Гуцулы происхождение народа. Гуцулы - русины закарпатья

«Гуцулы…. Кто такие эти люди?» Такой вопрос не раз возникал у тех, кто хоть когда-то интересовался культурой народностей соседних стран.

Однако ответить на него не так просто даже для коренных жителей Украины. То есть вам, скорее всего, расскажут, что это люди, которые живут в западной части государства, любят петь и большое значение придают одежде в традиционном стиле, передающемся из поколения в поколение. И это, пожалуй, все. Обидно, ведь в таком случае эта самобытная нация будет в точности походить на другие многочисленные народы Украины.

Хотя вот о гуцулах и стоило бы рассказать в первую очередь. Почему? Все дело в том, что их стиль жизни, манера одеваться и образ мировоззрения уже на протяжении многих лет становятся предметом изучения многих ученых, причем как историков, так и культурологов.

В данной статье мы постараемся ответить на вопрос о том, что представляют собой гуцулы. Кто такие эти люди, читатели узнают из описания истории, культуры и современности нации.

Раздел 1. Общее описание народности

Существует предположение, что гуцулы, впрочем, так же, как лемки и бойки, принадлежат к карпато-русинской этнической группе. Но, несмотря на такое мнение, эмигранты из Галицийских и Буковинских русинов считают, что их предки появились в Карпатских горах еще в начале VI века. На сегодняшний день основная часть карпато-русинского этноса заселяет приграничные территории современных Карпат, находящиеся на пересечении украинской, польской и словацкой границ.

Также более полумиллиона человек проживают отдельными общинами в соседних странах и в Соединенных Штатах Америки. Население этих общин составляет почти ½ часть всей общей численности русинов на земле.

Раздел 2. Происхождение названия этноса

Существует множество версий происхождения слова «гуцулы», но ни одна из них не имеет прямых доказательств. Одни считают, что свое название народность карпатских горцев получила от осетинского (сарматского) слова «гыццыл», что в переводе означает «малый, младший».

В письменных источниках это название зафиксировано как «гыццыл чизг/языг» и относится к языгам - сарматскому племени, которое существовало в Прикарпатье и Галиции в первых веках н. э. Именно они не участвовали в походе сармат-алан в Европу и остались с гепидами в Галиции и готами-грейтунгами («малыми готами»).

Другие высказывают мнение, что слово «гуцулы» происхождение имеет немного другое - от слова "кочевать" (благодаря постепенному превращению: кочевать-кочулы-гоцулы-гуцулы).

Также существует гипотеза, что свое название племя получило благодаря имени Гуц или глаголу «гуцаты».

Однако самым распространенным вариантом этимологии слова является сочетание двух слов - «гуцул» (через опришкивский «движение») с румынским «разбойник». Не зря эту народность считают диким (вольным) народом.

Раздел 3. Где живут гуцулы на территории Украины?

Гуцулы - наравне с бойками и лемками - относятся к коренным жителям Карпатских гор. В наше время они проживают на территории Украины в Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областях.

В Ивано-Франковской области эти этнические украинцы заселяют Верховинский, Яремчанский, юг Косовского, а также Надворянского районов.

Местом их проживания в Закарпатской области является Раховский район. Площадь Гуцульщины на Украине составляет 6,5 тыс. кв. км. К ее территории также относятся приграничные земли Румынии, где живут мараморошские гуцулы.

Раздел 4. Исторические моменты

До середины 40-х годов прошлого века гуцулы, как впрочем, и вся Западная Украина, были разделены.

До начала Первой мировой войны часть их территорий относилась к Австрии и Венгрии. А уже после 1920 года гуцульские земли находились в подчинении Польши, Румынии и Чехословакии. К концу 30-х годов XX века Гуцульщина вошла в состав Украинской ССР.

Первая перепись населения Украины, проведенная в 2001 году, показала, что около 21,5 тыс. человек относят себя к этнологической группе гуцулов.

Раздел 5. Как образовалась Гуцульщина

Первое историческое упоминание о Гуцульщине появилось в польских письменных источниках, датированных XIV-XV вв. Долгое время эти народы Западной Украины земли были освобождены от феодальных повинностей (панщины).

Вместо этого существовал натуральный и денежный побор с населения для оплаты откупа от соседних землевладельцев. В середине XVII-XVIII вв. на землях Гуцульщины началось народное повстанческое движение, руководителем украинского движения опришков стал Олекс Довбуш. А в 40-х годах XIX столетия произошло другое народное восстание, направленное на защиту крестьянских интересов и отмену панщины. Это движение повстанцев возглавил Лукьян Кобылица.

К наиболее значимым историческим событиям прошлого века, произошедшим в культурно-политической жизни гуцулов, относится активная деятельность Украинской Радикальной партии, создание любительского театра под руководством Гната Хоткевича (1911 г.) и общества «Сечи» К. Трилевского, военные действия Украинских Сечевых стрельцов (1914-1915 гг.) и появление Гуцульской Республики, просуществовавшей всего несколько месяцев.

Основная часть современной Гуцульщины находится на территории Украины. Исключение составляют лишь несколько деревень в румынской части Буковины и на Мармарощине.

Раздел 6. Основной вид занятий гуцул

Основными видами традиционных занятий гуцулов издревле считаются: скотоводство, лесные промыслы, пчеловодство и сплав леса по горным рекам. Украинские Карпаты как нельзя лучше располагают к таким ремеслам.

Земледелием гуцулы практически не занимались, и оно имело второстепенное значение. Особое место в жизни гуцулов занимали народные и художественные промыслы. Развиты были гончарное ремесло, ткачество, изготовление изделий из кожи и меди, обработка дерева, инкрустация соломкой и т. д. Многие предметы народных умельцев сохранились до наших дней.

