Конспект урока на тему «звук и буква Ш. Конспект урока по обучению грамоте " Буква Ш,ш.Звук ш Графический анализ предложения с записью

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3. Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

  • Игра «Классификация»

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

— Шарик лопнул,

— Воздух вышел,

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

(Погладить голову)

— Она красивая как все мышки.

(Погладить лицо)

— У неё большие ушки,

(Погладить ушки)

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

(Погладить щёчки)

— У неё острый носик,

(Погладить нос)

— У неё зубастый ротик.

(погладить губы)

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9. Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

— Шарфик

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

— И носочки,

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

(О. Крупенчук)

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— большую/заглавную «Ш»;

— маленькую/строчную «ш»;

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— ша – Маша

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

— Шу – Шура

— ОШ – ШО

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11. Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12. Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш . Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш и получить сертификат к аттестации ?

Аннотация урока.

Урок обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок находится во втором разделе «Учим буквы - учимся читать» (№ 81) и является первым в теме « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш». Уроки обучения грамоте по данной программе являются комбинированными (урок чтения и письма). На данном уроке учащиеся открывают новые знания, знакомятся с новым звуком ш и строчной буквой ш, и впервые узнают о том, что есть буква, которая может обозначать только твёрдые звуки, учатся писать новую букву, читать слоги и слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Звук ш. Буква ш.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»

Корткеросский район Республика Коми

Методическая разработка урока.

Урок обучения грамоте. 1 класс.

Звук [ш]. Согласная строчная буква ш.

Урок «открытия» нового знания.

Оборудование : мультимедийное оборудование, картинки с изображением (ушки, шуруп, шалаш, шляпа) для работы в группе, карточки с дифференцированными заданиями для чтения (слоги, слова), карточки для индивидуальной работы (найти букву ш в словах), карточки с однокоренными словами, знаки-символы для обозначения пунктов плана и знаки, символизирующие выполнение этого пункта (кружочки оранжевого цвета, который символизирует регулятивные УУД) , три элемента буквы ш, карточка «Лесенка успеха», Буквоград;

Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. Букварь:учебник для первоклассников, Пронина О.В. Пропись «Мои волшебные пальчики» №3, тетрадь для печатания, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Большая энциклопедия природы.

Цель урока : познакомить с новым звуком [ш] и строчной буквой ш.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

    Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

    Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Б) познавательные УУД:

    Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

    Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы;

    Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :

    Способствовать овладению умением выделять звук [ш] из потока речи.

    Учить выделять отличительные признаки изученного звука, способствовать формированию умения характеризовать звук.

    Формировать умение узнавать графический образ буквы ш, научить писать строчную букву ш.

Аннотация урока.

Урок обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок находится во втором разделе «Учим буквы – учимся читать» (№ 81) и является первым в теме « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш». Уроки обучения грамоте по данной программе являются комбинированными (урок чтения и письма). На данном уроке учащиеся открывают новые знания, знакомятся с новым звуком ш и строчной буквой ш, и впервые узнают о том, что есть буква, которая может обозначать только твёрдые звуки, учатся писать новую букву, читать слоги и слова.

Образовательные технологии : технология деятельностного метода, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, исследовательская, технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности, здоровьесберегающая технология.

Форма работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах.

Ожидаемый результат: уметь давать характеристику новому звуку, выделять звук [ш] в словах, записывать его соответствующей буквой, правильно читать слоги, слова с новой буквой.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Ребята, давайте подарим, друг другу слово здравствуйте. Проверьте,

готовы ли вы начать урок?

Всё ли на месте, всё ли в порядке: книжки, ручки и тетрадки?

(слайд №2)

К нам в класс пришёл гость. Кто это?

Зачем Смайлик пришёл к нам на урок?

Начинаем наш урок обучения грамоте. Вы готовы к познанию нового? Значит вперёд за маленькими открытиями. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Смайлик тоже всем дарит свою улыбку. Пожелайте друг другу удачи. В путь!

Дети настраиваются на урок.

Да готовы.

Ученик Смайлик.

Смайлик помогает нам учиться, узнавать новое.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Уметь организовывать свою деятельность

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Начнём с того, что вы уже знаете, и что вам пригодится.

Какие бывают звуки?

