Избранная рада почему так называется. Избранная Рада и её роль в формировании централизованного государства

Деятельность царя Ивана Грозного до сих пор историки считают противоречивой. Но несомненно, что в начале своего правления молодой тогда царь думал о прогрессивных преобразованиях в стране. И в этом ему помогала Избранная Рада . Что такое Избранная Рада? Кто входил в её состав? Какие преобразования провёл Иван Грозный совместно с её членами?

Избранная Рада

Избранная Рада - это неформальный совет при Иване Грозном, в который входили его друзья и единомышленники. Несмотря на то, что Рада не являлась официальным органом власти, именно её деятельность прежде всего определяла политику в России. Термин был предложен ближайшим соратником царя - князем А.М.Курбским. Слово « рада» у западных славян обозначало « совет».

Годы деятельности Избранной Рады

Избранная Рада просуществовала 11 лет: с 1549 по 1560 годы. Именно в этот период Грозным были проведены масштабные реформы буквально во всех сферах жизни.

Состав Избранной Рады

    Духовник царя Сильвестр

    А.Ф.Адашев

    Митрополит Макарий

    Глава Посольского приказа Висковатый И.М.

    Князья Курбский А.М. , Воротынский, Серебряный, Шереметьевы и другие.

Реформы Избранной Рады

    Реформа местного самоуправления.

В 1549 году был впервые созван Земский собор , что положило начало сословному представительству на Руси. Собор обеспечивал связь центральной власти и местных властей, обсуждал важные вопросы.

В 1556 году была отменена система кормлений, на их место заняли представители органов земского (местного) самоуправления - головы и целовальники. Поместное дворянство также имело возможность избирать свои органы земской власти, решать местные вопросы.

    Судебная реформа.

В 1550 году был принят Судебник, который значительно добавил положения Судебника Ивана III: усилилась центральная власть, сократились полномочия наместников и волостелей, было подтверждено право выхода крестьян в Юрьев день, однако было введено пожилое , то есть плата за пользование землёй помещика, что стало очередным этапом закрепощения крестьян.

    Реформа органов центральной власти

Было положено начало формирования приказной системы власти . Приказы - органы центрального управления, ведали определённой сферой деятельности. Во главе - дьяки и подьячие. Подобная система просуществовала до конца 17 века и была потом заменена Петром I коллегиями. Приказы: Челобитный, Поместный, Посольский, Стрелецкий, Разбойный и другие.

    Церковная реформа.

В 1551 году был созван Стоглавый собор название получил по количеству глав принятых решений).Цель: унификация церковных обрядов, признание местных святых- общерусскими. Были чётко определены церковные каноны (то есть требования, законы), например, как креститься, как идти крестным ходом и др.

Многое уделялось улучшению нравственности самих священников.

    Военная реформа

Большое внимание уделялось усилению военной мощи страны. С этой целью было создано постоянное войско - стрельцы, пушкари, в 1556 году принято Уложение о службе , в котором был определён единый порядок прохождения службы. Что интересно, в Уложении отмечалось, что местничество ограничивалось во время войн.

Таким образом, Избранная Рада сыграла огромную роль в реформировании страны, прогрессивном её развитии, укреплении государства. Впервые Россия стала сословно - представительной монархией . Это великая заслуга.

Причины падения Избранной Рады

    Стремление Ивана Грозного к самовластию, он больше не нуждался в друзьях и советчиках.

    Сложные отношения некоторых членов Рады (Сильвестра и Адашева) с родственниками первой жены Ивана Грозного- Анастасии Захарьевой- Юрьевой, особенно после её смерти.

    Появились внешнеполитические разногласия, связанные с Ливонской войной.

    Разногласия по поводу реформ. Царь ждал быстрых результатов, а реформы были рассчитаны на длительный срок, сразу преобразовать столько сторон жизни было трудно, да и сам государственный аппарат не был ещё готов к этому, работал неэффективно.

Судьба членов Избранной Рады

Трагична была судьба ранее ближайших сторонников Грозного.