К народным музыкальным инструментам гуцулов относилась тилинка (теленка) - открытая трубка без отверстий, сделанная из ивы или орешника. Житель Закарпатья, казалось, ни дня не мог прожить без любимых мелодий. Практически каждый из них осваивал игру с самого раннего детства.

Другим традиционным духовым музыкальным инструментом была трембита - деревянная труба длиною до четырех метров без клапанов и вентилей, обернутая берестой. Этот вид духовых инструментов использовали для передачи звуковых сигналов на дальние расстояния. С ее помощью в старые времена сообщали о различных событиях (свадьба, праздники, смерть, похороны и т. д.), а пастухи оповещали о своем местонахождении в горной местности.

Гуцулы также используют и другие музыкальные инструменты - свирель, гармошку и цимбалы, реже скрипку и варган.

У гуцулов сильно развиты клановые взаимоотношения и землячество, сохранен шаманизм. Они являются приверженцами Украинской греко-католической и Украинской православной церквей.

Раздел 7. На каком языке общаются гуцулы

Для общения на территории Украины среди гуцулов используется гуцульский диалект украинского языка, румынские гуцулы говорят на украинском и румынском языках.

Падежные окончания и особенности произношения гуцульских слов во многом похожи со словацким языком. Это еще раз свидетельствует о том, что народы Украины весьма неоднородны и очень часто больше походят на выходцев из европейских стран, чем на жителей своего государства.

Раздел 8. Гуцульские свадебные традиции и обряды

Гуцулы, происхождение которых не устают изучать этнографы, даже в наше время носят национальную одежду и сильно придерживаются своих вековых традиций.

Традиционно сватовство и помолвка происходят весной, летом и осенью, очень редко в зимний период. Для свадеб не устанавливается определенное время, но чаще всего их проводят перед Большим Постом. Запрещается проводить празднество в дни любых постов.

Первым признаком скорой свадьбы на Гуцульщине было преподношение сватами полотенец. Чтобы брак был долгим и крепким, молодые должны «стать на полотенце». Давней традицией гуцулов считается преподношение калачей на вышитом полотенце молодым супругам с произношением пожеланий о богатой и счастливой жизни. До церкви жених ехал на конях.

В целом, если отвечать кратко на вопрос: «Гуцулы? Кто такие эти люди?», нельзя не отметить, что это в первую очередь весельчаки.

Посудите сами, ни одна свадьба не проходит без народных песен и танцев, игр и забав, веселых шуток и хохмы. Пекут караваи и калачи, ткут и вышивают полотенца. Наряды гостей украшают букетиками, которые также вешают на деревца и гильця. Жениха и невесту весь день сопровождают бояре, старосты, сваты и дружка.

Раздел 9. Проведение религиозных праздников (Рождество и Пасха)

Подготовка к Рождеству начинается заранее, из снопов мастерят деревце - «Дидуха». Согласно преданию, в этом деревце живут души предков, опекунов дома. За день до праздника хозяйки дома разводят в печи «живой огонь» из двенадцати поленьев и готовят двенадцать обрядовых постных страв.

Святой ужин обязательно состоит из кутьи - вареной пшеницы с орехами, медом и маком. Пшеница считается символом вечности, а мед - символ благоденствия всех святых на небе. С приходом Рождества начинаются рождественские коляды. В эти дни все ходят по гостям от села до села, катаются на запряженных конями санях. Через неделю после Рождества отмечают Старый Новый год, 18 января держат пост, а 19 января празднуют Крещение (Иордан). Ужин начинается только с появлением первой звезды на небе.

Праздник Пасхи на Гуцульщине отмечается с соблюдением всех традиций и обычаев. В Вербное воскресенье жители приносят из церкви освященные ветки вербы и слегка бьют ими каждого из своей семьи. По древним обычаям верба обладает целебными свойствами. Во время Большого поста все умельцы изготавливали писанки.

Для церковного освящения в корзину укладывают писанки, пасхальные яйца и другие продукты. Также в память о страданиях Христа в корзину помещают хрен и пасху с восковой свечой, которые являются символом божественного света и Христового воскресения. Богатые гуцулы добирались до церкви на лошадях, а бедняки шли пешком.

Раздел 10. Особенности гуцульской кухни

Национальная гуцульская кухня очень разнообразна и отличается простотой приготовления. Из продуктов чаще всего используют кукурузную муку, крупы, бобовые, картофель, грибы и брынзу, которую готовят из овечьего молока. Блюда гуцульской кухни - бануш, грибная юшка, гуцульский борщ, росивница, кулеша и многое другое.

Бануш готовится в казане из чугуна на огне. Сметану и сливки помещают в казанок и доводят до кипения, солят и аккуратно засыпают кукурузную муку. Бануш считается готовым, как только на поверхности появятся капельки жира. На стол кушанье подается с брынзой, грибами и со шкварками.

Для приготовления грибной юшки сухие белые грибы варят в курином бульоне с приправами, а затем добавляют вермишель и зелень.

Традиционный гуцульский борщ хозяйки готовят из копченой буженины и заквашенной свеклы.

Раздел 11. Гуцулы… Кто такие эти люди? Можно ли их назвать современными?

Сегодня жизнь гуцулов также мало подвергается различным политическим и социальным потрясениям. В селах возрождаются народные промыслы и занятия скотоводством, что связано с распадом колхозов и остановкой производства. Для многих это является основным или дополнительным видом дохода. Почти во всех семьях мастерят сувениры для продажи туристам. Несмотря на это, в отличие от других жителей Украины, гуцулы имеют самый низкий доход.

Часть гуцулов, причислявших в Советское время себя к украинцам, сейчас считают себя русинами и отделяются, хотя они не могут объединиться и создать единое общество русинов с бойками и лемками.