(слайд №3, анимация 1-16)

Откройте Букварь на странице 82. Посмотрите на знакомые нам схемы звуковичков, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать?

(слайд №4)

Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им шляпки и закрасьте башмачки.

(слайд №5)

Сегодня мы вместе с нашим

учеником Смайликом продолжим путешествие по стране звуков и букв.

Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать? Кого привёл с собой Смайлик?

(слайд №6)

Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний?

Что же мы сегодня будем открывать?

Гласные и согласные; гласные звуки могут быть ударными или безударными; согласные звонкими или глухими, твёрдыми или мягкими.

Дети открывают учебник.

Эти буквы обозначают глухие согласные звуки[т],[т’],[к],[к’],[с],[с’],[п],[п’].

Дети дают характеристику звукам, рисуют шляпки, закрашивают их в чёрный цвет, закрашивают башмачки один синим цветом, другой зелёным.

Дети отвечают, что они сегодня будут работать с новым звуком и новой буквой.

Урок «открытия» новых знаний.

Так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.

Новый звук и новую букву.

Личностные : что я знаю, что я могу

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге. Познавательные: извлекать информацию из схем.

3. Выявление места и причины затруднения.

Что необычного заметили у схемы - звуковичка?

Ребята схема-звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой

у вас возникает вопрос?

Может, уже кто-то догадался, о каком звуке пойдёт речь?

Почему возникло затруднение?

Молодцы! Вы как настоящие ученики поняли, в чём ваше затруднение. Вы уже знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое. В случае затруднения, что надо сделать?

Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.

Вспомните, какой звук издаёт змея?

Как шумит чайник при кипении?

Как шуршат осенние листья под ногами?

А теперь давайте пошуршим все вместе ш-ш-ш.

Проживает ли такой звук в нашем «Буквограде?»

Восклицательный знак.

Чем новый звук отличается от других звуков?

Мы не знаем, чем новый звук отличается от других звуков.

Остановиться и подумать.

Дети проговаривают звук, который издаёт змея, чайник, листья.

Коммуникативные:

уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.

Регулятивное: обнаруживать и формулировать учебную проблему

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте тему нашего урока.

Какую цель перед собой поставите?

Составим план урока. Что должны узнать в первую очередь?

Что мы сейчас сделали?

Давайте, когда будем выполнять каждый пункт плана, на доске будем выставлять кружок обозначающий, что пункт выполнен.

Звук [ш], буква ш

Узнать всё про новый звук и новую буквуи понять чем отличается новый звук от других звуков.

1.Узнать про новый особенный звук и познакомиться с новой буквой.

2.Научитьсяписать строчную букву.

Спланировали свою работу.

Регулятивные: совместно с учителем составлять план решения.

Коммуникативные:

Совместно с учителем сформулировать цель.

5.Реализация построенного проекта.

1.-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

Почему вы так считаете?

Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

Тогда давайте решать эту проблему. Может кто-то знает, как решить эту проблему?

Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный звук, что мы можем про него ещё узнать?

Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?

Почему вы так решили?

Какую шляпку наденем на «звуковичка»?

(слайд №7, анимация 1-2)

Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?

Проведём исследование этого звука. Для этого поделимся на группы. Вспомните правила работы в группе.

Для выполнения этого исследования вы должны выбрать картинку из конверта с изображением (ушки, шуруп, шалаш, шляпа).

1 группа - выбирает картинку с предметом, в названии которого звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит гласный звук.

2 группа – в названии, которого этот звук стоит в конце слова и в начале.

3 группа – в середине.

4 группа выбирает картинку с предметом, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит согласный звук.

(слайд №8, анимация 1-4)

Все группы определились со словами?

Ребята составьте звуковые схемы этих слов. Когда будете характеризовать звуки не забудьте пользоваться нашей схемой - алгоритмом.

(слайд №9, анимация 1-16)

Выберите ответственного в группе, кто будет представлять результат вашей работы. Прошу выйти по одному представителю из каждой команды.

Дайте характеристику нового звука.

Какое слово повторялось в характеристике нового звука?

Раз он твёрдый, каким цветом раскрасим башмачок?

(слайд №10)

Может быть, в других словах этот звук произносится мягко?

Тогда послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все слова со звуком [ш] и послушайте, как он произносится, твёрдо или мягко?

