Анализ визуального изображения социальных объектов социальных ситуаций. Визуальная социология

Определение 1

Визуальная социология – это такой вид научной деятельности, с помощью которого можно запечатлеть особый момент человеческой жизни.

Зарождение визуальной социологии

Визуальная социология зародилась в рамках социологического знания. Она подразумевает изучение социального с помощью визуального. Направления, исследуемые визуальной социологией, разделяются на несколько частей: во-первых, это изучение социального посредством визуального, во-вторых, визуальное выступает как социальный конструкт.

Объектом здесь выступает культура в производстве и потреблении визуальных объектов.

Предметом, в свою очередь является социальная обусловленность в производстве и потреблении визуальных объектов.

Виды визуальной социологии

Визуальная социология соединяет в себе:

  • видео,
  • фотографии,
  • рекламу,
  • журналы,
  • фильмы,
  • средства массовой информации,
  • живопись,
  • моду.

Данные факты интересуют научных деятелей в различных ситуациях. Это связано прежде всего с тем, что особо важные моменты, происходящие в жизни людей нельзя выразить с помощью одних лишь слов. А используя визуальную социологию каждый человек может лучше понять всю происходящую ситуацию, и даже несмотря на продолжение времени показать увиденное им через несколько лет.

Получая все большее распространение визуальная социология стала как будто зеркалом реальной жизни.

Замечание 1

Несмотря на всеобщее признание визуальная социология также потерпела критику со стороны некоторых концепций. По их мнению, сама сущность визуального не может быть простым отражением, а является неким продуктом культуры и идеологии.

Методы визуальной социологии

  • Наблюдение, с помощью фотографий и видеозаписей были изучены различные сообщества.
  • Контент-анализ, с помощью обычного текста были анализированы различные события, идеи, фразы, которые сопоставлялись между собой.
  • Интервью, с помощью обсуждения каких-либо фотографий социальных ситуаций, но можно и просто задавать вопросы и получая ответы рассматривать интересующие ситуации.
  • Анализ личных документов, с помощью которого социологи изучают оригинальные документы различных людей, например, письма, дневники, мемуары, которые прежде всего могут содержать в себе эмоциональную сторону людей.

Рассмотренные методы визуальной социологии могут помочь ученым дать точную интерпретацию прошлого, что поможет современным людям изучать моду, нормы, взгляды и интересы прошлых поколений, не имея с ними никакого контакта.

В современном мире визуальная социология должна ориентироваться на использование фотографий и видеозаписей, контент-анализа и дискурс анализа, а также подобных способов сбора информации, что в свою очередь не использовалось ранее в социологии.

Рассматривая визуальную социологию современного мира, можно представить ее в форме определенного поля социологии, которое отличается особой перспективой исследования, производства и представления знания, находящееся в стадии формирования и расширения собственных границ.

Социология выходит сегодня на более новый уровень интерпретации визуального, стремясь при этом к изучению повседневной жизни общества, способов и идеологий производства визуальных образов. Визуальная социология предлагает совершенно иной взгляд на изучение современного общества, делая в свою очередь акцент на использование визуальных методов сбора (фото и видео наблюдение, контент-анализ, дискурс-анализ). В то же время визуальная социология сталкивается с рядом некоторых проблем, решение которых поможет ей до конца оформиться как научной дисциплине и перейти на новую ступень в развитии.

Визуальный анализ в социологии управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 37-38.

Аннотация

Апробация ВАСУ состоялось в рамках лонгитюда социально-диагностического исследования Белевского района Тульской области в 2010– 2011. В качестве методологической платформы была применена технология прогнозного социального проектирования (разработка Межотраслевого научного коллектива под руководством Т. М. Дридзе), которая ориентирована на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации. Опыт использования ВАСУ в социально-диагностическом исследовании позволил выяснить возможности применения фотографического метода как вспомогательного инструментария при реализации традиционных методологических процедур; обеспечить широкий охват проблемных точек исследования, в частности определить объекты наблюдения конкретных проблемных ситуаций; провести качественный анализ

Ключевые слова:

визуальный анализ социология управления

Рубрики:

Социология управления
Возможно, вам будут интересны другие публикации:

  • Интернет-технологии в проблемном поле социологии управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 106-107.

