Кто контролирует российские сми. Кому принадлежат российские СМИ? Функции СМИ в современном мире

Положениями ст. 16 Закона о СМИ, регулирующей порядок прекращения деятельности СМИ, предусмотрено что основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего Закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.

Данные нарушения должны быть совершены в течение двенадцати месяцев, предшествующих обращению в суд (пункт 35 в Постановлении Пленума ВС РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").

Особый интерес представляет вопрос определения правовой природы института предупреждения, выносимого регистрирующим органом - Роскомнадзором. В том же Пленуме № 16 в п. 27 Верховный суд указал, что предупреждения, вынесенные органом государственной власти или должностным лицом, содержат властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для учредителя (соучредителей) средства массовой информации и (или) его редакции (главного редактора), дела об оспаривании таких предупреждений подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ (в настоящий момент в порядке, предусмотренном КАС РФ).

Данный пункт появился благодаря тому, что долгое время Роскомнадзор придерживался позиции, что предупреждение не создает каких-либо последствий для СМИ, негативные последствия наступают только после вынесения второго предупреждения, и если СМИ не согласно с предупреждениями, то оно может выдвигать свои возражения в рамках дела о прекращении деятельности СМИ.

Но Верховный суд не согласился с таким подходом, закрепив за СМИ возможность оспаривать предупреждение самостоятельным иском, но Верховный суд не разъяснил, чем же все-таки является предупреждение, наказанием или профилактической мерой.

Признавая предупреждение мерой ответственности, можно ссылаться на ст. 3.4. КоАП РФ, которая говорит, что предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. С учетом того, что Закон о СМИ также содержит ряд положений, носящих административно-правовой характер, то можно утверждать, что предупреждение является мерой ответственности.

Кроме того, если посмотреть, как выглядит типичное предупреждение Роскомнадзора, например, предупреждение, выданное агентству Znak (https://rkn.gov.ru/docs/preduprezhdenie12102015.pdf), то можно увидеть, что Роскомандзор в таком документе практически утверждает о том, что редакция совершила преступление, предусмотренное ст. 329 УК РФ (любопытно, что в Верховный суд в Постановлении Пленума № № 16 отметитл, что поскольку правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом (часть 1 статья 8 УПК РФ), то вопрос о том, имело ли место использование средства массовой информации для совершения уголовно наказуемых деяний, следует решать с учетом вступившего в законную силу приговора или иного судебного решения по уголовному делу, но в данном случае Роскомнадзор без всякого приговора усмотрел состав преступления), поэтому трудно представить, что после таких утверждений подобное предупреждение можно назвать мерой профилактики. Это полноценная мера ответственности. Мерой профилактики в административных правоотношениях является устное замечание, которое предусмотрено ст. 2.9 КоАП РФ.

При этом, если признать предупреждение мерой ответственности, то тогда СМИ может пользоваться ст. 57 Закона о СМИ, закрепляющие разумные и объективные основания для освобождения редакции от ответственности. Так редакция не несет ответственности за распространение сведений, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

  1. если они получены от информационных агентств;
  2. если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
  3. если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
  4. если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
  5. если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации

Однако, Роскомнадзор считает, что предупреждение является профилактической мерой, соответственно, СМИ оспаривая предупреждение, не может ссылаться на ст. 57 Закона о СМИ.

При этом, суды поддерживают позицию Роскомназора, хотя здесь слово суды не совсем уместно использовать, скорее это один Таганский районный суд г. Москвы в лице судей Подмарковой и Смолиной, в котором рассматриваются иски к Роскомнадзору. Любопытно, что Роскомнадзор в Таганском суде не проиграл ни одного процесса.

Тем не менее имеем то что имеем, материала немного, но он очень показательный (извиняюсь, за, возможно, лишний обзор сути дел, но без них картина не так интересна).

Дело Грани.Ру и Медиа Консалт

В данном деле СМИ оспаривало предупреждение Роскомнадзора, которое было вынесено за распространение в эфире радиоканала «Эхо Москвы» в программе «Своими глазами» информации, оправдывающей практику совершения военных преступлений. В связи с тем, спорная программа шла в прямом эфире, являлась авторской, а в соответствии с п. 5 ст. 57 Закона «О средствах массовой информации» редакция не несет ответственности за распространение сведений, содержащихся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, редакция просила признать незаконным предупреждение Роскомнадзора. Суд отказал Редакции, указав, что вынесенное предупреждение информирует о недопустимости совершенных действий и необходимости устранения последствий нарушений и, соответственно, является мерой профилактического и пресекательного характера.