Уезжая за границу, туристы непременно положат в чемодан хотя бы небольшой словарик, чтобы объясниться в отеле с официантами, девушками на ресепшене или в целом с жителями страны, в которую отправляются. Развитие технологий даже позволяет устанавливать на телефонах программы, которые переводят живую речь, что значительно облегчает жизнь туристам. Большинство любителей турпоездок считает, что для путешествий по Украине таких приспособлений не нужно. Если к этой категории принадлежите и вы, то ошибаетесь! Сегодня речь пойдет о закарпатском диалекте – как говорят на Закарпатье.

Как говорят на Западной Украине, наверное, приходилось слышать каждому, и не раз. Ведь – одна из столиц туризма нашей страны. В город Льва приезжают как украинцы, так и иностранцы. И они знают, что львовяне имеют свой уникальный и колоритный говор. Так же, как и жители и областей. Диалект последнего региона имеет кучу заимствований из языков стран, которые соседствуют с областью. А их 4, поэтому закарпатский говор – это такой себе языковой «винегрет», в хорошем смысле слова. Ведь это добавляет незаурядного колорита диалекту и в целом закарпатцам. О говоре жителей Карпат – читайте дальше.

Кратко об истории развития

По свидетельству ученых, закарпатский диалект сформировался в 16–17 веках. Первые письменные упоминания о говоре жителей Карпат датируются 15 веком.

Только в 20 веке современная территория Закарпатья входила в состав 4 государств – Австро-Венгрии, Чехословакии, Советского Союза и, наконец, Украины. Сейчас область граничит с четырьмя странами – Словакией, Румынией, Венгрией и Польшей. Это изрядно повлияло на развитие закарпатского говора. Да и на другие вещи. Закарпатцы хорошо знают, как выглядит не только украинская национальная одежда, но и словацкая, венгерская.

Источник фото: страница библиотеки села Водица: blogspot.com.

Закарпатский диалект и его разновидности распространены не только в пределах края, но и в приграничных селах Словакии, Румынии и других стран. Некоторые из этих территорий некогда входили в состав Закарпатья, но распределение границ между государствами имело свои последствия. Иногда делили даже села пополам. Например, Большие и Малые Сельменцы (Ужгородский район), сейчас – это Украина и Словакия. А еще до 1946 года это было одно село, которое вдруг разделила граница. Родители, братья и сестры, которые жили в разных домах, моментально стали гражданами разных стран!

На сегодняшний день в области проживает более 100 представителей различных национальностей. И каждый добавил к закарпатскому диалекту что-то свое. Также на развитие говоров повлияли и диалекты других этнических групп, проживающих в соседних Ивано-Франковской и Львовской областях.

Диалект или язык?

В некоторых странах Европы карпатский диалект имеет статус языка (русинский). Он официально признан в Сербии. В Словакии он имеет статус языка национального меньшинства. Ведь в этих странах есть этническая группа, которая пользуется им – русины. В Законе об основах языковой политики Украины русинский язык назван региональным языком. Однако русины как отдельный этнос законом не признаны, ведь тогда пришлось бы предоставлять такой же статус бойкам, лемкам и гуцулам.

В Закарпатье были попытки выдать русинский словарь. Также в 2007 году было издано 10 тысяч экземпляров книг на русинском языке. Послушать новости или культурные программы на русинском можно на местном телевидении. На областной телерадиокомпании «Тиса-1» работает русинская редакция.

В каждом закарпатском районе – свои языковые «изюминки»

Думаете, если выучили несколько фраз на закарпатском наречии, к примеру, посещая возле , то спокойно можете ехать в , посмотреть ? Не лелейте надежды, что там вас легко поймут. Диалекты каждого района имеют свои особенности. В закарпатском говоре различают 4 группы: ужанскую, боржавскую, мараморошскую и верховинскую.

Источник фото: globusweb-journal.com.

Если вы захотите попутешествовать по части Закарпатья, которая территориально близка к Венгрии, то услышите много слов, производных от лексем этого языка. В частности «валовшний» – подходящий, «вариш» – город, «вадь» – или.

Со словацкой стороны перешли закарпатцам слова: «времечко» – часы, «коцур» – кот, «вдруг» – сразу, «шваблик» – спичка.

С немецкого языка тоже есть немало заимствований: «штримфля» – чулок, «биглязь» – утюг.

Если в других регионах, где распространены диалекты, в городах в основном говорят на более-менее чистом украинском или русском, в Закарпатье не все так просто. Конечно, наиболее непонятной для туриста покажется речь жителей горных сел. Да и в городах – Хуст, и даже Мукачево – много горожан используют закарпатский говор.

Как звучит закарпатский говор?

Немножко познакомившись с особенностями закарпатского диалекта, посмотрим, что же получится, если сложить слова в предложения. Так как же говорят на Закарпатье?

Накануне последних выборов инициативные закарпатцы решили сделать колоритные мотиваторы, чтобы побудить людей идти на участки. Конечно, чтобы достучаться до закарпатцев, надо было использовать исключительно закарпатский говор. Хотя листовки, посвящены выборам, но в них в основном используются слова, которые употребляют закарпатцы в быту. Вот что получилось.

Автор изображения: Олег Олашин.

Неизвестно, благодаря ли этим оригинальным мотиваторам, однако последние выборы посетило больше избирателей, чем всегда. Наблюдатели подытожили, что на участки пришло на 5% закарпатцев больше, чем обычно.

А теперь перейдем к самому интересному! Как же звучит закарпатский говор вживую? Как говорят гуцулы? Спорим, что даже, если вы не бывали на Закарпатье, то слышали. Команда КВН «Национального авиационного университета» еще в 2010 году для своего выступления в конкурсе подготовила номер «Закарпатская стюардесса». Смотрим!

Источник видео: youtube.com, автор – Volodymyr Silvashi.

Это видео за 6 лет не утратило своей популярности. Запись в Youtube посмотрели более 117 тысяч пользователей Интернета.

