой династии. После смерти И. имп. Леопольд II сумел восстановить власть Габсбургов в Бельгии и положить конец беспорядкам в Венгрии, сохранив в империи большинство проведенных И. реформ и преобразований.

Лит.: Mitrofanov P., von. Josef II: Seine politische u. kulturelle Tätigkeit. W., 1910. 2 Вde; Kann R. A. Werden und Zerfall des Habsburgerreiches. Graz, 1962; Winter E. Der Josefinismus: Geschichte des österreichischen Reformkatholizismus. B., 1962; Hajdu L. II. József igazgatási reformjai Magyarországon. Bdpst, 1982; Haselsteiner H. Josef II. und die Komitate Ungarns: Herrscherrecht u. ständischer Konstitutionalismus. W.; Köln; Graz, 1983; Gutkas K. Kaiser Josef II.: Eine Biographie. W., 1989; Beals D. Josef II. Сamb., 2009. 2 vol.

К. Т. Медведева

ИОСИФ II (Joseph II) (1741–1790), император Священной Римской империи и правитель Габсбургских (Австрийских) земель. Родился 13 марта 1741, старший сын Марии Терезии и будущего императора Священной Римской империи Франца I (правил в 1745–1765). Юность Иосифа пришлась на критический период истории Австрии, отмеченный войной за Австрийское наследство и Семилетней войной. В ходе этих потрясений монархия Габсбургов была на волосок от гибели и спаслась ценой потери богатейшей из своих провинций – Силезии. Этот опыт оказал влияние на все последующие взгляды Иосифа, внушив ему страстное стремление к реформам как средству укрепления его владений, любовь к армии и желание оставить след в истории военными победами.

В 1765 умер Франц I, и мать Иосифа активно вовлекла его в дела управления, предоставив ему статус соправителя. Как реформатор Мария Терезия всегда действовала с оглядкой на консерватизм человеческой природы и силу предрассудков. Импульсивному Иосифу ее стиль правления казался чересчур осторожным. После смерти Марии Терезии 29 ноября 1780 39-летний Иосиф оказался абсолютным властителем самой обширной монархии Центральной Европы. Последовала лавина указов: в течение 10 лет правления Иосифа были изданы 6000 декретов и 11 000 новых законов, призванных регулировать все стороны жизни общества.

Император занялся созданием рациональной, централизованной и единообразной системы управления для своих разнородных владений – иерархии, во главе которой стоял он сам как верховный самодержец. Предполагалось, что и правительственный аппарат должен проникнуться тем же духом преданности в деле служения государству, какой был присущ самому императору. Этот аппарат создавался невзирая на классовое и этническое происхождение входивших в него лиц, назначаемых исключительно по их заслугам. В целях унификации системы управления повсеместно в империи в качестве официального языка был введен немецкий.

Император задумал реформу всей системы законодательства, отменил жестокие наказания и смертную казнь за большинство преступлений, ввел принцип полного равенства всех перед законом. Он покончил с цензурой печати и провозгласил политику религиозной терпимости. В 1781 Иосиф II начал освобождение крепостных. (Впрочем, после его смерти крепостничество было фактически восстановлено.)

Иосиф боролся с влиянием папства, жестко ограничив его власть границами папских владений. Кроме того, он не испытывал симпатий к созерцательному образу жизни монашества и закрыл свыше 700 монастырей, сократил число монахов и монахинь с 65 000 до 27 000 и частично секуляризовал церковные землевладения.

В области экономики Иосиф II был сторонником меркантилизма. При нем были изданы инструкции, какие товары следовало производить в стране, а какие разрешалось импортировать. Ткани, ввезенные в империю, сжигались, не соответствовавшие правительственным стандартам товары уничтожались.

Иосиф ввел обязательное начальное образование для всех мальчиков и девочек, возможность же получить высшее образование предоставлялась лишь немногим избранным. В Вене получили развитие медицинское образование и больничная система. Чтобы установить единый и равный земельный налог, Иосиф провел оценку всех земель в империи.

