Функции знаков препинания. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Class="clearfix">

К. Г. Паустовский в книге «Золотая роза» рассказал такую быль. В молодости он работал в одесской газете «Моряк». С этой газетой сотрудничал тогда и писатель Андрей Соболь. Однажды он принёс в редакцию свой рассказ – «раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый». Печатать его в таком виде было нельзя. Взялся помочь корректор газеты Благов. Он обещал «пройтись по рукописи», но при этом не изменить в ней ни одного слова. Наутро Паустовский прочёл рассказ. «Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова».

Вы догадались, конечно, что произошло? Да, корректор просто расставил правильно все знаки препинания, и особенно тщательно – точки и абзацы. И всё.

Дело в том, что знаки препинания несут в письменной речи особую функцию – смысловую. С их помощью пишущий выражает определённые смыслы и оттенки, а читающий эти смыслы и оттенки воспринимает и понимает. А поскольку все пишущие выступают в роли читающих и наоборот, знаки препинания едины для всех грамотных носителей русского языка. По словам лингвиста А. Б. Шапиро, всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договорённости между пишущим и читающим.

Сейчас, когда пользователи сети Интернет постоянно общаются письменно, возрастает потребность передавать сообщения точно и сжато, и именно пунктуация помогает автору «уложить» наиболее понятно информацию в тексте.

Что же, помимо школьных правил, нужно знать о знаках препинания, чтобы вас адекватно понимали? На самом деле не так много.

По своей роли в письменной речи все знаки препинания делятся на три группы: знаки завершения, разделительные и выделительные . Эти названия «говорящие».

Знаки завершения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие ) ставятся в конце предложений, завершают их.

Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире ) – отделяют друг от друга смысловые отрезки внутри предложения (однородные члены, части сложного предложения), они ставятся на границе этих смысловых отрезков, разделяют их.

А выделительные знаки препинания (две запятые, два тире, скобки, кавычки ) выделяют один смысловой отрезок внутри другого или внутри предложения. Выделяются с двух сторон (если стоят в середине предложения) причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия, обращения, вводные слова и предложения). Кстати, если знать это, вы ни за что не поставите только одну запятую при причастном обороте: его надо выделить запятыми, значит, их должно быть две, с двух сторон – в начале и в конце.

И в заключение проверьте себя. Определите, какие по функции знаки препинания в этом предложении. Как-то раз (это было, кажется, в 2003 году) я получил странное письмо: оно было в мятом жёлтом конверте, без обратного адреса, написано от руки, неразборчиво.

Ответ . В этом предложении знак завершения – точка; разделительные знаки – запятые между однородными членами предложения и двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения; выделительные знаки – две запятые, выделяющие вводное слово кажется , и две скобки, выделяющие вставное предложение.

Система знаков препинания и раздел языкознания, изучающий эти знаки препинания и постановку при письме, называются пунктуацией .

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для выделения смысловых частей в предложении и для отделения предложений в тексте. Различают следующие знаки препинания:

  • выделяющие : запятая (две запятых), тире (два тире), скобки, кавычки;
  • отделяющие : точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Таблица. Знаки препинания (основные случаи)

(с) Цитата из пособия издательства «Дрофа»

Выделяющие знаки препинания

В предложении эти знаки служат для обозначения границ обособленных второстепенных членов, обращений, вводных слов, словосочетаний и предложений, прямой речи.

