Учебный план кружка умелые ручки. Программа кружка "умелые ручки" (ручной труд)

В рамках организации работы детского досуга в МБОУ Развилковской СОШ с углублённым изучением отдельных предметов Ленинского муниципального района Московской области в летнем оздоровительном лагере “Факел” в 2009 году был организован кружок “Умелые ручки”, которым руководит учитель начальных классов Юркина Наталья Анатольевна. Проект основан на опыте преподавания ученикам начальных классов базовых знаний о народных промыслах.

Данная работа пишется на основании деятельности кружка за лето 2013 года.

Ежегодно для кружка разрабатывается новая программа. Учебный план и сетка проведения занятий кружка утверждены заместителем начальника лагеря по воспитательной работе Л. Ю. Величкиной и директором летнего оздоровительного лагеря “Факел” В.А. Роговой.

Количество занятий 8х3=24 часов за 1 лагерную смену, 2 раза в неделю с каждым отрядом (отрядов 3 в среднем по 20–25 человек).

Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования кружка “Умелые ручки” составлена на основе рекомендаций письма Минобразования России от 18.06.2003 г № 28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”, письма Минобрнауки от 11.12.2006 г № 06-1844 “ О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”, локального акта о программе дополнительного образования МБОУ Развилковской СОШ с УИОП от 26.05.2013 г приказ №1.

Направленность дополнительной образовательной программы – развитие творческих способностей учащихся при ознакомлении с приёмами лепки из бумаги, работе с бумагой и картоном.

Программа актуальна, т.к. людей в быту окружают изделия мастеров– умельцев. Детям будет интересно узнать информацию о различной работе с бумагой и картоном, попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники. Для учащихся она несёт элемент новизны , т.к. на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе рассматриваются не все виды работы с бумагой (“Квиллинга” нет).

Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Цель программы – развитие творческих способностей каждого ребёнка, посещающего кружок, его духовно-нравственное развитие.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно– нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма – “от родного порога в мир общечеловеческой культуры”.

Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Главный смысловой стержень программы. (Приложение 1)

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Направления работы:

  • Изготовление цветов в технике квиллинг.
  • Изготовление сувениров и открыток к празднику.
  • Конструирование.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 1 месяц обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 20 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 7–13 лет.

Тип программы: Программа является модифицированной на основе программ: “Волшебная бумага”(авт. Мячина С.В.), “Бумажные фантазии”(авт. Шабунина И.А.), “Волшебство квиллинга”(авт. Осипова В.А.).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 13 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы могут быть различны, но на данный момент программа составлена на 1 месяц (на время работы летнего оздоровительного лагеря).

Условия приёма детей – по желанию. Система набора учащихся – по распределению по отрядам. Продолжительность образовательного процесса составляет 45 минут 2 раза в неделю в течение всего времени работы летнего оздоровительного лагеря “Факел” в первой половине дня. Норма наполняемости – максимум 20 человек (п. 5 “Методические указания” Приказ КО № 325 от 23.05.2001 г). Этапы : теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Режим занятий – занятия проводятся по отрядам 2 раза в неделю с 9.15 до 12.00 в кабинете № 342 школы с 3 июня по 27 июня 2013 года. Всего планируется провести 8 занятий для каждого отряда.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Программа предусматривает формирование навыков:

1) чтения простейших схем по лепке из бумаги;
2) изготовления простейших игрушек и композиций;
3) украшение предложенных изделий краской.

Программа призвана:

1) Развивать наблюдательность, зрительную память.
2) Воспитывать творческое отношение к труду, художественный вкус.
3) Развивать моторику рук, глазомер,
4) Развивать духовно– нравственное содержание каждого ребёнка.,
5) Способствовать сохранению здоровья школьников.

Формы подведения итогов:

  • По окончанию курса дети выполняют отчётную работу.
  • Текущие и отчётные работы представляются на отчётных выставках в школе (на стендах)
  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихсяпосле прохождения каждой темы.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:
– цветную бумагу,
– гофрированный картон;
– картон белый и цветной,
– клей (наилучшим является клей ПВА),
– зубочистка.

Инструменты : ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Учебно-тематический план занятий . (Приложение 3)

Материальное обеспечение программы:

Видеомагнитофон, видеокамера, проигрыватель дисков, телевизор, музыкальный центр, аудиокассеты с лирической музыкой, таблицы с алгоритмами работы при изготовлении изделий, наличие у каждого посещающего кружок бумаги, картона, кистей для клея, ножниц, зубочисток, тряпочек для рук, клеёнок для стола, клея.

Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса). Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, рукомойник, мусорное ведро, вёдра для чистой и грязной воды, швабра.

Приложение 5. Работы ребят.

Методическое обеспечение программы

  1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. – “Просвещение”, Москва 1982.
  2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – “Росмэн”, Москва 1996.
  3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. – “Университет”, Москва 2000.
  4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Полигон С.-Петербург 1998.
  1. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского – М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – “Просвещение”, Москва 1991.
  3. Джейн Дженкинс . “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. – “Просвещение”, Москва 1982.
  4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – “Искусство в школе”, Москва 1995.
  5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.– 176 с.
  6. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003. –240 с.