Шуба, шапка, шляпа, шар

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

И шалаш в лесу нашли

Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.

Назовите слова, выделите в них звук [ш].

К какому выводу пришли?

Кто ещё раз расскажет всю характеристику этого звука?

Каким цветом закрасим второй башмачок?

(слайд №11, анимация 1-2)

Посмотрите на схему нашего звуковичка, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «Буквограда»?

А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]?

Это печатная буква ш.

На что похожа эта буква?

-Ах, табуретка хороша!

Перевернёшь и буква Ша.

(Е.Тарлапан)

-Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

(В.Степанов)

(слайд №12, анимация 1-4)

Напечатаем букву ш в тетради для печатания.

В какой дом нашего Буквограда мы поселим нашу новую букву? (на стенде)

Приложение 1.

Откройте Букварь на стр.82 и проверьте, рассмотрев схемы звуковичков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква ш?

Какие новые знания мы открыли? Какой пункт плана выполнили? Отметим кружочком на доске.

2.-Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш?

Чему мы ещё должны научиться, какая следующая наша задача?

Посмотрите на печатную и прописную букву ш. Чем они похожи, а чем отличаются.

(слайд №13)

Строчная буква ш рассыпалась, кто попытается её собрать?

Где мы потренируемся писать строчную букву ш?

Откроем пропись на стр.26 , рассмотрим табло. Расскажите ещё раз, из каких элементов состоит строчная буква ш?

Есть ли новые элементы?

Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную линию вниз с закруглением вправо, ведём вверх, 2 и 3-й элементы – наклонные линии с закруглением внизу вправо.

Напишем пальчиком на ладошке также как я (под счёт), в воздухе (под счёт)

Что можно сказать о расстоянии между элементами?

Напишем на табло сначала элементы букв, потом сами буквы.

Подчеркните самую красивую букву.

Какой пункт плана выполнили? Какую задачу выполнили? Отметим кружочком на доске.

В районе согласных.

Дети говорят, что при произношении встречает преграду, он не поётся.

Дети выдвигают гипотезы.

Дети высказывают свои предположения.

Звонкий или глухой, мягкий он или твёрдый.

Он глухой.

Доказывают.

Наденем чёрную шляпку.

Дети рисуют на голове «звуковичка» чёрную шляпку.

Послушать, как он звучит в словах.

Дети вспоминают правила работы в группе.

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси. Объединяются в группы (каждая группа садится вокруг своего стола)

Дети выбирают картинки, работая в группе.

Дети работают в группах. Составляют звуковые схемы выбранных слов, используют в своей работе схему - алгоритм характеристики звуков.

Дети рассказывают о своём исследовании.

Ответственные из каждой группы характеризуют новый звук по своим схемам.

Синим цветом.

Предположения

Дети слушают стихотворение.

Дети называют слова.

Звук [ш] всегда твёрдый.

Дети дают полную характеристику.

Закрасим второй башмачок тоже синим.

Звук [ш] всегда твёрдый.

Дети предполагают (гребень, табуретка, вилка, вилы и т.д.)

Дети печатают букву.

Дети селят в дом, где живут согласные, обозначающие глухие звуки.

С буквами, которые обозначают глухие звуки.

Узнали всё про новый звук, познакомились с новой буквой.

Потому что одна – печатная, другая – письменная.

Научиться писать строчную букву ш.

Дети называют сходства и различия.

Дети конструируют букву из рассыпанных элементов и с помощью магнита прикрепляют к доске.

В прописи.

Из трёх линий с закруглением вправо внизу.

Дети пишут на ладошке, в воздухе.

Оно одинаково.

Дети самостоятельно пишут элементы и буквы на табло и 1 –й строчке.

Дети ищут самую лучшую букву.

Научились писать строчную букву ш.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, организовать учебное взаимодействие группе.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, представлять информацию в виде схемы.

Личностные : высказывать своё отношение, объяснять свою точку зрения.

Регулятивные: проверять гипотезы

Физминутка

А теперь поиграем в игру «Кто самый внимательный?»

В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в словах: если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаете вверх руки, если в середине – кружимся, если ловушка – хлопаем в ладоши.

Шуба, кран, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, шар, арбуз, лягушка.