Во внешней политике главным стремлением Иосифа было приобретение Баварии, хотя бы в обмен на Бельгию (Австрийские Нидерланды); попытки достижения этой цели в 1778 и 1785 были, впрочем, пресечены Фридрихом II Прусским. Эта неудача подтолкнула Иосифа к территориальной экспансии на Балканах, и он втянулся в дорогостоящую и бесплодную войну с турками.

К 1790 в Бельгии и Венгрии вспыхнули мятежи против реформ; в остальных провинциях также назревали волнения из-за тягот войны с Турцией. Империя Иосифа оказалась на грани распада. Умер Иосиф 20 февраля 1790.

2. Иосиф II.

Административное устройство.

Иосиф II хотел «превратить свое государство в машину, душу которой составляет единоличная его воля…». Отныне чиновники, включая высших, играли роль исполнителей, даже министры не имели самостоятельности, а должный были предоставлять подробный отчет о самых незначительных делах. Канцелярия с 1882 стала ведать всеми внутренними делами, за исключением судебных и большей части военных. Во главе стоял верховный канцлер со своими помощниками – канцлером и вице-канцлером. Под их началом служило 18 советников. Также имелся большой штат мелких служащих.

Центральными административными органами, как и при Марии-Терезии, оставались:

«Императорско-королевская соединенная чешско-австрийская канцелярия» - для немецких земель;

венгерско-седмиградская канцелярия – для соответствующих земель;

Государственная канцелярия – для Ломбардии и Бельгии.

Обширные полномочия и самостоятельное положение наместников противоречили духу иозефинского бюрократизма: им пришлось ограничиться лишь одним представительством.

Иосиф II стремился к новому разделению монархии на провинции. Так в немецких наследственных землях провинций стало насчитываться 8, вместо прежних 13. Принцип централизации проводился без всякого внимания к исторически сложившимся традициями. Во главе каждой провинции стоял губернатор с подчиненным ему губернским присутствием.

Настоящими же исполнителями верховной власти на местах были знаменитые начальники с их помощниками – комиссарами, секретарями и драгунами. Компетенция их была почти всеобъемлющей.

Иосиф устраивал аудиенции в Controlgang, на которые допускался всякий и каждый без различия звания и состояния.

Иосиф II принялся за искоренение взяточничества. Был установлен надзор за чиновниками, включая их частную жизнь. Никакая рекомендация не имела цены в его глазах. Также была установлена строгая служебная лестница. Все кандидаты на высокие посты, вне зависимости от сословия, начинали с низшей должности.

Военные реформы.

Практика иозифинского режима пошла несколько дальше терезианской реформы. Но сущность осталась та же. Разница была лишь количественная, а не качественная, если при нем вербовка почти совсем прекратилась, конскрипция была распространена на Венгрию и Тироль.

Судебные реформы.

В области судебной Иосиф II придерживался принципа централизации и огосударствления суда. Новые 13 губерний были разделены на 6 судебных округов, и в каждом из них судебная палата с коллегиальным составом коронных судей служила второй апелляционной инстанцией. В первой инстанции коронным судом был Земский суд для процессов лиц привилегированных сословий, городской магистрат для бюргеров и сельская расправа для крестьян, где сидел судья, назначенный от помещика и выборные от общины.

Пожалуй, в большей степени принцип огосударствления проявился в уголовной сфере: здесь, как единственный тип, был установлен “Criminalgerichte”, округ который, по возможности, совпадал с административным, и суду которого подлежали лица без исключения сословий. Суд вершился сообразно новым нормам уголовного права, изложенного в «Общем Судебнике».

Характерно для Иосифа, что он, в противоположность Марии-Терезии, знатность происхождения считал отягощающим обстоятельством. Наказанию подвергался сам виновный. Смертная казнь, в принципе, отменялась, но продолжала применяться в особо важных случаях. Каторжная работа была равносильна медленной, но неминуемой смерти. Обычной карой было заключение в тюрьму при достаточно жестких условиях. В следственной части царил инквизиционный процесс: доносы не только допускались, но и поощрялись.

