Построение вопросов в английском языке. Общие принципы построения вопросительных предложений в английском языке Вопросительные предложения в английском примеры

В английском языке существует четыре типа вопросительных предложений. Эти предложения отличаются друг от друга по которым они выстроены, в частности, . Разница в грамматике вытекает из разных коммуникативных задач, которые выполняют эти предложения.

1. Общий вопрос (другое название: Yes/no – questions, – ред.).
Определить его очень просто, он подразумевает на себя ответы «ДА» или «НЕТ».

Пример:
Тебе нравится мороженное?
Do you like ice-cream? (Yes/no).
Он в доме?
Is he at home? (Yes/no).
Они спят?
Are they sleeping? (Yes/no).

Схема построения:
Вспомогательный глагол + подлежащее + остальные члены предложения.

2. Специальный вопрос (другое название: wh – questions, – ред.)
Это вопросы к отдельным членам предложения, образующиеся при помощи так называемых вопросительных слов. Они часто начинаются с буквосочетания (Wh) – отсюда и второе название. Их много, но вот наиболее частотные вопросительные слова:

Who? (Кто?)
Why? (Почему, зачем?)
When? (Когда?)
What? (Что? Какой?)
Where? (Где? Куда?)
How? (Как?)
Whose? (Чей?)

Вопросительными словами дело не ограничивается есть также «вопросительные группы», характеризующиеся тем, что, хотя они играют ту же роль, что и вопросительные слова, в состав каждого из них входит по нескольку слов. Вот наиболее распространенные примеры:

How many? («Сколько» для исчисляемых)
How much? («Сколько» для неисчисляемых)
How often? (Как часто?)
How long? (Как долго?)
Which of you? (Который из вас?)

Но пора перейти к примерам вопросительных предложений второго типа:

Пример:
Сколько у вас ручек?
How many pens have you got?
Что вы делаете сегодня?
What do you do today?
Сколько вы просите за это?
How much do you charge for that?
Сколько вы за это просите?

Схема построения:
Вопросительное слово (вопросительная группа) + вспомогательный глагол + подлежащее + сказуемое (если есть, – ред.) + остальные члены предложения.

Внимание!

Существует подтип специального вопроса – он называется вопрос к подлежащему. Название говорит само за себя – это специальные вопросы, обращенные к подразумеваемому (ведь не всегда вопросы задаются после утверждения, – ред.) или действительному подлежащему.

Пример:
Мальчик идет в школу.
Кто идет в школу?
Who goes to school?

Сразу очевидно отличие таких специальных вопросов от всех прочих. В них не требуется вспомогательный глагол. Его можно употребить, но можно и не употреблять – это не будет ошибкой.

3. Альтернативный вопрос

Альтернативный вопрос образуется путем добавления конструкции с альтернативной частицей «or». Альтернативу таким образом можно ставить к любому члену предложения.

Пример:
Я или мой брат идем в школу?
Do I or my brother goes to school?
Я иду или еду в школу?
Do I go or drive to school?
Я иду в школу или в институт?
Do I go to school or to the institute?

Схема построения:
Вспомогательный глагол + подлежащее (с альтернативой если нужно, если не нужно, то альтернатива с «or» следует за подлежащим).

4. Разделительный вопрос (другое название: вопрос с хвостом, tag-question, – ред.)
Этот тип вопросов можно адекватно перевести на русский язык предложениями, которые заканчивают словами «не так ли?», «Не правда ли?».

Пример:
Ты говоришь по-английски, не так ли?
You speak English, don’t you?
Ты не говоришь по-испански, так ли это?
You don’t speak Spanish, do you?

Схема построения:
Как вы заметили, подобный вопрос состоит из двух частей – до запятой и после. До запятой нужно построить обычное утвердительное или отрицательное предложение, а вот после на 1) месте – вспомогательный глагол, который подходит по времени и подлежащему в основной части 2) подлежащее или местоимение, соответствующее подлежащему. Вот иллюстрация последнего случая: Ivan will go to school, won’t he?

Но когда в «хвостике» вопроса, то есть в части после запятой нужно поставить отрицание, как вы заметили по примерам – ставится оно туда не всегда.

По схеме легко понять принцип: если в главном предложении отрицания нет, то «хвостик» должен «отрицать» подлежащее. Если же отрицание там есть, то уже остаток предложения после запятой должен быть положительным.