Дело МОЕ! Online («МОЕ! Прямая линия!»)

Предупреждение было вынесено редакции за размещение в сети Интернет на сайте электронного периодического издания «МОЕ! Online («МОЕ! Прямая линия), в разделе «Новости в России и мире» материала «Укропы в истерике! На концерте «Океан Эльзи» в Минске запретили украинскую символику, приравняв ее к фашистской!», проиллюстрированного изображением агитационного плаката на украинском языке «Галицькi СС-и iдуть в бiй» (Галицкие эСэСовцы идут в бой»), Полагая, что заявитель не может быть привлечен Роскомнадзором к ответственности, поскольку материал был размещен на сайте редакции третьим лицом (ч. 5 ст. 57 Закона о СМИ), без согласования с редакцией, заявитель просит признать незаконным и отменить Предупреждение.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований, указав, что вынесенное предупреждение информирует о недопустимости совершенных действий и необходимости устранения последствий нарушений и, соответственно, является мерой профилактического и пресекательного характера, мерой предотвращения совершения противоправного деяния в дальнейшем. По своей правовой природе такое предупреждение не совпадает с предупреждением как соответствующим видом наказания.

Дело Радио Рекорда (2-3709/2015)

24 июня 2015 года Роскомнадзором в отношении редакции радиоканала «Радио Рекорд», вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, со ссылкой на ст. 4, 16 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации». Вынося предупреждение Роскомнадзор усмотрел в эфире радиоканала пропаганду порнографии.

Редакция указывала на, что поскольку программа шла в прямом эфире, то в силу ч. 5 ст. 57 Закона о СМИ, предусматривающей освобождение Редакции от ответственности за авторские программы, идущие в эфир без предварительной записи, предупреждение не может быть вынесено.

Таганский суд не согласился с такой позицией, указав, что вынесенное предупреждение информирует о недопустимости совершенных действий и необходимости устранения последствий нарушений и, соответственно, является мерой профилактического и плескательного характера, мерой предотвращения совершения противоправного деяния в дальнейшем. По своей правовой природе такое предупреждение не совпадает с предупреждением как соответствующим видом наказания.

Хотя нужно отметить, что в этой бочке дегтя нашлась и ложка меда, так в одном из дел, раасмотренным Верховным судом, Верховный суд признал незанконным предупреждение Роскомнадзора, поскольку при его вынесении Роскомнадзор не составил докладной записки. Данная процедура, отметил ВС РФ, как впрочем и ее нарушения, хотя и носят определенно формальный характер, однако направлены на обеспечение единообразного производства проверочных мероприятий, одинакового подхода органа, осуществляющего контроль (надзор), ко всем без исключения средствам массовой информации в целях минимизации возникновения у последних оснований считать отношение государственного контрольного органа необъективным и предвзятым, а полученные в ходе проверок результаты недостоверными (Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2014 N 5-АПГ13-57).

Такой редкий подход просто революция против клишированных аргументов вроде "правильное решение не может быть отменено по формальным основаниям".

Данных примеров вполне достаточно, чтобы сделать однозначный вывод о том, что на сегодняшний день сформирована господствует позиция, определяющая предупреждение как профилактическую меру.

Между тем, если даже принанять такую логику, игнорируя положения КоАП РФ, то получится абсурдная ситуация, Роскоманадзор проводит профилактические мероприятия в отношении тех правонарушений, за которые редакция не могла и не должна отвечать в случае привлечения ее у административной ответственности и назначения ей уже бесспорного наказания, например, в виде штрафа.

Предупреждение выносится за злоупотребление свободой СМИ (ст. 4 Закона о СМИ), при этом ст. 13.15 КоАП предусмотрена административная ответственность за злоупотребление свободой СМИ.

Так если некий гость программы, не являющийся ее штатным сотрудником, в прямом эфире в оскорбительной форме отзовется о дне воинской славе, то редакция, с учетом положений ст. 57 Закона о СМИ, не будет нести ответственности за действия данного гостя и за его высказывания, но редакции, следуя позиции Роскомнадзора, может быть выдано предупреждение, чтобы она не допускала таких нарушений. На мой взгляд, подобная ситуация выглядит, как минимум, невозможна профилактика того за что ты не в принципе не можешь отвечать.