Наверное, из этого потока слов, вы поняли не много. Чтобы лучше понимать диалекты, один из львовских каналов основал проект «Говор». В нем ведущие знакомят зрителей с колоритными диалектными словечками, которые употребляют жители Западной Украины. Телевизионщики не обошли стороной и закарпатский говор. Узнаем, что означает слово «фрас».

А если очаровательным туристкам симпатичный закарпатец решит подарить косицы, то стоит знать, что это, чтобы ненароком не обидеться, услышав незнакомое слово.

Источник видео: youtube.com, автор – Разговорник (Говірник) ZIK.

Как мы убедились, закарпатский говор не просто понять. Несмотря на это, диалект можно услышать не только в области. Довольно популярной как в Закарпатье, так и в целом в Украине, является группа «Рокаш» (слово из закарпатского диалекта – «группа»). Ребята принципиально поют, используя закарпатский диалект, чтобы его популяризировать. Группа выступает на крупных фестивалях Закарпатья. Однако довольно часто ее можно услышать во Львове и на фестивалях в других городах Западной Украины. Некоторое время ребята даже участвовали в телевизионном проекте всеукраинского музыкального канала.

Вот очень романтический клип группы. В главной роли – известный закарпатский писатель Андрей Любка, который представляет Украину на многих международных творческих форумах. К слову, клип снимали в мукачевском парке Победы. В этом году эта локация стала новым местом для проведения фестиваля « ».

Это видео понравится любителям рока. Песня сатирическая, о девушке, которая упала в реку, и о том, как ее искали. Почему же Магду потянуло под воду? Слушаем!

Источник видео: youtube.com, автор – Rock-H & Viktor Yantso.

Фильмов на закарпатском наречии еще не снимали, но мультфильм есть! «Наша файта» сразу покорила закарпатцев.

Интересно, что последнюю, пятую, серию создатели мультфильма презентовали на всеукраинском художественном фестивале . Так что продолжение приключений героев теперь ждут уже не только закарпатцы, но и остальные украинцы, которым понравился мультфильм.

Недавно еще одно творение закарпатцев покорило украинцев. «Двести с Дмитрийом Пасульовым» – это пародия на программу российского ведущего Дмитрия Киселева.

Еще не видели? Тогда айда смотреть! Присоединяйтесь к миллионам украинцам, которые уже полюбили этот проект!

Источник видео: youtube.com, автор – Наша Файта.

Диалоги из этой пародии разобрали на цитаты. Самая Известная: «Соупадение? Не думаву!». Даже общенациональные каналы упомянули об этой «программе» в выпусках новостей.

Что же почитать, чтобы увидеть, как писать на закарпатском наречии. Самыми колоритными являются книги Павла Чучки. К слову, этот закарпатец – обладатель ужгородской корчмы-музея . Подробнее об этой гастрономической Мекку для туристов можно почитать в материалах « » и « ».

Сама книга тоже называется «Деца у нотаря». В ней – фельетоны, рассказы, стихи, написанные на закарпатском диалекте. К слову, произведения сатирические, так что читать будет не скучно! Читали в школе стихотворение «Бородино» Михаила Лермонтова? А вот так звучит сочинение на закарпатский манер:

Повіджте, вуйку, ци не задарь

колись була Москва спалена,

а пак французум зухаблена.

Вас не забуде Руська зимля,

як билисьте французькой плимня,

прославилисьте руськой имня

коло Бородіна.

Трудно, но понять закарпатский говор можно. Особенно тем людям, которые владеют несколькими языками. Ведь, как мы убедились, закарпатский диалект – это кружево из нескольких европейских языков. Поэтому, уезжая в Карпаты, не забудьте просмотреть несколько видео в сети Интернет и записать основные слова, которые используют жители Закарпатья. Тогда вам не придется сидеть исключительно в номере или бродить по территории отеля, а сможете и поболтать с весьма гостеприимными закарпатцами.

Не много, ой, не много осталось в Украине мест, где появление чужого человека является большим событием для местных жителей, а люди без опаски и сомнений пускают домой незнакомцев, которые постучались к ним в калитку. Да не просто пускают, а показывают все самое лучшее, кормят до отвала и зовут приходить еще! Один из таких райских уголков находится в Путильском районе Черновицкой области – горном регионе, населенном украинскими горцами, гуцулами.

(Всего 27 фото)

Спонсор поста: : Кино для всех!
Источник: Жжурнал/sicheslavets

1. Это вам не Буковель и Драгобрат, где гуцулы «испорчены» массовым туризмом и вымогают деньги за все-все-все. Местные жители, живущие в отдаленных хуторах, разбросанным по холмам, чужаков видят редко. Неоткуда здесь взяться чужакам – край зажат между горами и румынской границей, посторонние здесь не ходят.

2. Разве что редкие туристы приедут в эко-отель «Хутор Тихий » и пойдут гулять по окрестностям, фотографируя невиданные красоты.

Вот так и мы отправились на поиски церкви, расположенной на одной из вершин, весьма отдаленной от места нашего обитания, а на обратном пути решили зайти в гости к местному населению, о гостеприимстве которого были наслышаны от персонала отеля, преимущественно, уроженцев здешних мест.

3. — Здравствуйте! А не подскажите, как выйти к дороге? – Спросили мы, подойдя к усадьбе, расположенной на нашем пути. Мы специально сделали крюк к ней, чтобы войти в контакт с местными жителями.

4. — Да прямо через наш двор идите, а там и дорога. – Отвечает хозяйка и пускает за калитку.

— Какой у вас дом красивый! – Говорю я, глядя на деревянный сруб явно большого возраста. – Можно сфотографировать?
— Да что тут смотреть? Хате 100 лет! – Непонимающе пожала плечами гуцулка.

Он представился Семеном, тут же потянул меня внутрь дома и начал показывать свой нехитрый скарб.

6. — Вот это моя жена сама вышила. – Семен показывает украшенные орнаментом подушки. – Очень их любит.