    Сильвестр сослан в 1560 году в Соловецкий монастырь

    Адашева отправили на войну с Ливонией, вскоре арестовали, в тюрьме он и умер.

    Князь Курбский, видя расправу над членами Рады, бежал в 1564 году в Ливонию и даже воевал с Грозным на стороне литовцев.

Трагична судьба и остальных членов Избранной Рады. Разгром Рады стал началом опричнины - одного из самых страшных периодов в истории России.

О жизни и деятельности царя Ивана Грозного можете прочитать материал на моём сайте

« Исторические портреты»: istoricheskiy-portret.ru

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Первый российский царь Иван Васильевич IV Грозный родился 25 августа 1530 г., умер 18 марта 1584 г.

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать - Елена Васильевна, дочь князя Глинского - выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее смерти (1538; есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников тяжело отразился на положении масс, вызвав недовольство и открытые выступления в ряде русских городов.

Мальчик-государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам как его врагам и похитителям власти. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий и его собственные беспомощность и бессилие развили в нем робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны - пренебрежение к человеческой личности и к человеческому достоинству.

Имея в своем распоряжении много свободного времени, Иван предавался чтению и перечитал все книги, которые он мог найти во дворце. Единственным его искренним другом и духовным наставником был митрополит Макарий (с 1542), знаменитый составитель Четьих Миней, огромного сборника всей церковной литературы, известной в то время на Руси.

Юному великому князю не было еще и полных 17 лет, когда его дядя Михаил Глинский и его бабушка княгиня Анна сумели подготовить политический акт большой государственной важности. 16 января 1547 г. великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя-Ивана IV. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Церковь как бы утверждала божественное происхождение царской власти, но в то же время усиливала и свой авторитет. По завершении чина венчания великий князь стал “боговенчанным царем”.

Таким образом, новый титул - царь - не только резко подчеркивал суверенность российского монарха во внешних сношениях, особенно с ордынскими ханствами (ханов на Руси называли царями), но и четче, чем прежде, отделял государя от его подданных. Царский титул закрепил превращение князей-вассалов в поданных. Столица государства, Москва, отныне украсилась новым титулом - она стала “царствующим градом”, а русская земля - Российским царством. Но для народов России начинался один из самых трагических периодов его истории. Наступило “время Ивана Грозного”.

Кстати, Россия как название государства появляется в русских источниках во второй половине XVI в. Термин “Россия” по своему происхождению не русский, а греческий. Он известен в Византии с Х в. и употреблялся в списках епархов: великие князья по-гречески именовались архонтами всея России. В период венчания Ивана IV, дабы придать личности больше авторитета, к этому “иностранному” словечку вернулись.

Термин “Московское государство” наряду с названием “Россия” употребляется в официальных документах в XVI-XVII вв. Российский стал означать принадлежность к государству, а “русский”- к этносу (народности).

21 июня 1547 г. в Москве вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя. Город почти полностью выгорел. Около 4 тыс. москвичей погибли в огне пожарища. Иван IV и его приближенные, спасаясь от дыма и огня, спрятались в селе Воробьеве. Причину пожара искали в действиях реальных лиц. Поползли слухи, что пожар- дело рук Глинских, с именем которых народ связывал тяжелые годы боярского правления.

В Кремле на площади у Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграблены. С большим трудом правительству удалось подавить восстание. Выступления против феодалов произошли в городах Опочке, несколько позднее в Пскове, Устюге.

Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти. Особую заинтересованность в проведении реформ выказало дворянство. Своеобразным его идеологом был талантливый публицист того времени дворянин Иван Семенович Пересветов. Он обратился к царю с посланиями, в которых была изложена программа преобразований. Эти предложения Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV.

Исходя из интересов дворянства, И.С. Пересветов резко осудил боярское самоуправство. Он видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство. “Государство без грозы, что конь без узды”, - считал И.С. Пересветов.

При участии митрополита Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников символизировать новое правительство - “Избранную раду”. Около 1549 г. сложилось новое правительство. Оно получило название Избранная Рада - так называл его на польский манер А.Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной Рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф.Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной Рады участвовали представители различных слоев господствующего класса: князья Д.Курлятев, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей) Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной Рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г. и явилась тем органом, который проводил преобразования, получившие название реформ середины XVI в.