Поэтому нет никаких правовых и элементарно логических оснований считать письменное предупреждение Роскомназора профилактической мерой, данное предупреждение является полноценной мерой ответственности, которая должна применяться с учетом положений ст. 57 Закона о СМИ.

Кроме того, недавно принятый Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", который устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, в ст. 17 указывает на то, что профилактическое воздействие может осуществляться в следующих формах:
1) правовое просвещение и правовое информирование; 2) профилактическая беседа; 3) объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; 4) профилактический учет; 5) внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; 6) профилактический надзор; 7) социальная адаптация; 8) ресоциализация; 9) социальная реабилитация; 10) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Как видно, письменного предупреждения среди таких мер нер, поэтому это еще один аргумент в пользу того, что письменное предупреждение Роскомназора является полноценной мерой ответственности.

СМИ управляются и контролируются определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют, прежде всего, их собственники, в государственных -- государственные службы, в общественно-правовых -- общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона.

В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля над СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм.

Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.

Заключение

На сегодняшний день СМИ играют важную роль в политической жизни общества. Обладая всеми техническими и идеологическими возможностями, СМИ служат различным политическим целям: просвещение людей, развитие в них чувства собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствуют и помогают компетентному участию в политике. Обогащая личность, так и духовно порабощая, дезинформируют и запугивают, разжигают массовую ненависть, сеют недоверие и страх. И от того, какую позицию займут СМИ, во многом будет зависеть будущее общества. СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого политического курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством "информационных войн", многочисленных "выбросов компромата", "сливов" и утечек информации, "заказных публикаций", и т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам власти, в том числе и к самим СМИ. Не хотелось бы, чтобы власть над СМИ в результате столкновения различных интересов оказалась в руках узкой группы лиц, ставящей свои амбициозные личные устремления выше интересов общества.

Во многих странах СМИ являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностей демократических идеалов. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о человеке, как о рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений. В демократическом государстве, основанном на принятии важнейших решений большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство -- элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан невозможно без СМИ: радио, телевидения, глобальной телекоммуникационной сети информационных и вычислительных ресурсов (Интернет), газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. Свободное учреждение и деятельность СМИ является реальным проявлением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реализуемы. Свобода СМИ не должна быть оторвана от общества и граждан, интересы и мнения которых они призваны выражать. В противном случае они превращаются в орудие политического влияния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова. В силу высокой стоимости СМИ и отсутствия у подавляющего большинства граждан возможности их создания на учредителях масс-медиа, а также их редакторах и журналистах лежит особая ответственность за общественные последствия своей деятельности.

Свобода слова и выражения мнений являются одними из основных прав, закрепленных в законодательстве и гарантированных государством. Государственные структуры и политики вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определенная свобода и независимость, иначе они могут потерять доверие населения. Но существуют и частичные ограничения деятельности прессы, регулируемые частными сводами законов. Таким образом, СМИ являются важной частью политической системы, оказывают серьезное влияние на политическую жизнь общества.

Сегодня (02 ноября 2012) в «Российской газете» опубликован административный регламент исполнения государственной функции по контролю за соблюдением законодательства о средствах массовой информации, утвержденный приказом Министерства связи № 196 от 13 августа 2012 года "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации". Целью регламента является регламентация порядка осуществления контроля и надзора за соблюдение СМИ действующего законодательства.

Регламент описывает как порядок проведения мероприятий по контролю над соответствием содержимого средств массовой информации требованиям законодательства о СМИ, так и действия в случае выявления нарушений.Регламент содержит два приложения. В первом перечислены территориальные органы, уполномоченные проводить мероприятия по контролю, а во втором - блок схема осуществления мероприятий по контролю.

Контроль осуществляется должностными лицами уполномоченного органа, перечень которых приведен в приложении к регламенту. Для Санкт-Петербурга это управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, расположенное на Галерной, 27.

