Нюрнберг.Фонтан "Брачная карусель". Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни Фонтан в нюрнберге карусель брака

Фонтан это я обошла три раза, внимательно вглядываясь в его детали и поражаясь фантазии и мыслям скульптура, который его создал. «Брачная жизнь» – скульптура в чем-то спорная, а в свое время и скандальная.

Фонтан расположен на Людвигсплатц рядом с древней Белой башней (хотя она совсем не белая,ну такое название потому что в Средние века сварливых жен в качестве наказаниязаставляли белить эту башню:)). Здесь пешеходная зона и всех прогуливающихся непременно привлекает этот фонтан: он не очень большой, но весьма колоритный.

Убедитесь сами…

В объявленном творческом конкурсе (требовалась скульптурная группа, способная закрыть большое вытяжное отверстие прямо по среди площади) победил скульптор Юрген Вебер, который создал скульптуру по мотиву стихотворения «Горько-сладкая семейная жизнь» (1541 год), принадлежащего перу самого известного нюрнбергского поэта Ханса Сакса. Так решилась судьба маленькой площади и появилась в Нюрнберге новая достопримечательность. Случилось это в период 1977 – 1984 годы.

И вот скульптор Вебер на основе этого стихотворения создал фонтан, где чередуются счастливые и ужасные грани семейной жизни. Отсюда и название фонтана «Брачная карусель». Все детали продуманы и не случайны, так что помимо очевидного, много и тайного скрыто в этом фонтане. Рядом с фонтаном на земле лежит большое сердце из розового мрамора, на котором выбиты стихи Ханса Сакса.

Ну и подробные детали…

Чистая любовь изображена в виде обнимающейся обнаженной пары, которая лежит на ложе, созданной парой лебедей (думаю, все знают, что эти птицы однолюбы и символизируют вечную любовь).

Делаем несколько шагов и картинка сменяется: здесь пожилая пара, скованные одной цепью и ссорящиеся. Злые лица, вокруг языки пламени – в общем, ощущение не самые приятные. Вот люди, которые всю свою жизнь «грызутся» и это их и свзывает.

Дальше идет как бы начало фонтана – я начала расссказ не с него, потому что круговой цикл не описывает семейную жизнь в порядке времени, а просто показывает разные грани и хотелось начать с чего-то хорошего. Про это довольно необычное начало я расскажу в конце, когда круг замкнется. А пока проходим дальше и видим романтичную сцену: молодая девушка выходит из морской раковины (предполагаю, что отсылка к картине Боттичелли "Рождение Венеры") и парень с трубой (почему-то ассоциация с американским джазом лично у меня). Но в любом случае: легкость, влюбленность, романтика…

Мне кажется скульптор был чем-то обозлен на свою жену, так как следующий сюжет опять негативный и женщина представляется в нем жадной и злобной, а мужчина –подавляемый женой. Вглядитесь в эту сценку: толстая злобная жена и худой страдающий муж. Она жадно лопает кусок торта, причем с его тарелки! Вглядитесь: у нее есть свой! На ней золотые часы, украшения на шеи, кольца на пальцах…. На нем какие-то лохмотья. На столе золотая посуда (скульптор умело применяет золотой цвет в скульптуре, когда хочет сделать акценты на каких-то деталях).

Эта парочка расположилась на звере очень похожем на медведя, пожирающем рыбу. Тут надо уточнить, что это не медведь, а росомаха и смысл станет понятен, если перевести: по-немецки росомаха «Vielfraß», что означает «обжора», «чревоугодник».

Дальше снова «светлая» часть фонтана – на сей раз пеликан (символ материнства) и на нем семья с детьми. Мать кормит детей...чем бы вы думали? Конечно яблоком! Символизм во всем. Только почему-то отец семейства смотрит совсем в другую сторону от своей семьи. Еще один символ можно увидеть, обратив внимание, что пеликан, на котором расположилась семья, вырывает клювом свое сердце. Это напоминание о легенде, в которой мать накормила голодных детей своим сердцем.

Проходим еще не много и… ужас! Полуразлажившиеся трупы продолжат ссору и за гранью жизни, один пытается удушить другого (вернее одна другого, как мне показалось, трудно судить по этим останкам). Все это происходит на то ли ящерице, то ли драконе. Интересный момент: на лапе дракона есть гравировка с цифрами 01.07.1977. В этот день был принят в Германии новый закон о разводах.

Ну и про «точку разрыва», с которой начинается фонтан: это встреча женщины-нимфы и…козла! Понимаю, что козел символ плодородия, но на мой скромный взгляд мужчина с нимфой смотрелся бы лучше….. хотя автору виднее. :)

Во время установки фонтана 30 лет назад кипели не шуточные споры (особенно по поводу слишком уж интимных подробностей скульптур и яркого выражения скандальной части семейной жизни), даже в какой-то момент власти отказались оплачивать проект. Тем не менее работа была закончена за несколько лет и теперь это местная достопримечательность, пользующийся большим спросом у туристов.