27 февраля 1549 г. был созван Первый Земский собор. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550) и сформулировал программу реформ середины XVI в. По подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов; последние Земские соборы в России собирались в 80-е гг. XVI в. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор- представители высшего духовенства; на многих Земских соборах присутствовали также представители дворянства и верхушка посада.

1. При Избранной Раде оформляется приказная система государственного управления. Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления отдельными территориями стали поручаться (“приказываться”, как тогда называли) боярам. Так появились первые приказы-учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсенал), Иностранными делами ведал Посольский приказ, государственными землями, раздаваемыми дворянам, Поместный приказ; холопами - Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями: приказ Сибирского дворца управлял Сибирью; приказ Казанского дворца - присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

2. Надо отметить, что поначалу Избранная Рада не собиралась радикально менять сложившийся порядок местного управления. Судебник Ивана IV всего лишь уточнил права и обязанности кормленщиков (наместников - в уездах и волостелей - в волостях) и одновременно с этим расширил компетенцию земских старост и целовальников, превратив их в постоянных присяжных заседателей (до этого они выступали просто свидетелями на суде наместников и волостелей).

На местах постепенно стала создаваться единая система управления. Сбор налогов на местах ранее поручался боярам-кормленщикам. Они были фактически правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они “кормились” засчет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа-округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост- из числа зажиточных слоев среди черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков или излюбленных голов- в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

3. Судебник 1550 г.

Общая тенденция централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов- Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за “пожилое”. Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество.

4. Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа. Московский рубль стал основной платежной единицей в стране. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли, соха составляла 400-600 га земли. Податная реформа еще более ухудшила положение народных масс.

5. Военная реформа

Много было сделано по укреплению сил страны. Ядро армии составило дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю “избранная тысяча”- 1070 провинциальных дворян, которые, по мнению царя, должны были стать опорой власти.

Было составлено “Уложение о службе”. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли как боярин, так и дворянин, должны были выставлять одного воина и являться на смотры “конно, людно и оружно”.

Большим шагом вперед в организации военных сил России было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составляющие ополчение, назывались “служилыми людьми по отечеству”, т.е. по происхождению. Другую группу лиц составляли “служилые люди по прибору” (т.е. по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла “посоха”- ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

6. Ограничение местничества

На время военных походов ограничивалось местничество- порядок замещения должностей в зависимости от знатности и служебной карьеры предков. В середине XVI в. был составлен официальный справочник- “Государев родословец”, упорядочивший местнические споры.

7. Церковные соборы

Существенные реформы были проведены в жизни церкви. В период феодальной раздробленности в каждом княжестве существовали свои, “месточтимые”, святые. В 1549 г. церковный собор провел канонизацию “новых чудотворцев”: местные святые превратились в общерусских, создавался единый для всей страны пантеон. В 1551 г. состоялся новый церковный собор.

Стоглавый собор

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавый, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковников отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации.

Стоглавый собор 1551 г. подвел черту под историческим спором иосифлян с нестяжателями. Еще до его созыва в сентябре 1550 г. между царем и митрополитом Макарием (1542-1568) было достигнуто соглашение, по которому монастырям запрещалось основывать в городах новые слободы, а в старых - ставить новые дворы. Из монастырских слобод выдворялись посадские люди, скрывавшиеся там от тяглового бремени. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Еще при Иване III и Василии III остро стоял вопрос о церковном землевладении. Ряд священнослужителей, духовным предтечей которых был Нил Сорский (1433-1508), выступали за отказ монастырей от землевладения и строгий аскетизм (отсюда их название - нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей, главой которых был игумен Иосиф Волоцкий (1439-1515), считавших, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В правление Василия Ш иосифляне (стяжатели) одержали верх.

В ходе Стоглавого собора вопрос о церковных землях был поднят вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.

