Кедр авто 4а инструкция по применению. Устройство зарядное "Кедр": описание, инструкция

Применение надёжных зарядных устройств является одним из главных условий стабильной и продолжительной работы автоаккумулятора. Зарядное устройство Кедр заслужило доверие у большого количества пользователей. Простое в эксплуатации и многофункциональное, это недорогое автоматизированное ЗУ пользуется стабильным спросом у бывалых водителей и у новичков-автомобилистов.

Характеристики зарядного устройства Кедр-Авто 4А

- Номинальное напряжение питающей сети, В 220

- Частота сети, Гц 50

- Номинальное напряжение заряжаемой батареи, В 12

- Зарядный ток, А (макс.) 4 A

- Номинальная потребляемая мощность, Вт 85

Принципиальная электрическая схема АЗУ



Печатная плата и подключение АЗУ


Если нет возможности купить его, можно без проблем собрать самому. Что я и сделал. Транзисторы применил импортные вс556b (pnp) и bc337-40 (npn) вместо кт315 и кт361. На фото заводская плата зарядного и моя самодельная.



Заводская плата автоматического зарядного


Самодельная сборка платы

Собрал данное устройство, проверил - работает отлично, мне нравится. Это зарядное устройство имеет:

- режим автомат

- режим десульфат

- режим постоянного заряда (до полной емкости)

- защиту при неправильном подключении и коротком замыкании.

- при цикличном режиме после 45 секунд заряда следует 15 сек разряда.


Будет полезным провести небольшое усовершенствование ЗУ. Полное отключение от сети 220В по окончании заряда, так сказать на "всякий пожарный". Отключение ЗУ Кедр-М от сети при зажигании светодиода "конец зарядки " можно выполнить на симисторе или реле. Команду на включение/отключение можно взять с коллектора транзистора VT1, добавив еще один транзистор, включенный в ключевом режиме, и коммутировать им питание обмотки реле или ток через светодиод оптрона, управляющего симистором. Схему собрал и проверил: vovcanchin .

Обсудить статью СХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА

Комментарии (17):

если поставить стабилитрон на 8,5В ничего страшного не будет? на работе и характеристиках устройства это никак не отразится?

#2 root Июнь 14 2017

Виктор, вот параметры КС175Ж, который установлен в схеме:

  • Минимальное напряжение стабилизации 7,1 В;
  • Номинальное напряжение стабилизации - 7,5 В;
  • Максимальное напряжение стабилизации - 7,9 В;
  • Ток стабилизации стабилитрона - 4 мА.

Как видим, у стабилитрона есть некоторый разброс напряжения стабилизации: 7,1-7,9 В. Он используется в схеме для питания логических микросхем серии К176.
Скорее всего что замена КС175Ж на стабилитрон с напряжением 8,5В никак не повлияет на работу зарядного устройства.

#3 Владимир Январь 19 2018

А почему схема такая, а печатная плата от другой схемы?
От приведенной схемы печатной платы не могу найти.

#4 root Январь 19 2018

Владимир, печатная плата (рис. 10) разрабатывалась для схемы 1991-го года выпуска (рис. 7), причем она немного отличается от оригинальной заводской платы (рис. 9). Рисунок печатной платы для схемы, что на рисунке 3, нам пока что не встречался.

#5 Евгений Февраль 11 2018

Есть печатная плата в Sprint-Layout-6. Если есть желании могу выложить.

#6 root Февраль 11 2018

Евгений, спасибо что поделились разработкой! Печатная плата для Кедр-Авто-4А (SprintLayout 6) - Скачать

#7 Владимир Июль 25 2018

Есть ли альтернатива КУ202Г?

#8 root Июль 26 2018

Зарубежные аналоги КУ202 - BT138, ВТ151 (12А) в корпусе TO-220.

#9 Артур Октябрь 28 2018

Как добавить ручной режим для кедр авто 4А, чтобы можно было принудительно заряжать током 6А?