  • Запятая (две запятых) ставится, если в предложении есть:
  1. обособленное определение: Красный бант, завязанный в её ореховых переливающихся волосах, делал её особенно соблазнительной. (И. Бунин);
  2. обособленное обстоятельство: А под стеной леса стоят, багрово серея, три больших волка. (И. Бунин);
  3. обособленное приложение: Григорий пришел в Ягодное, имение Листницких, часов в восемь утра. (М. Шолохов);
  4. обособленные уточняющие члены: В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. (И. Шмелев);
  5. междометие: Эге, красавица, у тебя остры зубы! (М. Горький);
  6. вводные слова, словосочетания, предложения: К сожалению, никто не заглядывал в эти места, кроме сыщиков. (К. Паустовский) Казак, я думаю, он неплохой. (М. Шолохов);
  7. обращение: Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! (М. Шолохов);
  8. сравнительный оборот: Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (К. Паустовский)
  • Тире (два тире) ставится, если в предложении есть:
  1. обобщающее слово после однородных членов предложения: Осколки битой посуды, изорванные бумаги, книги, залитые мёдом клочки суконной материи, детские игрушки, старая мебель, рассыпанная мука - всё это в ужасающем беспорядке валяюсь на полу, вопило о разгроме. (М. Шолохов);
  2. одиночное или распространённое приложение: А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства - Сары-Озеки. (Ч. Айтматов) Луша - этот угловатый, щуплый подросток - сиде ш на крайней скамье, ухарски раскинув тоненькие ножки, покуривая. (М. Шолохов);
  3. вводное предложение: Он приник к замочной скважине - ключа в ней, к счастью, не было - увидел свет, край туалетного женского стола, потом что-то белое, вдруг вставшее и всё закрывшее. (И. Бунин)
  • Двоеточие ставится, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Все собаки мной описаны: Ярик, Кента, Нерлъ, Дубец, Соловей. (М. Пришвин)
  • Скобки ставятся, если есть вводные или вставные конструкции: В полночь кто-то долго и упорно добирался к нему в будку стрелочника, вначале прямо по шпалам, потом, с появлением встречного поезда впереди, скатившись вниз с откоса, пробивался, как в пургу, заслоняясь руками от пыли и ветра, выносимых шквалом из-под скоростного товарняка (то следовал зелёной улицей литерный состав - поезд особого назначения, который уходил затем на отдельную ветку в закрытую зону Сары-Озек-1, там у них своя, отдельная путевая служба, уходил на космодром, короче говоря, потому поезд шёл весь укрытый брезентами и с воинской охраной на платформе). (Ч. Айтматов)
  • Двоеточие и тире ставятся, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Казалось, всё: земля, небо - полыхало нестерпимо жарким огнем. (К. Симонов)
  • Кавычки ставятся, если есть прямая речь: Дарья сонным голосом бормотнула: «Цыц ты, поганое дитя! Ни сну тебе, ни покою». (М. Шолохов)
  • Восклицательный знак ставится, если есть:
  1. обращение: Стой, Прасковья Осиповна! (М. Горький);
  2. междометие: Эй! Ты, девчонка, ступай! (М. Горький).

Отделяющие знаки препинания

Отделяющие знаки препинания в простом предложении служат для разграничения однородных членов, а в сложном - отделяют части простых предложений, входящих в его состав.

  • Запятая :
  1. при однородных членах: В пойме реки, на лугопастбищных просторах спокон веку пасутся небольшие, но грозные африканские буйволы. (Н. Гумилев);
  2. в сложном предложении: Мы знали, что лев убегает только раненый очень тяжело или не раненный совершенно. (Н. Гумилев);
  3. после прямой речи перед словами автора: «Идем пить чай с постными пирогами», -говорит отец. (И. Шмелев)
  • Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями: Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Санкт-Петербурге; для него он и вправду составляет всё. (М. Горький)
  • Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: Однако сомневаться не приходилось: львиные следы вперемежку с газельими отчётливо виднелись на утоптанной площадке у выкорчеванного дерева. (Н. Гумилев)
  • Тире :
  1. в бессоюзном сложном предложении: Взошла луна - появился трус дикобраз, который к чему-то принюхивался и рыл под нашим деревом. (Н. Гумилев);
  2. между подлежащим и сказуемым: Убить льва - затаенная мечта всякого белого. (Н. Гумилев);
  3. в неполном предложении: С юго-запада сюда идут поохотиться люди, из Данакильской пустыни, испещрённой барханами, -львы. (Н. Гумилев)
  • Многоточие в конце предложения: Наталья лежала, ни о чем не думая, раздавленная неизъяснимой тоской… (М. Шолохов)

Конспект урока ««. Следующая тема:

§ 1 Знаки препинания

На этом уроке мы рассмотрим основные группы знаков препинания и систематизируем свои знания о них.

Все знаки препинания и правила их постановки в предложениях и текстах изучает особая наука - пунктуация.

Пунктуация является важным средством оформления письменной речи и обладает коммуникативной функцией.

Знаки препинания образуют особую группу всей графической системы русского языка; их назначение - обслуживать те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами.

Знаки препинания служат

rдля того, чтобы способствовать четкости и ясности в передаче мыслей,

rони отделяют одно предложение от другого или одну часть его от другой,

rи выражают ощущения говорящего и его отношение к слушающему.