— А у меня, знаешь, что есть? – Продолжает он и сразу же отвечает: — Я сейчас оденусь! Ты увидишь!
Семен ведет меня и подошедших чуть позже Сережу и Диму в соседнюю комнату, а сам убегает:
— Здесь подождите! Я через минуту буду!

7. Простой быт в жилой комнате. При попадании с мороза в теплый дом объектив запотел, так что фотки — с эффектами.

11. Семейный фотоархив.

12. Он приходит в парадном строе – мужском этническом костюме, совмещающем вышитую рубашку, жилетку, шляпу, пояс и белые штаны.

«Десь далеко у Карпатах, там, де файні буки,
Усі мєсниї гуцули ходять в білих брюках» —
вспоминаю я песню черновицкой группы «Гуцул Калипсо», в которой поется как раз про эти края.

13. Покрасовавшись перед нами в парадном костюме, Семен уходит переодеваться, и бросает перед этим:

— Сейчас будем вас кормить!

14. Всего через пару минут он возвращается и начинает растапливать печь.

17. — Пятнадцать гектаров земли. Немного! – Рассказывает Семен.

18. Его жена заводит нас по очереди в разные двери, где мы видим то ягнят, то телят, то кур.

20. Свинью тоже, куда же без свиньи?

21. Собака, судя по рассказам хозяйки, любит в шутку кусать свинью за пятак, но та почему-то этого не терпит и очень нервничает, когда пес приближается.

22. — Сфотографируйте меня с ягнятами! – Просит хозяйка.

23. — А почему только тебя? Я тоже хочу! – Вмешивается ее муж.

— Приезжайте летом! У нас тут столько грибов! С одной поляны можно две больших сумки набрать. – Рассказывает Семен, накрывая нам стол. – Обязательно приезжайте, тут так красиво летом!
— А я сначала думала, что вы бандиты какие-то. Вы только не обижайтесь, я людям только правду говорю. – Внезапно заявляет хозяйка (к сожалению, не спросили имя сразу, а потом уже было неудобно узнавать). – Читала, что в Черновцах грабители убили женщину и забрали ее пенсию. А я вижу, какие-то люди идут, думала, будут убивать.
— Как там в Киеве дела? До чего Янукович наш терпеливый народ довел! До восстания! Никак нажраться не может! – Причитает хозяин.
— А вы все это снимаете. Нас по телевизору покажут? У нас вон телевизор есть, хорошо бы себя там увидеть. – Это уже его жена.
— Я в магазин только за сигаретами и кофе хожу. Все остальное – свое! – Хвастается Семен.

24. В это время на столе растет гора еды, предназначенной для нас.

— Мне мама всегда говорила, придет гость, последний кусок хлеба ему отдай. Все вернется сторицей. – Говорит хозяйка, пока мы уплетаем фасоль с мясом, маринованные грибы, паляницу, гуслянку и яичницу, приготовленные нам гостеприимными гуцулами.

— Я сам бойко (еще один горный субэтнос украинского народа) из Берегомета. Но уже тридцать лет тут живу, значит, гуцул.

25. События разворачиваются стремительно. Мы поели, поболтали немного на смеси украинского и едва нам понятного гуцульского, и вот нас ведут к пасущимся неподалеку от дома овцам. Счастливые прибытием нежданных гостей хозяева показывают все, чем гордятся. Наше дело – зафиксировать увиденное и рассказать другим.

26. Напоследок я записываю адрес этой усадьбы и обещаю хозяевам прислать фотографии.

— Обязательно приезжайте летом на грибы! – Кричит нам вслед Семен.

27. Путь домой

Из Википедии:

Гуцу́лы - горцы Карпат, этническая группа украинцев.

Проживают в Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской области Украины (Верховинский, Яремчанский, южная части Косовского и Надворнянского районов Ивано-Франковской области, Раховский район Закарпатской области). Территория Гуцульщины на Украине - 6,5 тыс. км², также она распространяется на приграничные районы Румынии, где проживают марамарошские гуцулы. Наряду с бойками и лемками считаются автохтонным населением Карпат.

По данным первой Всеукраинской переписи населения 2001 года, 21400 жителей Украины определили свою принадлежность к этнографической группе гуцулов.

Уникальная, непохожая на другие украинская культура соткана из множества ярких явлений. Часть из них привнесли самобытные народы, и сегодня проживающие на территории страны.

По северным и южным карпатским склонам в долинах рек Лимница, Сан и Уж раскиданы села бойков. О том, кто были далекими предками современных бойков, гадают до сих пор, иронично замечая, что чернил на бойков потрачено уже больше, чем осталось их самих. Кто же они: потомки ушедших на запад сербов или древнего славянского племени белых хорватов? А, может, их предками были кельты из племени бойев? Вопрос остается открытым. Сами бойки нередко называют себя «верховинцами».
У них всё по-бойковски необычно. Говорят на бойковском наречии (северокарпатский диалект украинского языка). Часто употребляют частицу «бойе» - значит «только, так». Гостей потчуют печеным картофелем, солеными огурцами, капустой, салом, холодцом, и непременно подносят рюмку Криивки.

Бойки строят монументальные и простые хаты: стены складывают из массивных еловых бревен, крыши кроют преимущественно «кытыцями» (связанными соломенными снопами). Окна, двери, ворота расписывают диковинными орнаментами. Одним из важных элементов росписи является, кстати, «древо жизни». Радуешься, увидев такой дом: веселый, с настроением! А если взгрустнется, бойки всегда готовы вспомнить о старинном бойковском танце Битля, который исполняется попарно, стоя на бочке.

Их называют украинскими горцами. Гуцулы вольнолюбивы и независимы. Гостям рады, но чужих в родню записать не торопятся. Люди-фейерверки, - это, пожалуй, о них. Огромное внимание гуцулы уделяют одежде: любят наряжаться, причем даже мужские куртки киптары расшиты золотом и украшены помпонами.