3.-Прочитаемс карточки слоги и слова с буквой ш.

Есть ли сегодняшняя буква в словах? Кто не увидел? Выберите себе строчку, которую будете читать. Кто затрудняется первую или вторую, у кого лучше получается третью или четвёртую, кто хорошо читает, прочитайте пятую строчку и составьте с этими словами предложение.

(слайд №14)Приложение №2.

Поверяем на слайде.

1-ю и 2-ю строчку – прочитают те, кто читал эту строчку, затем прочитаем хором, затем по колонкам.

Проверяем 3, 4 и 5 строчку.

Какие слова вам непонятны? Кто может объяснить их значение?

А если мы всё-таки затрудняемся и не можем растолковать слово, куда мы можем обратиться за разъяснением?

Среди слов, которые мы прочитали, есть слово, которое обозначает название птицы. Назовите его.

(слайд №15)

Что вы знаете про эту птицу?

А где мы можем найти точную информацию?

(учитель показывает «Большую энциклопедию природы).

Назовите свои предложения, которые составили.

Какую задачу выполнили?

Какой пункт плана выполнили? Отметим кружочком на доске.

Дети определяют место звука[ш] в словах и выполняют движения.

Дети выбирают себе строчку и читают самостоятельно.

Дети читают слоги.

Дети читают по очереди.

Дети называют непонятные им слова. Пытаются объяснить их значение.

К толковому словарю.

Дети с помощью учителя находят в словаре слова, которые вызвали затруднение и хорошо читающий ученик озвучивает толкование слова.

Дети рассказывают, что они знают про эту птицу.

В справочниках, в энциклопедиях, в интернете.

называют свои предложения

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Прочитаем вместе со Смайликом слова с карточек, которые даны на доске.

Штанишки, шалунишки, штаны, шалун, шут, машина, шутил, шутка, шутник.

На какие группы можно разделить эти слова?

Почему вы так разделили? Что можно сказать про эти группы слов?

Почему они однокоренные?

Назовите общую часть – корень в каждой группе.

Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее?

Проверим нашу работу по слайду (слайд №16)

Дети читают слова.

Дети у доски делят слова на три группы, объясняют смысл слов.

Они однокоренные.

Общая часть, близкие по смыслу.

Дети называют корень в каждой группе.

Дети называют лишнее слово - машина, т.к не является однокоренным.

Дети сверяют то, что у них получилось.

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

уметь структурировать знания.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Выполните задание на карточке. Найдите слова с буквой ш и подчеркните её.

(слайд №17)

(Паша, гостит, шутник, шапка – ушанка, сушит, ромашки, рассыпаны, шишки, штанишки, гном).

Проверим(Слайд № 18)

Дети выполняют задание индивидуально.

Дети проверяют свою работу и оценивают себя.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Личностные: уметь применять полученные знания.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Поработаем в парах. Вспомним правила работы в парах.

(слайд №19)

Задание: надо составить слова из букв ШШК, между этими буквами нужно вставить гласные.

Какие слова получились?

Дети вспоминают правила.

1.Если не понял, переспроси.

2.Свое несогласие высказывай вежливо.

3.Работать должны оба.

4.Один говорит, другой слушает.

Дети работают в парах, составляют слова.

Называют полученные слова (шашка, шашки, шишка, шишки)

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Коммуникативные: уметь работать в паре.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу, подведём итог. Все ли пункты плана выполнили?

Какое новое знание вы и Смайлик открыли сегодня?

Как вы думаете, всё ли мы узнали по этой теме?

Какую задачу мы поставим перед собой на следующий урок?

Домашнее задание будет связано с нашей новой темой, оно будет на выбор. Потренируйтесь в чтении слов в Букваре, кто только учится читать стр.82, а те, кто читают уже хорошо могут поработать по стр. 83. В прописи на стр.28 заштрихуйте рисунок (по желанию).

(слайд №20)

Оцените свою работу на «Лесенке успеха». Кто считает, что понял новую тему и может рассказать об этом другим, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те, кто сомневается, что понял всё полностью, на 2-ю или 3-ю ступеньку. Те, кто сегодня не разобрался в новой теме, кому нужна помощь - на нижнюю ступеньку лестницы.