Ольга Плеханова
Программа кружка «Умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

В качестве средства художественно-эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят ,а также для детей , страдающих нарушениями зрения.

И еще очень важное дополнение : умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых . А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Актуальность данной программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей .

Работа кружка «Умелые ручки » нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.

Выделяются четыре раздела :

2. Работа с тканью и нитками.

3. Работа с бросовым и природным материалом.

4. Работа с пластилином.

«От простого - к сложному» - девиз данной программы .

Программа кружка охватывает дошкольный возраст в разновозрастной группе - старшая – подготовительная группа и рассчитана на 2 года обучения.

Обучение проводится с сентября по май один раза в неделю, во вторую половину дня. Занятия проводятся длительностью 25-30 минут по подгруппам.

На занятиях кружка «Умелые ручки » , осуществляется индивидуальный и личностно-ориентированный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание, состояния здоровья.

Основным условием реализации программы кружка «Умелые ручки » является творческое отношение к работе самого педагога.

Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Умелые ручки » .

Можно назвать основные принципы построения и реализации данной программы :

Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);

Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

Принцип культуросообразности : знакомство с историей декоративно-прикладного творчества, с рукоделием разных народов,

Принцип единства развития и воспитания;

Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

Принцип общедоступности;

Принцип преемственность;

Принцип индивидуально-личностного подхода : учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

Принцип свободы выбора;

Принцип успешности;

Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

Принцип разноуровневости : выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей .

Принцип системности.

Цель программы : Развитие практических трудовых навыков и творческой активности детей путём вовлечения их в занятия ручным трудом.

Образовательно-воспитательные задачи программы :

1. Учить способам и приёмам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

2. Развитие у детей воображения , памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.

3. Развивать у детей чувство пропорции , гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

4. Формировать художественный вкус.

5. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей , воспитывая и развивая их творческие способности

Т. к. работа кружка является частью коррекционной работы, направленной на развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения , программа ставит и некоторые коррекционные задачи :

1. Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию.

2. Развивать прослеживающую функцию глаза, сопряженную с движением руки.

3. Развитие цветовосприятия, цветоразличия.

4. Развитие навыка макро- и микроориентировки в пространстве и на плоскости.

Известно, что осязание и мелкая моторика

* помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы , позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

* позволяют ребенку обслуживать себя;

* позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

* способствуют повышению самооценки ребенка, т. к. дают возможность приобрести социальный опыт.

В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.

Ожидаемые результаты.

знания :

о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

в области композиции, формообразовании, цветоведения;

о свойствах некоторых материалов;

о праздничных традициях.

В конце обучения дети должны получить умения :

работать нужными инструментами и приспособлениями;

работать в различных техниках аппликаций;

последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала) ;

лепить из пластилина и соленого теста;

работать с природным и бросовым материалом.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе ДОУ, так и более высокого уровня, использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление зала для проведения праздничных утренников.

Формы работы :

Индивидуальная работа;

Групповая работа;

Коллективно-творческая работа;

Оформление выставок.

Методы работы :

наглядный;

исследовательский;

практический,

объяснительно-иллюстративный,

проблемно-поисковый.

Используемые материалы :

пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза» , сухие листья, коряги, шишки, жёлуди, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания, кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

Инструменты и приспособления :

Ножницы, шило (только для взрослого, иголка и нитковдеватель, карандаш, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеёнка для аппликации, клейкая лента, кисточки для клея и красок.

1. Работа с бумагой и картоном.

Работа в технике «Оригами» . Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей . Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.

Работа с мятой бумагой - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук.

Изготовление объёмных картинок, изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей . Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей . Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.

Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение.

В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей , рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.

2. Работа с тканью и нитками.

Основы шитья : Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи : пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребёнка.

3. Пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня : «графия» - создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста , осваивают простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте : выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

4. Работа с природным и бросовым материалом.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству , предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

I год обучения.

Вид деятельности

программой кружка , инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности.

«Кошечка» , «Собачка»

Коллективная работа «Осеннее дерево» (работа с засушенными листьями)

4 Работа с пластилином Лепка «Созрели яблочки в саду»

октябрь 1 Работа с бумагой и картоном Объёмная аппликация «Волшебные полоски»

2 Работа с природным материалом Аппликация с использованием скорлупы грецкого ореха «Божья коровка»

3 Работа с нитками Аппликация из нарезанных нитей

«Воздушные шары»

«Радуга»

ноябрь 1 Работа с бумагой и картоном Складываем из бумаги «Самолётик»

2 Работа с бросовым материалом Машинка из коробочки

3 Работа с нитками Кукла из ниток

4 Работа с пластилином Лепка. Коллективная работа «Урожай»

декабрь 1 Работа с бумагой и картоном Коллективная работа. Обрывная аппликация «Деревенька зимой»