У многих гуцулов и дома им подстать: кругом расшитые полотенца, ковры. Мебель украшена замысловатой резьбой. Кроме нарядов любят гуцулы оружие. Издавна считалось: два пистоля за широким поясом имеет только бедный гуцул. А еще они стремятся показать себя всему миру: вот мы какие, статные, нарядные, ловко танцуем и умело работаем.

Гуцулы весьма горячий народ, но при этом умеют сдерживать свой буйный нрав. Дабы не сорваться, гуцулы якобы почти не пьют спиртное: на две сотни гостей, пришедших на свадьбу, могут выставить бутылку водки.
Гуцулы живут в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украины. О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие – к слову «кочул», что значит «пастух».

Как бы то ни было, но гуцулы всегда считались умелыми чабанами. Для передачи сигналов во время своего пребывания в горах пастухи-гуцулы использовали длинную деревянную трубу – трембиту (она же выступала в роли музыкального инструмента).

А еще здесь по-прежнему сильны традиции шаманизма. Если повезет, можно повстречать гуцульского мольфара. В древности их называли «земными богами», а сегодня - знахарями, колдунами, целителями (это зависит от того, белый мольфар или черный). Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом: их пророчества сбываются, известны также случаи исцеления безнадежно больных людей.

80-90-е годы прошлого века часто называют началом возрождения народности лемков. По одной из версий, предками лемков были древние племена белых хорватов, проживавшие по склонам Карпатских гор. Много трагедий пришлось пережить лемкам: уничтожение в Талергофском концлагере, насильственное переселение в рамках спецоперации «Висла». Сегодня часть лемков живет в Украине, другая часть – на территории Польши, третья – в Словакии.
Живущие в Украине лемки преимущественно считают себя частью украинского народа, хотя можно встретить и тех, кто выступает за «одрубность» (национальную самодостаточность).

Лемки пытаются сохранить свои национальные особенности, в первую очередь, язык. Речь лемков просто отличить по постоянному ударению на предпоследнем слоге (в отличие от подвижного ударения в речи восточных славян), твердому «ы» и частому употреблению слова «лем» («лишь», «только»).

Составитель лемковского букваря Дмитрий Вислоцкий писал следующее: «…наша лемковска бесЪда - коренна бесЪда всего русского народа. Слова у насъ коренны русски, а акцентъ словацкiй и польскiй. Пришолъ отъ того, что мы слухаме много польской и словацкой бесЪды, бо зме съ ними въ сусЪдствЪ».
Традиционные наряды лемков легко узнаваемы. Мужчины носили суконное пальто чуганю, необычное для украинцев, женщины – белые косынки и широкое узорчатое монисто «силянку». Сегодня на базарах Западной Украины можно встретить взлетающих деревянных орлов и оплетенные проволокой тарелки – образцы традиционного ремесла лемков, именуемого «дротярство».

К лемкам причисляли себя многие известные личности, но самым известным лемком был, пожалуй, Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Варгола) – культовая личность в мире поп-арта.

Буковинцы

Буковинские села в Черновицкой области узнаются сразу: дома расположены плотно друг к другу, и каждая хата словно соревнуется с соседской нарядом и опрятностью. Буковинцы непременно белят свои дома и украшают их двумя цветными полосами.

Верхняя, расписанная орнаментами, идет под кровлей и зрительно соединяет крышу со стеной; нижняя, - ярко красная или синяя, - выполняет практическую функцию: защищает низ дома от грязи. Некоторые хозяева украшают дома пилястрами с причудливыми капителями и красят стены между окнами в яркие цвета. Рядом с каждой хатой – опрятный дворик с такими же яркими и аккуратными постройками.

Особенные у буковинцев и храмы: они состоят из квадратных срубов и издалека очень похожи на хату. Такова, например, церковь св. Николая в Берегомете, построенная в 1786 году. На внутренних стенах храма сохранились редчайшие образцы буковинской живописи, в том числе фрагменты «Страшного суда». Огромную роль в формировании культуры и традиций буковинцев сыграли русские старообрядцы-лилованы, которые начали переселяться на территории современной Черновицкой области в 20-е годы XVIII века.

Подоляне

Подолье – историческая местность на юге Украины в междуречье Днестра и Южного Брута. Предки современных подолян начали заселять эти территории предположительно в 4-3 веке до н.э. Много позже здесь была возведена крепость Клипедава, вокруг которой со временем вырос город Каменец-Подольский.

Самобытная культура подолян претерпела множество влияний: и русские староверы, и поляки, и евреи, и армяне по крупицам обогащали их быт и традиции. Потому-то и можно встретить в этих местах католические костелы, православные храмы, мусульманские минареты.

Вся эклектичность культурных традиций подолян, как в зеркале, отражается в их декоративно-прикладном творчестве – гончарстве, ткачестве, вышивке и лозоплетении. Традиционная одежда богато декорирована, украшена вышивкой и мережкой. Подольские женские рубашки, рукава которых вышиты замысловатыми узорами, известны далеко за пределами Украины. Не меньшей популярностью пользуются и самотканые ковры с «говорящими» растительными или геометрическими орнаментами.

Мазаные стены подольских хат слегка подсинены, отдельные фрагменты подведены красной глиной, внутренний интерьер щедро украшен расшитыми полотенцами. Даже печи – священный домашний очаг - подоляне расписывают «сосенками» и «хвощами».

Интересно, что у древних подолян был широко распространен культ земли: копать, «бить» ее без нужды считалось недопустимым. До наших времен дошли сведения о так называемой «Клятве землей», когда человек опускался на колени и набирал в рот землю. Считалось, что чудодейственная сила земли исцеляла от ран и ожогов. Подоляне также верили, что «родная земля» в качестве амулета способна защитить солдата от пули врага.