Не расстраивайтесь, у кого ещё не всё получилось, ведь это только первый урок по новой теме. У вас всё получится.

Ребята предлагаю вам, кто желает, рассказать, как и почему вы оценили свои знания по новой теме.

Поблагодарите за работу на уроке друг друга и Смайлика.

(слайд №21)

Спасибо!

Узнали, что звук ш всегда твёрдый и обозначается буквой ш.

Продолжить знакомство с буквой ш на следующем уроке.

Дети оценивают свою работу на уроке, рисуют человечков на выбранную ступеньку. Ученики работают с левой половинкой лесенки «знаю».

Дети высказывают свои мнения.

Личностные: саморефлексия.

Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности (второй год обучения).

Тема «Звук и буква Ш»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие».

Цель.

  • Формировать правильное произношение звука [ш],
  • познакомить с буквой Ш.

Задачи:

  • закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах, фразе;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов;
  • упражнять в согласовании слов в предложении;
  • познакомить с буквой Ш, правилом написания слов с «ши»;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • предметные картинки, в названии которых есть звук [ш], индивидуальные зеркала, картинки – символы для выполнения артикуляционных упражнений, ручки, тетради, предметные картинки с изображением воздушного шара, королевства, замка, принцессы Шуток; электронная игра «Сбор урожая», буква Ш, счётные палочки, цветные карандаши, печатная буква Ш на каждого ребёнка.

Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство Принцессы шуток. Так её назвали за то, что она любит смех и веселье. Но чтобы попасть в королевство, нужно назвать звуки в словах по порядку: ваш, наш, душ, Маша, шум, наша, каша, шина, Даша, Миша, суша.

Назовите звук, который чаще других повторялся в этих словах (звук [ш])

Сегодня мы будем знакомиться с этим звуком во время нашего путешествия по сказочному королевству.

II. Основная часть.

1. Упражнения на расслабление.

Вот мы и оказались в королевстве. Принцесса шуток, просыпаясь, каждое утро смотрится в зеркало, улыбается и идёт пить чай с вареньем. Сделаем так и мы:

  • «Напряжённая улыбка» — улыбнитесь, напрягая и с силой растягивая губы. Затем расслабьтесь, приоткрыв рот.
  • «Рупор» — приоткройте рот, вытяните губы вперёд, округлив их, расслабьтесь.
  • «Лопатка» — улыбнитесь, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживайте такое положение под счёт до 10.
  • «Вкусное варенье» — улыбнитесь, приоткройте рот, широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Закройте рот, расслабьтесь.
  • «Чашечка» — улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, затем поднимите его к верхней губе, спрячьте «чашечку» в рот. Потом расслабьтесь, положив язык на дно ротовой полости.

2. Д/у «Волшебное заклинание».

Мы с вами очутились перед воротами замка. Но эти двери не простые, а волшебные. Чтобы их открыть, надо произнести заклинание. Слушайте и повторяйте за мной:

  • ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – ше
  • ши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша
  • шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша
  • ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш

3. Д/у «Воздушный шар».

Но что-то ворота не открываются. Тогда перелетим через них на воздушном шаре. Но сначала надуем его.

Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке
Он становится большим, соприкасаются кончиками.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел, В этом положении подуть на них,
Стал он тонким и худым. пальчики принимают форму шара.
Воздух выходит, пальчики принимают исходное положение.
Шо- шо — шо — лететь нам хорошо.

При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш».

Запомните: звук [ш] – согласный, потому что его нельзя петь и тянуть; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком.

4. Д/и «Подарки для Принцессы».

Вот мы и очутились в замке. Нас встречает Принцесса. Но в гости принято приходить с подарками. Выберем подарки.

Рассмотрите картинки: мишка, вафли, шары, щенок, шоколад, печенье, шарф, конфеты, карандаш, мышка, ватрушка, машина, лягушка, собака, подушка, самокат.

Выберите только те, в названии которых есть звук [ш].

Что вы выбрали? (мишку, шары, шоколад, шарф, карандаш, мышку, ватрушку, машину, лягушку, подушку)

А теперь среди этих предметов назовите только те, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шары, шоколад, шарф).

5. Д/у «Новые слова».