«Их назначение - указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению ее синтаксического строя и ритма», - говорится также в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой.

В ряде случаев знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений.

Например, можно сравнить постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном сложном предложении:

Молодежь ушла, на вечере стало скучно. (В этом предложении указывается на последовательность событий).

Молодежь ушла - на вечере стало скучно. (Во второй части данного предложения указывается на следствие, результат действия, обозначенного в первой части).

Молодежь ушла: на вечере стало скучно. (Здесь выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части данного бессоюзного сложного предложения).

§ 2 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчиненных выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

Так, например, запятая, точка с запятой и тире выполняют разделительную функцию в сложносочиненных и бессоюзных предложениях, эту же разделительную функцию несет и двоеточие, но употребляется между частями только в бессоюзном сложном предложении.

Тире в БСП выполняет разделительную функцию.

А вот выделительная функция свойственна исключительно запятой, которая выделяет придаточное предложение в составе сложноподчиненного предложения.

Например:

Запятые в СПП выполняют выделительную функцию.

§ 3 Особенности русской пунктуации

Необходимо отметить, что правила русской пунктуации обладают большой гибкостью, так как вместе с обязательными нормами существуют указания, не имеющие строгого нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты.

Так, например, авторская пунктуация в сложных предложениях - это такая постановка знаков препинания, которая не предусмотрена правилами, однако допустима, если автор с их помощью передает какой - либо добавочный смысл. К таким знакам чаще всего относятся в сложных предложениях тире, точка с запятой.

Например, К.Г. Паустовский посчитал нужным поставить тире в бессоюзном сложном предложении

хотя нужно было поставить двоеточие.

§ 4 Краткие итоги урока

Подводя итог занятию, можно отметить, что знание пунктуации и функций знаков препинания в сложном предложении крайне необходимо, так как знаки препинания не только указывают на смысловое членение текста и предложений, но и являются важным средством оформления письменной речи.

Список использованной литературы:

  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку:11 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 399с.
  3. Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.

Выделительные знаки различаются не только степенью передаваемого ими выделения, но и функционально. В последнем смысле однозначными являются только скобки - они выделяют только вставки, т.е. дополнительные сообщения. Что же касается запятых и тире, то их функции шире и разнообразнее: они могут передавать различные смысловые, интонационные и акцентные тонкости (особенно тире). Например: У нас уже падал снег, но только стаял, а в лесу под елочкой - смотришь - и сидит заяц (Пауст.); Все это лето я узнавал наново - на ощупь, на вкус, на запах - много новых слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми (Пауст.); Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы "зарят хлеб", - освещают его по ночам - и от этого хлеб наливается быстрее (Пауст.); Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок - от червонного золота до бирюзы - и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь (Пауст.).

Выделительным знаком являются и кавычки. Общая функциональная однозначность кавычек (выделительная) не мешает им иметь разнообразные частные значения.

Прежде всего кавычки выделяют в тексте чужую речь - отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь. Например: Мальчик сказал "смотреть грома", и я вспомнил слова из "Божественной комедии" Данте о том, что "солнца луч умолк" (Пауст.); О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: "Царевна плачет" (Пауст.).

Кавычки служат средством выделения различных названий - орденов и медалей, литературных произведений, газет, журналов; предприятий, организаций; производственных изделий, марок машин; сортов растений и т.д. Например: Все созданное Пришвиным: и первые его вещи - "В краю непуганых птиц" и "Колобок" и последующие - "Календарь природы", "Кладовая солнца", многочисленные его рассказы и, наконец, тончайший, как бы сотканный из утреннего света, ключевой воды и тихо говорящих листьев "Жень-шень" - все это полно прекрасной сущностью жизни (Пауст.); Он печатался под псевдонимом "Мультатули". По-латыни это означает "Многострадальный" (Пауст.).

Общие функции знаков препинания, а также более частные, реализуемые в семантико-грамматических условиях конкретных текстов, создают почву для индивидуального использования знаков пунктуационной системы. Такие знаки связаны с авторским осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие "слога писателя". Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова - свидетельство богатства ее стилистических возможностей.