Еще несколько деталей….

Надпись на камне: "Пока смерть не разлучит вас".


Ее должны были поставить на одну из церквей, но у города не было денег и ее водрузили на фонтан. Имея высоту 19 метров, она возвышается над восьмиугольным бассейном фонтана.

Покрытый золотом фонтан украшают 40 фигур, стоящих друг над другом на четырех уровнях.

Причиной известности этого фонтана является кольцо, вставленное в красивую решетку.

По легенде, один молодой человек, бывший подмастерьем у слесаря и желавший жениться на дочери своего хозяина, вставил это кольцо за одну ночь, чем произвел неизгладимое впечатление на возлюбленную и на ее отца.

С тех пор жители города и туристы дотрагиваются до этого кольца и загадывают желания.

Кольцо сфотографировать не удалось,лишь только потому,что оно за решеткой не видно,а чтобы потрогать его надо ещё и подождать своей очереди.

Фонтан добродетелей был построен в 1589 году, по заказу городского совета вольный город империи, которые были предназначены для демонстрации их положение в мире.

Шесть аллегории из трех богословских и три главные добродетели с их атрибутами размещены на круглой платформе: Вера с крестом и чашей, Любовь с двумя детьми, Надежда с якорем, мужества со львом, Умеренность с кувшином и Терпение с ягненком.

Над фигурами, херувимы нести два гербы города Нюрнберга. Силу седьмой, юстиции, стоит на вершине столба с завязанными глазами, мечом и кран как символ бдительности.

Скульптурная группа Юргена Вебера создана по мотивам произведения конца 15 века сатирической книги "Корабль дураков" Себастьяна Бранта.

В книге Брант описал целую вереницу дураков, носителей глупостей и пороков, собирающихся отправится на корабле в Царство Глупости.

Когда с таким трудом, упорно
Корабль я этот стихотворный
Своими создавал руками,
Его наполнив дураками,
То не имел, конечно, цели
Их всех купать в морской купели:


Скреб каждый собственное тело.
А впрочем, тут другое дело:
Мне в книгу некие болваны
(Они изрядно были пьяны)
Подсыпали своих стишков.


Но среди прочих дураков
Они, того не сознавая,
Под жарким солнцем изнывая,
На корабле уже и сами
Валялись все под парусами:


Я им заранее, на суше,
Ослиные наставил уши!

Фонтан "Брачная карусель" в центре Нюрнберга считается значимым объектом современного искусства второй половины 20 века и является самым большим фонтаном, состоящим из скульптур, воздвигнутым в 20-м веке.

При прокладке линии метро было необходимо замаскировать выход вентиляционной шахты прямо посреди площади, поэтому решено было построить фонтан.

Был объявлен творческий конкурс на лучший проект, в нем победил скульптор профессор Юрген Вебер, который представил композицию на мотив стихотворения «Das bittersüße eh"lich" Leben» («Горько-сладкая семейная жизнь») самого известного нюрнбергского поэта Ханса Сакса.

Сакс отразил в своем произведении счастливые и горькие стороны своего 22-летнего семейного опыта.

Скульптор воплотил темные и светлые моменты брачной жизни в форме карусели, поэтому фонтан называют «Брачная карусель»

Разные эпизоды семейного пути отражают шесть скульптурных групп,причем ни один элемент композиции не случаен, все полно глубоких символов и намеков.

Любовь изображает молодая пара на лебедином ложе.


Любовники тянутся друг к другу в предвкушении поцелуя,также как два лебедя протягивают клювы навстречу один другому.


Лебеди в греческой и германской мифологии — птицы любви. И перья их изображены как языки пламени страсти.

На гондоле из языков пламени изображена зрелая пара в вечной ссоре, скованная одной цепью.


Он — словно черт с своём гневе, она — будто ведьма,не желающая подчиниться.


Полуразложившиеся фигуры,это души человеческие, ведут свою вечную войну и за земным порогом,кто кого.....

Здесь дело дошло до бесплодных попыток закончить ссору удушением партнера.


Семейная идиллия представлена на постаменте в виде пеликана — символа материнской любви. А вот отец как-то безучастно поглядывает в сторону.

Пеликан вырывает клювом свое сердце — аллюзия на легенду о матери, что накормила голодных детей своим сердцем.


Страдающая избыточным весом супруга уплетает кусок торта, похоже отняла у мужа последний кусок.

Муж исхудавший и раздетый догола молится небесам.