Налоговая политика.

Бюджет пополнялся прямыми и косвенными налогами. Была произведена попытка замены их единым налогом – поземельным. Между господскими и крестьянскими, государственными и церковными землями нет никакой разницы. Классификация производилась сообразно величины, плодородию и местоположению участка. 40 % с валового дохода казались Иосифу подходящим размером обложения.

4.Культурная политика.

Культура и наука являются важными показателями жизни общества в целом, его прогресса, направлений и перспектив развития. Говоря о государственной политике, нельзя не рассматривать позицию монарха по вопросу осуществления государственного вмешательства, поддержки и регулирования в этой области.

XVII – XVIII вв. не отмечены какими-либо активными действиями государства в сфере культуры и науки. Как и во многих странах Европы, это область общественной жизни в Австрии была практически монополизирована церковью – как известно свои сюжеты и литература и живопись черпали из библейских легенд. Книги в большинстве издавались на латыни, театр и драматическая литература находились под влиянием иезуитов. Преподавание в университетах и школах являлось привилегией церковных служителей. Однако этот период можно назвать и периодом роста национального единства, появлением национального самосознания - слово «Австрия» сделалось для людей того времени определенным, полным значения понятием. С этим фактом, вероятно, надо связывать появление литературы на национальном языке, многочисленных географических и исторических описаний австрийских земель – часть таких работ субсидировалась короной. Известно, что на культуру этого времени также большое влияние оказывал королевский двор: например, увлечение итальянской оперой очень быстро вошло в повседневную жизнь столицы, а при Карле VI в Вене основан первый оперный театр. Заслуживает внимания также открытие в 1677 году нового университета в Инсбруке.

Тем не менее, о масштабных и последовательных преобразованиях в области науки можно говорить лишь с середины XVIII века, и связывать их следует с именами Марии-Терезии, Иосифа II, Ван-Свитена, Зонненфельса.

Так коренное реформирование проведено в сфере образования. Известно, что реформы в области школьного дела принадлежат к лучшим реформам Марии-Терезии: была создана широкая сеть народных школ, бесплатных и общедоступных, наряду с которыми стали функционировать профессиональные школы для подготовки рабочих различных специальностей. В период между 1750 и 1770 гг. открылся целый ряд специаль­ных учебных заведений, в том числе горная академия, техниче­ские училища, сельскохозяйственные школы, торговая академия и несколько педагогических училищ, среди которых женское педа­гогическое училище было тогда единственным в Европе.

Говоря о системе высшего образования в Австрии, в первую очередь стоит обратить внимание на реформу Венского Университета, душой которой стал Ван-Свитен, человек, безусловно, прогрессивных взглядов, впитавший в себя дух эпохи Просвещения. Он сделал все от него зависящее, чтобы создать тип учебного заведения, наиболее отвечающего требованиям своего времени. После того, как в 1773 г. орден иезуитов был упразднен папой (а именно иезуиты руководили Университетом), Венский Университет перешел в ведение государства. В первую очередь Ван-Свиттен изменил учебную программу и курс университета, ориентировав его на изучение естественно-исторических наук, тогда как в учебных заведе­ниях, находившихся в ведении церкви, главными предметами были теология, философия, право, латинский и греческий языки; даже изучение такой науки, как медицина, строилось главным об­разом на абстрактно-философских заключениях, а не на экспери­менте и анализе. В программу медицинского образования были включены химия, ботаника и хирур­гия. Анатомии было уделено значительно больше места, чем раньше, и студентам вменялось в обязанность вскрытие трупов и прохождение практических занятий в госпиталях. В 1752 г. были реорганизованы философский и теологический факультеты. На философском факультете стали изучать физику, философию, есте­ственную историю и этику; теологический факультет также дол­жен был обучать «научному мышлению». В курс юридических наук с 1753 г. было включено естественное право-теория права реформаторов, в которой впервые говорилось о правах человека вообще и обязанностях суверена по отношению к народу.