Реформы середины XVI в. значительно укрепили центральную власть и государственное управление, что позволило Ивану IV перейти к решению задач внешней политики.

Согласие между царем и его ближайшими советниками, т.е. Сильвестором и Адашевым, продолжалось недолго: пылкий властолюбивый Иоанн скоро начал тяготиться влиянием своих любимцев. Сюда же присоединилось соперничество их с Захарьиными, родственниками царицы, и нерасположение к ним самой Анастасии.

Начало этого нерасположения относят к 1553 г. Вскоре после Казанского похода царь впал в тяжкую болезнь; написал духовную, назначил наследником своего сына, младенца Димитрия, и требовал, чтобы бояре ему присягнули. Тогда во дворце произошли шум и брань: одни дали присягу, другие отказывались на том основании, что Димитрий еще мал и вместо него будут управлять Захарьины, что лучше быть государем человеку взрослому, при этом они указывали на царского двоюродного брата Владимира (сына Андрея Старицкого), последний также не хотел присягать Димитрию, Сильвестр и отец Адашева держали сторону непослушных бояр. Только после настойчивых убеждений царя и верных ему вельмож противная сторона уступила. Иоанн выздоровел, хотя он не показал на первое время знаков неудовольствия, однако не мог забыть этого случая и подозрительно начал смотреть на людей, его окружавших. Царица также считала себя оскорбленною.

После выздоровления Иоанн с женою и маленьким Димитрием по обету поехал на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь. Сначала царь заехал в Троицкую лавру. Здесь, - рассказывает князь Курбский в своей Истории Иоанна Грозного, - с ним беседовал знаменитый Максим Грек и уговаривал его не предпринимать такого дальнего и трудного путешествия, а лучше заняться облегчением участи вдов и сирот, которые остались после воинов, павших под стенами Казани. Но царь поехал водою в Кириллов. Путешествие было действительно несчастливо: Иоанн лишился сына. Дорогою в одном монастыре он виделся с бывшим коломенским епископом Вассианом и спрашивал его, как надобно царствовать, чтобы вельмож иметь в послушании. “Если хочешь самодержцем быть, - отвечал Вассиан, - то не держи советников умнее себя” (намек на Сильвестра и Адашева).

Видя охлаждение к себе Иоанна, Сильвестр сам удалился от двора, а Адашева царь отправил в Ливонию (к войску). В 1560 г. Анастасия скончалась. При дворе заговорили, что Сильвестр и Адашев извели царицу. Царь заточил Сильвестра в Соловецкий монастырь, а Алексея Адашева заключил в тюрьму (в Юрьеве). Родственники и приверженцы обвиненных были сосланы или казнены.

Избранная Рада – это не какой-то официальный государственный орган, это круг людей близкий к царю Ивану в 1550-х гг. Позже в переписке с Иваном Грозным его оппонент Андрей Курбский назвал данный круг «избранной радой». Это словосочетание понравилось историкам и они ввели его в наусные исследования. Деятели Избранной Рады были авторами многих прогрессивных реформ, которые прошли в стране в 1550-е гг. Эти преобразования были направлены на централизацию России и обеспечение ее внутренней стабильности через социальный компромисс.

Алексей Федорович Адашев

Текст адаптирован: сокращен и разбит на логические абзацы.

Мелкий костромской вотчинник Алексей Адашев не блистал знатностью и богатством. Не без сарказма царь Иван заметил, что взял Адашева во дворец «от гноища» и «учинил» наравне с вельможами, ожидая от него «прямой службы» (честной службы). Адашев и в самом деле являл собой образец «прямого слуги», но этих достоинств было недостаточно, чтобы сделать успешную карьеру при дворе. Своим успехом Адашев был обязан удачной службой в приказах - новых органах центрального управления...

Он снискал широкую популярность своей неподкупностью. Будучи судьей Челобитенного приказа, а затем фактическим правителем, он строго карал, невзирая на лица (вплоть до бояр), тех, кто чинил волокиту в приказах. Виновных ждала «кручина» от государя, тюрьма и ссылка. Младшие современники Адашева вспоминали годы его правления как время процветания, когда «Русская земля была в великой тишине и во благоденстве и в управе».