#10 Алекс Январь 08 2019

Попал мне в ремонт КЕДР АВТО 12В, год не знаю. За все КЕДРы говорить не буду, только на примере данного экземпляра. Печатная плата и монтажная схема соответствует Рис. 10. Принципиальная схема - полностью соответствует Рис. 7. Схема Рис. 3 содержит явные ошибки, неправильно показано подключение микросхемы DD4 - К176ТМ2. Там, даже, для части DD4.2 неправильно пронумерованы ножки микросхемы. В моём экземпляре - отказала именно эта микросхема, пришлось поразбираться. Так как нарисовано на схеме Рис.3 - узел на микросхеме DD4 работать правильно не может. Лучше бы её удалить.... схему на Рис. 3.

#11 root Январь 09 2019

Алекс, благодарим за замечания. Ошибки исправлены. Сверили нумерацию выводов всех микросхем на рисунке 3 - для элемента DD4.2 были перепутаны местами 12 с 13 и 10 с 11.

#12 Георий Февраль 03 2019

Всем здравия! Отдали мне кедр 12в в неисправном состоянии, проблема в трансе. ТПП3-2-220-50к в сети током ничего не нашел(состоит из 1 первички 1-2, и двух вторичек 5-6, и 4-3 очень нужно сопротивление первички и вторичек и выходных напряжений. Зарание спасибо.

#13 Павел Февраль 04 2019

Здравствуйте, Что регулируют R5 и R9? Как можно ограничить напряжение до 14.8 В?

#14 Дмитрий Февраль 06 2019

Доброго времени суток всем! Один человек уже спросил про альтернативу КУ 202г. Я не слишком силён в радио и электроаппаратуре. Вышел из строя один из тиристоров. В магазине при покупке "мастера продавцы" уверили, что КУ 202г и Ку 202ж взаимозаменяемы (на тот момент КУ 202г в продаже отсутствовали). Да, конечно, после установки КУ 202ж аппарат работает, но не срабатывает автоматическое отключение, когда АКБ уже зарядилась полностью.
Приходится постоянно караулить, чтобы не случилась перезарядка и не осыпались пластины в АКБ.
Может всё же есть альтернатива ИМЕННО КУ 202г?

#15 root Февраль 06 2019

Тиристоры КУ202Г и КУ202Ж по характеристикам одинаковы за исключением параметра "Постоянное напряжение в закрытом состоянии", где оно равно 50В и 10В соответственно.

Схема низковольтная и этот параметр здесь может быть не столь критичен, возможно вышли из строя еще какие-то детали. Нужно проверить исправны ли все транзисторы и диоды, изучить работу устройства и проверить микросхемы.

На плате установлен подстроечный резистор R5 "Окончание заряда" (схема на рисунке 7), возможно его крутили без понимания и устройство не настроено на отключение заряда при достижении определенного уровня напряжения на батареи.

#16 АЛЕКС Февраль 11 2019

Здравствуйте. У зу кедр перестал работать в следствии обрыва диодов в цепи управляющих электродов тиристоров.
Заменил диоды и тиристоры. Зарядка пошла только в циклическом режиме.При включении режима автомат светодиод выключался амперметр показывал ток 2 а и выключался через пару секунд.Чуть пошевелил R5 заряд пошел чуть больше времени.Тестер на батарейке /40А/ показывал включение зу при 13.4 и выключении при 14.4 все бы хорошо но не было фиксированного отключения.Зу включается при указанных параметрах и отключается пока не отключишь его от сети.Проконсультируйте пожалуйста как должно быть.Заранее благодарю.

#17 алекс Март 14 2019

заряд происходит в циклическом режиме. т.е. стрелка амперметра отклоняется на 1 А а потом снова падает до 0 А. и так с частотой примерно 50-60 Гц.

Срок службы аккумуляторной батареи - источника жизни автомобиля - составляет от 5 до 7 лет. Все зависит от условий эксплуатации. Однако повысить ресурс АКБ можно, если периодически ее подзаряжать и проводить специальные тренировки. Для этих целей было разработано зарядное устройство «Кедр» - одно из лучших на всем автомобильном рынке России.

Работа любой аккумуляторной батареи основана на анодно-катодных реакциях, которые возникают между свинцовыми элементами и раствором серной кислоты. В результате восстановления диоксида свинца на катоде мы получаем электрический ток. Однако со временем течение реакций ослабевает. Именно тогда и необходимо подсоединять «выпрямители», которые восстанавливают исходные элементы.