Фонтанные скульптуры Нюрнберга поразили и удивили меня и очень. Подобного я не видела нигде и никогда. Меня эти потрясающие скульптуры, выполненые удивительно гротескно и вместе с тем удивительно реалистично,искренне обрадовали. Очень надеюсь, что и вам они доставят искреннее удовольствие!

Фонтан "Супружеская карусель"

(а так же «Супружеский фонтан») вообще-то Hans-Sachs-Brunnen (Ханс Захс фонтан) – один из самых обширных по площади архитектурных фонтанов Нюрнберга, находящегося в непосредственной близости от известной Белой башни. Он считается самым большим фонтаном фигур Европы 20-го Века.
Фонтан был создан в Нюрнберге с 1977 по 1981 год скульптором Юргеном Вебером (J;rgen Weber) по заказу города и был введен в эксплуатацию 1984 году. Поводом для строительства этого замечательного фонтана стала прозаическая подземная вентиляционная шахта метро, которая должна была быть построена в то же время (и в настоящее время находится в центре фонтана). Бывшему в то время референту по строительству Нюрнберга Отто Петр Гёрль (Otto Peter G;rl) пришла в голову эта замечательная идея, чтобы скрыть отверстия для выхода вала – закрыть его фонтаном. С миссией замечательно справился брауншвайгерский скульптор Юрген Вебер и фонтан был введен в эксплуатацию.
Как произведение искусства, фонтан, в связи с выразительными и образными (на мой взгляд даже гротесковыми) фигурами, которые считаются частью населения, пресса окрестила резко вульгарным, а так же из-за значительного перерасхода бюджета это произведение искусства изначально было весьма спорным. Художника обвиняли и в "псевдо-барокко сексуализме» и эти упреки и обвинения были возобновлены в связи с его новой работой «Корабль дураков», выполненной также Вебером в 1988 году. Сегодня фонтаны является одними из наиболее важных туристических достопримечательностей современного искусства Нюрнберга.Вдохновением для фонтана послужило написаное поэтом Гансом Саксом для его жены стихотворение «Горько-сладкая супружеская жизнь». Фонтан наглядно показывает шесть различных сцен: состоящей из взлетов и падений супружеской жизни - от первой страстной любви, через семейные разлады до самой Смерти.
Фонтан состоит из окрашенных и частично огнем позолоченных бронзовых фигур. Автором текста на постаменте так же является Ганс Сакс.
Корпус бассейна сделан из бело – серого мрамора в стиле барокко, а части украшений изготовлены из цветного мрамора. На западной стороне находится «Розеншток» . Он состоит из зеленого и розового португальского мрамора с прожилками. Вебер сделал зеленые листья из мрамора зеленого цвета и лепестки розы из мрамора розового цвета.

Горько-сладкая
супружеская жизнь
то падения, то взлёты
а начало - страстная любовь
то закаты, то восходы...

В Нюрнберге, на площади Людвигплац есть весьма необычный и оригинальный фонтан. Называется он «Супружеская карусель». Ещё его также называют «Брачная карусель». Если вам посчастливится побывать в Нюрнберге, обязательно сходите к этому фонтану, не пожалеете. Фонтан «Супружеская карусель» создан по мотивам произведения немецкого поэта и композитора Ганса Сакса Hans Sachs. Во время прокладки метро в городе прямо на площади пришлось сделать вентиляционную шахту. Однако она город не красила и местные власти объявили конкурс на лучшую маскировку этой дыры. В конкурсе победил скульптор Юрген Вербер.

Идея композиции фонтана пришла ему в голову после прочтения стиха самого известного нюрнбергского поэта средних веков Г. Сакса «Горько-сладкая супружеская жизнь».
Композиция фонтана составлена так, что каждая сторона фонтана представляет собой сценку из жизни супругов, светлые и мрачные моменты брака. Шесть скульптурных композиций расположены по кругу на стилизованных вагончиках в виде разных животных и отражают различные эпизоды супружеской жизни. Каждая композиция, это намек и скрытый смысл, разгадать которые дано не всем, но кое что всё же понятно.


Жена, достаточно упитанная женщина, но пожирает порцию мужа, своя тарелка стоит не тронутая. А мужу всё равно, он доволен жизнью. О чем это говорит? Вероятнее всего о её небережливости в семейной жизни. Кстати, вся эта композиция расположена на росомахе, пожирающей рыбину. Точный перевод росомахи по-немецки - обжора. Дальше додумайте сами.


Вроде бы благополучная семья на заре своего счастья. Мать кормит детей, мальчика и девочку, рядом муж. Но смотрит муж совершенно в другую сторону. Что-то ему в этой жизни не нравиться. Может жена? Вся эта идилия расположена на пеликане - символе материнской любви.


На лапе дракона из преисподни можно разглядеть надпись с цифрами 01.07.1977. Это дата принятия в Германии нового закона о разводах.


Идеальная супружеская пара на лебедях. У них всё впорядке, вот-вот они поцелуются.