Им импонировало также редкое благочестие знаменитого временщика ... В умерщвлении плоти первый сановник государства, казалось, поставил целью превзойти монахов. Он беспрестанно молился, подолгу выдерживал пост, «по одной просвире ел за день». Дом правителя всегда был полон каликами перехожими (бродящими нищими) июродивыми . Если верить Курбскому, Адашев открыл в своем доме богодельню, в которой содержал много десятков «прокаженных» (больных), «тайне питающи, обмывающе их, многожеды же сам руками своими гнои их отирающа».

(Из книги Р.Г. Скрынникова «Иван Грозный»)

Протопоп Сильвестр

Сильвестр родился в начале XVI в. в Новгороде (точная дата его появления на свет не известна). Андрей Курбский в своей «Истории князя Московского» связывал возвышение Сильвестра с событиями московского пожара и восстания 1547 г. В лице Сильвестра, по мнению Курбского, сам Бог протянул христианам руку помощи. По Курбскому, перед испуганным юношей-царем, погрязшем в жестокостях и неправедной жизни, вдруг неожиданно предстал пришелец из Новгорода, поп Сильвестр, который именем Бога стал заклинать Ивана начать заниматься государственным правлением, вспомнить о справедливости, наказать и отставить дурных вельмож и приблизить умных помощников. Арсенал методов убеждения Сильвестра был очень не широк, но видимо очень действенен для XVI в: новгородец, по словам самого Ивана Грозного, «пугал его страшилками», т.е. описанием адских мук, которые ждут грешников. Кроме того, Сильвестр поведал Ивану IV о видениях и о чудесах. В итоге, душа молодого великого князя исцелилась и он превратился в доброго правителя.

Очевидно, речь священника на фоне моря огня, поглотившего столицу, произвела на молодого царя неизгладимое впечатление и толкнула Ивана к перемене поведения. В этом можно согласиться с Курбским. Но вот появился Сильвестр в Москве не в 1547 г., а гораздо раньше. Уже в 1541г. Сильвестр был одним из священников домовой церкви московских правителей - Благовещенского собора в Кремле, потом стал благовещенским протопопом (старшим священником). Известно, что стараниям Сильвестра в 1541 г. во многом был обязан освобождением из заключения двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий. Сильвестр был дружен с ним и его матерью. Сильвестр так же был близок к митрополиту Макарию, в прошлом новгородскому архиепископу, занимавшему митрополичью кафедру в 1542-1563 гг.

Сильвестр отличался бескорыстием и глубокой верой. Молитвой он доводил себя до состояния, когда ему слышались небесные голоса и являлись ведения. Надо ли говорить, какое впечатление это производило на его современников! Благовещенского попа москвичи почитали чуть ли не святым. Конечно юный Иван не раз встречался с Сильвестром до пожара и знал о его нравственных достоинствах.

После падения Избранной Рады Иван стал звать Сильвестра не иначе, как «поп- невежа». Но это было несправедливое прозвище. В отличие от многих священников Сильвестр был образованным человеком, возможно он даже знал греческий язык. Сильвестр любил чтение, имел хорошую библиотеку, которую в годы милости к нему царя пополнял за счет книг, подаренных Иваном. С именем Сильвестра связано появление очень интересного сочинения XVI в. - «Домостроя», который представлял собой сборник деловых, хозяйственных и нравоучительных советов, почерпнутых из множества отечественных и переводных книг.

В отличие от Адашева каких- либо постоянных обязанностей в правительственном круге (в Избранной Раде) Сильвестр не имел. Он выполнял отдельные конкретные поручения, например, руководил восстановлением пострадавшей от огня росписи кремлевских храмов. Но Сильвестр постоянно находился при царе, поучая его. Убеждения благовещенского протопопа, его религиозность передавались ученику. Иван увлекся религией, стал ревностно соблюдать обряды. У царя даже случались приступы экзльтации: так после длительных молитв накануне штурма Казани, царь услышал звон колокола Симонова монастыря. Все сочли это за знамение победы, ибо Симонов монастырь под Москвой был основан племянником Сергия Радонежского, духовником Дмитрия Донского - Федором Симоновским. В этом монастыре были погребены воины, погибшие на Куликовом поле. Сильвестр, почитавший Макария и Адашевых, поддерживал уважение к ним и у царя.