2 Работа с природным материалом Ёлочка с игрушками из шишки

3 Работа с нитками Шнуровка с помощью иголки и нитки

4 Работа с пластилином Лепка «Снеговик»

январь 1 Работа с бумагой и картоном Аппликация из геометрических фигур «Трактор»

2 Работа с нитками Кисти из ниток

3 Работа с бросовым материалом Аппликация на спичках

4 Работа с пластилином Коллективная работа. Картина из пластилиновых шариков

февраль 1 Работа с бумагой Оригами «Тюльпан»

2 Работа с бросовым материалом Поделка в подарок папе из спичечных коробков «Самолёт»

3 Работа с тканью и нитками Снежинки из белых ниток

4 Работа с пластилином Завершение коллективной работы – картины из пластилиновых шариков

март 1 Работа с бумагой и картоном Открытка для мамы

2 Работа с тканью Коллаж из кусочков ткани

3 Работа с бросовым материалом «Домик для гномика»

4 Работа с пластилином Пластилинография «Птичка»

апрель 1 Работа с бумагой и картоном «Волшебные полоски» «Кот с усами»

2 Работа с тканью и нитками «Украшение пасхального яичка»

3 Работа с природным материалом Аппликация из засушенных листьев «Рыбка»

4 Работа с пластилином. Лепка по замыслу

май 1 Работа с бумагой и картоном Аппликация «Яблоневый цвет»

2 Работа с тканью и нитками Аппликация «Украсим чашку»

(вырезание из ткани)

3 Работа с бросовым материалом Поделка по замыслу

II год обучения

Вид деятельности

сентябрь 1 Вводное занятие Знакомство с программой кружка , инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности

2 Работа с бумагой и картоном Оригами «Кораблик»

3 Работа с природным материалом «Аппликация из засушенных цветов и листьев»

4 Работа с пластилином «Закрашиваем пластилином»

октябрь 1 Работа с бумагой и картоном Аппликация «Цветы в вазе»

2 Работа с природным материалом «Украсим тарелочку» . Аппликация из семян растений.

3 Работа с тканью и нитками Изготовление помпонов

4 Работа с пластилином Объёмная игрушка «Ёжик» (с использованием семян подсолнечника)

ноябрь 1 Работа с бумагой и картоном Работа с крепированной бумагой способом торцевания.

2 Работа с нитками и тканью Плетём коврик из ниток

3 Работа с природным материалом «Букет цветов из листьев»

4 Работа с пластилином Коллективная работа «Ёлочка» с использованием способа торцевания

декабрь 1 Работа с бумагой и картоном Ёлочные украшения

2 Работа с нитками и тканью Аппликация из ткани «Дед Мороз»

3 Работа с природным и бросовым материалом «Наряд для ёлочки» (ёлочные украшения из бросового материала)

4 Работа с пластилином Пластилинография «Маскарад»

январь 1 Работа с бумагой и картоном «Волшебные полоски»

2 Работа с тканью и нитками. Кукла-оберег из ткани.

3 Работа с тканью и нитками Снеговик из помпонов

4 Работа с пластилином Рисуем жгутиками из пластилина

2 Работа с нитками и тканью Аппликация из нарезанных ниток «Фейерверк»

3 Работа с бросовым материалом Поделка в подарок папе «Танк» из спичечных коробков

4 Работа с пластилином Пластилинография «Лебеди»

3 Работа с природным и бросовым материалом Коллективная работа «Аквариум»

4 Работа с пластилином Лепка из солёного теста

апрель 1 Работа с природным и бросовым материалом Коллективная работа «Аквариум»

2 Работа с бумагой и картоном Оригами «Голубь»

3 Работа с тканью и нитками Изонить

4 Работа с пластилином Раскрашивание готовых работ

май 1 Работа с бумагой и картоном Оригами «Грибочки в лукошке»

(коллективная работа)

2 Работа с тканью и нитками Изонить

3 Работа с пластилином Лепка по замыслу

4 Итоговое занятие Подведение итогов работы за учебный год

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала» .

2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография -Детский дизайн» .

3. Малышева А. Н. Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» .

4. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» .

5. Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие – Художественный труд в детском саду и семье» .

6. Петрова И. М. «Волшебные полоски» .

7. Петрова И. М. «Кукольная оранжерея»

8. Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3» .

9. Салагаева Л. М. «Объёмные картинки» .

10. Соколова С. В. «Оригами для старших дошкольников » .

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Принята педагогическим советом

школы-интерната

Протокол № _____________

от « ____» ________________ 2013

Рабочая программа кружка

«Умелые руки»

Руководитель Н.Н.Смагина

Пояснительная записка

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы-интерната и дома.

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Рекомендуемый возраст детей: 10-14 лет. Обучение групповое и звеньевое (возможно индивидуальное). Группа формируется в количестве 9 человек по принципу добровольности. С таким количеством обучающихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности работы.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет? часов в год. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей VIII вида, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы кружка «Умелые руки»

Развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы

Образовательные:

Совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

Обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

Научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие;

Развивать мелкую моторику пальцев рук,

Способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

Воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

Воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях детей с ОВЗ на занятии.