«Гуцулы…. Кто такие эти люди?» Таковой вопрос не раз появлялся у тех, кто хоть когда-то интересовался культурой народностей примыкающих государств.

Но ответить на него не так просто даже для коренных обитателей Украины. Другими словами вам, вероятнее всего, скажут, что это люди, которые живут в западной части страны, обожают петь и огромное значение присваивают одежке в классическом стиле, передающемся из поколения в поколение. И это, пожалуй, все. Грустно, ведь в таком случае эта самобытная цивилизация будет в точности прогуляться на другие бессчетные народы Украины.

Хотя вот о гуцулах и стоило бы поведать сначала. Почему? Все дело в том, что их образ жизни, манера одеваться и образ миропонимания уже в протяжении многих лет становятся предметом исследования многих ученых, при этом как историков, так и культурологов.

В данной статье мы попытаемся ответить на вопрос о том, что представляют собой гуцулы. Кто такие эти люди, читатели выяснят из описания истории, культуры и современности цивилизации.

Раздел 1. Общее описание народности

Существует предположение, что гуцулы, вобщем, так же, как лемки и бойки, принадлежат к карпато-русинской этнической группе. Но, невзирая на такое мировоззрение, эмигранты из Галицийских и Буковинских русинов считают, что их праотцы появились в Карпатских горах еще сначала VI века. На сегодня основная часть карпато-русинского этноса заселяет приграничные местности современных Карпат, находящиеся на скрещении украинской, польской и словацкой границ.

Также более полумиллиона человек проживают отдельными общинами в примыкающих странах и в Соединенных Штатах Америки. Население этих общин составляет практически ½ часть всей общей численности русинов на земле.

Раздел 2. Происхождение наименования этноса

Существует огромное количество версий происхождения слова «гуцулы», но ни одна из их не имеет прямых доказательств. Одни считают, что свое заглавие народность карпатских горцев получила от осетинского (сарматского) слова «гыццыл», что в переводе значит «малый, младший».

В письменных источниках это заглавие зафиксировано как «гыццыл чизг/языг» и относится к языгам - сарматскому племени, которое было в Прикарпатье и Галиции в первых веках н. э. Конкретно они не участвовали в походе сармат-алан в Европу и остались с гепидами в Галиции и готами-грейтунгами («малыми готами»).

Другие высказывают мировоззрение, что слово «гуцулы» происхождение имеет малость другое – от слова “скитаться” (благодаря постепенному превращению: кочевать-кочулы-гоцулы-гуцулы).

Также существует догадка, что свое заглавие племя получило благодаря имени Гуц либо глаголу «гуцаты».

Но самым всераспространенным вариантом этимологии слова является сочетание 2-ух слов - «гуцул» (через опришкивский «движение») с румынским «разбойник». Не напрасно эту народность считают одичавшим (свободным) народом.

Раздел 3. Где живут гуцулы на местности Украины?

Гуцулы – вровень с бойками и лемками – относятся к коренным жителям Карпатских гор. В наше время они проживают на местности Украины в Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областях.

В Ивано-Франковской области эти этнические украинцы заселяют Верховинский, Яремчанский, юг Косовского, также Надворянского районов.

Местом их проживания в Закарпатской области является Раховский район. Площадь Гуцульщины на Украине составляет 6,5 тыс. кв. км. К ее местности также относятся приграничные земли Румынии, где живут мараморошские гуцулы.

Раздел 4. Исторические моменты

До середины 40-х годов прошедшего века гуцулы, как вобщем, и вся Западная Украина, были разбиты.

До начала Первой мировой войны часть их территорий относилась к Австрии и Венгрии. А уже после 1920 года гуцульские земли находились в руководстве Польши, Румынии и Чехословакии. К концу 30-х годов XX века Гуцульщина вошла в состав Украинской ССР.

1-ая перепись населения Украины, проведенная в 2001 году, показала, что около 21,5 тыс. человек относят себя к этнологической группе гуцулов.

Раздел 5. Как образовалась Гуцульщина

1-ое историческое упоминание о Гуцульщине появилось в польских письменных источниках, датированных XIV-XV вв. Длительное время эти народы Западной Украины земли были освобождены от феодальных повинностей (панщины).

Заместо этого существовал натуральный и валютный побор с населения для оплаты откупа от примыкающих землевладельцев. Посреди XVII-XVIII вв. на землях Гуцульщины началось народное повстанческое движение, управляющим украинского движения опришков стал Олекс Довбуш. А в 40-х годах XIX столетия вышло другое народное восстание, направленное на защиту крестьянских интересов и отмену панщины. Это движение повстанцев возглавил Лукьян Кобылица.

К более весомым историческим событиям прошедшего века, произошедшим в культурно-политической жизни гуцулов, относится активная деятельность Украинской Конструктивной партии, создание любительского театра под управлением Гната Хоткевича (1911 г.) и общества «Сечи» К. Трилевского, военные деяния Украинских Сечевых стрельцов (1914-1915 гг.) и возникновение Гуцульской Республики, просуществовавшей всего несколько месяцев.

Основная часть современной Гуцульщины находится на местности Украины. Исключение составляют только несколько деревень в румынской части Буковины и на Мармарощине.

Раздел 6. Основной вид занятий гуцул

Основными видами обычных занятий гуцулов с незапамятных времен числятся: скотоводство, лесные промыслы, пчеловодство и сплав леса по горным рекам. Украинские Карпаты как нельзя лучше располагают к таким ремеслам.

Земледелием гуцулы фактически не занимались, и оно имело второстепенное значение. Особенное место в жизни гуцулов занимали народные и художественные промыслы. Развиты были гончарное ремесло, ткачество, изготовка изделий из кожи и меди, обработка дерева, инкрустация соломкой и т. д. Многие предметы народных умельцев сохранились до наших дней.