Близость к Ивану IV не принесла Сильвестру ни доходов, ни высоких церковных должностей, потому что он к ним не стремился. Он начал свой придворный взлет протопопом Благовещенского храма и в этом звании пребывал до опалы. Часто пишут, что Сильвестр был духовником царя. Это верно в какой-то степени. Влияние Сильвестра на царя было огромным, царь раскрывал свои помыслы Сильвестру, слушал его советы, но официально духовником Ивана IV Сильвестр не был.

(Т.В. Черникова)

Волокита - длительное разбирательство. Еще волокитой называли грамоты, которые вели по судебным делам. Каждая новая грамота приклеивалась к предыдущей, получались длинные, иногда по несколько метров, свитки. Известно еще одно значение слова «волокита». Так мастера называли длинную, вытягиваемую из куска металла проволоку.

Временщик - обычно любимец монарха, имеющий какое-то время большую власть.

Юродивый – обычно нищий богомолец, лишенный нормального рассудка, но наделенный фанатичной ферой. На Руси таких людей почитали, думая, что их устами говорит сам Бог.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.,1975. Цитируемый текст взят из «Хрестоматии по истории России», М., 1994. С. 214-215.

«Избранная Рада» - термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560. Сам термин встречается лишь в сочинении Курбского, тогда как русские источники того времени не дают этому кругу лиц никакого официального названия.

Создание

Формирование вокруг царя избранного круга лиц происходит после московских событий лета 1547 года: пожара , а затем восстания москвичей. Согласно версии Курбского, во время этих событий к царю явился протопоп Сильвестр , и «страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, <...> чтобы <...> пресечь его буйства и умерить неистовый нрав.»

Состав

Состав «Избранной Рады» является предметом дискуссий. Однозначно в «Раде» участвовали священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр и молодой деятель из не слишком знатного рода А. Ф. Адашев.

С другой стороны, некоторые историки отрицают существование Избранной Рады как учреждения, руководимого исключительно тремя вышеуказанными лицами.

Деятельность

Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.

Реформы Избранной рады:

    Первый Земский собор 1549 г. – орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.

    Судебник 1550 г. – развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостителей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.

    Стоглавый собор 1551 г. – унификация церковных обрядов, признание всех местно-почитаемых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.

    Военная реформа 1556 г. – принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска – стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.

    Формирование приказной системы.

    В 1556 году была проведена реформа местного управления.

Реформы Избранной рады наметили путь к укреплению, централизации государства, способствовали оформлению сословно-представительного государства.

Падение Избранной Рады

Причину царской немилости некоторые историки видят в том, что Иван IV был недоволен разногласиями некоторых членов Рады с покойной Анастасией Захарьиной-Юрьевой, первой женой царя. Это подтверждается также тем, что после смерти второй жены - Марии Темрюковны - Иван Грозный также устраивал казни неугодных царице и обвинял бояр в том, что они «извели» (отравили) Марию.

В 1553 году Иван Грозный заболел. Болезнь была настолько тяжела, что в Боярской Думе встал вопрос о передаче власти. Иван заставил бояр присягнуть сыну-младенцу - царевичу Дмитрию. Но среди членов Рады возникла идея передать московский престол двоюродному брату царя - Владимиру, князю Старицкому. В частности, Сильвестр отметил как качество Владимира то, что он любит советников. Однако Иван оправился от недуга, и конфликт, на первый взгляд, был исчерпан. Но царь не забыл эту историю и использовал после против Сильвестра и Адашева.

Основное противоречие состояло в радикальном отличии взглядов царя и Рады на вопрос централизации власти в государстве (процесс централизации - процесс сосредоточения государственной власти). Иван IV хотел форсировать этот процесс. Избранная же Рада выбрала путь постепенного и безболезненного реформирования.