Читайте статью об отрицании в вопросах здесь.


Приветствую, мой дорогой читатель.

Если вы не знаете, как правильно спросить что-нибудь на английском языке, то вас впереди ждут большие проблемы! Шучу, конечно. Ведь для этого есть этот блог, и сегодня я хочу помочь вам разобраться в составлении вопросительных предложений, привести исчерпывающие примеры общих вопросов в английском языке и ответов на них. Кроме этого, расскажу и о правилах.

Кстати, после изучения данной темы, не забудьте освоить ее практическую часть: и .

Что это вообще такое?

Это структура, которая только требует ответа «да» или «нет» . Обычно на такое предложение не требуется дополнительного ответа. Но, при желании, дополнительную информацию вполне возможно дать.

Заметьте, что общий вопрос будет выглядеть совершенно по-разному в разных !

Давайте посмотрим первый пример:

Are you reading a book now? - Yes, I am.

Ты читаешь книгу сейчас? - Да.

Структура вопросительного предложения обычно формируется следующим образом:

  • Предложение начинается со вспомогательного глагола (are, is, was , were , do , does , has , have , had , did , etc.)
  • Затем идет подлежащее (действующее лицо).
  • После чего следует основной глагол .
  • За ним следуют остальные члены предложения: дополнения, обстоятельства времени, места и т.д.

Do you believe in aliens? - Yes, I do.

Ты веришь в инопланетян? - Да.

Ответ всегда состоит из слова «yes» или «no», после чего повторяется подлежащее и вспомогательный глагол, относящийся к подлежащему.

Have you seen Lora recently? - Yes (ответ), I have (вспомогательный глагол).

Ты видела Лору недавно? - Да, я видела.

Как спрашивать о настоящем времени

Общие вопросы мы используем чаще всего , и в любом времени. Во 2 классе больше всего используется описание текущих действий. В они обычно начинаются с do , does , is , are , has или have .

Do you have any interesting books to read? - Yes, I do. I bought several last week.

У тебя есть какие-нибудь интересные книги почитать? - Да, у меня есть. На прошлой неделе я купила несколько .

Does she go to this school? - No, she doesn’t.

Она ходит в эту школу? - Нет.

Are you free tomorrow morning? - No, I am not. I am going to visit my doctor.

Ты свободен завтра утром? - Нет, я не свободна. Я собираюсь пойти к своему доктору.

Is he going to college this year? - Yes, he is.

Он собирается в колледж в этом году? - Да, он собирается.

Have you visited the exhibition already? - No, I haven’t. But I am going to do it next week.

Ты уже был на выставке? - Нет, я не был. Но я собираюсь пойти на следующей неделе.

Has he done the task yet? - No, he hasn’t. It wasn’t very simple.

Он уже сделал задание? - Нет, не сделал. Оно было не очень простым.

Как спрашивать о прошедшем времени

В 3 и 4 классе ученики начинают использовать описания прошлого. В вопросы обычно начинаются с did , was , wer e или had .

Did you do what I asked you to? - Yes, I did. I called them as soon as you asked me to.

Ты сделал то, о чем я просила? - Да, я сделал. Я позвонил им, как только ты попросила.

Was she at home when you called? -No, she wasn’t. She went out with her sister.

Она была дома, когда ты позвонил? - Нет, ее не было. Она пошла гулять со своей сестрой.

Were they on holiday in July? - Yes, they were. They went for holiday to Spain.

Они были на каникулах в июле? - Да. Они поехали на каникулы в Испанию.

Had you taken the key, before you set off to school? - No, I hadn’t. I remembered, that I had forgotten them.

Ты забрал ключи прежде, чем отправиться в школу? - Нет, я не забрал. Я вспомнил, что забыл их.

Как спрашивать о будущем времени

А вот в 5 классе уже и с будущим можно как-то справляться. Поэтому в будущем времени все вопросы начинаются в основном с will .

Will you meet me at the station on Friday? - Yes, I will. I will be there on time.

Ты встретишь меня на станции в пятницу? - Да, встречу. Я буду там вовремя.

Иногда вопрос может начинаться совсем не со вспомогательного глагола, а, например, с модального глагола can , could , may и т.д.