Главный принцип индивидуального осмысления знаков препинания заключается не в забвении их функциональной значимости, а в применении знаков в новых, необычных для них (с точки зрения нормативных правил) контекстуальных условиях. Например, тире у М. Горького в позициях, где правилами предусмотрена запятая или отсутствие знака (тире после обращения; тире между подлежащим и сказуемым - личным глаголом, при выделении сравнительных оборотов и т.д.); тире у А. Блока (после частиц, наречных слов с обобщенным обстоятельственным значением) также расширяет сферу своего применения; особой изощренности при употреблении тире достигает М. Цветаева: оно помогает ей "развести" слова при чрезмерной смысловой сжатости, спрессованности ее строки - как поэтической, так и прозаической. Известно также пристрастие И. Бабеля к точке, А. Толстого - к тире и т.д. То есть знаки "авторские" - это знаки излюбленные, отражающие своеобразие ритмики и интонации текста, применение таких знаков препинания включается в авторскую систему литературно-художественных приемов.

Основные правила пунктуации имеют нормативный характер, они относительно устойчивы в практике печати и одинаковы для разных видов письменной речи. Однако сама письменная речь в функциональном отношении разнородна: это речь научная, официально-деловая, публицистическая, художественная. В синтаксическом отношении каждая из этих разновидностей письменной речи обладает спецификой, более или менее ярко выраженной. А поскольку пунктуация прежде всего фиксирует синтаксическое членение речи, то вполне естественно, что она различна в разных по характеру текстах. В лингвистической литературе неоднократно подчеркивалась мысль, что пунктуация не одинакова для различных текстов.

Так, синтаксис научной литературы довольно четок, отличается последовательной связанностью отдельных построений, их завершенностью и полнотой. В научной речи преобладают сложные синтаксические конструкции, с очень развернутой и упорядоченной логической связью между компонентами. В ней преобладают многочленные сложноподчиненные предложения с причинно-следственной и определительно-изъяснительной зависимостью. Научный стиль "тяготеет к речевым средствам, лишенным эмоциональной нагрузки и экспрессивных красок", поэтому в синтаксисе научных произведений, рассчитанных отнюдь не на эмоциональное восприятие, обычно отсутствуют конструкции, передающие экспрессивные качества речи. Для научного стиля не характерны эмоционально окрашенные предложения, умалчивания, недоговоренность, семантико-стилистические тонкости и т.д. Такой синтаксис, естественно, не требует пунктуационной сложности. Пунктуация такого вида литературы стандартизирована и лишена индивидуальной осмысленности. Преобладают знаки, имеющие логико-грамматическое основание: это знаки, членящие текст на отдельные предложения и части предложения, составляющие его структурные элементы (главные и придаточные; однородные члены; среди обособлений - только обязательные, т.е. вызванные структурными показателями).

Пример научного текста: Сложные условия эксплуатации офсетных форм в процессе печатания выдвигают многообразные требования к увлажняющим растворам. Увлажняющий раствор не должен обладать агрессивными свойствами к лаковой пленке, лежащей на цинковой или алюминиевой поверхности, а также пленке ксантата меди на биметаллических формах. Состав увлажняющего раствора должен гарантировать максимальную сохранность коллоидной пленки на поверхности металла, сообщать ей оптимальную степень гидратации, чтобы не нарушать ее структурно-механических свойств и устойчивости при печатании.

Нетрудно заметить, что в тексте нет чисто интонационных и смысловых знаков, которые обычно связываются с индивидуально-авторской манерой изложения. Здесь нет вообще экспрессивных элементов синтаксиса. Случаи употребления знаков абсолютно нормативны: запятые, отделяющие придаточные части от главных; запятые между однородными членами; запятые, отделяющие постпозитивные причастные обороты; точки в конце предложений.

Ряд работ и исследований, так или иначе затрагивающих вопросы стилей, и, в частности, научного, подтверждают этот общий вывод (в качестве особенностей синтаксиса научного стиля приводятся примерно одни и те же черты: насыщенность сложными предложениями с союзной связью; обилие причастных оборотов; отсутствие показателей экспрессивности и эмоциональности; большая средняя длина предложения; слабо выраженный модальный план и т.д.).

В документах официально-деловых (докладах, приказах, отчетах, программах, протоколах, инструкциях, заявлениях и т.д.) синтаксическая структура еще более стандартна (сравнительно с научными произведениями). В таких текстах нет прямой речи, нет сравнительных оборотов; нет уточняющих и разъясняющих конструкций и эмоционально окрашенных синтаксических построений; нет различного рода эллиптических предложений. Общепринятые (подчас единственно возможные) формы изложения и расположения материала приводят к сравнительной "легкости" пользования знаками препинания, их единообразию.