Принцесса шуток рада вашим подаркам и предлагает с ней пошутить. Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово:

  • чашка – шашка дар – шар маг – шаг
  • мышка – шишка мыло – шило жаль – шаль
  • Гарик – шарик топот – шёпот сок – шок
  • губы — шубы тапки – шапки кашка – шашка

6. Д/у «Сбор урожая».

У Принцессы шуток есть волшебный сад, в котором растут деревья. На деревьях уже давно поспел необычный урожай. Помогите собрать урожай в три корзины. В первую корзину соберите предметы с одним слогом, во вторую корзину – с двумя слогами, в третью корзину – с тремя слогами.

Картинки: шуба, шут, шашки, машина, мышь, шляпа, катушка, шар, пушка, лягушка, шарф, шахматы, шина, тушь, шляпа, шиповник.

8. Физминутка.

Потрудились в саду, устали, отдохнём.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушки, потянитесь!
Поскорей, скорей проснитесь!
По коленкам шлёп, шлёп,
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай,
Можем хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем,
И крест-накрест руки сложим.

9. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.
Будем пальцы загибать.
Вот большой, вот указательный, Поочерёдное загибание
Будьте вы теперь внимательны! пальцев рук.
Средний мы сейчас загнём,
Безымянный позовём.
И мизинчик – молодец
Опустился наконец!
Получились кулачки,
Застучали молотки:
Тук, тук, тук! Постукивание кулачка о кулачок.
Вы послушайте свой стук!

10. Знакомство с буквой Ш.

а) показ буквы.

Посмотрите, на замке Принцессы нарисован герб – знак того, что дворец принадлежит ей. Этот герб – буква Ш.

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.

Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.

Выложите букву Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?

На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.

б) работа в тетрадях:

Печатание букв Ш ш;
- печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка;
- звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).

11. Д/у «Мост от замка».

Нам пора возвращаться, а для этого построим мост от замка Принцессы до детского сада. «Подружите» слова, соберите их в предложение:

Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. – Миша вешает шубу в шкаф.
Алёша, машина, дедушка, купить.
Кушетка, на, отдыхать, дедушка.
Маша, каша, кушать.
В, писать, Маша, школа, буквы.
Алёша, подарить, мишка, плюшевый.
Штанишки, Маша, Миша, шить.
Яша, шишка, возить, машина, на.

III. Итог:

Где мы сегодня побывали?

С каким звуком и буквой познакомились?

Овчинникова Т.Н.,
учитель-логопед


Конспект занятия звук и буква Ш

Учителя- логопеда МБДОУ

«Детский сад № 15 компенсирующего вида»

г. Кандалакша

Беляевой Анны Сергеевны

Цель:

    Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;

    Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;

    Продолжать учить детей составлять предложение по схеме;

    Развитие внимания, памяти.

Ход занятия

Организационный момент

Л.- Дети, сегодня к нам на занятие пришел дед Буквоед, и принес разные задания, что бы проверить, готовы ли вы к школе.

А вот и первое задание от деда Буквоеда. Загадки. Отгадав загадки, вы узнаете, с каким звуком и буквой вы познакомитесь сегодня на занятии.

Л.- Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песни поет.

Д.- Кошка

Л.- Он обнимет шею,

Станет мне теплее.

Д.- Шарф

Л.- Звучит труба басисто.

Не трогайте солиста!

Пускай садится на цветок

И пьёт в антракте сладкий сок.

Д.- Шмель

Л.- Какой звук встречается чаше других в отгадках?

Д.- Звук Ш встречается чаще

Сообщение темы

Л.- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой Ш.

Основная часть:

Знакомство со звуком.

Л.- Возьмите зеркала и произнесите звук [Ш], глядя в зеркало. Определите, согласуется ли у вас язычок с зубками?

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко “молчит”.

Л.- Расскажите деду Бувоеду о звуке Ш

Л.- Звук “ш”гласный или согласный?

Д.- Звук Ш согласный

Л.- Почему?

Д.- Воздух встречает преграду

Л.- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Д.- согласные звуки мы обозначаем синим цветом.

Л.- Определим, звук Ш звонкий или глухой? Поставьте ладонь к горлу, голосок «звенит»?

Л.- Значит, звук Ш звонкий или глухой?

Д.- В горлышке не звенит голосок, звук ш глухой

Л.- Запомните, звук “ш” всегда твердый!