Серия зарядных устройств «Кедр»

Главное назначение серии отечественных приборов «Кедр» - это зарядка аккумуляторной батареи и восстановление ее работоспособности, утраченной в силу образования сульфатов свинца и окисления электродов. Кроме того, зарядное устройство «Кедр» может использоваться для «тренировки» АКБ с целью повысить ее технические характеристики и продлить срок службы.

Внешне приборы серии представляют собой пластиковый параллелепипед черного цвета довольной большой массы. На лицевой стороне расположен пульт управления. Устройство имеет кабель для подключения к сети переменного тока, два зажима, которые присоединяются непосредственно к клеммам АКБ. Настройка прибора для подзарядки происходит в автоматическом режиме.

В состав серии устройств включены предпусковые приборы, которые используются для запуска двигателя автомобиля с сильно разряженным аккумулятором («Кедр-мини»). Также в ассортименте присутствуют универсальные агрегаты, выполняющие обе функции (зарядное устройство «Кедр-авто-10»).

Панель управления

Перед запуском прибора необходимо ознакомиться с правилами его эксплуатации. Пренебрежение этим простым правилом может вызвать поражение электрически током вплоть до летального исхода.

Самое главное - изучить панель управления прибора перед его подключением к АКБ. В подавляющем большинстве случаев в ее состав входят:

  1. Переключатель управления автоматическими режимами «Заряд/Дозаряд».
  2. Держатель плавкой вставки, иначе говоря - разъем для предохранителя.
  3. Тумблер автоматических режимов «Непрерывный/Циклический».
  4. Амперметр и индикатор полной зарядки батареи в виде светодиода.

В задней стенке прибора расположен небольшой отсек, в котором находятся шнуры, необходимые, чтобы подключить устройство зарядное «Кедр» к питающей сети и аккумуляторной батареи.

Отличия приборов от других зарядных устройств

Семейство приборов «Кедр» полюбилось отечественным автолюбителям за простоту использования.

Аппарат подзаряжает либо восстанавливает работоспособность аккумуляторной батареи благодаря встроенным в его плату управления автоматическим функциям:

  1. Циклическая работа - обеспечивает частичное восстановление окислительно-восстановительных способностей электродов при сульфатации элементов.
  2. Дозаряд АКБ - доводит постоянный заряд до полной емкости.
  3. Режим выключения батареи после полной зарядки.

Также устройство снабжено автоматической защитой от короткого замыкания в результате случайного соприкосновения выходных зажимов или неправильного подключения АКБ. При срабатывании система защиты просто перестает подавать электрический ток, тем самым оберегая как само устройство зарядное «Кедр», так и аккумулятор.

Перед зарядкой

Прежде чем приступать к зарядке, необходимо убедиться, что ваша аккумуляторная батарея нуждается в подзарядке и она исправна. Для этого необходимо измерить напряжение на клеммах. Зимой максимально допустимый уровень разрядки составляет не более 25 % от номинального значения, а летом - не более 50 %. Если вольтметр показывает значения ниже, то батарея нуждается в зарядке.

Стандартные АКБ для автомобиля обладают номинальным напряжением 12 Вольт. Только в таком случае «Кедр» - зарядное устройство (инструкция ниже) - может зарядить батарею. Прочтите также паспорт аккумулятора, чтобы убедиться, что это действительно так. Помните, что для заряда напряжение в заряжающем устройстве должно быть выше вольтажа батареи. В противном случае ничего не получится.

Инструкция по эксплуатации

Инструкция гласит, что для заряда аккумуляторной батареи необходимо выполнить следующее:

  1. Извлечь из полости на задней стенке шнуры, аккуратно растянуть их на полу, следить, чтобы зажимы не соприкасались.
  2. Подключить устройство к переменному источнику тока 220 Вольт.
  3. Переключить тумблеры в положение «Заряд» и «Непрерывный».
  4. Соблюдая полярность, присоединить зажимы к клеммам АКБ.

После этого начнется зарядка аккумуляторной батареи. Как только электрическая емкость полностью восстановится, устройство зарядное «Кедр» оповестит об этом красным индикатором «Окончание заряда». После этого АКБ готова к работе.