  • Виртуальное позиционирование систем управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 38.
  • Социология управления: фундаментальное и прикладное знание / Отв. ред. А.В. Тихонов. – М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2014. – 560 с.
  • Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - 480 с.

  • Информационные технологии в Социологии управления: методологическая организация и результаты дистанционных исследований // Модернизация отечественной системы управления: анализ тенденций и прогноз развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и XII-XIII Дридзевских чтений (21-22 ноября 2013 г.) / Редколлегия: А. В. Тихонов (отв. ред), Е. М. Акимкин, В. С. Богданов, А. В. Жаворонков, А. А. Мерзляков, Н. Н. Никс, Е. И. Рабинович, В. А. Шилова (ученый секр.), В. В. Щербина. – М.: Институт социологии РАН. – 2014. – (548 с.) С. 264-267. (Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований Грант № 13-06-06155 Г)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правительство Российской Федерации

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Московский институт электроники и математики

Факультет информационных технологий и вычислительной техники

по социологии на тему

«Анализ кинофильма “Граффити” c использование социологических приемов и теорий»

Выполнил: студент группы № УК-91

Нефедов А.П

Проверил

преподаватель департамента социологии

Логунова О.С.

Москва 2014

На примере фильма “Граффити” я постарался рассмотреть некоторые социологические теории, изучаемые в курсе социологии. Я проанализировал фильм используя социологические приемы и выявил социальные проблемы общества. В качестве доказательства моей точки зрения, я буду приводить социальные факты из данной киноленты.

Для начала я провел визуальный социологический анализ общества и отдельных личностей данной киноленты на основе теоретических оснований и практики использования фотографии как метода социологического исследования предложенных Петром Штомпкой. В широком смысле визуальные данные «потенциально охватывают всякие предметы, людей, места, события или ситуации, который может наблюдать человеческий глаз»1. Суть визуального социологического анализа заключается в суждении о человеке или об обществе, совершенно не зная его, то есть только по внешнему виду. Итак проведем визуальный анализ общества и героев этой картины.

В фильме нам дают визуальный образ ключевого места действия фильма- села “Промежуточное”. Мы видим типичную захолустную деревню. Все дома в деревне покосившиеся и разваливающиеся. Мы видим следы советского прошлого, например обветшалый дом культуры и большой коровник построенный еще при Советском Союзе. Но вместе с общей серой картиной, нам показывают еще и красоту окружающей природы.

На основании полученных визуальных социологических данных, я могу заключить, что общество, в котором происходят события фильма, находится в упадке. Это общество ничего не производит нового, но использует старое для выживания. Исходя из того что жилые постройки в деревне все находятся в почти аварийном состоянии, можно сделать вывод, что в селе существует нехватка мужского населения, которое в основном и должно было следить за состоянием домов своих семей. Чем вызвана эта нехватка мы узнаем позднее.

Далее я проведу визуальный социологический анализ главных действующих лиц фильма: Андрея Драгунова, Экклезиаста и Митяя. Стоит напомнить, что cуть визуального социологического анализа заключается в суждении о человеке или об обществе, совершенно не зная его, то есть только по внешнему виду, поэтому я в основном буду брать сцены, где наши герои появляются впервые.

Начну я с Андрея Драгунова. Впервые мы видим его разрисовывающим из балончика с краской стены железнодорожной станции. Он выглядит как типичный представитель неформальной культуры города. Вместе с этим, перед тем как за ним начинается погоня, мы успеваем увидеть нарисованную им картину на стене. Этот рисунок на стене дает нам понять, что он неплохой художник. Далее в ходе повествования мы также увидим, что он не обеспокоен своим будущим.

По этим визуальным социологическим данным мы можем сказать, что Андрей относится к низшей или средней страте общества. Он талантливый художник. Мы можем сказать, что он “плывет по течению”. Все, что ему надо - это самовыражение и удовлетворение его материальных потребностей.

Деревенского философа по имени Экклезиаст мы впервые встречаем в деревенской столовой. Мы видим опустившегося пожилого человека в лохмотьях, но вместе с этим мы видим, что у него доброе лицо, его взгляд живой и веселый. Можно сказать, что он потрепан жизнью и алкоголем.