На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, но задержка школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: они становятся пассивными, часто беспомощными при решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников с ОВЗ и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность школьников и условия работы в данной группе.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

Аккуратность;

Четкость выполнения изделия;

Самостоятельность выполнения;

Наличие творческого элемента.

«Зачеты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.

Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

Обучающиеся должны знать:

    названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

    правила безопасности труда при работе ручными инструментами;

    правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Обучающиеся должны уметь:

    правильно пользоваться ручными инструментами;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

    организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

    бережно относиться к инструментам и материалам;

    экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

    самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

    правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полуобъемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров(шишки, коряги), сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др.

Дети учатся простейшим приемам вязания крючком и спицами. Вначале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, спицы, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теор.

Практ.

Вводное занятие

Экскурсия

«Волшебница природа»

«Бумажные фантазии»

«В царстве тканей и ниток»

«Пластилиновая страна»

«Остров ненужных вещей»

Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема занятий

Кол-во часов

Форма учебного занятия

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие

Беседа. Правила работы и техники безопасности.

теоретическое занятие

Экскурсия в природу .

Сбор природного материала.

прогулка, практическое занятие

«Волшебница природа!»

(работа с природным материалом – изготовление аппликаций;художественное конструирование)

Теоретическое занятие;

Аппликация «Панно из осенних листьев»;

Аппликация «Разноцветная мозаика»

с использованием семян, листьев, гальки;

Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь»;

Изготовление фигурок животных из шишек, желудей, каштанов;

Изготовление деревьев из веточек, пластилина, пуха.

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

«Бумажные фантазии»

(работа с бумагой и картоном)

Теоретическое занятие;

Изготовление цветов из салфеток;

Изготовление бабочек из гофрированной бумаги (для декорирования штор);

Поделки из бумажных тарелок;

Изготовление елочки из бумажных салфеток;

Контурное вырезание из бумаги

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

«В царстве тканей и ниток»

(работа с тканью, нитками, пуговицами)

Теоретическое занятие;

Панно «Аквариум»;

Панно из разноцветных косичек;

Знакомство со схемами по вязанию крючком;

Вязание цветов по схеме;

Вязание салфеток по схеме.

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

«Пластилиновая страна»

(работа с пластилином)

Теоретическое занятие;

Аппликация на диске «Веточка»;

Аппликация «Ёж-грибник» с использованием бумаги, семечек;

Аппликация из шариков «Мимоза»;

Аппликация «Паучок»;

Аппликация с использованием макарон, крупы «На морском дне»;

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

«Остров ненужных вещей»

(работа с бросовым материалом)

Теоретическое занятие;

Изготовление сувенира «Яблоки»;

Изготовление вазочек из пластиковых бутылочек с использованием бусин;

Композиция «Веточка в инее» (с использованием пенопласта);

Изготовление панно «Кувшинки» из упаковочного материала;

Изготовление сувенира из пластиковой посуды.

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

практическое занятие

Список литературы

1.Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», М., 2005 г.

2.Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам», М., 1998 г.

3. Еременко Т.И. «Иголка-волшебница», М.,1987 г.

4. Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе»,

Волгоград.«Учитель», 2010 г.

5. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М., 1990г.

6. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов», Ярославль.

«Академия развития», 2006 г.

7. Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками», М., 2008 г.

8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», М., 1990 г.

9. Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», Ярославль. 2004 г.

10.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология - Умные руки». Самара.

«Учебная литература», 2007 г.

РабочееПрограмма

... __″______″ 2011г. Адаптированная программа КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ » Срок реализации:1год Возраст детей... их и совершенствовать. В рабочей комнате планирую организовать постоянно действующюю... -правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 41 ст. Новокорсунская

Программа рассмотрена. Утверждаю заведующая

На заседании педагогического МБДОУ Детский сад№41

совета МБДОУ Д /с № 41 ____________О.Н.Просветова

Протокол № ___ «__»___________2015 год

«__»___________2015 год

ПРОГРАММА


КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

«Очень умелые ручки»


Разработала: воспитатель МБДОУ

Детский сад № 41 Н.Н.Карасёва

Пояснительная записка………………………….……3

Список детей…………………………………….…….6

Перспективное планирование………………….…….7

Методическое обеспечение реализации программы.......................................................................9

Прогноз результативности……………………...……11

Литература…………….………………………………12

Пояснительная записка

Важную роль в процессе формирования личности дошкольника является художественно-эстетическое развитие. На протяжении нескольких лет проходят исследования, связанные с творчеством детей. С каждым новым исследованием открываются новые перспективы и возможности для детей и педагогов. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности. Если говорить о способностях детей в творчестве, то Т. С. Комарова определяет следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка наблюдаются в процессе формирования именно творческих способностей.