— Could you pass me salt and pepper , please ?

- Ты не могла бы мне передать соль и перец, пожалуйста.

Ну что, теперь уверены в своих знаниях? Формирования вопросов в английском языке- это основа, которая вам понадобится в дальнейшем изучении языка. А я готова вам помочь в этом. Подписывайтесь на рассылку моего блога и регулярно пополняйте свои знания полезной информацией.

До новых встреч, мои дорогие.

Вопросительные предложения в английском языке внешне очень отличаются от привычных нам. В знакомых нам русском, украинском языках вопрос от утверждения часто отличить можно, только обратив внимание на интонацию собеседника (или с помощью пунктуации на письме).

Мы идём сегодня в кино. – Мы идём сегодня в кино?

Для английского языка такого выделения недостаточно, основная смысловая нагрузка здесь ложится на порядок слов. Формулирование вопроса здесь требует изменения прямого порядка слов и использования вспомогательных глаголов.

Как правило, грамматика английского языка выделяют 5 типов вопросов в английском.

Общий вопрос

Структура общего вопроса является основой практически для всех других типов, поэтому её понимание крайне важно для дальнейшего освоения языка. Задавая общий вопрос, говорящий хочет получить подтверждение или отрицание какого-то факта, а ответом на него всегда служат слова «да» или «нет»:

Do you like this cake? – Yes, I do / No, I don"t
(Тебе нравится этот торт? – Да, мне нравится /Нет, не нравится).

Схема построения вопросительного предложения выглядит так:

Вспомагательный глагол - Подлежащее (Кто? Что?) - Сказуемое (Что делает?)

Для лучшего понимания вспомним вспомогательные глаголы английских времён на примерах:

  • Do you go to the cinema every week? - (Ты ходишь в кино каждую неделю?).
    • Помните, что предложениях с подлежащим в третьем лице единственного числа (he, she, it) на первую позицию выходит does, при этом окончание –s у сказуемого исчезает:
    • Does she go to the cinema every week? - (Она ходит в кино каждую неделю?).
    • Are you listening to me now? (Ты меня сейчас слушаешь?).
    • You are listening to me now (Ты сейчас меня слушаешь) – когда в предложении присутствует глагол to be, дополнительный вспомогательный глагол не требуется.
  • Has she already read this book? (Она уже прочитала эту книгу?).
  • She has already read this book (Она уже прочитала эту книгу) – во временах группы perfect вспомогательным глаголом становится have/has/had, переходящий на первую позицию.
  • Have you been waiting for this all your life? (Ты ждал этого всю свою жизнь?). You have been waiting for this all your life (Ты ждал этого всю свою жизнь) – обратите внимание, что been остаётся в вопросе на прежнем месте.
  • Did he see her yesterday? (Ты видел её вчера?). He saw her yesterday (Он видел её вчера) – обратите внимание, что в вопросе сказуемое меняет форму с прошедшего времени на инфинитив.
  • Were you playing piano the whole day yesterday? (Ты вчера играл на пианино весь день?). Принцип построения тот же, что и в PresentContinuous.
  • Had he repaired the car before you came? (Он починил машину до того, как ты пришёл?). Принцип построения тот же, что и в PresentPerfect.
  • Had she been drawing this painting the whole day before you called? (Она рисовала картину целый день до того, как ты позвонил?). Принцип аналогичный с Present Perfect Continuous.
  • Will they come home tomorrow? (Они придут домой завтра?).
  • Will you be watching TV the whole evening? (Ты будешь смотреть телевизор целый вечер?).
  • Will we have done this by Tuesday? (Ты сделаешь это до вторника?).
  • Will you have been living in this house for 10 years next week? (На следующей неделе будет 10 лет с тех пор, как ты живёшь в этом доме?).

Для форм Future in the Past в качестве вспомогательного глагола выступает would . В предложениях с модальными глаголами они выступают в функции вспомогательного:

I may take your book – May I take your book?
(Я могу взять твою книгу – Могу ли я взять твою книгу?).

Ответ на общий вопрос строится по такой схеме:

Yes/no - Подлежащее - Вспомагательный глагол (при отрицании добавляется "not")

Does she go to school every weekday? – Yes, she does/No, she doesn"t –
Она ходит в школу каждый будний день? – Да, она ходит / Нет, она не ходит.