Развитие фонематического слуха

На доску выставляется «звуковая» линейка и картинки в названии которых звук Ш стоит, в начале слова, середине слова и конце слова.

Л.- дед Буквоед приготовил картинки

Л.- Посмотрите на картинки, найдите среди них слова, в названии которых звук Ш стоит в середине слова

Л.- Найдите звук Ш в середине слова

Найдите звук Ш в начале слова.

В конце слова.

Л.- дед Буквоед, посмотри какие наши дети внимательные

Знакомство с буквой:

На доску выставляется картинка с изображением шляпы.

Л.- Что это?

Д.- Это шляпа

Л.- Какой первый звук в слове шляпа?

Д.- Первый звук в слове шляпа, звук Ш

Л.- Какой буквой мы обозначаем звук Ш?

Д.- Звук Ш мы обозначаем буквой Ш

Л.- На что похожа буква Ш?

Д.- Буква Ш похожа на забор

Д.- Буква Ш похожа на расческу

Д.- Буква Ш похожа на шпалы

Л.- Найдите букву Ш в коробке и поставьте на линейку.

Физминутка:

Л.- Устал дед Буквоед, отдохнуть хочет. Тихонько встаньте, подойдите к ковру.

Накачаем шины на нашей машине ш-ш-ш

Хорошо накачали шины? Проверим.

Л.- Наехали мы на камень. Спустило шину шшшшшшш

Работа над звуковым составом слова:

На доску выставляется картинка Шуба

Л.- Дети, что это?

Д.- Это шуба

Л.- Составим схему к слову “шуба” для деда Буквоеда

Л.- Сначала, разделим слово на слоги, приготовьте ладошки

ШУ-БА

Л.- Какой первый слог в слове шуба?

Д.- Первый слог в слове шуба, слог Шу

Л.- Какой второй слог в слове шуБа?

Д.- Второй слог в слове шуба, слог Ба

Л.- Сколько всего слогов в слове шуба?

Д.- В слове шуба, два слога

Л.- Какое слово получилось?

Д.- Шуба

Л.- Я предлагаю поиграть в игру «Живые звуки»

Игра «Живые звуки»

Л.- Какой первый звук в слове шуба?

Д.- Первый звук в слове шуба, звук Ш

Л.- Выходи …

Л.- Какой второй звук в слове шуба?

Д.- Второй звук в слове шуба, звук У

Л.- Выходи…

Л.- Какой третий звук в слове шуба?

Д.- Третий звук в слове шуба, звук Б

Л.- Какой четвертый звук в слове шуба?

Д.- Четвертый звук в слове шуба, звук А

Л.- Читайте за моей рукой: «Шуба»

Л.- Сядьте на места и выложите слово шуба с помощью фишек.

Л.- Напишите слово шуба с помощью букв.

Работа по схеме предложения:

На доску выставляется схема предложения и картинки

Л.- деду Буквоеду будет очень приятно, если вы составите для него предложения.

Л.- Придумайте предложение про мышку по предложенной схеме.

Л.- Мышка что делает?

Д.- Мышка прыгает,

Д.- Мышка бегает.

Л.- Дети, кто это?

Д.- Это шмель

Л.- Придумайте предложение про шмеля по предложенной схеме

Д.- шмель летит

Д.- шмель жалит

Л.- А теперь составьте предложение из трех слов о мышке, шмеле.

Л.- Мышка пищит как?

Д.- Мышка пищит тихо

Л.- Шмель летит как?

Д.- Шмель быстро лети

Подведение итогов занятия

Л. — Поиграем в игру «Добавь слог». Я начинаю слово, а вы добавляете слог “шка”

Бабу – шка пу — шка

Лягу – шка мы – шка

Поду – шка ко – шка

Кату – шка ми – шка

Неваля – шка гармо – шка

Л.- С каким звуком и буквой сегодня познакомились?

Д.- Мы сегодня познакомились со звуком и буквой Ш

Л.- Что вызнаете о звуке Ш?

Д.- Звук Ш согласный, глухой, твердый.

Л.- Дети, вспомните слова со звуком Ш

Л.- деду Буквоеду понравилась Аня. Она составила интересное предложение, Даша внимательно слушала все задания, которые задавал дед Буквоед. Варвара следила за звуками и отвечала полным предложением.