Мероприятие по контролю проводится без участия «объекта контроля», то есть проверяемого средства массовой информации. Мероприятие может быть как плановым (при этом СМИ никак не узнает, что его проверяют), так и внеплановым, вызванным обращением в контролирующий орган гражданина (или юридического лица либо предпринимателя) с сообщением об обнаружении нарушений законодательства о СМИ или же обнаружением самими должностными лицами нарушений в сфере законов о СМИ. Мероприятия по контролю проводятся за счет бюджета с использованием представленных СМИ обязательных экземпляров (напомню, что в соответствии с федеральным законом «Об обязательном экземпляре» обязательные экземпляры предоставляются за счет СМИ, так что не переживайте сильно за бюджет).

В ходе мероприятия по контролю контролирующий запрашивает у получателей обязательных экземпляров СМИ один экземпляр (журнал, газету), слушает запись аудио или видео произведения, знакомится с содержанием страниц интернет-издания и выделяет те элементы, которые не соответствуют действующему законодательству, о чем составляет докладную записку. В том случае, если нарушения обнаружены в комментариях к статьям интернет-издания, контролирующий направляет учредителю и (или) редакции СМИ направляется обращение о выявлении нарушений и требованием об устранении обнаруженных нарушений. Примечательно указание «и (или)» - то есть контролирующий вправе сам определить, кому высылать обращение - учредителю или редактору. Обращение может быть направлено по электронной почте, факт отправки такого обращения фиксируется. В случае неисполнения указанных в обращении требований в течение суток с момента получения контролирующий готовит письменное предостережение о недопустимости «злоупотребления свободой массовой информации» и высылает его в установленном порядке (способы отправки определены в п 63 регламента, список является открытым, отправка возможна «любым иным доступным способом», что на мой взгляд дает возможность злоупотребления, позволяя сфабриковать факты нарушений "задним числом"). Примечательно, что для исполнения регламента не требуется подтверждения получения СМИ отправленного предостережения - достаточно зафиксировать факт отправки.

В том случае, если в течение двенадцати месяцев в адрес СМИ дважды делались письменные предупреждения, они не были обжалованы и в судебном порядке признаны незаконными, контролирующий орган обращается в суд с иском о прекращении деятельности СМИ (вот не хотели цензуру у себя ввести - получите).

В соответствии с п. 10.1 регламента объект контроля вправе знакомиться с результатами мероприятия по контролю. С учетом того, что наш объект контроля не знает о том, что его контролируют предоставленным правом удастся воспользоваться только в тот момент, когда подконтрольное СМИ будут привлекать к ответственности за обнаруженные нарушения. Более того, регламентом не предусмотрено представление «объекту контроля» материалов проверки, поэтому оспорить их будет проблематично.

В результате мероприятия по контролю в соответствии с разделом «описание результатов исполнения государственной функции» может быть составлен протокол об административном правонарушении, вынесено решение о проведении внеочередной проверки, подготовлены и переданы материалы по факту выявления признаков административного правонарушения или преступления в соответствующие органы. Наилучшим исходом, надо полагать, будет составление докладной записки.

Примечательно, что в прилагаемой к регламенту (приложение 2) блок-схеме указано, что в том случае, если нарушений не выявлено, возможны два исхода: «Рассмотрение дела об административном правонарушении» и «Принятие решения о проведении проверки». Стоит надеяться, что это ошибка, так как иначе любое контрольное мероприятие должно заканчиваться либо выявлением нарушений (как же без нарушений рассмотреть дело об административном правонарушении) или же повторной проверкой, уже с более широким спектром вопросов (закон большой, что-нибудь да нарушил).

После вступления в силу данного регламента в ходе осуществления деятельности стоит уделить особое внимание обработке входящей бумажной и электронной корреспонденции, актуализировать указанные при регистрации СМИ контактные данные учредителя и редакции (главного редактора) СМИ, дабы не пропустить возможных обращений контролирующих органов. На обращения нужно незамедлительно (в течение дня) отреагировать, а в том случае, если в обращении или предупреждении указаны явно незаконные требования - немедленно обжаловать их в суд. Принятие таких мер позволит избежать (либо снизить) риск судебного разбирательства с контролирующим органом по поводу прекращения деятельности Вашего средства массовой информации.