Здесь визуальный социологический анализ нам дает информацию о том, что Экклезиаст относится к низшему слою общества. Также, исходя из визуальных данных, мы можем уже распознать его характер и понять, что за человек перед нами.

Митяя впервые мы видим за рулем ассенизационной машины. Его лицо изуродовано шрамами, заметны отклонения в поведении. Связав шрамы и его поведение, можно предположить, что его могло контузить на войне. Таким образом с помощью визуального социологического анализа мы выяснили, что Митяй прошел войну, а учитывая его возраст мы можем сказать, что он ветеран чеченской войны.

Здесь с помощью визуального анализа мы получаем информацию о социальном статусе Митяя и его стратификационной принадлежности.

Итак через визуальный социологический анализ мы раскрыли существенные особенности общества, получили данные о социальном положении персонажей, раскрыли черты характера героев фильма, смогли определить стратификационную принадлежность и также нам удалось выяснить некоторые подробности биографии индивидов.

Итак главный герой фильма - молодой современный человек, начинающий художник на преддипломной практике. До событий фильма он прошел стандартный набор социальных институтов для современного городского человека т.е. он социализировался в такой же политической, экономической и образовательной системе как и большинство современных людей живущих в городах. Он не имеет принципов, не имеет цели жизни. Основными его потребностями являются удовлетворение собственных материальных потребностей и самовыражение.

В следствии обстоятельств на преддипломную практику он едет не в Италию, а в село “Промежуточное”. Там он обретает нетипичное для него окружение, находит настоящих своих друзей. У него появляются другие стремления, удовлетворение собственных материальных потребностей уходит на второй план. Но и на свое окружение он оказывает сильное влияние он вдохновляет их на осуществление собственных целей, можно сказать он приносит в село “Промежуточное” надежду на лучшее.

У людей в селе “Промежуточное” совершенно другие потребности и цели с акцентом на духовное начало. Это связано с тем, что они прошли совершенно другие социальные институты в ходе своей социализации. Определяющим социальным институтом в селе является армия. Почти все мужское население села прошло армию и войну. Война затронула почти каждую семью деревни. Но те кто прошел войну, возьмем для примера контуженного «недоношенного ребёнка войны» Митяя, обрели свой смысл жизни - просто жить и любить жизнь. Но в селе также есть и другая прослойка людей прошедших социализацию в тюрьме. Их ценности в жизни очевидны. Они ставят свои интересы, свою выгоду даже выше чужой человеческой жизни.

Но процесс социализации не ограничивается главными фундаментальными социальными институтами. Социализация человека проходит также и в социальной группе. Главный герой, обретя своих друзей попал в такую неформальную социальную группу. В ходе фильма мы наблюдаем изменения в личности не только главного героя, но и его окружения. Это говорит о том, что внутри группы происходила взаимная социализация. Так же данная социальная группа осуществляла экспрессивную, поддерживающую функцию. А в диаде Клизи и Андрея социальная группа выполняла и инструментальную функцию.

Также различия в социальных ценностях и нормах определенной социальной группы зависит от социальной стратификации. В объяснении данного вопроса нам поможет теория социального пространства, а точнее социальной мобильности П.А. Сорокина и его понятия социальной мобильности и социальной стратификации.

«Социальная мобильность - это явление перемещения индивида внутри социального пространства.»1

«Социальная стратификация -- это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге».1

Возьмем для примера социальную группу администрации и предпринимателей данного села и социальную группу простых обывателей. Представители администрации и предпринимателей играют в деревне роль высшей страты общества по экономическому, политическому и профессиональному признаку. Это связано с тем, что эта социальная группа приехала из маленького провинциального городка. Они прошли горизонтальное и вертикальное восхождение по социальной лестнице с помощью социальных институтов присущих городу.

Население же деревни является низшей стратой общества деревни как по политическому и экономическому признаку, так и по профессиональному. Их движение по социальной лестнице является только горизонтальным. Например если взять женское население села, и пронаблюдать изменение социального положения данной социальной группы в обществе, мы увидим, что тут присутствует только движения без заметного изменения социального положения. Если же взять мужское население, то мы увидим, что несмотря на вертикальный социальный подъем с помощью института армии, происходит социальный спуск, и далее наблюдается лишь горизонтальная социальная мобильность.

