Май травень. мая – Мокий

Как и почему называются месяцы в славянских языках.

Во многих языках, включая английский и русский, названия месяцев имеют латинскую основу. В славянских языках каждый месяц имел свое название, да и не одно.

Январь

Латинское: Januarius. Назван в честь бога Януса.
Славянское название "Просинец" - толи от «про-сиять» - означает возрождение Солнца, то ли от появляющейся синевы неба в Январе. Малороссийское название января «сочень». После серого декабря, краски природы становятся сочными, яркими.
В украинском языке месяц носит название "сiчень"
В белорусском - "студзень"

Февраль

Латинское: Februarius. Назван в честь праздника очищения Фебруа.
Славянское название "Сечень", "Бокогрей", «Ветродуй» и «Лютень»
Время подсеки деревьев для очистки земли под пашню. Бокогрей - скотина на солнце выходит погреться. Называли его еще «межень» (межа между зимой и весной). Ветры в феврале холодом секут. Но еще лютует. Из-за частых вьюг и метелей февраль величали также «ветродуем» и «лютнем». В феврале бывают крупные морозы, которые соответственно называются: кащеевы (2 февраля), велесовы (11 февраля).
В украинском языке месяц носит название "лютий"
В белорусском он "люты"

Март

Латинское: Martius. Назван в честь бога Марса.
Славянское название "Сухый" - земля сохнет от сходящего снега.
Звали этот месяц также Зимобор, протальник, березозол (март). Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель.
В украинском языке месяц носит название "березень". Украинская весна приходит раньше.
В белорусском - "сакавiк"

Апрель

Латинское: Aprilis. Назван в честь богини Афродиты или от латинского слова aperire - открывать.
Древнерусские имена месяца апреля были: брезень, снегогон – ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще – цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.
В украинском языке месяц носит название "квiтень"
В белорусском - "красавiк". Красиво в Белорусии в апреле.

Май

Латинское: Maius. От имени древнеримской богини весны Майи.
Славянское название "Травень", "травный" – буйство трав и зелени. Природа расцветает.
В украинском языке месяц носит название "травень"
В белорусском - "май"

Июнь

Латинское: Junius. От имени древнеримской богини Юноны, супруги бога Юпитера.
В старину коренными русскими названиями месяца июня был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от креса (огня), и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы).
В украинском языке месяц носит название "червень"
В белорусском - "чэрвень"

Июль

Латинское: Julius. Назван в честь Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. Ранее назывался квинтилий от слова quintus - пятый, потому что это был 5-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
У нас в старину он назывался, как и июнь,- червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червленый, красный). Месяц этот называется также липцем - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз.
В украинском языке месяц носит название "липень"
В белорусском - "лiпень"

Август

Латинское: Augustus. Назван в честь императора Августа в 8 г. до н.э. Ранее назывался секстилий от слова sextus - шестой, потому что это был 6-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Серпень" - време косить пшеницу. На севере он назывался «зарев» - от сияния зарницы; на юге «серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Название «жнивень», думаю, пояснять будет уже излишне.
В украинском языке месяц носит название "серпень"
В белорусском - практически также - "жнiвень"

Сентябрь

Латинское: September. От слова septem - семь, потому что это был 7-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в природе.
В украинском языке месяц носит название "вересень"
В белорусском - "верасень"

Октябрь

Латинское: October. От слова octo - восемь, потому что это был 8-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Листопад" - ну тут все очевидно. Носил он также название «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе – «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту.
В украинском языке месяц носит название "жовтень"
В белорусском - "кастрычнiк"

Ноябрь

Латинское: November. От слова novem - девять, потому что это был 9-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Грудень". В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом. Вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем. В Словаре Даля областное слово груда – «мерзлые колеи по дороге, мерзлая кочковатая грязь».
В украинском языке месяц называется "листопад"
В белорусском - "лiстапад"

Декабрь

Латинское: December. От слова decem - десять, потому что это был 10-й месяц старого римского календаря. Год начинался с Марта.
Славянское название "Студень" - холодный месяц, как-никак.
В украинском языке месяц называется "грудень"
В белорусском же он снежань

Интересно то, что современный григорианский календарь с названиями месяцев – это заслуга Древнего Рима. Именно древние римляне раздели на двенадцать месяцев год, и дали название каждому.
Название месяцам дали древние римляне в честь богинь и богов, знаменитых и прославленных императоров, а в некоторых случаях по их месту в календаре.