Одновременно с университетом от церкви отошли и многие гимназии. Тем же учебным заведениям, которые оставались в ве­дении церкви, пришлось принять учебный план, установленный государством. Этот план был построен в соответствии с теми же принципами, что и университетский. Целью обучения, по мнению Ван-Свитена и других приверженцев школьной реформы, было не просто передавать «чистое» знание, не связанное с потребно­стями современного общества, а подготовка практиков, людей, которые смогут активно включаться во все сферы общественной жизни, а главное, явить государству способных экономистов и даже промышленников.

Перед гимназиями и универ­ситетами ставилась задача подготовить хороших инициативных чиновников, учителей и врачей, которые могли бы своей работой способствовать «благополучию населения» и превратить государ­ство в «идеальный» орган, обеспечивающий это благополучие.

Следует отметить, что эти цели и устремления явно свидетельствуют о включении идеи общественного блага, как мировосприятия самих реформаторов, так и всего общества в целом. Действительно, если еще для Марии-Терезии, прежде всего, существовали интересы Габсбургского дома и династии, то Ван-Свитен, Зонненфельс и даже Иосиф II, действуя под влиянием гуманистов, исходили из интересов Австрии и австрийского народа. Реформаторов, однако, упрекали в том, что они принижают своей политикой «утилитаризма» чистую науку, превращают ее в «служанку государства», и тем самым ограничивают мышление. Эта критика представляется нецелесообразной, поскольку, во-первых, теология как альтернатива не давала свободы мышления ни в коей мере; а во-вторых, предпринятые реформы позволили создать целое поколение образованных людей нового типа для Австрии и ученых с мировым именем всему человечеству. (Ауэнбруггер, Земмельвейс, Рокитанский и др.)

Австрия, считавшаяся в области науки и искусства в Европе второразрядной державой, быстро выдвинулась по уровню науки в первый ряд.

Так, в эпоху Марии-Терезии и Иосифа II начался расцвет музыки – появились и покорились мир Гайдн, Моцарт, Глюк (учитель музыки королевских детей).

В 1764 г. была частично отменена театральная цензура. У национальной драмы появилась возможность беспрепятственно развиваться: в 1778 г. был учрежден «Национальный Зингшпиль», где исполнялись пьесы типа комической оперы; государство также поддерживало Бургтеатр, театр Укертнертор. В царствование Иосифа II в 1781 почти полностью была отменена цензура на книги и журналы. Наряду с «Человеком без предрассудков» Зонненфельса (появились журналы «Мир» и «Австрийский патриот», издавав­шиеся Клеммом и Хойфельдом.) К концу XVIII в. в Австрии уже имелись видные писатели: Алоис Блюмауэр, Иосиф Ратшкий, Иоганнес Алксингер, драматурги Геблер, Айренгоф и Хойфельд. В них поднимались политические, фило­софские и культурно-политические вопросы. Писатели стремились сознательно развивать новую национальную литературу; они чувствовали себя носителями прогресса, сторонниками просвещения.

Все указанные выше мероприятия стимулировали развитие различных сторон культурной жизни Австрии. Нельзя сказать, что все это способствовало «созданию» культуры, но можно утверждать, что австрийская культура существовала бы в принципиально ином виде без этих, безусловно, прогрессивных, соответствующих духу истинного Просвещения начинаний. Государство способствовало распространению и разработке идей просветительства, устраняя препятствия, задерживавшие рост новой культуры.

5.Яркие деятели-реформаторы.

В конце XVII в. в Австрии началось движение за реформы, вначале более сильное «наверху», при дворе, чем среди буржуазии. При дворе образовалась партия реформ, к которой принадлежали высокопоставленные чиновники, высокое военное командование, иногда наиболее выдающиеся представители новой интеллигенции, близкие к правительственным кругам, а также сами представители династии Габсбургов.