К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация.

Ежи Лец

Избранная рада это неофициальный орган, который состоял из лиц приближенных к Ивану Грозному. Деятельность Рады осуществлялось в период с 1549 по 1560 года. Фактически это был орган, который осуществлял непосредственное управление страной, а также реализовал большинство реформ с целью создания единого централизованного государства. В сегодняшней статье мы рассмотрим реформы Избранной Рады, их влияние на судьбу России, а также последствия тех преобразований, которые были проведены за годы работы данного негласного органа.

Предпосылки образования

Иван Грозный очень рано потерял отца и мать, и фактическое управление страной брали на себя бояре, которые его окружали. Это привело к тому, что на Руси происходили постоянные войны между группировками бояр, за власть. Эти противостояние приводили к ужасным последствиям, в ходе которых гибли люди, терялись города, проигрывались войны. До своего несовершеннолетия молодой царь ничего не мог с этим поделать. Однако в 1547 году Иван Грозный принял царствование и решил отдалить от себя бояр, и окружить себя людьми, которым он может доверять. Главная задача, которая стояла на тот момент перед царем, заключалась в создании единого государства, и собирание всех русских земель вокруг Москвы. Для этого Избранная Рада проводила различные реформы, которые охватывают все сферы жизнедеятельности.

Состав Избранной Рады

Задачи избранной рады заключалось в обсуждение тех задач и процессов, которые происходят в стране и за ее пределами, и поиск пути решения этих проблем, которые накопились. В состав этого органа входили следующие люди:

  • А. Курбский
  • Священник Сильвестр
  • Митрополит Макарий
  • А. Адашёв
  • И. Висковатый

Некоторые историки приписывают данному кружку Воротынских, Шереметьевых и других. Проблема заключается в том, что большинство историков приписывают к Избранной Раде большое количество людей, но редко могут подтвердить документально (или еще как-то) их причастность к данному органу.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном

Начало реформ

Фактически с первых месяцев существования Рады ее участники занялись тем, что начали разрабатывать план объединения русских земель в единый политический центр. Начало этих преобразований случилось в 1549 году. Тогда был проведён первый в истории России Земский собор. Этот собор представлял собой не что иное, как собрание всех правителей всех русских земель. Иван Грозный обратился к присутствующим с заявлением о том, что он осуждает о тех преступлениях, которые проводили бояре пока царь был малолетним, и обещал хранить верность стране и хранить жизнь своих подданных. В дальнейшем именно Земские соборы проводились для того, чтобы проводить реформы и понимать, в каком направлении эти реформы нужно осуществлять. Примечательно, что именно при Иване Грозном в данный орган власти стали вступать не только представители боярских семей, но и представители менее знатных сословий.

К реформам Избранной Рады относят следующие начинания:

Стоглавый собор - церковная реформа

В 1551 году состоялся Церковный собор. Руководил этим собором митрополит Макарий, один из самых активных участников Избранной Рады. Кроме того, в работе этого собора принимал участие лично царь. Результатом деятельности данного собора является создание единого сборника документов для церкви. Этот документ состоял из 100 глав, поэтому сам собор получил название Стоглавого. В рамках данной реформы были проведены следующие мероприятия:

  • Упорядочение обрядов. Собор сделал единообразными все обряды, которые проводятся в рамках религии по всей стране.
  • Определение единых святых. Были канонизированы новые святые, которые признавались на всей территории страны в рамках единой религии.
  • Создание единых правил поведения для священников. Фактически речь идет об ужесточении дисциплины.
  • Была обозначена важнейшая роль церкви - просвещение населения .

В результате церковной реформы произошло создание единых религиозных норм, а также подведение религии к единым стандартам для всей страны.

Реформа местного управления

За годы, пока страной фактически управляли бояре, эффективность работы местных органов власти стала крайне низкой. Именно поэтому реформы Избранной Рады при царе Иване 4 на начальном этапе были направлены на формирование местного управления. Данная реформа была проведена в 1556 году.