Проанализировав стремления этих двух каст деревни, можно сказать, что у первой страты имеется стремление к вертикальному социальному росту, в то время как у второй страты такого стремления не наблюдается. Единственное что волнует первых- это собственное материальное благополучие, то время как вторых волнует духовная составляющая.

Следующая проблема, которую я хочу рассмотреть, это проблема социальной дилеммы рассмотренную Э. Дюркгеймом.

«Социальная дилемма - это ситуация, когда нам приходится принимать решение о поступке, который может принести личную выгоду в ближайшем будущем, однако, в силу определенных общественных последствий, может причинить вред в отдаленной перспективе»1.

Перед главным героем в течении повествования встает -- получить свои деньги и уехать домой, в «город-геморрой», чтобы и дальше разрисовывать стены из баллончика, или остаться и, возможно, выполнить свое предназначение как художник, подарить людям этого захолустья настоящие, чистые эмоции, и обрести самому понимание, зачем он вообще встал на путь искусства. В первой половине фильма для него однозначно в приоритете был первый вариант, но чем дольше он пребывал в деревне, тем сильнее менялись его приоритеты. В итоге он, окончательно просрочив преддипломную практику, а в следствии и возможность получения диплома, выбирает второй вариант. Таким образом именно через социализацию в этой социальной группе он получает истинные ценности его жизни, получает ответы о смысле жизни, о своем предназначении.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного можно сделать выводы, что социализация и ресоциализация происходит на протяжении всей жизни человека. Основными факторами социализации и ресоциализации являются социальные институты и социальные группы, в которые вступает человек в течении всей жизни. В ходе социализации и ресоциализации ценности, приоритеты, цели индивида могут изменяться.

Итак, проведя анализ фильма, используя социальные приемы и теории, я сделал определенные выводы. При анализе данной картины я рассмотрел следующие социальные аспекты:

Визуальные данные социологии

Проблему социализации

Социальные статусы и роли

Стратификационные различия общества

Проблему социальной мобильности

Социальное взаимодействие (интеракцию)

Социальную дилемму

Исходя из проведенного мной анализа, можно сделать вывод, что социальные аспекты хоть и могут рассматриваться по отдельности, все равно неразрывно взаимосвязаны друг с другом.

Также я увидел как много информации может дать визуальный анализ. Мы, абсолютно не зная сущность человека, по внешнему виду мы смогли определить его черты характера, его социальный статус, некоторые его социальные роли. Визуальный анализ раскрыл нам особенности данного общества, показал нам социальные ценности этого общества.

На примере фильма также была рассмотрена проблема социальной дилеммы. Стоит отметить, что исход решения социальной дилеммы зависит не только от индивидуальных социальных качеств индивида, но и от особенностей его социализации, его социальном положении и его социальной мобильности.

При анализе я наглядно увидел, что процесс социализации проходит на протяжении всей жизни индивида. Я смог рассмотреть как на этот процесс влияют социальные институты, социальные группы и общество в целом.

В заключение я хотел бы отметить, что для человека естественнее духовные ценности в жизни нежели материальные. Человек, воспитанный с установкой на материальные ценности, в основном не имеет истинной цели в жизни и ощущает пустоту своей жизни. Человеку необходимо знать свое предназначение. Главный герой нарисовав, возможно самую главную работу его жизни, обретает понимание своего предназначения и личностную законченность.

кинофильм граффити социологический визуальный

Список литературы

1) Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.

2) Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.

3) И.С. Кон. Люди и роли.

4) Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. -- М.: Логос, 2007.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Исследование граффити Туруханска с четырех точек зрения: исторической, нравственной, психологической и лингвистической. Определение признаков молодежной субкультуры. Анализ типов, видов и стилей граффити Туруханска и Бора, предпочитаемых мест исполнения.

    творческая работа , добавлен 06.05.2012

    Визуальные данные социологии, предложенные П. Штомпкой. Социальные статусы и роли героев картины "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит". Теория социальной мобильности П.А. Сорокина. Изменение общества, окружающей среды, визуального анализа человека.