Восстановление работоспособности

Снижение емкости аккумулятора происходит в результате частичной сульфатации пластин - образования сульфатов на электродах. Повысить работоспособность и увеличить долговечность АКБ в этом случае можно. Для этого необходимо:

  1. Подсоединить зажимы прибора к клеммам.
  2. Тумблер перевести в положение «Циклически».
  3. Подключить к АКБ лампочку 12В или 6В.

Восстановление работоспособности происходит по следующей схеме: устройство зарядное «Кедр» в течение 45 секунд заряжает батарею, а затем отключается, и в работу вступает лампа, которая в течение 15 секунд разряжает аккумулятор. Такой циклической зарядкой/разрядкой повышается ресурс и работоспособность АКБ.

Устройство зарядное Кедр АВТО 4A предназначено для заряда и восстановления работоспособности кислотных свинцовых 12-вольтовых батарей, частично утраченной в результате сульфатации и окисления электродов, а также их тренировки проведением циклов заряд-разряд с целью увеличения ресурса, срока службы и сохраняемости.

Устройство Кедр АВТО 4A обеспечивает автоматическое отключение при окончании заряда в режиме «АВТОМАТ». В устройстве предусмотрен стрелочный индикатор (амперметр) и световой индикатор, который: при включении режима «АВТОМАТ» - не светится; при окончании заряда в режиме «АВТОМАТ» - мигает; при включении режима «ЦИКЛ» - светится равномерно.

Устройство КЕДР-АВТО обеспечивает ускоренный режим заряда полностью разряженной (до 10 В) батареи при компромиссном значении начального тока равном 3 - 4 А. При этом через 1 - 2 часа (в зависимости от степени разряда батареи и напряжения в сети) значение зарядного тока уменьшается до величины около 2 А и продолжает уменьшаться к концу заряда до 1 А и менее. Такой режим исключает значительный нагрев батареи при заряде и сокращает время заряда полностью разряженной батареи до 3 - 6 часов.

Перед началом эксплуатации устройства необходимо изучить правила по уходу и эксплуатации аккумуляторных батарей.

Общие характеристики устройства
Модель Кедр-Авто 4А
Номинальное напряжение питающей сети, В 220
Частота сети, Гц 50
Номинальное напряжение заряжаемой батареи, В 12
Зарядный ток, А (макс.) 4 A
Номинальная потребляемая мощность, Вт 85
Относительная влажность воздуха, не более 98% при 25°С
Атмосферное давление, кПа от 84 до 106
Размеры 185x130x90
Комплектация
Изделие 1 шт.
Паспорт 1 шт.
Инструкция 1 шт.
Упаковка 1 шт.
Подходит для аккумуляторов
Тип заряжаемого аккумулятора
Ёмкость заряжаемого аккумулятора 30 - 75 А/ч
.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ВНИМАНИЕ! Перед работой с зарядным устройством «Кедр-авто» необходимо внимательно изучить настоящую инструкцию по эксплуатации.

Будьте осторожны! В зарядном устройстве имеется опасное для жизни напряжение.
Перед заменой предохранителя и проведением ремонта, зарядное устройство отключите от сети.
Не применяйте самодельный предохранитель, это может вывести устройство из строя.
Не производите заряд аккумуляторных батарей вблизи печей, батарей отопления (на расстоянии менее 1 метра).
Не допускается закрывать вентиляционные отверстия в корпусе устройства.

Запрещается:
- разбирать корпус устройства и эксплуатировать зарядное устройство со снятой верхней крышкой;
- эксплуатировать зарядное устройство при наличии повреждений сетевого шнура;
- эксплуатировать в условиях повышенной влажности, а также в условиях агрессивных сред;
- эксплуатировать устройство вблизи источников открытого огня или других источников теплового излучения;
- эксплуатировать зарядное устройство с закрытыми вентиляционными отверстиями. Процесс зарядки аккумуляторных батарей должен проводиться в хорошо проветриваемом помещении.