Супружеская пара в возрасте. Жизнь вдвоём осточертела до нельзя, но деваться некуда. Вот и ругаются, как черти, скованные навек одной цепью.


Женщина тянется к початку кукурузы, на котором воседает сам Г. Сакс. На заднем плане видна колонна в виде погребального венка, символизирующего то, что в итоге все, и дружные и не дружные семьи окажемся там, на верху. Рано или поздно.

Фонтан "Супружеская карусель" в Нюрнберге поначалу вызвала бурные споры на тему нужна ли такая филосовская композиция городу и её даже хотели запретить, но здравый смысл в искусстве победил. Тепрь это самая посещаемая достопримечательность Нюрнберга.

Вот такие стихи Сакса побудили скульптора на создание такого необычного фонтана:
«Брачная жизнь - воплощение радости,
Вкус кисловатый добавит «букет».
Сколь вы прекрасны, семейные радости,
Столь же и тяжки, сомнения нет»
На некоторых фрагментах фонтана высечены четверостишия из поэмы.

  • < Назад

Самый известный фонтан в Нюрнберге – это «Красивый» или «Прекрасный фонтан» (Schöner Brunnen) на площади Hauptmarkt. Есть версия, что изначально его изготовили для украшения церкви Фрауенкирхе. 19-метровое сооружение должно было стать её шпилем, однако поднять на нужную высоту тяжёлую композицию не удалось. Эта красивая версия не имеет документального подтверждения, и вряд ли она достоверна. Фонтан […]

Самый известный фонтан в Нюрнберге – это «Красивый» или на площади Hauptmarkt. Есть версия, что изначально его изготовили для украшения церкви Фрауенкирхе . 19-метровое сооружение должно было стать её шпилем, однако поднять на нужную высоту тяжёлую композицию не удалось. Эта красивая версия не имеет документального подтверждения, и вряд ли она достоверна.

Фонтан начали строить в 1385 году. Вначале над сооружением трудился мастер Фриц Пфинцинг , после его смерти работы были закончены Генрихом Бехаймом . В общей сложности, строительство продолжалось 11 лет. Фонтан создавали по эскизу кайзера Карла IV . Заказчиком был городской совет Нюрнберга. По замыслу создателей, Schöner Brunnen должен был отобразить систему ценностей средневековья и принципы государственности Великой Римской империи. Однако была и практическая ценность фонтана – источник чистой воды на главной площади стал большим благом для жителей средневекового города.

«Прекрасный фонтан» с позолотой и ярко расписанными скульптурами расположен на рыночной площади Нюрнберга. С нескольких его ярусов смотрят на толпу исторические персонажи: научные и религиозные деятели, короли и вожди, апостолы и пророки – всего более четырёх десятков фигур.

Верхний уровень фонтана символизирует Справедливость. В самом центре композиции – фигура Моисея, вокруг неё расположены статуи семи пророков. На следующем уровне можно увидеть скульптуры курфюрстов и героев разных времён. У ног властителей – гротескные изображения злоумышленников, врагов Нюрнберга. В нижней части, на краю каменного резервуара с водой, размещены статуи учёных: Аристотеля, Эвклида, Птолемея, Пифагора, Сократа, Никомаха, Элия Доната. Сзади, за спинами учёных — скульптуры римских отцов Церкви и апостолов-евангелистов.

В нижней части сооружения можно рассмотреть кривляющиеся рожицы и фигурки чертей – они служат оберегом от нечистой силы. Это давняя традиция — такие изображения раньше использовали в наружном оформлении церквей.

В 1568 году перед фонтаном была установлена защитная решётка работы Паулуса Куна . В этой конструкции есть один секрет – бронзовое кольцо, которое по легенде прикрепил подмастерье Куна. Ни на решётке, ни на самом кольце не видно швов — таким образом ученик хотел показать своё мастерство. Это кольцо служит своеобразной «приманкой» для туристов: считается, что если его покрутить, оно принесёт женщине счастье долгожданного материнства. «Кольцо счастья» вращают практически непрерывно, несколько раз оно пропадало с решётки, и его приходилось восстанавливать (последний раз — в 1957 году).

Долгие годы фонтан подвергался воздействию воды, поэтому каменные фигуры тоже приходилось обновлять. Оригиналы скульптур, сделанные из песчаника, в 1912 году перенесли в Германский музей. В настоящее время на фонтане размещены только копии. Первый раз фонтан реставрировали в 1540-41 гг.; после Тридцатилетней войны он был настолько разрушен, что его хотели снести, но передумали. Большая реставрация проводилась в 1897-1902 гг. В годы II Мировой войны фонтан был укрыт в кирпичном саркофаге и не пострадал.

Hauptmarkt 90403 Nürnberg, Deutschland

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.