    эссе , добавлен 13.01.2015

    Определение понятия, история и виды граффити как искусства. Мотивы рисовальщиков, восприятие граффити и их влияние на поведение, отношение к рисовальщикам. Предотвращение и контроль вандализма, социальные характеристики лиц, которые склонны к вандализму.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Рассмотрение религии в контексте основных социологических теорий. Выявление специфики социологических теорий о религии в России. Изучение актуальности проблем религиозности. Анализ уровня религиозности молодежи (среди студентов ВУЗ) в г. Тамбове.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2011

    Понятие и характеристика неформальных объединений, рассмотрение молодежной субкультуры с позиции появления, формирования, функционирования неформальных молодежных объединений. История и направления граффити: трафаретное, художественное, нехудожественное.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.

    реферат , добавлен 22.07.2015

    Сбор социологических данных. Диалектика общего, особенного и единичного. Качественные и количественные методы социологических исследований. Обработка полученных данных. Анализ социальной действительности. Механизм адаптации людей к социальным изменениям.

    реферат , добавлен 27.01.2013

    Причины и сущность глобализации, её последствия для человека и общества. Влияние процесса глобализации на разные аспекты современной жизни. Характеристика современных социологических теорий глобализации: теория империализма, зависимости, мировой системы.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2013

    Разработка основных социологических теорий. Предобщество, общество и сверхобщество. Законы экзистенциального эгоизма. Научная деятельность русского философа Александра Зиновьева. Введение термина "человейник". Социологическая концепция А.А. Зиновьева.

    реферат , добавлен 19.11.2011

    Основные положения, преимущества и недостатки теорий социального действия М. Вебера, Т. Парсонса, А.Н. Леонтьева. Значение теорий в теоретических моделях социальной работы. Применение теорий социального действия в практике социального работника.

0

Визуальные данные в широком смысле «потенциально охватывают всякие предметы, людей, места, события или ситуации, которые может наблюдать человеческий глаз». Для визуальной социологии существенны, однако, только визуальные данные в более узком смысле - социологические визуальные данные. Не те ли видимые для глаза (а затем и для фотоаппарата) объекты или явления, которые дают возможность более глубокого, описательного или обобщающего познания общественного мира? Естественно те и только те, которые связаны с деятельностью человека, а точнее те, на которых человек и коллективы оставили отпечаток своей активности или присутствия. Это исключает из сферы интереса визуальной социологии богатый образами мир природы. Прекраснейшие снимки горного пейзажа, захода солнца над океаном или зверей в тропических джунглях ничего не скажут нам об обществе. Но - внимание - ровно настолько, насколько фотография схватывает эти явления в естественном состоянии, не модифицированном присутствием или активностью человека.

Снимки природы, преобразованной либо испорченной, а значит, цивилизованной среды несут, по крайней мере потенциально, социологическую информацию. Когда на снимке гор появляются канатные подъемники и лыжники, на океане заметен корабль, а животные находятся в клетке возле дома, мы уже сталкиваемся с вмешательством человека, а значит, с наблюдаемыми проявлениями общественной жизни. Даже когда на снимке нет и следа человека, снимок может быть определенно социологическим. Пятна мазута и мертвые птицы в заливе на Аляске, выжженные пространства Амазонки или обрубки засохших деревьев в Судетах достаточно говорят о деструктивных последствиях человеческих технологий в современную эпоху. Фотографический проект «Земля с неба. Портрет планеты на пороге XXI века» французского автора Артуса-Бертрана, включающий сотни снимков, сделанных с самолета или вертолета во многих краях света, показывает, как поверхность нашей планеты становится зримым свидетельством не только созидательной, но и разрушительной деятельности homo sapiens. Снимки архитектуры или пространственного строения городов, геометрии возделываемых полей, сети дорог или автострад тоже имеют социологический смысл, так как показывают фиксированные эффекты человеческой деятельности.