Текст регламента опубликован 2 ноября в "Российской газете" и утвержден Приказом № 196 от 13 августа 2012 года Министерства связи и массовых коммуникаций РФ

Насколько данная статья была Вам полезна:

Представить современный мир без средств массовой информации невозможно. Нужно жить как минимум на необитаемом острове, чтобы не иметь доступа к новостям из внешнего мира. существовали всегда, однако наибольшего развития они достигли в наше время, и продолжают развиваться вместе с наукой и техникой. Некоторые люди интересуются: «Объясните, почему СМИ называют четвертой властью?» Всё очень просто. Потому что сила их воздействия на человеческое сознание поистине огромна. Первые три (законодательная, судебная и исполнительная) наделены определенными полномочиями. Они обладают властью по закону. А СМИ властвуют над человеческими умами, что не менее значимо. Сила их власти настолько велика, что может программировать на определенные мысли целые народы.

Что такое СМИ

СМИ - это публичное распространение различных данных и сведений посредством всевозможных технических средств. Не все относятся к СМИ. Есть определенные требования. Например, хотя газеты, журналы и относятся к средствам коммуникации, однако не все их можно назвать СМИ. Для того чтобы считаться таковыми, они должны иметь тираж более 1000 экземпляров. Такие же источники, как стенгазеты, библиотеки, форумы, интернет-блоги, конференции и подобное - не относятся к средствам массовой информации.

Почему СМИ называют четвертой властью в социуме? Потому что, кроме инструмента передачи данных, СМИ также являются способом манипуляции, пропаганды и агитации в политической и других сферах жизни населения.

История развития СМИ

Рождение письменности и книгопечатания стало поворотным этапом в процессе формирования человечества, изменив его восприятие окружающего мира. Человек получил возможность получать информацию, создаваемую другими людьми. После того как была напечатана первая книга, типографии стали создаваться по всей Европе, а также по другим континентам. Конечно, до появления первых печатных книг существовали папирусные свитки, глиняные книги и пр. Однако именно с появлением человеческое общество вошло в новый этап развития.

После книг появились газеты. Это было связано с потребностью людей получать новости об экономической и политической жизни общества. С развитием науки и техники развивались и средства массовой коммуникации. После газет начали появляться журналы. Ещё спустя какое-то время в жизнь человека вошли радио и телевидение. И, наконец, интернет - это то, без чего сейчас не представляет себя ни один современный житель развитой страны. В сегодняшнее время человек имеет свободный доступ к всевозможной информации, которую может получить из различных источников. И газеты, и журналы, и книги, и телевидение, и интернет - всё это находится в полном распоряжении каждого жителя любой развивающейся страны. Почему СМИ называют четвертой ветвью власти? Потому что они управляют сознанием людей не меньше, чем законные ветви власти.

Функции СМИ в современном мире

В настоящее время СМИ имеют следующие функции:

  • наблюдение за событиями, происходящими в мире;
  • редактирование, которое заключается в отборе и освещении происходящих событий;
  • выработка общественной точки зрения;
  • продвижение культуры;
  • политическое просветительство широких масс населения.

Почему СМИ называют четвертой властью? в обход привычных институтов власти, таких как школа, церковь и прочее, СМИ обращаются напрямую к общественности. Они оказывают сильнейшее социально-психологическое влияние на формирование коллективного мнения. Данная особенность средств массовой информации широко используется различными рекламными агентствами, продвигающими тот или иной товар, политическими деятелями и партиями, для поддержания своих программ, и пр.

Еще одной главной функцией СМИ является доведение до населения важных сведений от основных ветвей власти. Возьмём законодательную власть. Пример того, как принятие и истолкование новых законов доносится до сведения широких масс населения через телевидение, печатные и интернет-издания можно наблюдать регулярно. Также и в других сферах жизни. Абсолютно обо всех событиях в современном мире люди черпают информацию из СМИ.

Классификация СМИ

Современные СМИ объединяются по различным критериям. Например, существует такая классификация:

  • по стилю (серьёзные издания, либо же так называемая «жёлтая пресса»);
  • по жанрам (рекламные, политические и др.);
  • по форме собственности (корпоративные, государственные);
  • по периодичности изданий (каждый день, раз в неделю или раз в месяц);
  • по радиусу распространения (региональные либо центральные).

Имеется также другая классификация СМИ, более обобщённая:

  • печатные;
  • электронные.

Одной из форм СМИ являются также различные информационные агентства.

Газета

Газетой называется печатное издание, регулярно выходящее в тираж под постоянным названием. Периодичность выхода - не менее одного раза в месяц.