Первый, меся в году – Январь назвали в честь бога римлян Януса. Бог имел два лица, одно лицо смотрела в прошлое, второе лицо смотрело в будущее.

Второй меся Февраль, произошел от этрусского бога подземного царства Фебрусса. Римляне в середине этого месяца справляли большой праздник – день очищения от плохих поступков и грехов.

Третий месяц в году Март был назван в честь римского Бога войны и охраны Марса. Давным-давно, еще до того, как правил Юлий Цезарь, месяц март был первым весенним месяцем, началом земледельческого года. Это было благоприятное время для начала военной сезонной кампании.

Четвёртый месяц в году, а это Апрель назван в честь Афродиты – греческой богини. Хотя по этому поводу до сих пор ученые спорят.

Пятый месяц в году, а это Май, был назван в честь греческой богини Майи, отождествлявшаяся с Доброй Богиней — римская богиня плодородия. Ее праздник как раз попадал на это время.

Месяц июнь назвали благодаря римской богине Юноны, жены Юпитера. Кстати, по сей день, молодые люди предпочитают связывать себя узами брака именно в июне, так как это предвещало счастливую и удачную семейную жизнь. Юнона, является покровительницей брака и семейной жизни.

Месяц июль, как вы, наверное, уже догадались сами, назвали в честь Великого Юлия Цезаря, с лёгкой подачи Октавиана Августа.

Август месяц назвали в честь римского императора Октавиана Августа.

Название последующих месяцев, а это от сентября и до декабря, произошли от названия чисел. Вот, к примеру, сентябрь стоит седьмым по счету месяцем в календаре (когда начинался год с марта месяца) и соответственно, его назвали «septem», что означало с латинского языка «семь», октябрь от слова «octo» (восемь), ноябрь – «novem» (девять) и декабрь – «decem» (десять).

А вот в древней Руси месяцы называли так:
Январь – сечень или студень, так как в это время было очень холодно, и наступал сезон вырубки леса.
Февраль – лютень или снежень, и все благодаря сильным морозам и обильным снегопадам.
Март – сухий или береззозол, в это время сохла земля и начинала цвести береза.
Апрель – цветень, вы догадались, что в это время начинали цвести сады.
Май – травень. В это время начинали цвести травы. Есть еще одно название – цветень.
Июнь – изок, от слова кузнечик или червень, от слова красный. В это время краснели вишни.
Июль – липец. В это время зацветали липы, либо серпень, в это время готовились к уборке зерна, которое срезали серпом.
Август – жнивень, в честь уборки урожая.
Сентябрь – вересень, в это время зацветал вереск.
Октябрь – жовтень, так как желтели листочки, или листопад.
Ноябрь – грудень, то есть мерзлая колея на дороге.
Декабрь – студень, то есть холодный месяц.

Древнеславянский календарь. Названия месяцев и пояснения

Славянский календарь или месяцеслов. Месяцеслов состоит из двенадцати месяцев, которые составляют полный кологод, год или . Названия месяцев не придуманы просто так и не заимствованы у других народов и чужих языков. Все названия происходят от событий и явлений, которые характерны для того или иного времени года.

Стоит знать, что в древности календарь был солнечным. Состоял из четырёх временён года, в каждом из которых отмечался праздник Солнца: два солнцестояния и два равноденствия. Позже на Руси ввели лунный календарь, который зависит от смен фаз луны. Из-за этого произошёл перенос дат календаря, в результате чего новый стиль опережает старый на 13 дней.