Миллионы лет существования человека и растущая численность и плотность экспансивной человеческой популяции привели к тому, что мир неповрежденной природы небывало уменьшился. Вероятно, в скором времени только яхтсмены, отправляющиеся в одиночное плавание вокруг света, или альпинисты, взбирающиеся на Гималаи, будут иметь возможность общаться с нетронутой природой. Когда мы оглядываемся вокруг, держа в руках фотоаппарат, почти всегда можем увидеть что-нибудь из мира человека. Казалось бы, что количество тем для визуальной социологии неограниченно, а почти каждый снимок имеет какой-то социологический смысл. Действительно ли турист, которого я недавно видел на рыночной площади в Кракове и который спешил за гидом, держа в руках фотокамеру и вообще не глядя в визир, время от времени механически нажимал на спуск, занимался визуальной социологией, поскольку на его снимках неизбежно оказывались какие-то люди и какие-то фрагменты людского городского окружения? Вот уж нет, и по трем причинам. Во-первых, он не делал снимки с социологическим намерением, т. е. руководствуясь каким-либо вопросом или проблемой, вытекающей из ранее сложившихся теоретических воззрений на общество, которым соответствовали бы выбор темы, композиция снимка, способ кадрирования (оставление за кадром того, что не важно), оперирование глубиной резкости (фокусировка на том, что важно) и другие композиционные или технические меры. Во-вторых, он намерен показать свои снимки родным или знакомым как доказательство того, где был и что видел, но ему бы и в голову не пришло отнестись к ним как к предмету герменевтического, семиотического или дискурсивного анализа, чтобы выявить кроющееся за ними социологическое содержание. (К этому случаю мы вернемся в следующих главах.) Но наиболее важным является то, что не все, что случайно запечатлено, помимо наверняка содержащегося проявления общественной жизни, было также социологически важно, приносило потенциально важную социологическую информацию, оказывалось ключом к более глубоким, скрытым слоям общества, его чертам или закономерностям.

Область визуально фиксируемых проявлений общественной жизни огромна. Фотография «поставляет все те «детали», которые являются сырьем этнологических знаний». В этом отдают себе отчет не только социологи, но и фотографы. Классик документальной фотографии Доротея Ланге так характеризует цель своей деятельности: «Документальная фотография отражает современность и документирует ее для будущего. Фокусом интереса фотографии является человек. Она регистрирует его повседневную жизнь на работе, на войне, в развлечениях или его деятельность в течение суток, следующих друг за другом времен года или фаз жизни. Фотография отображает институты человека - семью, церковь, правительство, политические организации, клубы, профессиональные союзы. Она не только показывает их внешнюю сторону, но и старается открыть способ их функционирования, влияния на личность, лояльность и поведение. Фотография интересуется методами труда и зависимостью работников друг от друга и от работодателей. Она имеет исключительные возможности для отображения изменений».

Объекты и общественные явления, которые могут быть сфотографированы, находятся в определенной иерархии по важности. Попробуем составить списки таких визуально доступных объектов и явлений (т. е. потенциальных тем для фотографирования, потенциальных визуальных данных), которые давали бы наибольшую возможность социологического познания. Здесь мы идем по следам, проложенным когда-то Брониславом Малиновским, который, проводя антропологические исследования, пользовался составленным ранее «инвентарем для полевых наблюдений». Однако наш инструментарий для визуальной социологии мы хотим систематизировать, трактуя его как исходную точку аналитической матрицы контекстов и аспектов, в которых проявляется общественная жизнь.

Понятие контекста было уже введено ранее. Напомним, что речь идет о типичных областях общественной жизни, в которые люди как-то входят и из которых выходят в течение своего повседневного функционирования, а также в течение своей жизни. Каждый контекст специфичен в отношении разнообразных аспектов. Примем во внимание 15 наиважнейших общественных контекстов. Сначала те, которые являются базовым экзистенциальным опытом каждого человека, вытекающим из его биологической природы: дом, работа (в том числе техника), потребление, путешествия (перемещение в пространстве), болезнь, смерть. Затем те, которые встречаем в большинстве человеческих культур и которые отражают либо какие-то императивы коллективной, общественной формы человеческого бытия, либо какие-то неизбежные драмы коллективного существования:образование (воспитание), религию, политику, науку (познание), искусство, отдых (развлечения), спорт, войну и природные катастрофы. В каждом из этих контекстов выделим шесть аспектов: действующие личности, их действия, взаимодействие (и общественные отношения), коллективность (и ее структура), культура и окружение (среда).