Условия жизни, читательские интересы, требования, предъявляемые к СМИ в тот или иной период времени, диктуют печатным изданиям определенные формы подачи информации. Если до войны в советское время самым распространённым жанром, используемым в газетах, был очерк, то сейчас ситуация несколько поменялась. Материалы, несущие воспитательную и образовательную функции, в современном мире «перекочевали» в различные журналы и прочие издания. Современные газеты выполняют несколько другие функции. На первый план выдвинулись всевозможные заметки, отчёты, репортажи, интервью - всё предельно лаконичное, содержащее большое количество фактов. Подача различных сведений в современных газетах должна отличаться оперативностью. Новость, которой уже несколько дней, считается безнадёжно устаревшей. Такое понятие, как «сенсация», стало неотъемлемым атрибутом любого уважаемого себя издания. Только сенсации под силу повысить тираж любой газеты, и, соответственно, принести прибыль издателю.

Больше половины из всех материалов в газете занимают новости. Они на сегодняшнее время стали главным жанром в данном печатном издании. Новости политические, экономические, спортивные и прочие - ими наполнена основная часть всех газет. Почему СМИ называют четвертой властью? Объяснение очень простое. Те же газеты, наряду с другими источниками массовой коммуникации, властвуют, образно говоря, над умами широких масс населения, которые их читают и воспринимают мир через призму поданной информации.

Журнал

Журналом называют которое имеет постоянную рубрику и содержит публикации по научным, политическим, производственным и другим вопросам. Существуют также интернет-журналы. Они могут быть электронной версией напечатанного журнала, а могут быть самостоятельным изданием в интернете. Журнал, так же, как и газета, является рычагом воздействия на общественное сознание. Этим объясняется, почему СМИ называют четвертой властью. С их помощью формируется общественное мнение и оказывается влияние на жизнь людей.

Радио

Радио - это беспроводная передача данных при помощи электромагнитных волн радиодиапазона. Для многих людей радио является источником информации, сопровождающим на протяжении целого дня и создающим определенный эмоциональный фон. С развитием науки и техники радио тоже меняется. Возможно, роль эфирного радио в будущем и будет сведена к минимуму, однако на сегодняшний день оно остаётся для многих потребителей наиболее близким и удобным средством массовой коммуникации.

Телевидение

Широкое распространение телевидение получило во второй половине XX века. Наряду с радиовещанием, оно является одним из наиболее массовых средств распространения информации. ООН признала значимую роль телевидения в жизни общества, установив Всемирный Преимущество телевидения состоит в том, что человек может получать сведения не только в процессе чтения или на слух, но и видеть события собственными глазами. Почему СМИ называют четвертой властью, обществознание объясняет следующим: средства массовой коммуникации в огромной степени влияют на все стороны жизни человеческого общества, и телевидение - не исключение.

Интернет

Интернет - это один из самых крупных источников информации. На сегодняшний день интернет заменяет людям практически все другие ресурсы. Всемирная сеть содержит на своих просторах невероятное количество самых различных данных на любой спрос. И если раньше люди часами проводили время в библиотеке, чтобы собрать какие-либо материалы, то сейчас можно их найти, не выходя из дома.

В интернете можно прочитать следующий вопрос: «Объясните, почему СМИ называют четвертой властью». Ответ очевиден. СМИ во все времена, а особенно сейчас, имеют власть над Влияние интернета, как одного из источников массовой информации, с каждым днём становится все больше.

Роль СМИ в обществе

Почему СМИ называют четвертой властью? Власть СМИ основана на распространении информации, которая оказывает влияние на жизнь людей. Зачастую бывает и так, что различные журналистские расследования становятся фундаментом для правовых действий следственных органов. Роль СМИ в современном обществе огромна. Человек сейчас имеет возможность узнавать свежие новости, происходящие на другом континенте. Мы привыкли держать руку на пульсе всех мировых событий, и уже не представляем себе жизни без этого. От того, как разные события нам преподносятся, зависит наше мнение о них и о происходящем в целом.

Влияние СМИ в политической жизни

СМИ на сегодняшний момент являются очень значимым атрибутом в политической жизни. Этим объясняется, почему СМИ называют четвертой властью. Средства массовой информации занимают центральное место в предвыборной агитации. Политики хорошо это понимают, и вкладывают огромные средства в это мероприятие. От того, как грамотно будет проведена агитация, зависит судьба того или иного избирателя.