Первыми «пророками» и теоретиками, установившими основные линии развития новой Австрии и принявшими непосредственное участие в установлении новых порядков, были австрийские меркантилисты, «Великая тройка» австрийского меркантилизма – Филипп Вильгельм фон Хернигк, И.И. Бехер и Шредер.

Небезынтересно, что значительная часть деятелей XVII и XVIII вв., принявших участие в формировании и развитии австрийской нации и ставших известными как австрийские патриоты, не были австрийцами по происхождению. Принц Евгений, способ­ствовавший своими победами укреплению положения Австрии как великой державы, родился в Париже. Абрагам а Санкта Клара - известный католический оратор, писатель и поэт, чело­век, который в своих проповедях к народу так остро, как никто другой, клеймил спекулянтов и монополистов своего времени, подчеркивавший, что считает Австрию своим отечеством. - при­шел с Рейна, Ван-Свитен, основатель венской медицинской школы и первый крупный государственный деятель, настойчиво проводив­ший либеральные идеи в области культуры, был голландец. «Великая тройка» австрийского меркантилизма - Филипп Виль­гельм фон Хернигк, И. И. Бехер и Шредер - были «натурализо­ванными австрийцами». Бехер родился в Шпейере, Шредер - в Хемнице, Хернигк - в Майнце. Нет, впрочем, ничего удивитель­ного, что именно эти люди не могли мириться с плачевным состоя­нием немецких княжеств, размеры которых, по образному выра­жению, не превышали одной двенадцатой доли листа. Германия не могла быть ни отечеством, ни благоприятным полем деятель­ности для людей, которые во времена пробуждавшегося нацио­нального самосознания хотели создать отечество для молодой ин­теллигенции, которая желала энергично взяться за дело, чтобы придать миру желаемый облик. Для них отечеством становилась прогрессировавшая, несмотря на все трудности, Австрия, обе­щавшая стать великой державой, Австрия, в которой началось становление нации. Австрия вскоре сделалась для них всех тем же, чем она стала для Хернигка, который свое отношение к ней выразил следующими словами: «Этой стране, чей хлеб я ем, я от­даю всего себя!»

Наиболее известным из трех упомянутых лиц является Хернигк, хотя Бехер и Шредер провели больше реформ и оказали более серьезное влияние на развитие Австрии. Но книга Хернигка «Австрия - превыше всего, если только она пожелает этого», вышедшая через два года после турецкой войны 1683 г., сдела­лась программой новой Австрии, библией молодой интеллиген­ции, новой буржуазии. Иосифа I, принца Евгения и придворной партии реформ. Иосиф, который во многих вопросах пошел зна­чительно дальше требований Хернигка, называл его своим учи­телем. Школа австрийских реформаторов назвала себя позднее «физиократами», но в основе ее программы продолжали оста­ваться идеи, выдвинутые Хернигком.

Однако заслуга меркантилистов состоит главным образом не в создании ими промышленных и торговых учреждений и учебных заведений, а в том, что они выступили в качестве учителей и вдохновителей идей создания Новой Австрии. Идеи австрийских меркантилистов сыграли значительную роль в развитии экономики Австрии.

«Великая тройка» наметила ряд государственных задач и старалась побудить корону приступить к их осуществлению. В конце концов, значение этих задач стало ясным и для большей части двора и государственного аппарата.

Наиболее яркими Габсбургами-реформаторами были Мария-Терезия и Иосиф II. Правление Марии-Терезии было важным этапом в развитии абсолютизма в австрийских землях. Она провела реформы, направленные на усиление государственной централизации (учреждение государственного совета, реформа провинциального управления, таможенная реформа и др.). Проводила политику протекционизма, покровительствовала развитию промышленности и торговли. Реформированию подверглась судебная сфера (1768 – новый уголовный кодекс; 1776 – отменены пытки), была проведена военная реформа.