Эти реформы Избранной Рады отменили по всей стране систему, так называемых, кормлений, а также отменили наместничество. Вместо нее была создана должность Губных старост . Этот староста избирался землевладельцами конкретного района страны. Что касается городских управляющих, то здесь избирались Земские старосты . А непосредственно для управления городом избирался Городовой. Фактически были образованы выборные органы власти, которые наделялись огромными полномочиями. В частности, именно эти люди следили за обеспечением законности, а также вершили суд. Важно отметить, что судебные функции были возложены в том числе и на церковь, которая имела полное право самостоятельно проводить суды.


Кроме того реформа местного управления Избранной Рады коснулась и создания новых приказов. Были созданы такие приказы как:

  • Челобитный приказ - занимался распределением тех челобитных, которые поступали в адрес царя.
  • Посольский приказ - занимался отношениями с другими государствами. Фактически аналог современного министерства иностранных дел.
  • Поместный приказ - занимался решением вопросов о поместьях и вотчинах.
  • Земский приказ - отвечал за обеспечение правопорядка в Москве и некоторых других городах.
  • Разбойный приказ - отвечал за противодействие разбоям, которые массово проводились в стране.

Также было создано огромное количество других приказов: разрядный, ямской, большого прихода, новой четверти, большой казны, холопский, тайных дел, казанского дворца, сибирский, стрелецкий, пушкарский, казачий. Приказы в государственной жизни России играли основополагающую роль, поскольку именно они отвечали за различные аспекты жизнедеятельности государства. Фактически они были местными органами управления, которые выступали промежуточным звеном между населением и царем.

В результате этих преобразований были полностью изменены принципы управления страной.

Военная реформа Избранной Рады

Военная реформа началась в 1550 году. Основная первоначальная идея реформы заключалась в том, чтобы сформировать армию не на основе знатности рода, а на основе военных талантов. Для этого было создано специальное положение, согласно которому высшее командование армии должно было формироваться не по знатности рода, а людьми, которые проявили свой воинский талант. Одним из первых таких подразделений стало Избранная тысяча.

Избранная тысяча это специальный воинский отряд, созданный на основе ополчения, который формировался по новому принципу и подчинялся лично царю.

Кроме того в этот период времени начали формироваться первые стрелецкие полки. Это были специальные полки, которые представляли собой переходное звено между временной и постоянной армии. Поэтому когда мы говорим о создании регулярной армии в России, подсчет времени нужно начинать не с эпохи Петра первого, а с Ивана Грозного реформы Избранной Рады.


Говоря о военной форме, необходимо отметить, что она проводилась в три этапа:

  • Создание стрелецкого войска - 1550 год. Об этом периоде мы говорили абзацем выше.
  • Введение Уложения о службе - 1556 год. Уложение создавало единый закон, который обязывал землевладельцев предоставлять в распоряжение государства для регулярной армии войнов. В частности, владелец 100 четвертин земли должен был направить в регулярную армию одного конного воина.
  • Попытки реформирования Избранной тысячи. Эти попытки проводились на протяжении всей жизни царя Ивана 4, но к существенным результатам не привели.

В результате мы можем говорить о том, что реформы Ивана Грозного были уникальными для своей эпохи и направлялись на то, чтобы создать единое централизованное государство. Это было необходимо для объединения русских земель, а также для создания сильного и конкурентоспособного государства, которое могло бы за себя постоять. Доказать, что реформы Избранной Рады прежде всего укрепляли центральную власть, очень просто. Ведь все изменения, которые происходили в стране, были направлены на создание вертикали власти, где все решения принимал царь.

Причины падения Рады


В 1560 году деятельность Избранной Рады была закончена, а сам этот орган был распущен. Однозначные причины таких событий историки не называют, но есть 2 общепринятые версии. Согласно первой версии Иван 4 имел существенные разногласия с членами Рады по вопросам внутренней и внешней политики страны. Согласно второй версии царь заподозрил представителей рады в том, что они были виновны в отравлении царицы Анастасии. В любом случае, орган был распущен и его деятельность прекращена. Хотя успели они сделать очень многое.