В то же время СМИ выполняет и такую важную роль, как сдерживание и оздоровление власти. Проливая свет на некоторые неправомерные действия политиков, они доносят до сведения общественности те факты, которые последние хотели бы скрыть. СМИ могут поставить крест на карьере некоторых власть имущих, если их преступления станут достоянием общественности. Расследования некоторых журналистов, имеющие доказательную базу, могут стать причиной для открытия уголовного дела.

СМИ, как манипулятор человеческого сознания

В современном мире появилось такое понятие, как «информационная война». В этих «боевых» действиях основным объектом воздействия является информация. С помощью средств массовой коммуникации можно внушить людям определенные мысли и заставить их предпринимать конкретные шаги. Ещё Гитлер активно использовал данный приём, пытаясь вызвать у арийцев ненависть к еврейскому народу. Он уделял большое внимание пропагандистским фильмам, в которых был скрытый подтекст. Например, фильм, в котором подлый еврей насилует прекрасную арийку, вызывал возмущение у зрителей, автоматически настраивая их против всего еврейского народа. То же самое происходит и сейчас. С помощью СМИ власть имущие манипулируют сознанием целых народов. Почему СМИ называют четвертой властью в обществе? Потому что их влияние на человеческое сознание трудно переоценить.

Информация. Как правильно ею распоряжаться

В современном мире человек сталкивается с большим потоком всевозможной информации.

К сожалению, не всегда она правдива. Поэтому не стоит слепо доверять тому, что вы читаете, особенно в непроверенных источниках. В некоторых случаях, СМИ - четвертая власть, может сослужить вам плохую службу. Ориентируясь на ложные данные, вы можете составить неправильное мнение о тех или иных событиях, и картина будет искажена. Нужно искать данные в разных источниках, сопоставлять их (благо, ресурсов сейчас хватает) и только тогда пытаться составить своё личное мнение. Всегда проверяйте информацию и делайте правильные выводы.

СМИ управляются и контролируются определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных - государственные службы, в общественно-правовых - общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона.

В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высший совет по аудиовизуальной коммуникации. Он не только контролирует государственные и частные теле- и радиостанции, но и выдает им государственные лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления деятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. За соблюдением прессой этических норм следит специальная комиссия по самоконтролю.

Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.

В современном мире с развитием спутникового телевидения и Некоторых других СМИ, обладающих почти безграничным радиусом действия, расширились возможности культурно-информационной экспансии мощных информационных корпораций ведущих стран Запада. Располагая новейшей техникой и технологией, богатым опытом радио- и телевещания и опираясь на свою экономическую мощь, они непосредственно подчиняют или вовсе вытесняют национальное радио, телевидение и кинематограф и называют более слабым странам свои культурные и потребительские стандарты. Как неоднократно отмечалось на конференциях ЮНЕСКО, под предлогом свободы распространения информации, транснациональные информационные корпорации формируют неадекватные социально-экономическим реальностям этих стран потребности и ценностные ориентации, культивируют роскошь «потребительство в мире бедности» и тем самым дестабилизируют политическую ситуацию, разрушают культурную самобытность народов. Такая свобода информации нуждается в ограничениях. Информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороны общества.

Интернет СМИ. Роскомнадзор решил создать систему, позволяющую круглосуточно отслеживать появление в онлайн-СМИ материалов с признаками нарушения закона – например, призывов к экстремизму и насильственному свержению конституционного строя. Решение автоматизировать мониторинг чиновники объясняют тем, что в последние годы онлайн-СМИ множатся как грибы.


Роскомнадзор объявил конкурс на создание автоматизированной системы контроля онлайн-СМИ, которая должна в круглосуточном режиме осуществлять мониторинг и выявлять материалы с признаками нарушения законодательства.

Лицензированный контроль. Предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах сведения о его деятельности, состояние используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности технических средств, распространяемые телеканалы или радиоканалы, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) основания, предусмотренные Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

2) выявление нарушений в результате проводимого должностными лицами лицензирующего органа без взаимодействия с лицензиатом систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Внеплановые проверки лицензиата проводятся без согласования с органом прокуратуры.

Предварительное уведомление лицензиата о проведении внеплановой проверки не допускается.