Январь (Сечень, Просинец) . Название Просинец, как полагают исследователи, произошло от того, что этот месяц прибавлял света, всё чаще появляется синева неба. Сечень от того, что в январе происходит перелом зимы, который разделяет зиму на две части. В наше время Просинец является первым месяцем в году, в древности он был одиннадцатым, так как Новый Год праздновался в марте (с 21 на 22 — весеннее равноденствие).

Февраль (Лютень, Снежень) . Название Снежень произошло от наступления снежного времени. В этом месяце обычными были метели и снегопады. По той же причине он назывался и Лютенем (лютые метели).

Март (Березень, Березозол, Капельник) . Названия Березень и Березозол происходят от того, что в марте начинают наливаться соком берёзы, в марте же они выпускают первые почки. Капельник — от того, что в этот месяц происходят первые капели, снег начинает таять. Март являлся первым месяцем в древней Руси. С приходом весны праздновалось воскрешение природы и начало нового лета (в древности Год назывался Летом).

Апрель (Цветень) . Начинают расцветать первые деревья, первые цветы, просыпается весна.

Май (Травень) . Травный, Травник, травный - от буйства растущих трав, которые после зимы тянулись к Солнцу, и всё вокруг становилось ярко-зелёным.

Июнь (Кресень, Червень, Изок) . Изоком древние славяне называли кузнечиков, которых было большое множество в этом месяце. Кресник, Кресень произошли от древнего слова, обозначающего Огонь. Червень — от плодов и ягод, которые наливались красным (красный — червлёный). Кроме того, в некоторых районах июнь называли разноцветом.

Июль (Липень, Страдник, Грозник) . Время цветения липы, страдных работ в поле и сильных гроз. Липень считался последним летним месяцем у славян. После Перунова Дня (20 липеня) начиналась осень.

Август (Серпень, Жнивень) . Эти названия не нужно расшифровывать. Понятно, что в этом месяце снимают хлеб при помощи серпа, собирают урожай и приходит время жатвы. Кое-где этот месяц называли Зарев, от того, что в августе ревели звери.

Сентябрь (Вересень, Хмурень, Рюинь) . Название Рюинь произошло от рёва осенних ветров и животных, особенно оленей. Небо всё чаще начинает хмуриться, идут дожди, лето окончательно переходит в осень, от этих явлений сентябрь получил название Хмурень. Другое название — Вересень — произошло от того, что в эту пору начинает цвести вереск.

Октябрь (Листопад, Паздерник, Грязник, Свадебник) . Падение осенних листьев, ненастье, дожди, вездесущая грязь. Так же в это время справляли свадьбы, поэтому его, ко всему прочему, называли и свадебником, временем для свадеб.

Ноябрь (Грудень) . Название грудень произошло от груд замёрзшей со снегом земли. Груды, грудный путь - это зимняя, замёрзшая дорога.

Декабрь (Стужень, Студень) . Морозы и стужа. Самый холодный месяц в году.

Каков он месяц май, этот последний месяц пролетья?

Пословицы-поговорки говорят про май так образно, что словно видишь конец весны - время новой, вечно обновляющейся жизни.

Первыми приходят в голову известные поговорки: «Май холодный - год плодородный», «Много майских жуков - к засухе».

Но много есть и других замет и картин этого чистого, зелёного, молодого, обманчивого и красивого месяца года.

Пасха в этом 2016 году приходится на 1 мая - первое воскресенье после первого весеннего новолуния. Понедельник 2-го мая - выходной.

Красная горка - воскресенье на светлой неделе, 8-е мая. Фомина неделя (следующая после светлой) - начало пахоты. На пятой неделе после светлой всегда дожди "живут".

"Май обманет, в лес уйдёт. Май сманит".