Скачать:

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].

Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового осознанного чтения, расширять представления о других звуках и буквах, работать над четкостью произношения, развитием речи уч-ся, воспитывать у детей нравственные качества, вежливость, прививать любовь к родной школе, к учению.

Оборудование: «лента» букв, учебники, изображение букв для игры «Перекличка букв», табличка «Слоговое лото» (со слиянием ча и чу), «Занимательные модели» (слова с ь), «Закончить слово», «Найдите слово», табличка «Собери пословицу», пластинка «Чему учат в школе», письмо со школьными советами, слова записанные на доске для фонетической зарядки.

Стихи о букве Ш,ш

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

II.Фонетическая зарядка

1)ча-ча-ча- горит в комнате свеча

Чу-чу-чу – молоточком я стучу

Оч-оч-оч- наступила ночь.

2)проговаривание скороговорки:

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

III.Повторение

1.Игра «Перекличка букв»

(у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)

Выйдите гласные буквы

Гласные смягчающие согласные в слиянии.

Гласные в слиянии с которыми согласные всегда твердые.

Гласные, которые могут обозначать 2 звука.

Звонкие согласные

Глухие согласные

Парные согласные, найдите друг друга.

Всегда мягкий согласный

Буква не обозначающая звука.

Для чего она нужна?

Будем мы всегда где надо, ь знак вставлять в слова.

2.Игра «Занимательные модели»

Ь (конь,лось,ноль,соль,моль,гусь,рысь,мель,пыль,боль,тюль)

Ь (пальто,письмо,коньки,деньги,резьба,судьба,банька,ходьба,

3.Закончите слово с ь.

Бук(варь), тет(радь), сло(варь), мед(ведь), ян(варь), фев(раль).

4.Игра «Слоговое лото»

Повторение о сочетаниях ча-чу.

полу ка пла лок

отве ник ле гун

выклю ная шеп жой

IV.Работа над новым материалом.

1.Ознакомление с согласным звуком [ш].

Какой повторяющийся звук слышите в ловах? (ранее не изученный)

Шушуканье, шуршание, шорох.

Это звук [ш].

2.Знакомство с буквой ш,Ш.

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

3.Чтение слогов, записанных на доске.

Ша-ша-ша- учит мама малыша.

Шу-шу-шу- я письмо пишу

Аш-аш-аш- у Вовы карандаш

4.Игра «Найдите слово»

Ш алун, к арандаш, о шибка, л инейка, а льбом

Сколько слов?

Найдите шестое.

Какое это слово?

5.Игра(дополнительно) на внимание.

Первого сентября Саш а пош ел в ш колу. Светило солныш ко.Саш а, как взрослый, выш агивал с папой по ш ирокой улице. Началась его ш кольная жизнь.

6.Исполнение детьми песни «Чему учат в школе».

7.Исполнение частушек.

(задание: запомните все слова с [ш])

Скоро первый год пройдет,

Рады мы по ушки,

А теперь мы нам споем

Школьные частушки.

Форма новая надета,

Белая рубашка.

Полюбуйтесь на меня,

Какой я первоклашечка.

Буквы в Машиной тетради

Не стоят как на параде.

Буквы прыгают и пляшут

Маше хвостиками машут.

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели

Мы сказали: «Тишина!»

В школе треснула стена.

Дал списать я на контрольной

2 задачки Сонечке

А теперь у нас в тетрадках

У обоих двоечки

Тряс и тряс портфель Тарас

Чтоб найти тетрадки

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали

8.Игра «Собери пословицу»

Поспешишь, людей насмешишь

Как вы понимаете смысл пословицы?

9.Работа по «Азбуке» с.114-115

1)чтение слов в столбиках с дополнительными пометами

2)чтение текста с.115

Как можно озаглавить текст?

10.Чтение письма Пишичитая к детям (читают 4 хорошо читающих детей)

Советы Пишичитая.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь-

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Ты думал школа – не вокзал,

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать.

Хоть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час.

Парта – это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя спокойно,

На уроках не болтай,

Как заморский попугай.

Вставайте дружно каждый раз

Когда учитель входит в класс.

Учитель спросит – надо встать

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

V. Итог урока.