Введение

Социология - сравнительно молодая наука. Именно поэтому она с легкостью берет на вооружение современные достижения в области техники, общественной мысли. Примером тому может являться одна из отраслей социологии - визуальная социология, зародившаяся в 70-х годах прошлого века.

Визуальная социология занимается изучением кино, рекламы, СМИ и проч. Основной тезис заключается в принятии того факта, что визуальность есть первичный измеритель социальной действительности, задающий основные траектории ее реконструирования и репрезентации.

Фотография - является одним из предметов изучения визуальной социологии. Она позволяет запечатлеть тот или иной отрезок социальной реальности и затем подвергнуть его скрупулезному анализу. Анализ есть один из важнейших методов исследования в социологии. Изучению одного из его подвидов - символическому анализу и посвящена данная работа.

Цель работы - определение базовых характеристик метода символического анализа фотографии.

Задачи работы:

Анализ источников с целью выделения специфических черт визуальной социологии;

Определение истории зарождения фотографии как метода исследования в социологии;

Определение основных методов по анализу фотографии в социологии.

В данной работе были использованы теоретические исследования, посвященные визуальной социологии как новейшей отрасли социологии , прикладные исследования, описывающие опыт использования фотографии как метода исследования в социологии .

Работа состоит из трех параграфов, каждый из которых направлен на решение одной из поставленных выше задач. Так в первом параграфе рассматривается история формирования визуальной социологии. Во втором параграфе описывается фотография, ее специфические черты, возможное ее применение в социологических исследованиях. В третьем параграфе описывается метод символьного анализа фотографии, опыт его применения в социологических исследованиях.

Основные характеристики визуальной социологии

Визуальная социология (англ. Visual sociology) -- направление социологии, изучающее социальные и культурные явления сквозь призму визуальных образов и репрезентаций (фотографий, фильмов, рекламы и пр.) .

Хотя теоретически визуальная социология имеет дело со всеми видами визуальных источников, доминирующим направлением является изучение статичных образов, или фотографий.

История обращения к визуальным документам в социологических исследованиях начинается в конце 19 в. -- между 1896 и 1916 гг. Американский социологический журнал публиковал работы с фотографиями, которые воспринимались как указание на остроту социальной проблемы, средство анализа, доказательство обоснованности теоретических положений, а также представляли нетипичный опыт, то есть использовали возможность фотографического отображения незнакомой читателям реальности.

Эта функция фотографии обусловила ее применение первоначально в антропологических исследованиях, но более релевантным методом для этнографии и антропологии впоследствии считалось производство фильмов (нестатическое изображение).

Если в антропологии и этнографии визуальные документы использовались для демонстрации видимой реальности незнакомых культур, то социология обращалась к фотографии для описания доступных, но нетипичных, в частности, девиантных. Так начала свою историю американская социальная фотография.

Однако вскоре фотография была названа «инструментом описания, неподдающимся контролю на научном уровне, который нельзя использовать на уровне количественном» , то есть считалось, что она не может рассматриваться как аргумент в социологических исследованиях, основанных на статистических методах. «После 1916 г. В Американском социологическом журнале перестают публиковаться фото графии, что соответствовало намерениям редакторов сделать журнал научным форумом, а не местом обсуждения социальных проблем». Так «функция отображения социального перешла по наследству фотожурналистике» -- речь идет о традиции социальной фотографии, которая с этого момента «флиртует с социологией и антропологией» .

В 1960-1970 годах возвращается практика использования визуальных документов в социологических исследованиях. В целом для гуманитарного знания 20 в. характерен «визуальный поворот», как реакция на процессы культурных изменений. Распространение визуальной информации в значительной степени определяет характер современных социальных взаимодействий, использующих язык визуальных образов.

Как предмет социологического изучения особое развитие фотография получила с 1970-х гг., вместе с возросшим интересом к социологии искусства вообще, а также ввиду изменения положения фотографии в искусстве -- фотография начала восприниматься как полноценный медиум с чётким культурным статусом.