Специальный вопрос

Данный тип вопросов используется, когда нам нужно узнать более конкретную информацию о предмете или событии. Он строится как общий вопрос, перед которым ставят вопросительное слово. Вопросительные слова в английском языке следующие: what, when, where, which, why, who, how .

Важным моментом здесь является то, что необходимо упускать из первоначального предложения информацию, о которой вы спрашиваете:

I will go to the theatre tomorrow – Where will you go tomorrow? –
Я пойду завтра в театр – Куда ты завтра пойдёшь?
I bought him a book – What did you buy? –
Я купил ему книгу – Что ты купил?

Прямой вопрос (вопрос к подлежащему)

Не все вопросительные слова на английском языке однозначно указывают на то, что перед нами специальный вопрос. Существует особая категория прямых вопросов, в которых мы не используем инверсию (непрямой порядок слов) и вспомогательные глаголы. Эти вопросы всегда начинаются со слов «who» или «what» (для неодушевлённых), за которым следует обычный прямой порядок слов. Спрашиваем мы всегда в таком случае о том, кто производит действие – подлежащем:

He teaches my son English – Who teaches my son English? –
Он учит моего сына английскому – Кто учит моего сына английскому?
The weather stopped us from going to the park – What stopped you?–
Погода не позволила нам пойти в парк – Что остановило вас?

Альтернативный вопрос

Альтернативный вопрос нужен нам, когда мы хотим предложить собеседнику для предмета на выбор (к примеру, спрашиваем у гостей, хотят ли они чая или кофе). Внешне он выглядит так же, как и общий, но его обязательным компонентом является союз «or» , который разделяет два варианта ответа:

Do you like tea or coffee? – Ты любишь чай или кофе?
Did you play in the yard or in the park? – Ты играл во дворе или в парке?

Разделительный вопрос

Этот тип меньше всего похож на собственно вопрос, так используем мы его скорее для уточнения, просьбы о подтверждении уже известной информации. Строится он как обычное утвердительное предложение, в конце которого добавляется вопросительная фраза «не так ли?»:

She went to Egypt yesterday, didn"t she? –
Она уехала в Египет вчера, не так ли?

Вопросительные фразы в английском языке состоят из вспомогательного глагола в форме необходимого времени и подлежащего исходного предложения:

We have been living here as long as I remember, haven"t we? –
Мы живём здесь столько, сколько я себя помню, не так ли?

Важно помнить об одной особенности разделительных вопросов: в одной из частей предложения обязательно должно присутствовать слово «not» : если первая часть предложения содержит отрицание, то вопросительная фраза должна быть утвердительной и наоборот. «Не» можно использовать только один раз, но использовать обязательно:

Your parents go to London every year, don"t they? –
Твои родители ездят в Лондон каждый год, не так ли?
Your parents don"t go to London every year, do they? –
Твои родители не ездят в Лондон каждый год, не так ли?

Как мы видим, такая важная тема как вопросительные предложения в английском языке имеет ряд особенностей, которые могут показаться носителям других языков необычными или даже странными (чего только стоит эта обязательная перестановка слов во главе со вспомогательным глаголом, которая вдруг для прямого вопроса внезапно отменяется!).

Однако это только подтверждает необходимость глубокого освоения этого материала для успешного и грамотного общения в дальнейшем и для етого Вам подойдут курсы английского языка в Киеве от студии "Double You".

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня я подготовила для вас вводный урок по теме − типы вопросов в английском языке. Изучив материал, вы ознакомитесь с 5 -ю типами вопросов, которые выделяют в английской грамматике. Подробнее на каждом из них мы будем останавливаться в следующих уроках. А сейчас наша цель заключается в том, чтобы познакомить вас в общих чертах с каждым из 5 -и видов вопросов, объяснить их смысл, особенности и конструкцию. Типы вопросов в английском языке Построение вопросительных предложений — это очень важная тема для изучения любого языка. Ведь наша речь в основном состоит из вопросов и ответов. Хочу сразу сказать, что конструкция вопросительных предложений в английском языке значительно сложнее, чем в русском. В русском языке для постановки вопроса достаточно просто изменить интонацию. В английском языке чтобы задать вопрос нужно поменять не только интонацию, но и порядок слов в предложении, а также очень часто есть необходимость использовать вспомогательные слова.