Соправителем Марии-Терезии между 1765 и 1780 гг. был ее сын Иосиф. Иосиф искренне желал добра своей стране и благоденствия своему народу, твердо верил в то, что призван совершить великие дела. Иосиф имел ясные представления о предстоящих преобразованиях – необходимо преодолеть разобщенность областей, создать условия для подъема всех сторон жизни, создать класс производителей и работников, улучшить образование, разорвать путы сословных ограничений, преобразовать фискальную систему, ликвидировать крепостную зависимость и повсеместное присутствие церкви.

Соправительство не удовлетворяло Иосифа – он жаждал все и сразу, но Мария-Терезия не желала ни с кем ссориться и хотела, чтобы ее все любили.

Огромное влияние на личность Иосифа II оказала смерть любимой жены – Марии Пармской. Он стал нелюдим, избегал общества, заглушал тоску бесконечной работой. Он никогда так больше и не женился. В конце концов, ИосифII решил, что может полагаться только на себя, что только вся полнота власти даст ему возможность реализовать задуманное, сбросить гнетущую неудовлетворенность. Так оформилась концепция абсолютной власти, повелительного императива.

Сделавшись самовластным правителем, он придает реформам стремительный и всеобъемлющий характер.

Прежде всего, Иосиф подвергает коренному пересмотру все государственное устройство, совершенно изменив принципы формирования администрации. Чиновничество попадает под жесточайший контроль; иерархическая лестница теперь преодолевалась ступень за ступенью, оклад устанавливался в соответствии с должностью и т.д.

Следующий аспект - социальные реформы. Они коснулись всех сословий. Положение крестьянства было одной из главных забот правительства еще при Марии-Терезии. Верная своему принципу постепенности. Мария-Терезия начала с ограничения барщины и оброков, своево­лия помещиков. Став единовластным правителем, Иосиф смело пошел дальше. Знаменитым «Патентом о подданных», изданным в начале 1781 года, он объявил крестьян такими же своими подданными, какими были и прочие сословия. Это означало изъятие крепостных из юрисдикции помещиков, признание их крепости земле, а не владельцу, запрет на продажу земли без крестьян и крестьян без земли.

Окрыленный успехом, спустя полгода, Иосиф отменяет крепостное право на всей территории империи. Несмотря на формальную отмену сословных привилегий, аристократы сохра­нили значительные преимущества и составляли высшие и первые ряды власти. Это устраивало Иосифа; повязать дворянство службой как главным источником существования, оторвать их, по возможности, от земельных гнезд, лишить их экономической, а, следовательно, и политической независимости, с его точки зрения, было весьма полезно.

Церковная, административная и крестьянская реформы Иосифа отличались большим размахом и отвагой. Поразительно, что все это было задумано и организовано, по существу, одним человеком.

Глубокая перестройка государства невозможна без кардинального преобразо­вания судопроизводства и судебных установлений. Речь, разумеется, не шла о придании независимости судебной власти, это в намерения Иосифа не входило, для этого он был слишком монарх. Но вырвать суд из тесных сословных объятий подчинить его общегосударственным правилам - по тем временам и означало независимость.

Восемнадцатое столетие недаром называлось «веком Просвещения». Наимено­вание это носило и прямой, утилитарный смысл. Иосиф проявил себя тут в полной мере. Повсюду открылось множество государственных начальных школ. В Богемии, например, за 10 лет число учеников только в сельских школах выросло с 14 до 117 тысяч. В городах учреждались гимназии. Учителя окружались почетом, им предоставляли квартиры, им хорошо платили. Единообразные для всех шкал и гимна­зий инструкции требовали от учителей ласкового обращения, уважения к детско­му достоинству.

Фискальную и экономическую часть следует признать существенной составля­ющей реформ Иосифа, ибо, как мы отлично знаем по собственному опыту, без правильно собираемых налогов казна не может обеспечить содержание непроизводительного класса людей, а без хорошо продуманной и умело организованной экономической деятельности останутся бедными и производительные слой обще­ства. В обоснова­ние своей реформы Иосиф писал: «Не обращая внимания на обычаи и предрассуд­ки, надо взглянуть в сущность вещей. Почва и земля, которые природа дала людям для их пропитания, представляют собой единственный источник, из которого все происходит, к которому все возвращается и который пребывает во веки веков. Из этого положения вытекает несомненная истина, что с земли, главным образом, удовлетворяются государственные потребности и что нельзя делать никакого раз­личия между владениями людей любого сословия. Из этого следует само собою, что между дворянскими и крестьянскими, государственными и церковными земля­ми не может быть никакой разницы, и что каждый должен быть плательщиком сообразно величине, плодородию и местоположению своего участка».