На сегодняшний день существует несколько основных направлений, которые позволяют понимать процесс формирования творчества. Одним из них является качество личности от рождения, из данного можно сделать вывод, что творчеству нельзя научить. Такие авторы как А. В. Бакушинский, К. Н. Вентцель, В. Глоцер, Р. Риччи, Ф. Шмит, А.Эренцвейг предлагают создавать условия для формирования творчества, при этом делать акцент на окружающую жизнь. Дети, посещающие дошкольное учреждение непрерывно связаны с окружением извне: домашняя, уличная обстановка, социум.

Б. Джефферсон, В. Лоунфельд, Н. Михайловская-это авторы следующего направления, которые доказывают, что творчество-самовыражение личности, оно происходит самостоятельно, но при этом нужно создать определенные условия для его формирования.

В создании данной программы затронуты только поверхностно два выше описанных направления. За основу разработки данной программы было выделено направление представителей приближенных к дошкольному образованию: О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Я. А. Пономарев,

С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова. Данные авторы выделяют творчество как процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Для данной программы важно мнения данных представителей. В процессе создания кружковой программы было положено в основу результаты исследований третьего направления. «Творчеству можно научить, и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются художественно-творческие способности человека, черты творческой личности».

Художественное творчество-деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребенка, проявление развития эмоционально-чувственных качеств, способность самостоятельно сделать выбор. В процессе кружковой работы дети способны активизировать свой творческий потенциал. Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес. Развитие мелкой моторики пальцев рук - это один из показателей творческой активности детей и интеллектуального роста, что важно для детей подготовительной к школе группе. Данная программа нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, обогащению его «материального» и духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, к получению эмоционального удовлетворения от получения результата, приобщение к искусству как основной части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

«Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями. Содержание кружковой программы «Очень умелые ручки» предполагает развитие творческих способностей детей при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

Цель программы кружка «Очень умелые ручки» :

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами творческой деятельности;

развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Задачи:

Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обогащать словарь ребенка, специальными терминами; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук и глазомер; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; развивать пространственное воображение; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой; учить аккуратности, умению бережно и экономно, использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Программа «Очень умелые ручки» рассчитана в основном на детей дошкольного возраста (6-7 лет). Для ребят этого возраста характерно увлечение разными видами творческой деятельности, поэтому содержание занятий кружка довольно разнообразно. Это дает огромный простор для детской выдумки и фантазии, развивает инициативу детей, побуждает их к самостоятельным действиям.

Данная образовательная программа является авторской (разработана индивидуально на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта), кружковой (по форме реализации), общей (по особенностям развития детей), комплексной (по содержанию и видам деятельности), одногодичной (по срокам реализации).

Программа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:

    Связь теории с практикой;

    Единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития;

    Дифференцированный подход;

    Системность и непрерывность работы;

    Сотрудничество педагога и кружковца;

    Многообразие видов и форм деятельности;

    Комплексность;

    Принцип свободы выбора.

РЕЖИМ РАБОТЫ КРУЖКА:

ДЕНЬ НЕДЕЛИ: Среда или четверг

ВРЕМЯ: 15.45

Список детей:

1.Марина Ника

2. Евдощенко Кирилл

3.Дидюхин Саша

4.Яковлев Никита

5.Каун Вика

6.Григорян Ромела

7.Абромян Ануш

8. Кирий Даша

9.Фоменко Эля

10.Филипова Надя

Перспективное планирование

О К Т Я Б Р Ь

Раздел

Тема

«Золотая осень»

«Путешествие в мир природного и бросового материала»

«В гости к стране Листопадии»

«Отбор и подготовка материалов к поделке

«Осенний лес»

Коллективная работа «Осенний лес»

(поделка из природного материала)

Н О Я Б Р Ь

«Удивительный мир тесто пластики»

«Знакомство с тесто пластикой»

«Приготовление теста»

Коллективная работа: панно «Зимовье зверей»

Коллективная работа: панно «Зимовье зверей» (и приклеивание к основе)

Д Е К А Б Р Ь

«Здравствуй, Зимушка-зима»

«Разговоры зимним вечером»

Пейзаж «Зимушка - зима» (подготовка, подбор и к изготовлению)

объемной аппликации, воплощение задумки)

Оформление пейзажа «Зимушка-зима»

Я Н В А Р Ь

«Крупинка»

«В гости к Крупинке»

Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы)

Ф Е В Р А Л Ь

«День защитника Отечества»

«Праздник День защитника Отечества »

«Подарок папе»

(изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок)

Коллективная работа «Военная техника» (объемная аппликация)

М А Р Т

«Весенние красоты»

«Подарок мамуле к празднику»

Музыкально-игровая беседа «Королева Весна»

Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка к коллективному панно из ткани)

Коллективное панно «Разноцветные розы»

А П Р Е Л Ь

«В мире прекрасного»

«Наши соседи - комнатные растения» (беседа с использованием музыкального сопровождения)

«Цветочное оригами»

Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»

Коллективное панно «Волшебный цветок»

1. «Золотая осень ». Беседа. Знакомство с природным и бросовым материалом. Виды и демонстрация возможных творческих идей. Правила поведения на природе. Отбор и подготовка природного и бросового материалов. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа : Коллективная работа «Осенний лес» (поделка из природного материала)

Материал к занятию : семена и листья деревьев, кустарников, мох, коряги, шишки. Кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон.