Для того, чтобы наглядно объяснить особенности каждого из типов, сначала я буду приводить примеры, а потом объяснять их суть. Я советую вам заучить конструкцию 5 -и типов вопросов наизусть.

5 типов вопросов в английском языке

Итак, в английском языке выделяют 5 основных типов вопросов: общий вопрос, специальный вопрос, вопрос к подлежащему и его определению, альтернативный вопрос, разделительный вопрос. Мы начнем урок с общего вопроса, т.к. он является основополагающим. Выучив конструкцию общего вопроса, вам легко будет разобраться с остальными типами.

1. Общий вопрос

Вопрос Ответ
Do you have a dog?
Does he read that book?
Did you visit your grandmother?
Is she a student?
Was he in Moscow?
Can I help you?
Must children do the homework?
Yes, I do/ No, I don’t
Yes, he does/ No, he doesn’t
Yes, I did/ No, I didn’t
Yes, she is/ No, she isn’t
Yes, he was/ No, he wasn’t
Yes, you can/ No, you can’t
Yes, they must/ No, they must not

Как видите, общий вопрос задается ко всему предложению целиком, и ответить на него можно всего одним словом — да (yes) или нет (no) . Именно поэтому его и называют общим.

Для правильной постановки общего вопроса необходимо использовать вспомогательный глагол:

  • do → для I, you, we, they
  • does → для he, she, it
  • did → для прошедшего времени.

Итак, на первом месте мы ставим вспомогательный глагол, а дальше повествовательное предложение остается без изменений. Пример:

  • Повеств. предл.: You speak English. добавляем на первое место вспомогательный глагол, и получаем
  • Общий вопрос: Do you speak English?

Если в предложении в качестве сказуемого выступает глагол to be (am, is, are, was, were — его формы) , или модальные глаголы can (could), may (might), must, shall (should), will (would) , то они выносятся на первое место в качестве вспомогательных. Пример:

  • Повеств. предл.: I can help you. выносим модальный глагол на первое место, и получаем
  • Общий вопрос: Can I help you?

Подведем итог! Схема общих вопросов выглядит так:
Вспомогательный глагол (Auxiliary Verb)→ подлежащее (Subject)→сказуемое (Predicate) → другие члены предложения.

Видео на тему: Общий и альтернативный вопрос в английском языке

2. Альтернативный вопрос

Вопрос Ответ
Is this a pen or a pencil?
Does Ann work as a teacher or a doctor?
Is that pencil red or green?
Was Peter in Moskow or in Minsk?
Does Jim like playing chess or watching TV?
It’s a pencil.
She works as a doctor.
It’s green.
He was in Minsk.
He likes playing chess.

Как вы, должно быть, заметили, альтернативный вопрос — это вопрос, который предлагает отвечающему сделать выбор между двумя однородными членами предложения (a pen − a pencil, teacher — doctor, red — green, Moskow — Minsk, playing chess — watching TV). Эти однородные члены предложения могут быть выражены дополнениями, обстоятельствами, определениями, именной частью составного сказуемого и т. д. .

Альтернативный вопрос очень легко узнать по союзу or , благодаря которому и предлагается альтернатива. На альтернативный вопрос дается, как правило, полный ответ.

Обратите внимание, что альтернативный вопрос практически ничем не отличается от общего вопроса, за исключением обязательного присутствия союза or.

3. Специальный вопрос

Вопрос Ответ
Where do you have vacation every summer?
When can I see her?
What is your favorite colour?
How does he get to work?
Why are you eating at my desk?
I have vacation in London.
You can see her today.
My favourite colour is blue.
He gets to work by bus.
Because I am hungry.

Специальные вопросы в английском языке задаются для получения дополнительной информации. На первом месте всегда стоит специальное вопросительное слово:

  • what? — что? какой?
  • why? — почему?
  • where? — где? куда?
  • how? — как?
  • how long? — как долго?
  • which? — который?
  • who? — кто?
  • when? — когда?

Специальные вопросы в английском языке Порядок слов после вопросительного слова такой же, как и в общем вопросе.

  • Общий вопрос: Does he see her every day? → добавляем на первое место вопросительное местоимение, и получаем →
  • Специальный вопрос : Where does he see her every day?