Всячески поощрялось открытие фабрик и заводов, вплоть до привлечения к этому евреев, чего никогда еще не было ни в одном государстве. Втуне лежащий капитал надо было вовлечь в оборот, и для этого создавались привлекательные условия. Новых предпринимателей освобождала от во­енного постоя, им выдавали ссуды под ничтожный процент, успешно работающие фабриканты получали премии и награды, их рабочих освобождали от рекрутской повинности.

Чтобы окончательно добить цеховую структуру, император стал отбирать земли, принадлежащие корпорациям. В оправдание в этой меры Иосиф привел первый пришедший ему на ум довод, не затрудняя себя подысканием особенных аргументов, - угодья-де использовались лишь для уст­ройства многочисленных шумных цеховых сборищ и пирушек, нечего пьянствовать, надо работать! Деньги, вырученные от этих реквизиций, пошли на благое дело - призрение бедных.

Разумные меры в регулировании внутренней торговли - ликвидация таможенных барьеров между провинциями, прекращение сборов за провоз сельских продуктов на городской рынок, за проезд по городам и частным владениям, запре­щение монопольного установления цен - привели к увеличению ее объема.

Таковы главные реформы Иосифа II. Но еще он занимался переустройством армии и рекрутского набора, организацией медицинских и благотворительных заведений, горными разработками, строительством дорог и многими другими делами, всюду внося присущий ему дух нетерпимости и нетерпения.

Заключение.

В XVI-XVIII вв. после религиозных войн количество самостоятельных государственных образований в Германии очень возросло (их стало более 300), утверждается так называемый княжеский абсолютизм. Он отличался от централизованных абсолютных монархий Запада (как и сословно-представительных монархий) тем, что сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Заслугой Габсбургов как абсолютистских монархов заключается именно в том, что им удалось установить крепкую, авторитетную, прогрессивную и справедливую власть в такой разобщенной стране как Австрия. Более того, они добились относительного единства, по крайней мере, непосредственно австрийских земель. Но и интересы зависимых государств принимались в расчет. Хотя нельзя преувеличивать заслугу монархов в политике относительно провинций: в Венгрии целенаправленно сохранялись исключительно аграрные отношения, в Чехии привилегии оставались за немецкими землевладельцами. Но уже при Марии-Терезии было установлено единое таможенное пространство в стране, без внутренних границ и привилегированных регионов. Т.о. создавалось единое экономическое пространство, что, безусловно, способствовало развитию торговли и промышленности. Но в то же время, наряду с появлением мануфактур, цеха ликвидированы не были. В этом плане прогрессивность экономической политики абсолютистской монархии Габсбургов можно отрицать.

Величайшим, на наш взгляд, шагом в истинно просветительском духе было освобождение крестьян от личной зависимости. Хотя крестьяне и лишились всех прав на землю, но с экономической точки зрения промышленность получила значительное пополнение рынка рабочих рук.

В области права также было сделано немало. Новый «Уголовный кодекс», отмена пыток, отмена сословных привилегий в судебном процессе были, безусловно, прогрессивными мерами, хотя и сохранялись некоторые пережитки, такие как гонения на ведьм и т.п.

Безусловной заслугой Иосифа II в религиозной сфере было установление широкой веротерпимости, наряду с ограничением влияния и прав церкви. В современных условиях влияние католицизма оставалось недопустимым, т.к. во много ограничивало прогрессивные тенденции, проявлявшиеся в обществе. Но все же многие ученые утверждают, что эти реформы были не более чем «косметической операцией», игрой на публику. А широкое влияние католической церкви на массы играло якобы на руку правительству. На наш взгляд, говорить таким образом не совсем правомерно, т.к. проанализировав данные реформы невозможно согласиться с их декларативность: влияние католицизма действительно было ограничено, и даже просьбы самого папы не смогли отвернуть Иосифа с выбранного пути реформ.