Однако в пунктуационном оформлении и деловых бумаг есть свои особенности. К ним относится, например, выделение частей предложения (каждая часть начинается с абзаца и заканчивается точкой с запятой; иногда, помимо абзаца, ставится еще и тире); нумерация или буквенные обозначения. Таково, например, пунктуационное оформление правительственных и юридических документов, международных договоров и соглашений и т.д.

Итак, стилистический, выразительный диапазон современный русской пунктуации чрезвычайно широк. Однако в основных своих значениях и употреблениях знаки препинания едины в разных литературных текстах. Это единство придает правилам пунктуации необходимую стабильность. Основа этой стабильности - опора на синтаксис.

Выделяющими знаками препинания называются такие знаки препинания, цель которых в предложении – выделение особо значимых его частей. Выделяющими знаками препинания являются знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения со значением добавочного сказуемого и др.

К выделяющим знакам препинания относятся запятые, тире, скобки, кавычки, запятая и тире , а также двоеточие .

Запятые наиболее часто используются при обособленных членах со значением добавочного сказуемого, представленного:

1) обособленным определением (причастный оборот, согласованное определение и др.)

Трава, сгибаемая ударами ветра , ложилась на землю (М. Горький);

Дождь, нудный и бесконечный , все еще лил и лил (Ю. Казаков);

2) обособленным приложением: Орлы, спутники войск , поднялись над горой (А. Пушкин);

3) обособленным обстоятельством (деепричастие, деепричастный оборот, сравнительный оборот и т.д.)

Путешественники, не торопясь , принялись за свой скромный обед (Е. Новов);

Вот ветер, тучи нагоняя , вздохнул… (А. Пушкин);

Пруд местами, как сталь , сверкал на солнце (И. Тургенев);

4) обращением

Дай, Джим , на счастье лапу мне (С. Есенин);

Шуми, шуми, послушное ветрило , волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин);

5) вводным словом или сочетанием слов

А туда, поди , верст пять будет… (Г. Семенов);

В этот день на улице, как говорится , царило большое оживление (Н. Носов);

6) придаточной частью сложноподчиненного предложения: И все, о чем каждый мечтал сам с собой , другой угадал вдохновенной душой (В. Брюсов).

Тире как выделяющий знак используется при вводных предложениях и вставных конструкциях:

Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей (И. Тургенев);

Группы – по три-четрые человека – разбрелись по огромному полю (В. Солоухин);

И необычный – смутный и зловещий – гул доносился от этой страшной, густой, сжатой на узком пространстве человеческой массы (А. Куприн).

Отметим, что в редких случаях тире мы можем встретить и при вводных словах и сочетаниях слов, но это происходит крайне редко и не является правилом. Вводное предложение выделяется тире в силу того, что является самостоятельной конструкцией внутри предложения, но может также – в редких случаях – выделяться и запятыми .

Скобки , как и тире, сопровождают вводные или вставные предложения: Казак был молод (лет двадцать можно было дать ему по виду ), тороплив в движении и особенно в речи (К. Федин).

Чтобы не запутаться со знаками препинания, полезно знать отличия вводного предложения от вставной конструкции . Вводное предложение (как и вводные слова и словосочетания) несет на себе «эмоциональную» оценку сообщаемого: пишущий может указывать на источник сообщения, на свое отношение, на последовательность и прочее. Вставная конструкция вводит в предложение добавочную информацию, которая конкретизирует более общее суждение. Иными словами, вставная конструкция является более самостоятельной единицей.

Кавычки выделяют прямую речь, а также цитаты: «Кубрак, Дубов, спешиться!» – тихо скомандовал Левинсон (А. Фадеев).

Запятая и тире как единый знак используются при выделении слов автора внутри прямой речи: «Конечно, – промолвил Аркадий, – но что за чудесный день сегодня!» (И. Тургенев).

Двоеточие и тире как выделяющие знаки препинания применяются в случаях выделения группы однородных членов при обобщающем слове: двоеточие – после обобщающего слова перед однородными членами; тире – после однородных членов, если ими не заканчивается предложение.

Вся природа: и лес, и вода, и песчаные холмы – горит точно багровым заревом (И. Гончаров).

Остались вопросы? Не знаете о выделяющих знаках препинания?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.