А значит, схема будет выглядеть так:
Вопросительное местоимение (interrogative pronoun) → вспомогательный глагол (Auxiliary Verb)→ подлежащее (Subject)→сказуемое (Predicate) → другие члены предложения.

Обратите внимание, что в английском часто встречаются фразовые глаголы , т. е. с этими глаголами тесно связаны какие-либо предлоги. Когда задаются специальные вопросы в английском языке, эти предлоги ставятся в самом конце предложения. Например:

  • What are you busy with ? — Чем ты занят?
  • What are you asking for ? — О чем ты просишь?
  • Who were they waiting for ? — Кого они ждали?

Ответы на специальные вопросы, как правило, даются развернутые.

Видео на тему: Специальный вопрос в английском языке

4. Вопрос к подлежащему и его определению

Вопрос Ответ
What is on going on there?
Who is listening to the tape?
Which of the children is going to the Zoo on Sunday?
Whose children are having dinner now?
A fight is.
Peter is.
John is.
Peter’s children are.

Вопросы к подлежащему или к его определению всегда начинаются с вопросительных местоимений:

  • Who — кто
  • What — что
  • Which — который
  • Whose — чей

В вопросах к подлежащему сохраняется порядок слов повествовательного предложения.

Например:

  • Повеств. Предл.: They must do it every day. вместо подлежащего They ставим Who , остальное в предложении оставляем без изменений, и получаем
  • Вопрос к подлежащему: Who must do it every day?

Заметьте, что если предложение относится к настоящему времени, то вопросительные слова who, what, which согласуются обычно со сказуемым в форме 3-го лица единственного числа. Т.к. мы не знаем, какой ответ последует, принято использовать 3-е лицо.

Например:

  • Повеств. Предл.: They study at school. вместо подлежащего They ставим Who , а к глаголу добавляем окончание 3-го лица , и получаем
  • Вопрос к подлежащему: Who studies at school?

Также нужно запомнить, что вопросительное слово «which — который» предполагает выбор из определенного числа предметов или лиц. Поэтому оно часто употребляется в составе с существительным или местоимением, перед которым стоит предлог of . Например:

  • Which of the children… — Кто из детей…
  • Which of you… — Кто из вас…

На вопросы к подлежащему или к его определению даются краткие ответы, которые состоят из подлежащего, выраженного существительным или местоимением, и соответствующего вспомогательного глагола.

5. Разделительный вопрос

Вопрос Ответ
He is a student, isn’t he?
My friends don’t play football, do they?
She can play piano, can’t she?
It isn’t warm today, is it?
Alex speaks English, doesn’t he?
Yes, he is.
No, they don’t.
Yes, she can.
No, it isn’t.
Yes, he does.

Разделительные вопросы в английском языке задаются, чтобы проверить предположение или выразить сомнение. Особенность разделительного вопроса в том, что он состоит из двух частей и разделен запятой. Поэтому он и называется разделительным. Первая часть состоит из повествовательного предложения с прямым порядком слов. Вторая часть это краткий вопрос, который состоит из вспомогательного или модального глагола и местоимения, заменяющего подлежащее. Между ними ставится запятая. Во второй части, как вы уже поняли, употребляется обратный порядок слов, и она переводится на русский язык: не правда ли?, не так ли?, верно ведь?

Запомните, что если первая часть вопроса утвердительная, то глагол во второй части должен стоять в отрицательной форме. Если первая часть вопроса отрицательная, то во второй части глагол должен стоять в утвердительной форме.

Давайте разберем пару примеров:

  • Повеств. предл. утвердительное: She can cook that dish. can , добавляем частичку «not » и само местоимение she . Получаем
  • Разделительный вопрос: She can cook that dish, can’t she ?
  • Повеств. предл. отрицательное: She can’t cook that dish. Переписываем предложение, ставим запятую, ставим показатель вопроса, т. е. в данном случае модальный глагол can , частичку «not» добавлять не нужно, т.к. она есть в первой части предложения, ну и наконец само местоимение she . Получаем
  • Разделительный вопрос: She can’t cook that dish, can she ?

Ответы на разделительные вопросы в английском языке, также как и на общие, как правило краткие, содержащие слова да (Yes) или нет (No).