2. «Удивительный мир тесто пластики». Беседа. История создания тесто пластики. Знакомство с тесто пластикой. Экспериментирование с приготовлением теста. Основы и технология замешивания соленого теста. Рассматривание репродукций с использованием тесто пластики. Изготовление заготовок. Естественная сушка при комнатной температуре. Расположение композиции на основе. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа : Коллективная работа: панно «Зимовье зверей».

Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 столовые ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто.

3. «Здравствуй, Зимушка-зима». Беседа. Игровые приемы с использованием музыкального сопровождения. Загадки о зиме. Сбор информации по зимним картинам и рассказ об их элементах. Подготовка и выбор материалов к коллективной объемной композиции. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Изготовление и оформление пейзажа «Зимушка-зима» (объемная аппликация).

Материал к занятию : Картон: синий, чёрный, белый. Ножницы, цветная бумага, бумажные салфетки, заготовки ёлочек, солнышек, месяцев, звёздочек. Открытки с изображением зверей. Вата, клей ПВА, кисточки, салфетки, пенопласт. Картины о зиме, стихи, рассказ о зиме.

4. «Крупинка». В гости к Крупинке. Знакомство с разнообразием и различием круп. Игры «Веселая крупинка». Приемы работы. Демонстрация презентации «В мире крупы». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы).

Материал к занятию : Различные крупы (не менее 4 видов), карандаши, картон, клей ПВА, кисточки, салфетки.

5. «День защитника Отечества». Знакомство с праздником «День защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций по теме. Просмотр презентации «Папин праздник». Изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок из соленого теста. Сушка материалов. Игровая ситуация с сопровождением музыкальной композиции «Папа может…». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Изготовление подарка папе из соленого теста. По технологии тесто пластика изготовления военной техники.

Материал к занятию : мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 столовые ложки растительного масла. Чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто. Картинки по теме, атрибуты к игровой ситуации.

6. «Весенние красоты». Встреча весны. Знакомство с признаками весны. Музыкально-игровая беседа. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение.

Практическая работа: Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка и оформление коллективное панно из ткани).

Материал к занятию : ткань разных цветов, веточки, листочки. Кисточки, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, клей ПВА, ножницы.

7. «В мире прекрасного». Знакомство детей с видовым разнообразием комнатных культур. Изучение морфологии растений. Презентация комнатные растения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение. Изучение техники оригами. Проведение конкурсной программы «Мои любимые цветы».

Практическая работа: Изготовление цветов по технике оригами из цветной бумаги. Рисование «Мои любимые цветы», Объемная аппликация (коллективное панно) из подручных средств «Волшебный цветок».

Материал к занятию : кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон, шишки, камешки, пух, перья, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, бобы, горох, комнатные растения, листы А - 4.

Методическое обеспечение реализации программы

Программа рассчитана на художественно-эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребенка. Воплощение художественного образа это непрерывный процесс познавательно-творческого и эстетического развития. Для положительного результата при организации кружковой работы используются:

1.Использование игровой деятельности;

2.Воспроизведение музыкальных композиций;

3.Чтение художественной литературы;

4.Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;

5.Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение).

Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребенка осуществляется посредствам:

    Создания благоприятной эмоциональной сферы;

    Внедрение активных методов работы с детьми;

    Предпочтения и интерес детей;

    Проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления;

    Создание рабочего места, решающего потребности ребенка в творчестве.

Итогом творческой работы кружка являются отчетные занятия 2 раза в год:

    Январь- №4

    Апрель- №4

  • Выставки детских работ

Материально-технические условия: удобное рабочее место, правильное освещение, набор инструментов.

Наглядные пособия и дидактический материал:

    Памятки с правилами по технике безопасности.

    Дидактический материал: карточки с заданиями, загадками, альбомы: «Осень золотая», «Весна», «Цветы».

    Методическая таблица: «Основные приемы изготовления соленого теста».

    Раздаточный материал: шаблоны для изготовления аппликаций, панно, открытки.

Технические средства: музыкальный центр, компьютер, диски с песнями из детских кинофильмов, иллюстрированные презентации.

Инструменты и материалы:

    Ножницы (8 штук), простые карандаши (8 шт.), ластик (8 шт.), клей ПВА (8 бутылок), фломастеры (8 упаковок), гуашь (6 коробок), кисточки (по 3 шт. разного размера каждому кружковцу), двусторонняя цветная бумага, цветной картон, листы А4, салфетки (8 шт.), стаканчики (8 штук).

    Природный материал: Засушенные растения, листья, веточки, семена, шишки, камешки, пух, перья.

    Виды бытовых отходов: пенопласт, пластик (сэндвич панели), ткань разных цветов.