В подобном же тоне говориться, что все реформы Марии-Терезии были направлены лишь на устранение наиболее очевидных противоречий феодальной системы, с тем, чтобы продлить существование последней; а «просвещенный абсолютизм» в Австрии действовал большей частью в интересах господствующего класса – дворян. Такие высказывания противоречат реальным фактам. Как мы рассмотрели выше, реформы были направлены скорее на уменьшение привилегий дворян и возвышения класса чиновников. Просто монархам удалось установить настолько авторитетную власть, что дворяне просто не имели сил противостоять им. Даже чешское дворянство, интересы которого нарушались наибольшим образом, отказалось от противодействия.

Уменьшив привилегии дворян и церкви и улучшив положение крестьян, Габсбурги все же упустили из виду очень важный вопрос: проблему многонациональности Австрийской империи. Их политика была направлена на централизацию, в чем они достигли определенных успехов. Но все же не смогли преодолеть децентрализаторских тенденций, что впоследствии проявилось в активном движении национальностей за отделение государств.

Что касается культурной политики Габсбургов, то нельзя не заметит, какой культурный и научный расцвет начался в Австрии в то время! Абсолютистские монархи покровительствовали ученым и деятелям искусства, привлекали заграничных ученых и учителей. Именно в это время начинает зарождаться национальное самосознание австрийского народа. Многим этому посодействовал Иосиф, введя немецкий язык в школы, сделав его практически государственным.

Подводя итог, можно сказать, что на наш взгляд, политика Габсбургов практически во всем соответствовала критериям «Просвещенного абсолютизма». Да и многие ученые говорят о том, что абсолютизм в Австрии был истинно просвещенным, единственным, пожалуй, в своем роде в Европе. Основными его особенностями были:

Укрепление власти монарха и проведение прогрессивных реформ в довольно разрозненной и многонациональной стране;

Забота государей не столько об исполнении гражданами из обязанностей, сколько об их благосостоянии, о соблюдении их прав ;

Опора не на широкие дворянские круги как господствующий класс, а на равновесие сил между дворянством, буржуазией и чиновничеством;

Практически полностью мирное проведение реформ в жизнь, отсутствие крупных социальных и политических конфликтов.

Список литературы.


Всемирная история в 24-х томах. – т. 15. – Минск, 1999

Зельдич Ю.В. Иосиф II Габсбург – реформатор.//Звезда.-1998,-№2.

Митрофанов П. История Австрии. Ч. I (С древнейших времен до 1972 г.) – С-Пб., 1910

Новая история стран Европы и Америки. Первый период.//Под ред. Е.Е.Юровской и И.М.Кривогуза. – М., 1997

Пристер Е. Краткая история Австрии. – М., 1952


Абсолютизм в Австрии.


Поморский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова

Групповая аналитическая работа на тему:

Выполнили:

студентки III курса 1 группы исторического факультета

Жигарева Оксана Михайловна

Морозенко Анна Леонидовна

И напугавшая монархов всей Европы, положила конец политике просвещенного абсолютизма там, где она не была прекращена еще раньше. Суть политики просвещенного абсолютизма Европе (на примере Пруссии, Австрии, Испании): · ПРУССИЯ: 1. Упорядочивание деятельности финансовых и судебных органов 2. Расширение начального образования 3. Повышение терпимости к иноверцам...

Австрийского многонационального государства экономическая гегемония в первой половине XVIII в. все более переходила к собственно Австрии. Однако по сравнению не только с Англией, Голландией, Францией, но даже с некоторыми германскими княжествами Австрия являлась экономически отсталой страной. Промышленность Австрии была сосредоточена главным образом в Вене и вообще в районе Нижней Австрии. Она...