Подготовка к работе и порядок работы

Перед началом эксплуатации устройства необходимо изучить правила по уходу и эксплуатации аккумуляторных батарей.
Открыть крышку в задней стенке зарядного устройства и извлечь шнуры. Установить тумблер включения автоматики в положение «ЗАРЯД».
Тумблер режима заряда «НЕПРЕРЫВНЫЙ-ЦИКЛИЧЕСКИЙ» позволяет выбрать режимы заряда аккумуляторной батареи.
Если необходимо зарадить аккумуляторную батарею, тумблер режима заряда переключить в положение «НЕПРЕРЫВНЫЙ».
При необходимости формовки или десульфатации пластин, при снижении емкости аккумуляторной батареи тумблер выбора режима заряда переключить, в «ЦИКЛИЧЕСКИЙ». К клеммам аккумуляторной батареи подключить нагрузку (лампочку 12V 6 Вт).
Подключить, соблюдая полярность, шнур при помощи зажимов к аккумуляторной батарее.
Электронная защита устройства «Кедр-М» от короткого замыкания и неправильного подключения полярности выполнена таким образом, что на выходе зарядный ток появляется только в том случае, если к выходным клеммам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея) напряжением не менее 10В.
Лампочка, подключенная к клемам зарядного устройства, гореть не будет, так как она не является источником напряжения.

Работа в режиме заряда аккумулятора.

Переключение режимов работы устройства «ЦЕПРЕРЫВНЫЙ-ЦИКЛИЧЕСКИЙ» и «ЗАРЯД-ДОЗАРЯД» можно производить в процессе заряда аккумуляторной батареи не отключая его от сети.
Подключить вилку сетевого шнура питания 220 В, при этом начинается процесс заряда аккумуляторной батареи, о чем свидетельствуют показания амперметра.
Ток заряда полностью разряженной аккумуляторной батареи в начале заряда может сосгавитъ 4 А и более, дальше в процессе заряда ток будет уменьшаться.
При достижении заряда аккумуляторной батареи происходит автоматическое отключение зарядного устройства, о чем свидетельствует свечение светодиода «ОКОНЧАНИЕ ЗАРЯДА»
Переключить тумблер включения автоматики в режиме «ДОЗАРЯД» и продолжить заряд аккумуляторной батареи. Батарея считается полностью заряженной, если в процессе заряда плотность электролита не меняется в течение двух часов.
В циклическом режиме заряда после каждых 45 секунд заряда в течение 15 секунд происходит разряд аккумуляторной батареи через подключенную к аккумуляторной батарее нагрузку (лампочку).
В положении «ЦИКЛИЧЕСКИЙ» или «ДОЗАРЯД» автоматика выключается.

Возможные неисправности и методы их устранения

Не смотря на то, что зарядное устройство просто и надёжно в эксплуатации, в практике имеются случаи, когда потребители из-за неправильного использования не могут получить, необходимый зарядный ток и ошибочно считают это неисправностью зарядного устройства. Эти ошибки сведены в таблице.

Наименование неисправностей, внешнее проявление и дополнительные признаки Вероятная причина Метод устранения Примечание
1. При подключении зарядного устройства к аккумуляторной батарее отсутствует показание зарядного тока 1. Сгорел предохранитель. 2. Плохой контакт между выходными зажимами «+» и «-» и выводами АБ. 3. Перепутана полярность при подключении ЗУ-А к выводам АБ. 4. Выходные зажимы « + » и «-» замыкаются между собой. 5. Короткое замыкание в АБ или она чрезмерно разряжена (напряжение на ней менее 4 В) 1. Заменить предохранитель. 2. Проверить состояние выводов При необходимости зачистить их. 3. Проверить правильность подключения устройства а АБ. 4. Разомкнуть зажимы. 5*. Проверить устройство и аккумуляторную батарею. * При других неисправностях ЗУ подлежит ремонту.
2. При подключении ЗУ к АБ стрелка амперметра показывает больше 5 А. 1. Неисправна батарея (закорочена одна банка). 2. Напряжение сети значительно выше нормы. 1. Устройство отключить, устранить неисправность батареи или сети. * При исправном ЗУ, неисправность надо искать в заряжаемой АБ
3. Зарядное устройство отключилось, но АБ значительно недозаряжена. 1. Неисправность АБ (сульфатация пластин, плотность не соотвстствует норме, загрязнение и т. д.) 1. Провести заряд в режиме «Циклический», «Дозаряд». Проверить ЗУ заведомо исправным аккумулятором.