    Разное: крупа, мука, соль, вода.

Прогноз результативности

Знать: назначение инструментов, используемых в работе; общую классификацию материалов; правила безопасности труда и поведения в природе, на рабочем месте.

Уметь: работать с инструментами, клеем; заготавливать и обрабатывать природный материал;

Владеть: техникой аппликации, рисования, тесто пластики, оригами; соединять в одном изделии разнородные материалы; эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приемами работы с инструментами.

Ожидаемые результаты:

1. Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

2. Умение находить новые способы для художественного изображения;

3. Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

4. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

5. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

6. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Для определения уровня развития используются наблюдения и анализ продуктивной деятельности детей, после оформляются диагностические карты, на основе которых рассматривается личностно-ориентированный подход.

Литература:

А. Мелик-Пашаев. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2007

Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» 6-7 лет

Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» от 6 до 7 лет

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Н. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре, И «Просвещение», 1992 г.

Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми 6-7 лет, И «Мозаика-синтез», 2011 г.

М.Ю. Картушина «Конспекты лого ритмических занятий с детьми 6-7 лет», 2007 г.

Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», 2011 г.

Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012 г.

Программа кружка "Умелые ручки" рассчитана на детей в возрасте от 7 лет Срок реализации программы 1 год.

На занятиях кружка учащиеся занимаются изготовлением плоских игрушек –аппликаций из бумаги и ткани, плоских комбинированных и объемных игрушек из ткани и меха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Новомихайловская СОШ

Программа кружка дополнительного образования

« Умелые ручки »

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет

Срок реализации программы 1 год.

Руководитель: Позднякова Жанна Григорьевна

Педагог дополнительного образования

МОУ Новомихайловской СОШ.

2011 г

Пояснительная записка

Внеклассная работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей.

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса.

Игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.

На занятиях кружка учащиеся занимаются изготовлением плоских игрушек –аппликаций из бумаги и ткани, плоских комбинированных и объемных игрушек из ткани и меха. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. При выполнении плоских комбинированных игрушек из плотных тканей дети осваивают швы (шов «вперед иголку», петельный шов, «через край»), с помощью которых соединяют детали игрушек, приручаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек.

Основная цель программы :

  1. вызвать у детей интерес к творчеству;
  2. пробудить желание творить самостоятельно;

Цель работы кружка:

  1. Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения плоских комбинированных и объемных игрушек.
  2. Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.
  3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

Задачи программы:

  1. Обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий, основам технологического процесса при изготовлении аппликаций, и плоских, комбинированных и объемных игрушек из ткани.
  2. развивать художественный вкус, творческую активность, эстетическое отношение к действительности; способствовать развитию у ребенк а:
  1. Мелкой моторики пальцев рук,
  2. Сенсорного восприятия
  3. Глазомера;
  4. Логического мышления;
  5. Воображения;
  6. Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)
  1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
  2. Приносить удовлетворение от выполненной работы.

Методы и приёмы обучения

Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка:

объяснительно – иллюстративный : при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;

репродуктивный : деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

частично – поисковый : самостоятельный поиск выполнения решений для изготовления изделия;

исследовательский: творческая деятельность детей по решению выполнения работы.

Изготовление изделий требует определенных знаний и навыков. Прежде чем приступить к практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными видами материалов, пригодных для работы, и их свойствами, а также с вопросами безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места.

Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям уделяется повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками, шилом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает учащимся. (приложение 1)

Постоянно развивая интерес детей к занятиям, педагог должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему. Думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.

Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель кружка может изменять темы в зависимости от контингента кружковцев, от условий работы, возможностей кружка и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности кружковцев, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.

В кружке занимаются учащиеся 1 класса с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, допускается в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки. Так же необходимо проводить и индивидуальную работу с кружковцами, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнять ту или иную операцию . Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу.

Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть.

Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных кружковцев, увлеченных выполнением собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства.

Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий способствует воспитанию общительности и дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы , анализ и оценка ее. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Школьники должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, развесив изделия на стенде, доске или расставив, разложив на столе. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Их анализ приучат школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Формы организации работы с кружковцами :

  1. Изготовление поделок к праздникам (подарки).
  2. Проведение выставок работ учащихся:
    – в классе,
    – в школе.
  3. Участие в районных и областных выставках и конкурсах.

Предполагаемые результаты.

После освоения данной программы учащиеся:

  1. научатся работать с литературой, схемами, алгоритмами, при помощи которых можно изготовить изделие;
  2. приобретут навыки коллективного труда и общения в коллективе, взаимовыручке;
  3. разовьют творческие способности;
  4. познакомятся с различными видами народного творчества.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

1 год.

Планируемые результаты:

  1. Организовывать свою деятельность: своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
  2. Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.
  3. Исследовать особенности предлагаемых изделий.
  4. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении всех видов работ и несложных проектов.
  5. Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.
  6. Моделировать и изготавливать несложные изделия по готовым схемам, эскизам.
  7. Решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, природных материалов;
  8. Выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани - с помощью выкройки;
  9. Конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
  10. Применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
  11. Конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
  12. Выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
  13. Осуществлять самоконтроль и коррективу хода работы и конечного результата.
  14. Характеризовать основные требования к изделию.