На первых этапах социологи обращали внимание на представление на фотографиях различных исторических событий, а также на взаимоотношения фотографии и власти и отражение в визуальных репрезентациях различных идеологий и стратегий контроля.

В основном «визуальная» тематика в социологии развивалась в рамках таких направлений, как постструктурализм и семиотика. В первую очередь, это работы Р. Барта и М. Фуко, Т. Ван-Дейка, П. Бурдье и пр. Немалую роль в исследовании феномена визуальной культуры сыграли также Ж. Деррида, Ж.Лакан, М.Шапиро, К. Силверман, Ж. Бодрийяр и другие ведущие современные теоретики.

Резкий всплеск исследований визуального наблюдается в начале 90-х гг, как в антропологической, так и в социологической школах. Визуальные источники окончательно перестали рассматриваться только как ресурс, превратившись в объект и основной сюжет исследования. Основной интерес исследователей направлен на изучение того, как конструируется реальность с помощью визуальных образов, как создается значение и смысл.

Важной предпосылкой развития визуальной социологии является, помимо рассмотренного, оформление теоретических концепций, которые П. Штомпка, обосновывая сотрудничество фотографии и социологии, называет «второй социологией». Он пишет по поводу теоретических истоков этого направления: «Какими чертами должна обладать социологическая теория, чтобы использование фотографии стало правомочным?

Среди социологических теорий те, которые могут быть использованы визуальной социологией и одновременно сами использовать эвристически либо доказательно фотографические снимки, должны выполнять условия :

a) принадлежать ко второй социологии, а значит, социологии действий;

b) принадлежать к социологии повседневной жизни;

c) размещаться в рамках микросоциологии.

Из социологических теорий три наиболее полно выполняют эти условия: феноменологическая социология Альфреда Щютца, этнометодология Гарольда Гарфинкеля и драматургическая социология Ирвинга Гофмана». Следовательно, визуальное «становится видимым» для социологов только по мере расширения эпистемологических рамок социальной теории в середине 20 в.

В течение последних пятнадцати лет были сделаны многочисленные попытки определения концептуальной структуры и дисциплинарных границ визуальной социологии. Майкл Эммисон и Филипп Смит, например, доказывают, что визуальные исследователи должны фокусироваться на совершенствовании навыков наблюдения. Поэтому для них внимание к особенностям конструкции изображений является слабой заменой культивирования искусства наблюдения.

Большинство визуальных социологов, однако, рассматривают работу с изображениями как необходимый шаг к улучшению ремесла наблюдения. Некоторые визуальные социологи полагают, что областью данного направления является изобретение визуальных исследовательских техник, в то время как другие утверждают, что визуальная социология включает прежде всего семиотический интерпретативный анализ визуальных продуктов культуры и общества.

Дж. Грэйди размышляет о том, что социальное и культурное исследование с визуальными материалами должно состоять из многих отличных аналитических методов, но только некоторые из них адекватно изложены на сегодняшний день.

Наиболее явное упущение в современной визуальной социологии, например, связано с недостатком внимания к визуальной демонстрации количественной социальной информации типа карт, графов, диаграмм и других форм визуализации. По его мнению, в визуальной социологии есть так же много количественного, как и качественного.

Наконец, Люк Паульс утверждает, что визуальные социологи должны развивать «визуальную научную грамотность», чтобы полностью эксплуатировать возможности этого вида исследований. Работа с визуальными материалами требует нескольких компетентностей, она включает детальное знание того, как материалы были произведены, знание того, к чему эти материалы обращаются (с чем соотносятся), знание эффектов коммуникации при помощи визуальных материалов.

Визуальная социология базируется на теориях визуальной культуры, понимающей социологии, визуальной методологии и использует разнообразные методы визуального исследования, в частности, методы визуальной антропологии, визуальной этнографии, социальной семиотики, качественного контент-анализа, искусствоведения, деконструкционизма, визуального эссе, метод photo-elicitation и т.д.

При интерпретации визуальных изображений интерпретаторы стремятся учитывать разнообразные социологические аспекты изображения, например, социальный статус персонажей, взаимодействия между людьми, символы, социальные проблемы, «дух эпохи» и т.д., вытекающие из принятой исследователем какой-либо социологической теории, например, гендерной теории.