"Ай, ай, месяц май: не холоден, так голоден". Или на другой лад - "Ай, ай, месяц май: и тёпел, и холоден".

"Месяц май - коню сена дай, а сам на печь полезай".

"Коли в мае дождь, будет и рожь".

"Майская трава и голодного кормит".

"Малая птичка соловей, а май знает".

"В мае родиться - весь век промаяться".

"Рад бы жениться, да май не велит". (Крестьянские свадьбы бывали осенью, по окончании работ, кои в мае начинались.)

"Захотел ты в мае добра".

В мае оживают муравейники. В мае начинается заготовка лекарственных трав, разгар полевых работ.

1 – Козьма. Первые грозы, кукует кукушка, зеленеет берёза. Сей морковь и свёклу на Козьму.

6 - Георгий (Егорий) - храбрый, вешний. На Егория мороз - будет просо и овёс, гречи хороши. На Егория запахивают пашню. На Егория берёзовый лист в полушку, а к Успенью (Ильину дню) клади хлеб в кадушку. Ясное небо на Егория - ранний сев, ясный вечер - поздний сев. Сей рассаду на Егория, будет капусты доволе. На Егорья прилёт ласточкам.

8 - Марк. Прилёт певчих стаями. Выходят ловить чижей.

11 - Максим. Тёплый ветер на Максима приносит здоровье. На Максима больных отпаивают берёзовым соком.

13 - Яков. На Якова тёплый ветер и звёздная ночь - к урожаю.

14 - Еремей. На Еремея по ранней росе иди на посев. На Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа. На Еремея непогода - всю зиму промаешься. Третья и последняя встреча пролетья, весны.

15 - Борис и Глеб. Соловьиный день.Борис и Глеб сеют хлеб. Борис-день, соловьиный день: начинают петь соловьи.

16 - Марфа - зелёные щи. Цветёт черёмуха - холод приносит.

18 - Ирина-рассадница. Рассаживают рассаду. На Ирину худая трава из поля вон (выжигают покосы, луга).

19 - Иов-горошник, россеник. Иов росы распустил. Сеют горох: приходи работать. На Иова большая роса и ясный день - к урожаю огурцов.

22 - Никола. С Николы вешнего сажай картофель. Велика милость божья, коли в Николин день дождик польёт. До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы живи не тужи.

24 - Мокий. На Мокия мокро, туман - лето мокрое и наоборот.

26 - Лукерья-комарница. Появляются комары.

27 - Сидор. На Сидора холодно - всё лето холодное. Прилёт стрижей и касаток: они приносят тепло.

28 - Пахом. Пришёл Пахом - запахло теплом.

31 - Федот. Коли на св.Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овёс кадушкой. Если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род.

Месяц май - это начало тёплого времени, нашего праздника жизни. Будем радоваться зелени и тёплым ветрам, - мы их так ждали!

Колокольчиков зелёных в поле собирай, на их лёгких перезвонах в небушко взлетай!

Май на Руси назывался «травень» или «травный»; у чехов и словаков - «кветень»; у хорватов - «розоцвет», «розняк»; у вендов- «майник», «пятник», «желтопушник», «цветничек» и т. п.
Май - торжество весны зеленой. «Майская трава и голодного кормит». В березняках новорожденная тень и легкая прохлада, на влажных лугах золотится купальница. Но как ни погож май, бывают еще и холода. Ненадежно майское тепло: «Май обманет, в лес уйдет». И люди просят: «Май - коню сена дай, а сам на печь полезай». мае народ говорил: «Май леса наряжает, лето в гости ожидает»; «Майская травка голодного кормит»; «Одна майская роса коням лучше овса»; «Март сухой да мокрый май - будет каша да каравай»; «Май холодный - год хлебородный». мая некоторые крестьяне выходили к колодцам, чтобы смочить семена в надежде на будущий урожай, бросали медные деньги на дно колодца. Другие предпочитали смачивать семена речной водой в течение трех утренних зорь, делали это скрытно, иначе урожай будет худой (боялись сглазу завистников). мая (23 апреля). «Пришел Егорий - весне не уйти»; «Его- рий храбрый - зиме ворог лютый»; «Егорий землю отмыкает»; «Юрий на порог весну приволок». Егорьев день - день смерти великомученика Георгия по христианскому календарю некогда считался у восточных славян праздником едва ли не больше Пасхи. До сих пор у сербов и болгар Егорьев день является самым значительным праздником в году.
В очень древних обрядовых песнях имя Георгия-Григория-Егория занимает важное место. Песни распевались некогда группой молодежи - коля- довщиками, начиная со второго дня Пасхи, всю святую неделю. Это были весенние коляды, в которых высказывалось пожелание благополучия всему дому,