Общие сведения кружка дополнительного образования «Умелые ручки»

Количество членов: учащиеся 1 класса

Количество занятий в неделю: 1 занятие продолжительностью 35минут

Количество занятий за год: 35 занятий

Место проведения кружковых занятий: кабинет технологии для девочек расположенный на втором этаже МОУ Новомихайловской СОШ

Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.

Учебно-методическое обеспечение программы:

Дидактические материалы:
Инструкционные карты и схемы базовых форм.
Инструкционные карты сборки изделий.
Схемы создания изделий
Образцы изделий.

Инструкции по технике безопасности
Альбом лучших работ детей.

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий: Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные наборы цветной бумаги, картона, различный тканный материал, нитки - швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. В качестве инструментов потребуются: игольницы с иголками; линейка; простой карандаш; мел, клей ПВА, шило (мы пользуемся кнопками с иголочкой длиной несколько миллиметров);

Все это всегда есть в любой семье.

Тематический план работы кружка «Умелые ручки» одного года обучения

№п/п

занятия

Наименование тем

Дата

Вводное занятие

Первичный инструктаж на рабочем месте. Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с кружком. Из истории народной игрушки.

1 неделя

Аппликация 12 занятий

Выполнение плоской аппликации «Осенние мотивы» (грибочки)

Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников.

2 неделя

Выполнение плоской аппликации «Корова»

3 неделя

Выполнение плоской аппликации «Сорока белобока»

4 неделя

Выполнение объемной аппликации «Уточка»

5 неделя

Выполнение объемной аппликации «Лев»

6 неделя

Выполнение объемной аппликации «Нарцисс»

7 неделя

Выполнение объемной аппликации «Снеговик»

8 неделя

«Заинька» (из ткани)

Заготовка, раскрой лекал из ткани, наклеивание фоновую картонную поверхность.

9 неделя

«Котик» (из ваты)

Заготовка ватных лекала, нанесение лекал на бархотную поверхность.

10 неделя

11неделя

Выполнение объемной комбинированной аппликации «Поздравительная открытка»

Заготовка, раскрой лекал из бумаги, наклеивание фоновую поверхность.

12 неделя

Выполнение объемной игрушки из бумаги «Зайка»

13 неделя

Выполнение объемной игрушки из бумаги «Лиса»

Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.

14 неделя

Выполнение объемной игрушки из бумаги «Волк»

Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.

15 неделя

Комбинированные плоские игрушки

Вводное занятие по теме: «Комбинированные плоские игрушки»

Вводное занятие Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки

16 неделя

Плоские комбинированные игрушки Игольница «Божья коровка»

17 неделя

18 неделя

Игольница «Солнышко»

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

19 неделя

Окончательная обработка изделия.

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

20 неделя

Куклы-варежки

Выполнение прихватки с аппликацией «Котофей»

Выполнение выкроек – лекал.

21 неделя

Окончательная обработка изделия.

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

22 неделя

Выполнение прихватки с аппликацией «Попугай»

Выполнение выкроек – лекал.

23 неделя

Окончательная обработка изделия.

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

24 неделя

Выполнение прихватки с аппликацией «Пингвин»

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

25 неделя

Куклы-перчатки

Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Зайка»

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

26 неделя

Окончательная обработка изделия.

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

27 неделя

Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Хрюшка»

Выполнение выкроек – лекал.

28 неделя

Окончательная обработка изделия.

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

29 неделя

Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Мышка»

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

30 неделя

Окончательная обработка изделия.

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

31 неделя

Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Котик»

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

32 неделя

Окончательная обработка изделия.

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

33 неделя

Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Курочка»

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

34 неделя

Окончательная обработка изделия.

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

35 неделя

Список литературы

  1. З.Неботова, Т.Кононович //академия «умелые ручки»// « Мягкая игрушка» // - М.: Изд. Эксмо-2004-160с
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 458 с.
  3. Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. - 58 с.
  4. Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987. - 114 с.
  5. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. - 82 с.
  6. Меренкова Е.А. Программа для кружка мягкой игрушки "Солнечный лучик". - М.: НОТА, 2002. - 18 с.
  7. Е. Твердохлеб //Мягкая игрушка своими руками» //Харьков- 2005.-160с.
  8. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999. - 176 с.
  9. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.
  10. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1981. - 166 с.

(приложение 1)

Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками:

  1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
  3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
  4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
  5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
  6. При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
  7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
  8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
  9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.
  10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.

Т/Б при работе электроутюгом:

  1. При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.
  2. Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.
  3. не отвлекаться во время работы утюгом. Не оставлять его включенным в сеть без присмотра.
  4. Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани. Если утюг без терморегулятора. То не допускать его перегрева.
  5. Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался – это может привести к излому провода и к короткому замыканию.
  6. Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.
  7. По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладить, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.