К народным музыкальным инструментам гуцулов относилась тилинка (теленка) - открытая трубка без отверстий, изготовленная из ветлы либо орешника. Обитатель Закарпатья, казалось, ни денька не мог прожить без возлюбленных мелодий. Фактически любой из их осваивал игру с самого ранешнего юношества.

Другим обычным духовым музыкальным инвентарем была трембита - древесная труба длиною до 4 метров без клапанов и вентилей, обернутая берестой. Этот вид духовых инструментов использовали для передачи звуковых сигналов на далекие расстояния. С ее помощью в старенькые времена докладывали о разных событиях (свадьба, празднички, погибель, похороны и т. д.), а пастухи оповещали о собственном местонахождении в горной местности.

Гуцулы также употребляют и другие музыкальные инструменты - свирель, гармошку и цимбалы, пореже скрипку и варган.

У гуцулов очень развиты клановые отношения и землячество, сохранен шаманизм. Они являются приверженцами Украинской греко-католической и Украинской православной церквей.

Раздел 7. На каком языке разговаривают гуцулы

Для общения на местности Украины посреди гуцулов употребляется гуцульский диалект украинского языка, румынские гуцулы молвят на украинском и румынском языках.

Падежные окончания и особенности произношения гуцульских слов почти во всем похожи со словацким языком. Это снова свидетельствует о том, что народы Украины очень неоднородны и очень нередко больше походят на выходцев из европейских государств, чем на обитателей собственного страны.

Раздел 8. Гуцульские свадебные традиции и ритуалы

Гуцулы, происхождение которых не устают учить этнографы, даже в наше время носят национальную одежку и очень придерживаются собственных вековых традиций.

Обычно сватовство и помолвка происходят весной, летом и осенью, очень изредка в зимний период. Для свадеб не устанавливается определенное время, но в большинстве случаев их проводят перед Огромным Постом. Воспрещается проводить празднество в деньки всех постов.

Первым признаком скорой женитьбы на Гуцульщине было преподношение сватами полотенец. Чтоб брак был долгим и крепким, юные должны «стать на полотенце». Давнешней традицией гуцулов считается преподношение калачей на вышитом полотенце юным супругам с произношением пожеланий о богатой и счастливой жизни. До церкви жених ехал на жеребцах.

В целом, если отвечать коротко на вопрос: «Гуцулы? Кто такие эти люди?», нельзя не отметить, что это сначала весельчаки.

Посудите сами, ни одна свадьба не проходит без народных песен и танцев, игр и забав, радостных шуток и хохмы. Выпекают караваи и калачи, ткут и вышивают полотенца. Наряды гостей декорируют букетиками, которые также вешают на деревца и гильця. Жениха и жену весь денек сопровождают бояре, старосты, сваты и дружка.

Раздел 9. Проведение религиозных праздничков (Рождество и Пасха)

Подготовка к Рождеству начинается заблаговременно, из снопов мастерят дерево - «Дидуха». Согласно преданию, в этом дерево живут души протцов, опекунов дома. За денек до праздничка хозяйки дома разводят в печи «живой огнь» из 12-ти поленьев и готовят двенадцать обрядовых постных страв.

Святой ужин непременно состоит из кутьи - вареной пшеницы с орешками, медом и маком. Пшеница считается эмблемой вечности, а мед - знак процветания всех святых на небе. С приходом Рождества начинаются рождественские коляды. В эти деньки все прогуливаются по гостям от села до села, катаются на запряженных жеребцами санях. Через неделю после Рождества отмечают Старенькый Новый год, 18 января держат пост, а 19 января празднуют Крещение (Иордан). Ужин начинается только с возникновением первой звезды на небе.

Праздничек Пасхи на Гуцульщине отмечается с соблюдением всех традиций и обычаев. В Вербное воскресенье обитатели приносят из церкви освященные ветки вербы и немного лупят ими каждого из собственной семьи. По старым обычаям верба обладает лечебными качествами. Во время Огромного поста все умельцы изготавливали писанки.

Для церковного освящения в корзину укладывают писанки, пасхальные яичка и другие продукты. Также в память о страданиях Христа в корзину помещают хрен и пасху с восковой свечой, которые являются эмблемой божественного света и Христового воскресения. Богатые гуцулы добирались до церкви на лошадях, а бедняки шли пешком.

Раздел 10. Особенности гуцульской кухни

Государственная гуцульская кухня очень многообразна и отличается простотой изготовления. Из товаров в большинстве случаев употребляют кукурузную муку, крупы, бобовые, картофель, грибы и брынзу, которую готовят из овечьего молока. Блюда гуцульской кухни - бануш, грибная юшка, гуцульский борщ, росивница, кулеша и почти все другое.

Бануш готовится в казане из чугуна на огне. Сметану и сливки помещают в казанок и доводят до кипения, солят и аккуратненько засыпают кукурузную муку. Бануш считается готовым, как на поверхности появятся капельки жира. На стол кушанье подается с брынзой, грибами и со шкварками.

Для изготовления грибной юшки сухие белоснежные грибы варят в курином бульоне с приправами, а потом добавляют вермишель и зелень.

Обычный гуцульский борщ хозяйки готовят из копченой буженины и заквашенной свеклы.

Раздел 11. Гуцулы… Кто такие эти люди? Можно ли их именовать современными?

Сейчас жизнь гуцулов также не достаточно подвергается разным политическим и соц потрясениям. В селах возрождаются народные промыслы и занятия скотоводством, что связано с распадом колхозов и остановкой производства. Для многих это является главным либо дополнительным видом дохода. Практически во всех семьях мастерят сувениры для реализации туристам. Невзирая на это, в отличие от других обитателей Украины, гуцулы имеют самый маленький доход.

Часть гуцулов, причислявших в Русское время себя к украинцам, на данный момент считают себя русинами и отделяются, хотя они не могут слиться и сделать единое общество русинов с бойками и лемками.