семье, хозяину, хозяйству. Они должны были магически действовать на урожай и приплод скота. Их еще называли волочебными. В песнях после обращения- приветствия к хозяину волочебники просили его выглянуть в окно и посмотреть на чудо - на дворе появились столы:
На тых столах все празднички:
Первое свято - велик Христов день,
Другое свято - Юрий - Егорий.
Во чистом поле статок спасает,
Статок спасает, домой гоняет.
С именем Георгия Победоносца - Егория Храброго было связано множество обрядов, легенд, произведении весеннего фольклора, образовавших так называемый Егорьевский цикл. Как обряды, так и фольклор этого цикла имели магическое значение - они должны были оберегать скот и улучшать плодородие. Развлекательный элемент в них обычно отсутствовал. Специфика цикла заключалась в том, что он объединял земледельческие, скотоводческие и брачные
обряды.
Многогранен и образ самого Егория - Георгия, в котором житие христианского святого, погибшего мученической смертью 23 апреля 303 года, сплеталось с античным мифом о победителе смерти и широко распространенным среди народов Европы и Азии мифом о змееборце-победителе. На славянской почве он вобрал в себя, видимо, черты светлых благодетельных божеств.
То, что Егорий праздновали в конце апреля, позволяет предположить, что христианский праздник на Руси наложился на какой-то языческий праздник весны, связанный с пробуждением природы от зимней спячки, с победой весны над зимой. Для средней полосы России это время первой травы, первого приплода ягненка или теленка, первого молока, первой росы, первого дождя, первого сева - праздник, падающий на время, от которого зависело благополучие всего года. Егорий весенний как бы открывал период сельскохозяйственной страды, начало полевых работ (Егорием осенним, приходившимся на 30 сентября по ст. ст. или на 13 октября по н. ст.у полевые работы завершались).
В егорьевских обрядах сохранялись остатки культа предков. На Егория ходили на могильники с вином и пирогами.
У славянских народов Юрия считали покровителем травы,
цветов, злаков. У болгар георгиевские обряды имели преимущественно скотоводческий характер («овчарский праздник»), в то время как у сербов, хорватов, белорусов, украинцев, русских - сельскохозяйственный, животноводческий. Поскольку хороший урожай зависит от влажности почвы, а в конце апреля начинаются теплые росы, то в народе создалось представление, будто Егорий отмыкает землю и выпускает первую росу.
Отмыкающий весну Егорий является, по народному поверью, обладателем чудесных ключей, которыми он отпирает землю весной и выпускает росу. Существовала такая песня:
Свят Ягорья Взял ключи златы,
Пошел в поле,
Росу выпустил.
Росу теплую,
Росу мокрую.

Роса в Юрьев день - первая, потому и считали, что она обладает чудодейственной силой. Ранним утром в Егорьев день крестьяне валялись по росе на полевых межин- ках, полагая: тот, кто по- катается-поваляется по росе на Юрьев день, будет силен, как Юрьева роса.
«На Ягорья роса, будут добры проса».
С Юрьева дня на другой начинался яровой сев («Егорий придет, соха в
поле пойдет»). В это время необходим дождь, а отсюда многие обряды, связанные с заклинанием дождя.
В Донской губернии весной крестьяне после молебна купали священника во всем облачении. В Костромской губернии раньше взрослые, позже дети закликали, заговаривали первый дождь:
Дождь, дождь,
На бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен Поливай ведром.
У македонцев до наших дней сохранился обряд Додолы, имеющий ту же функцию заклинания дождя. Песни начинаются мольбой о дожде, и потом описывается его ниспадение. Это должно было иметь магическую силу. «Георгиевскому дождю цены нет»,- говорят болгары.
Не в меньшей степени, чем покровителем полей, а у южных славян и в большей, св. Георгий является покровителем скота. С оберегом скота также связан целый ряд заговоров, обрядов, заклинаний, сводившихся к тому, чтобы уберечь скот на время выпаса от хищников и болезней.
Общим моментом Егорьевских обрядов у различных славянских народов был выгон скота в Юрьев день в поле, на «Юрьеву росу». Причем погоняли вербочкой, освященной в Лазаревскую субботу. Хозяин или пастух, ударяя каждое животное вербочкой, произносил заговор: «Егорий ты наш храбрый, ты спаси нашу скотину, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого».
Заговоры, скликания на выгон скота в Юрьев день звучали так:
Батюшка Егорий, Макарий преподобный!
Спаси нашу скотинку, всю животинку -
В поле и за полем, в лесу и за горами,
Волку, медведю пень да колода, да белая береза,
Древясинный камушек!
Нашим же телонькам травка-муравка,
Зелененький лужок.

Если у восточных славян обряд на Георгиев день состоял главным образом из ритуального выгона скота в поле, заговоров, обходов дворов с колядовщика- ми, то у южных славян в центре было доение овец.
Но Юрии-Егорий был для всех без исключения народов не только охранителем полей, урожая, скота, приплода, но и защитником общего благополучия. Считалось, что от него зависело благополучие, плодородие и в семье.
В ряде губерний России молодежь «водила Юрья» - выбирала парня, обвешивала его зелеными ветвями, венками и клала на голову большой круглый пирог, убранный цветами. Шли в поле толпой и пели песни. Трижды молодежь обходила засеянные поля (озимые), потом на перекрестке путей-межей разводила круглый костер, в середину которого клали «моленник». Все садились вокруг и делили пирог. Верили: девушка, которой доставался кусок с большей начинкой, выйдет замуж.
В Сербии в Юрьев день при восходе солнца шли купаться в реку, чтобы отвратить от себя вечное зло, а женщины и девушки брали от водоворота воду и приносили ее в дом как чудодейственную. Девушки гадали на ней о своем будущем, о женихах, о счастье, о браке, дружелюбии. Отсюда обряд «Юренья» - заключения дружбы 6 мая (23 апреля) на весь год. В Юрьев день девушки и женщины особенно тщательно наряжались. Вероятно, отсюда и пошла поговорка: «Наряжается, как баба в Юрьев день». мая (30 апреля) - Яков. По приметам: теплая тихая звездная ночь - к ведреному сухому лету.
На другой день - Еремей-запрягальник, «яремник». «На Ере- мея погоже, уборка хороша»; а о себе говорили: «Сей неделю после Егорья, да другую после Еремея».
15 (2) мая - соловьиный праздник. Борисов день. По приметам: «Соловей запел - вода на убыль пошла». Полевые работы в разгаре: «Борис и Глеб сеют хлеб». Отрастают крапива, щавель, огородная зелень. Теперь уже есть, с чем щи варить. «Подошла Мавра - зеленые щи». Мавра-молочница (16 мая по н. ст. или 3 мая по ст. ст.). Сытыми начинают приходить коровы из стада. (5) мая - Арина-рассадница. Капустную рассаду высаживают на грядки. мая - 1 июня по новому стилю.
а